Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 3 – 4. Методы генетики человека





 

Цель: Охарактеризовать способы получения и обработки информации о развитии наследственных признаков человека

 

Методы: Лекция

 

Содержательная часть урока:

 

Применение самых распространенных методов общей генетики – гибридологического и экспериментально-мутационного – невозможно при изучении закономерностей наследственности и изменчивости человека, поэтому наиболее информативными и значимыми являются: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический и метод моделирования.

1. Генеалогический метод является наиболее исторически ранним. Генеалогия – это наука о родословных человека. Чем больше семья, тем более информативной является родословная. В 1826 г. была описана семья персидского шаха, имевшего 66 сыновей, 53 замужних дочери, 271 внука и внучку. К 80-летию этого шаха в его семье было уже 860 детей, внуков, правнуков и праправнуков. Особенно важно наличие большого числа детей в поколении для установления типа наследования признака. Люди изображали внутрисемейные отношения в графическом виде, начиная с XV века.

Важнейшие представления о химической природе генов и матричном принципе их воспроизводства были впервые четко сформулированы в 1927. Н.К. Кольцовым (1872–1940). Его ученик
Н.В. Тимофеев-Ресовский (1900–1981) воспринял эти идеи и развил их как принцип конвариантной редупликации генетического материала. Немецкий физик Макс Дельбрюк (1906–1981; Нобелевская премия 1969г.), работавший в середине 1930-х гг. в Химическом институте кайзера Вильгельма в Берлине, под влиянием Тимофеева-Ресовского заинтересовался биологией настолько, что бросил физику и стал биологом.

В течение долгого времени, в полном соответствии с определением жизни, данным Энгельсом, биологи считали, что наследственным веществом являются какие-то особые белки. О том, что нуклеиновые кислоты могут иметь к генам какое-то отношение, никто и не думал – слишком уж они казались простыми. Так продолжалось до 1944 г., когда было сделано открытие, коренным образом изменившее все дальнейшее развитие биологии. В этом году была опубликована статья Освальда Эйвери, Колина Мак-Леода и Маклина Мак-Карти о том, что у пневмококков наследуемые свойства передаются от одних бактерий другим с помощью чистой ДНК, т.е. именно ДНК является веществом наследственности. Затем Мак-Карти и Эйвери показали, что обработка ДНК расщепляющим ее ферментом (ДНКазой) приводит к потере ею свойств гена. До сих пор непонятно, почему это открытие осталось не отмеченным Нобелевской премией.

В Советском Союзе генетики как науки не существовало в природе. Ситуация начала меняться лишь в конце 1960-х годов, когда американские ученые опубликовали сенсационные результаты исследования генотипа типичного американца. Результат генетического скриннинга населения США действительно выходил за рамки академической науки и вызвал у американских граждан настоящий шок. Оказалось, что за неполные 200 лет американской государственности ее эталонный гражданин -- белый, англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания -- стал генетически на 30% негром. Результаты американцев заинтересовали советских чиновников, поэтому в СССР были созданы первые лаборатории по популяционной генетике человека. Занимались они исключительно изучением наследственности малых народов, а большинство полученных результатов сразу получали гриф «для служебного пользования».

Сбор материала для генетического анализа проводят одним из способов – по пробанду и сплошным методом. Выбор метода определяется характером изучаемого признака и его распространённостью в популяции. Если ставится цель изучить редко встречающийся признак, например, психическое заболевание, то регистрацию семей осуществляют по прабанду. Потенциальные пробанды – обладатели признака, могут состоять на учёте в специализированных лечебных или социальных учреждениях. Если планируется изучить наследственную природу признака, который имеется у каждого человека, например, уровень интеллекта, сбор материала проводят сплошным методом. Намечают группу людей, которая может быть изучена (генеральная совокупность) и из неё формируют выборку. При любом сборе данных объекты исследования должны включаться в выборку случайно, недопустимо отбирать «наиболее интересные» или «типичные» случаи.

Сущность метода – в анализе наследования и проявления изучаемого признака в ряду поколений, при этом информативность метода возрастает по мере исследования большего числа поколений. Для этого составляют родословные, которые представляют собой последовательную графически изложенную совокупность сведений о предках того или иного человека, характеризующих его происхождение. Анализ полученной при составлении родословной информации позволяет определить тип наследования интересующего признака или болезни. Метод позволяет выяснить: сколько генов вызывают проявление признака или болезни (моногенное или полигенное наследование), а также в каких хромосомах локализованы эти гены – в половых или аутосомах. Он является наиболее доступным, но разрешающая способность метода относительно невелика, особенно в условиях недостатка данных. При составлении родословных могут возникать определённые трудности. Обычно люди могут проследить свою родословную не более, чем на 2 – 3 поколения назад и не помнят всех родственников. Иногда они умышленно скрывают факты, которые для них неприятны или о которых они не хотят упоминать. В ряде случаев путаница в родословных может наблюдаться из-за внебрачных детей, повторных браков, современных репродуктивных технологий (искуственное оплодотворение, суррогатное материнство). Родители и дети представляют собой ядерную семью. Родственниками первой степени родства являются родители и дети, родные братья и сёстры(сибсы). У них половина общих генов. Родственники второй степени родства (бабушки, дедушки, внуки, внучки, дяди, тёти, племянники и племянницы) имеют 25% общих генов. Двоюродные сибсы – это родственники третьей степени родства, у них 12,5% общих генов. Дети, у которых один общий родитель, называются полусибсами. Они родственники второй степени родства. Примером применения такого метода является исследование некоторых признаков в царских династиях на протяжении многих поколений (гемофилия, габсбургский нос).

 

2. Близнецовый метод применяется для выяснения степени наследственной обусловленности исследуемых признаков. Метод основан на сравнении по ряду признаков однояйцевых (монозиготных, МЗ) и разнояйцевых (дизиготных, ДЗ) близнецов.Этот метод позволяет определить роль генетического вклада в наследование сложных признаков, а также оценивать действие влияния таких факторов, как воспитание, обучение и т.

Исследователь работает с парами близнецов, изучая в них наличие и степень выраженности интересующего его признака. При использовании этого метода проводится сопоставление:

– монозиготных близнецов с дизиготным;

– партнёров в монозиготных парах между собой;

– данных анализа близнецовой выборки с общей популяцией.

Монозиготными близнецами называются близнецы, образовавшиеся из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. Следовательно, с генетической точки зрения, они идентичны, т. е. обладают одинаковыми генотипами. Естественно, что они всегда одного пола.

Полученные данные анализируются по показателям конкордантности (сходства) и дискордантности (различия) признака, выражаемым в процентах.

Дизиготные близнецы возникают путём оплодотворения двух разных яйцеклеток разными сперматозоидами, которые развиваются в матке одновременно. С генетической точки зрения они схожи между собой не более, чем обычные братья и сёстры, так как имеют в среднем 50% идентичных генов. Общая частота рождения близнецов составляет 1%, приблизительно 1/3 их приходится на монозиготных близнецов.

Близнецовый метод включает в себя:

а) подбор близнецовых пар;

б) определение зиготности близнецов, основанное на анализе наиболее изученных моногенных признаков (группы крови, лейкоцитарные антигены, чувствительность к горькому вкусу фенилтиомочевины и т. д.). Если у обоих близнецов по этим признакам нет различий, их считают монозиготными. Наиболее достоверный критерий монозиготности – свободная приживляемость трансплантантов;

в) сопоставление групп моно- и дизиготных близнецов по изучаемому признаку. При этом определяется коэффициэнт парной конкордантности (К), указывающий на долю близнецовых пар, в которых исследуемый признак проявился у обоих партнёров (конкордантность – степень сходства, дискордантность – степень несходства).

Коэффициэнт «К» можно выражать в процентах и в долях единицы. Если у монозиготных близнецов «К» высок, а у дизиготных – низок, считают, что доминирующая роль в определении признака принадлежит наследственным факторам. При близких значениях «К» у моно- и дизиготных близнецов считают, что признак развивается в основном под действием внешней среды. Если значение «К» у монозиготных близнецов невысоко, но существенно выше, чем у дизиготных близнецов, считают, что в формировании признака сыграли роль как факторы внешней среды, так и факторы генетической природы, т. е. к развитию признака имеется определённая наследственная предрасположенность.Базовым методом считается сравнение выраженности данного признака в парах МЗ и ДЗ, например, сходство уровня интеллекта у МЗ существенно выше – 97%, чем у ДЗ – 50%. МЗ близнецы – единственные люди на Земле, имеющие одинаковые наборы генов. Дизиготные близнецы с точки зрения генетической – родные братья и сестры, имеющие по 50% общих генов.

 

Примеры конкордантности по некоторым
морфофизиологическим признакам и заболеваниям у МБ и ДБ, %

Признаки МБ ДБ
Цвет глаз, волос 99,5; 97,0 28,0; 23,0
Форма губ, ушей 100,0; 98,0 65,0; 20,0
Папиллярные линии 92,0 40,0
Маниакально-депрессивный психоз 73,1 15,2
Шизофрения 67,0 12,1
Эпилепсия 60,8; 37,2 12,3 (1,8)
Сахарный диабет 84,0; 58,0 37,0 (20,0)
Туберкулёз 66,7 23,0
Ревматизм 47,3 17,3
Воспаление среднего уха 30,1 9,8
Косолапость 45,5 18,2
Врождённый вывих бедра 41,4 2,8
Корь 97,4 95,7
Коклюш 97,7 92,0
Ветряная оспа 92,8 89,2
Скарлатина 56,4 41,2

 

Для объективности суждения о роли среды и наследственности в развитии признака используют критерий «Н» – наследуемость.

При значении «Н», приближающихся к 0, считают, что признак развивается исключительно под действием факторов внешней среды. При значениях 1>Н>0,7 – признак развивается под действием генетических факторов. Средние значения «Н» – от 0,4 до 0,7 свидетельствуют о том, что признак развивается под действием внешней среды на фоне генетической предрасположенности.

 

Date: 2015-09-02; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию