Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники воздействия на эмоции разных читательских аудиторий. Следует всегда помнить, что людьми движет не столько логика, сколько чувства





 

Следует всегда помнить, что людьми движет не столько логика, сколько чувства. Даже в поступках, которые кажутся далёкими от тех, что принято называть эмоциональными актами, можно обнаружить глубоко запрятанные, но всё же сентиментальные мотивы.

Каждый человек, в процессе накопления своего жизненного опыта, проходит долгий путь стрессов. Некоторые эмоции ему помогают, другие мешают. В этом случае он учится подавлять их в себе. В результате формируется центральный блок эмоций. В нём есть одна-две эмоции, возникающие чаще других. Как правило, у каждого человека формируется одна «центральная эмоция».

Центральная эмоция – это слабая эмоция, возникающая у человека в спокойном состоянии. Она представлена незначительным чувственным оттенком (след ослабленной эмоции) одной из трёх модальностей:

· Раздраженность (оттенок злости) – постоянная готовность к нападению. Люди с такой центральной эмоцией чувствуют себя в безопасности, если обладают реальной властью.

· Волнение (оттенок радости) – постоянная надежда. Люди с этой эмоцией ни в чём до конца не уверены, им в жизни всегда нужны гарантии.

· Настороженность (оттенок страха) – предчувствие опасности, которая может возникнуть в любой момент. Эти люди боятся быть обманутыми, они полностью никому не могут довериться.

В спокойном состоянии человек расслабляется и не предпринимает каких-либо действий. Он как бы чего-то ждёт. Поэтому любое спокойное состояние можно охарактеризовать как эмоцию выжидания (грусть). Следовательно, центральная эмоция у каждого человека существует параллельно с грустью. Она слабее и создаёт некий «эмоциональный фон» для его грусти. Центральная эмоция формирует направленность ожидания, т.е. указывает на причину (мотивы) ожидания.

В связи со спецификой центральной эмоции, людей, как уже упоминалось, можно условно разделить на шесть эмоциональных психологических типов, к каждому из которых, если он потенциальный читатель, существует определённый правильный подход:

1. «Правдоборец». Наиболее часто повторяющаяся эмоция: агрессия с настороженностью. Этот человек мечтает о власти, но не любит самостоятельно нести ответственность за свои действия. Чтобы чем-то заинтересовать такого человека, нужно больше соглашаться с ним, подчеркивая свою лояльность к нему. «Правдоборцам» больше других психологических типов свойственно интересоваться информацией политического характера и другими сведеньями, связанными с изменениями социального уклада и борьбой с незаконностью. Поэтому, обращаясь к такой аудитории, следует принимать ее сторону и искать у читателей мысленного подтверждения собственных высказываний. Этим людям обычно импонируют вопросительные предложения. Они любят, когда с ними советуются.

2. «Покровитель». Наиболее часто повторяющаяся эмоция: агрессия с волнением. Этот человек любит оказывать покровительство другим. Он старается создать собственный «мир», живущий по своим правилам. Покровитель предпочитает не вдаваться в детали происходящего. Этому человеку нужно делать мелкие одолжения – тогда он чувствует себя в долгу и готов к сотрудничеству, даже с ущербом для себя. Читательские предпочтения «Покровителей» связаны с эксклюзивной информацией элитарного характера. Они ищут то, что мало кто знает, чтобы пользоваться данными сведеньями для обучения других. Однако их самих учить не следует. Интересующая этих людей информация должна быть ненавязчивой и содержаться в канве того или иного сообщения. Обращаясь к «Покровителям» нужно проникнуться уважением к читателю. Лучше говорить об общих вопросах, глобального характера, о несовершенстве устройства мира и т.д. Однако они также не любят длинных рассуждений. Все должно быть коротко, ясно и понятно изложено.

3. «Спортсмен». Наиболее часто повторяющаяся эмоция: волнение с агрессией. Такой читатель всегда стремится быть первым, кто обнаружил что-то важное для других. Окружающих он воспринимает как потенциальных конкурентов. Таким человеком нужно восхищаться и выказывать добровольное желание помочь ему достичь его цели. Его интересует слава, которую можно добиваться, с учетом сложившихся у него возможностей. «Спортсмены» любят приключения, истории о сильных и независимых людях, в которых они усматривают самих себя. Их нужно воодушевлять на новые свершения, призывая не оставаться в стороне от происходящего.

4. «Сомневающийся». Наиболее часто повторяющаяся эмоция данного человека: волнение с настороженностью. Это неуверенный читатель, который любит сложные философские рассуждения, «женские» истории и непонятные никому до конца выводы. Он хочет найти себя. При этом ему нужны гарантии, что данная ниша никем не занята. «Сомневающийся» человек ни с кем не конкурирует. Он, наоборот, старается заручиться поддержкой окружающих. Если этого читателя похвалить, он станет вашим другом. Он хочет чему-то научиться и поэтому все время ищет ответы на очень сложные вопросы.

5. «Недоверчивый». Наиболее часто повторяющаяся у него эмоция: настороженность с агрессией. Этот никому не верит. Он и сам любит всех предостерегать. Его интересуют «пугающие» новости. Такому читателю ненужно демонстрировать высокую компетентность автора. Это его испугает еще больше. Лучше, в канве материала, мягко попросить у него совет. В благодарность он станет вашим постоянным читателем.

6. «Консерватор». Наиболее часто повторяющаяся эмоция «Консерватора»: настороженность с волнением. Этот человек предпочитает ни во что не вмешиваться. Придерживается хорошо проверенного пути в жизни. Он боится неоправданного риска. Такого читателя лучше успокоить и объяснить ему отсутствие какой-либо опасности. Он любит небольшие подарки. Поэтому его также как «Покровителя» интересует новая эксклюзивная информация (при условии, что она не опасна). Главное на него не давить. Чтобы он принял что-то новое нужно связать это с традициями старого, найти подтверждения в истории и пр.

Расположить к себе читателя – половина успеха. Не менее важно чтобы читатель был согласен с тем, что ему предлагает автор. Это является главной задачей риторики, о которой упоминал ещё Сократ. Гарри А. Оверстрит писал, что «… стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях. Однажды высказав какое-то мнение, он обязан его придерживаться».Своё мнение старайтесь не выражать в резкой категоричной форме. Лучше начинать с таких реплик, как «не кажется ли Вам…», «Возможно, Вас заинтересует…» и т.д. Нужно овладеть искусством задавать читателю вопросы, учитывая особенности его характера. Современные специалисты по риторике считают, что существуют следующие типы вопросов:1. Закрытые вопросы. К ним относятся вопросы, требующие одного из двух возможных ответов: «да» или «нет». Они направляют мысли читателя в одном направлении. Лучше всего их воспринимают «Правдоборцы» и «Спортсмены». Однако эти вопросы создают напряжение. На них плохо реагируют остальные эмоциональные психологические типы. Люди особо чувствительны к «давлению» и любой попытке внушения им чего-то нового. Поэтому в журналистских материалах лучше использовать так называемые «двойные закрытые вопросы»: «Вы принимаете данное мнение или Вы согласны с противоположным?». В этом случае Вы оставляете человеку некоторую свободу выбора, предоставляя ему право на личную точку зрения. Или другой вариант: «Вы согласны с тем, что…?».2. Открытые вопросы. К ним относятся: «что?», «кто?», «как?», «сколько?», «почему?». Эти вопросы задают, во время непосредственного контакта с другим человеком тогда, когда необходим длительный монолог собеседника. Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Каким образом Вы пришли к такому выводу?» или «Почему Вы считаете, что…?». Подобные вопросы можно использовать в интервью. Они лучше воспринимаются настороженными людьми: «Недоверчивыми» и «Консерваторами». Другие эмоциональные типы плохо реагируют на открытые вопросы. Кроме того, существует опасность полностью утратить инициативу в разговоре.3. Зеркальные вопросы. Это вопросительные утверждения или повторения. Например, можно переспросить человека, чтобы он подтвердил или уточнил свои слова. Этими вопросами в интервью привносятся новые элементы, которые не опровергают сказанное респондентом. Таким способом легко «вести за собой» «Сомневающегося», но агрессивных людей подобные вопросы раздражают.4. Риторические вопросы. Они не предусматривают прямого ответа. Их цель вызвать новые вопросы и показать, что проблема всё ещё не решена. Такие вопросы лучше формулировать кратко. Они обеспечивают поддержку нашей позиции. Иногда в подтверждение своих слов достаточно услышать молчание респондента. Риторическими вопросами легко привлечь на свою сторону «Покровителей» и «Консерваторов», но остальные относятся к такой риторике с предубеждением. Многие усматривают в этих вопросах попытку сместить продуктивный разговор в сторону демагогии. Поэтому есть опасность оказаться в глупом положении. Так, при попытке агитатора привлечь большее число голосов в пользу своего подопечного на вопрос: «Кто вообще на сегодняшний день может сравниться с этим трудолюбивым человеком?» прозвучал ответ из аудитории: «Конь!..».5. Переломные вопросы. Они позволяют выявить уязвимые места у собеседника. Эти вопросы также годятся для интервью, особенно когда респондента нужно заставить нервничать. К ним относятся такие вопросы: «Как Вы себе представляете…?» или «Как в действительности обстоит дело…?». Эти вопросы или пробивают сопротивление респондента, или переводят разговор на другую тему. Лучше всего на них откликаются «Сомневающиеся» и «Покровители». Однако с другими эмоциональными типами переломные вопросы могут нарушить равновесие в отношениях. В этом случае произойдёт переход в закрытые вопросы или разыграется конфликт.6. Вопросы для обдумывания. Они вынуждают читателя размышлять. Например: «Сумел ли я полностью обрисовать картину происходящего?», «Правильно ли я понял происходящее…?» или «Считает ли читатель, что…?». Цель этих вопросов достичь взаимопонимания между автором и читателем. Во время интервью они тоже полезны. Эти вопросы хорошо воспринимаются всеми. Современные специалисты по риторике считают, что идеальной схемой любого диалога является следующая последовательность в постановке вопросов:· В начале диалога – закрытые вопросы. Они позволяют поднять проблему.· Затем осуществляется сбор фактов. Здесь лучше использовать открытые и зеркальные вопросы. · Следующий этап: проверка информации и её уточнение. Лучше всего для этого использовать риторические вопросы и вопросы для обдумывания. · И, наконец, завершая диалог, используются переломные вопросы. Конечно, не существует единственно правильной формы общения с читателем или респондентом. Поэтому диалог нельзя описать одной методикой. Общение с респондентом или читателем – высокое искусство, которому следует учиться журналисту всю жизнь. Но знание всегда является неотъемлемой составляющей любого профессионального опыта. Чтобы найти общий язык с читателем, респондентом или рекламодателем, нужно учитывать специфику психологии этих людей и находить правильные методы влияния на их эмоциональную сферу.Влияние на эмоциональные состояния другого человека обычно осуществляется на его «эмоциональных противовесах». Чтобы достичь изменения его чувственной реакции, достаточно знать, к какой эмоциональной категории он относится. Или, иначе говоря, какие хронические стрессы в подсознании им управляют.Ещё раз обратимся к вышеупомянутой классификации.Поскольку «Правдоборец» агрессивен и насторожен. Радость, как и волнение, для него непривычные состояния. Больше всего его выводят из себя насмешки окружающих. Поэтому скрытый юмор в газетной статье или рекламе может заставить этого человека приступить к решительным действиям. Хладнокровие и спокойствие могут напугать «Правдоборца». Он также «теряется» и начинает волноваться, если на него «давить». Эти же механизмы влияния на эмоции применимы и к массовой читательской аудитории, но с учётом преобладания в ней «правдоборческих» тенденций.В более спокойной, даже инертной аудитории (регионе), преобладают «Покровители» и «Спортсмены». «Покровитель» – тоже агрессивен, как «Правдоборец», но он до конца не уверен в себе. Эти люди остроумны. Не идут проторенным путем. Они нетерпимы к проявлениям страха у окружающих. Заставить их приступить к решительным действиям может призыв о помощи других людей. «Если не вы, то кто же…» – идеальная форма заинтересовать «Покровителя». Чтобы не спугнуть «покровителей», лучше на них не «давить».

«Спортсмен» часто волнуется и злится по пустякам. Индивидуалист. Больше всего его выводит из себя отсутствие к нему внимания. Это качество характера «Спортсмена» используется в рекламных и журналистских материалах так: «Это только для людей, у которых есть… (именно того, чего у него нет)». Иначе говоря, заставить «Спортсмена» приступить к решительным действиям можно, если задеть его «непричастность» к происходящему. Такие приёмы побуждают его приобретать то, чего ему не достаёт. По отношению к «Спортсменам» юмор в рекламе лучше не использовать. Это их отталкивает и настораживает.

В аудитории немолодых людей или в провинции, в больше степени, следует ориентироваться на эмоции «Консерваторов», «Сомневающихся» людей и «Недоверчивых».

«Консерватор» не умеет терять. Косвенные методы запугивания – лучший побуждающий фактор для этого типа восприятия. Лучшая форма влияния на «Консерваторов» – это предлагаемые в рекламе временные скидки и низкая цена в продаже любого товара.

«Сомневающийся» никогда не уверен в конечном результате, но, при этом, он любит обращать на себя внимание. Он злится, если его не воспринимают всерьез или когда над ним смеются. Такого человека легко «задеть за живое»: «Что это за современная женщина (мужчина) без…?». Возникает реакция эмоционального противовеса. Подобные слова заставляют «Сомневающегося» чувствовать в себе неуверенность и стремиться обрести то, чего ему теперь недостает. Если же на него «давить», он начинает волноваться и смутно надеяться, что «всё обойдется само собой».Такими методами воздействия лучше не пользоваться применительно к данному типу эмоционального восприятия.

«Недоверчивый» – всегда насторожен. Это импульсивный человек. Отсутствие к нему должного внимания тоже выводит его из себя. Он боится насмешек, но именно это и побуждает его что-то делать в жизни. Поэтому ему и нужны гарантии, рекомендации профессионалов. Для него это своеобразное оружие защиты от внешних проблем.В этом отношении у него много общего со «Спортсменом».

Ни один из вышеозначенных типов не приемлет «давления» на себя. Поэтому реплики, вызывающего характера, «громкие» голосовые рекламные ролики, как и «кричащие» объявления, с газетных страниц, работают плохо. Они отталкивают и настораживают людей. Важно достучаться до человеческих сердец, а не пробиться к ним «в голову молотком». Остаётся лишь добавить слова из Библии: «слово, сказанное тихо, будет услышано лучше, чем вопль властелина перед бедным народом».

«Подробно опишите свои ощущения!» — с таким вопросом приставал журналист к грешникам, мучимым в аду, после чего его выгнали из ада».

 

 

Причины конфликтов в деятельности журналиста. Методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

 

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций между людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

В чем же причины конфликтов в деятельности журналистов?
В первую очередь конфликты связаны с самой спецификой их работы. Информация обладает странной особенностью. Кого-то она устраивает, а кому-то здорово мешает. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Конфликт может быть внутриличностным (между личными симпатиями и чувством служебного долга) и межличностным (между журналистом и клиентом, на стыке их социальных целей); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Можно классифицировать конфликты по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга). По вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.

В журналистике наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя СМИ, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге «Если вы – руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными:

· трудовым процессом, связанным с конфликтной спецификой данной работы;

· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений. То есть их симпатиями и антипатиями друг к другу, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией в коллективе и т.д.;

· личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Есть конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы данной организации.

Конфликты приходится разрешать не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере.

Как же себя вести с «конфликтной личностью»? Существует единственное средство – «подобрать ключик» к сердцу этого человека. Попытайтесь просто увидеть в нем друга. Обратите внимание на лучшие черты (качества) его личности. Поскольку изменить систему его взглядов и ценностей очень сложно или вообще невозможно лучше попытаться найти компромисс в отношениях с ним.

Конечно, когда конфликт связан с социальным, а тем более политическим противостоянием, найти компромисс между враждующими сторонами нелегко. Это, даже, может расцениваться окружающими как беспринципность и отсутствие гражданской позиции у стороны, которая ищет мира. Но давайте не забывать, что реальное наказание за свои преступления человек может понести только перед карательными органами, а не перед осуждением масс, до того как его вина будет доказана. К сожалению, современная журналистика, особенно в нашей стране, хотя и под влиянием художественных фильмов, присланных к нам из-за рубежа, часто путает свои обязанности с задачами правоохранительных органов. Это, кстати, одна из главных причин конфликтов между СМИ и другими организациями на внутригосударственном уровне.

Никакая война за правое дело, если она не осуществляется теми, кто этим должен заниматься на самом деле не принесет желаемого результата. В смерти многих журналистов, попытавшихся «обнажить» зло, в первую очередь виновато руководство тех СМИ, в которых они работали.

Журналист – это не воин. Он и не имеет право быть воином. Человек, работающий в СМИ должен отдавать себе отчет в той ответственности, которую он возлагает на себя, раскрывая перед массовой аудиторией ту или иную информацию. К сожалению, об этом часто забывают. Журналист, как и писатель, должен быть мудрым и объективным человеком. Иначе его ждут большие проблемы. Прежде, чем брать на себя ответственность за публикацию того или иного материала, он должен взвесить все «за» и «против», а не спешить первым поведать Миру очередную сенсацию. Лучше передать опасную информацию, требующую расследования в правоохранительные органы. Это, в конце концов, их работа.

Задача журналиста скорее сводится к изучению общественной проблемы, с целью устранения конфликта в социуме, а не к его созданию. Вспомним Библию: «…блаженны миротворцы, ибо нарекут их сынами божьими».

Если журналист не смог «подобрать ключ» к сердцу другого человека, то ему остается одно - перевести такого человека в разряд стихийного действия. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы, конкретным обстоятельствам и при котором люди могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.

Наилучшими советчиками каждому из нас в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека; настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

 

 

Date: 2015-09-02; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию