Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система шаблонов восприятия





Система «шаблонов восприятия» понимается как способ упрощения и упорядочивания непрерывно поступающей от мира информации. В этом смысле, восприятие – есть процесс методичного сведения недифференцированного потока к набору понятных для нас символов. В мире человека каждый объект обладает совершенно конкретными свойствами. Для того чтобы понимать такой мир – достаточно обладать минимальным количеством сведений от каждого объекта. Окружающий нас мир так велик, что даже ограниченное восприятие его свойств – кажется чрезмерным и полностью поглощает все наше внимание. Мы настолько заняты восприятием и анализом уже известного, что сил и времени на «что-либо другое» просто не остается. Данное утверждение — не более чем пример известного механизма защиты: «нет сил», «нет времени», «нет места, куда поместить новое» и так далее. На самом деле, все не так беспросветно. Человек из того, что дано ему по возможностям (движение, активность, восприятие, анализ, запоминание и реакции) использует не более 3–5%. Все по той же причине: в чем-то б о льшем — нет необходимости. Привычный ритм жизни формируетсостояние упорядоченности и повторяемости событий. Когда все известно наперед — даже минимум сведений является достаточным. Воспринимать обыденные ситуации и привычные предметы на 30–50% просто незачем.

 

6.9. Примеры ограничения восприятия.
Способы преодоления ограничений

 

Процесс восприятия (или скорее процесс «не-восприятия») можно представить как последовательное усечения той информации, которая поступает от объекта.

Ноль: созерцание. Первое ограничение: выбор объекта. Произвольно выбрав один объект из множества других, мы тем самым оставляем для себя только его и, соответственно – отсекаем всё окружающее. Выделяя что-то одно – теряем все остальное. Обозначив объект (например: дерево), мы уже заочно определили его основные свойства; выбрали те, что нам нужны, исключили все, в которых нет необходимости. Только за счет такого усеченного восприятия человек лишается 15% информации. Мы выбираем объекты внимания совершенно произвольно. В этом и сила, и слабость: выбирая только то, к чему привыкли, — постепенно лишаемся всего остального и наоборот намеренно обращая внимание на «все, что есть вокруг» — можем значительно расширить границы привычного восприятия. Метод преодоления ограничений: выбрав самый обыденный объект, попробовать придумать невероятные способы его применения и придать ему самые разные свойства: ярко-желтое дерево; пушистый и легкий булыжник; жидкий дом и так далее. Чем невероятнее придуманный образ, тем ярче и разнообразнее становятся привычные свойства реального объекта. В этом смысле фантазия – не искажение привычного, а скорее возможность заметить в нем новые оттенки.

Второе ограничение: выбор органа чувств.

Например, из пяти возможных – выбирается зрение (соответственно слух, обоняние, восприятие вкусов и осязание – практически исключаются из процесса восприятия). Только на «выборе» органа восприятия теряется до 30% информации от объекта. Метод преодоления ограничений: пытаться получить от выбранного объекта все пять типов информации (более подробно практические методы будут рассматриваться в следующих главах).

Третье ограничение: возможности органа восприятия (в данном примере: зрение).

Мы видим только то, что находится «не дальше и не ближе», «не выше и не ниже», «не правее и не левее» чем мы привыкли. Воспринимаемое через глаза должно быть «не больше и не меньше», «не ярче и не тусклее», «двигаться не быстрее и не медленнее», чем готов воспринимать наш орган зрения. Все то, что хоть сколько-нибудь превосходит эти характеристики (или не доходит до них), — практически исчезаетдля нас как объект, воспринимаемый через глаза (более подробно этот процесс рассматриваться в разделе «Кубы восприятия»). Метод преодоления ограничений (для зрения):стараться постоянно расширять возможности органа восприятия. Рассматривать: и далекое, и близкое; и то, что высоко, и то, что низко; и интересное, и не интересное; и красивое, и некрасивое.

Четвертое ограничение: направление.

Если мы смотрим перед собой, то информация уже воспринимается не по объему, а по сектору(угол и глубина охвата определяется остротой зрения, цветочувствительностью и вниманием). Еще «минус» 10% информации. Метод преодоления ограничений: стараться постоянно расширять границы личного поля восприятия: смотреть и вдаль, и по сторонам, и вверх, и вниз, обращать внимание и на форму, и на цвет, и на размеры.

Пятое ограничение: последовательность и «послойность» восприятия.

По привычке, каждый воспринимает сначала то, что он считает «нужным», и лишь потом уже — «все остальное». Такое «упорядочивание» восприятия и, чисто условное, деление информации на «нужную» и «ненужную» – также отнимает не менее 10% поступающей от объекта информации. Метод преодоления ограничений: обращать внимание на те свойства объекта, что прежде считались бесполезными.

 

Шестое ограничение: плоскостное восприятие.

Человек воспринимает мир не как объем, а как плоскости и, лишь потом уже, «достраивает», «домысливает» его до «объемного». Соответственно, на этом «плоском» восприятии теряется еще как минимум 10%. Метод преодоления ограничений: длительное созерцание. Расфокусированное созерцание обширных планов: лес, небо, море, горы – позволяет охватить, практически весь, утерянный прежде, объем.

Седьмое ограничение: игра воображения.

Человек может домыслить то, что видит, придав ему то значение, которое хотелось бы, взамен того, которое есть (минус 5%). Еще чаще: то, что видится – наделяется тем смыслом, которого в нем, в общем-то, и нет. И соответственно, истинное значение объекта в очередной раз усекается (минус 5%). Метод преодоления: окончательно отменить эту игру, скорее всего, не удастся, но: систематически отслеживая собственные механизмы переворачивания исходного смысла – можно сделать ее не слишком тяжелой. Выясняя и, по возможности, отменяя собственные механизмы искажения – можно слегка приблизить «видимое» к «реальному».

В результате описанных искажений от 100% поступившей от объекта информации, «остается» не более 7–10%. Причем информации совершенно не той, которой изначально обладал объект, а больше «доделанной», «придуманной», «додуманной», желанной или нежелательной. Те же самые построения могут быть применены не только к процессу любого другого типа восприятия (слуху, обонянию, осязания или восприятию вкусов), но и процессу анализа, усвоения; запоминания и воспроизведения и так далее. Подобное искажение информации присутствует в каждом из описанных моментов.

Следующие разделы представляют собой переход на уровень практического применения теоретических положений теории инь-ян. Цель — описать структуру проявлений, что позволит овладеть элементами и приблизиться к понятию целостности.

 

Date: 2015-09-02; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию