Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие образования и науки Украины в 1920 г





Кампания ликвидации неграмотности среди взрослых. Происходила одна из важнейших работ по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В мае 1920 года IV Всеукраинский съезд советов принял решение о борьбе с неграмотностью.Все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось научиться грамоте.. К этой работе были привлечены писатели, которые должны были научить неграмотных рабочих и крестьян читать, писать и считать. Тогда же в Украине начали издаваться бувкари для взрослых "Долой неграмотность!", "Червоный прапор", "Букварь крестьянина" и т.д. Содержание такой литературы должно было обеспечить единство обучения элементарных навыков.
Развитие начального образования. Переход к мирному строительству способствовал развитию образованию в Украине. В 1922 году был принят "Кодекс законов о народном образовании в УССР". Чуть позже в Украине уже насчитывалось 1.5 млнбезпризорных детей, сирот и полусирот. Со временем экономическое положение улучшилось, что дало возможность увеличить на протяжении 1923 - 1925 гг. почти в 7 раз ассигнования на образование. Тогда же были организованы десятки учебно - воспитательских учреждений для сирот и безпризорных. Одним из известных теоретиков и организаторов этой работы был А. Макаренко.
Высшая школа. Новый общественный порядок изменил определенным образом работу высших учебных заведений. Политика украинизации способствовала распростронению украинского языка в высшей школе. Сеть вузов в 20 - е годы быстро расширялась. В конце 20 - х годов украинцев среди студентов вузов республики было немного больше половины, русские составляли 20%, евреи - 22%.
Наука. Высшим государственным научным учреждением республики Совнарком УССР объявил в 1921 г. Всеукраинскую академию наук (ВУАН). Значительный вклад в ее развитие сделал С. Ефремов, который долгое время был вице - президентом ВУАН. В начале 1924 г. в Академии насчитывалось 37 действительных членов и около 400 научных сотрудников.

ВЫВОД: Впрочем, образование и наука развивалась неплохо в годы НЭПА, но, однако в годы нэпа так и не удалось привлечь к обучению всех детей. К концу 1925 г. вне школы оставалось еще свыше 40% детей школьного возраста. Особенно много их было в сельской местности. Провозглашенный советской властью курс на украинизацию довольно ощутимо сказался на работе школы. В УССР количество школ с украинским языком обучение росло. В остальных школах обучение велось на языках народов, проживавших в Украине: русском, греческом, еврейском, немецком и т.д. Следует сказать, что все развивалось по-своему....Много было неудач, но все же как и наука, как и образование, так и высшая школа былы подвергнуты не только неудачам, но и большому развитию!

33.Украинская литература 20-го века отличается особой сложностью и драматизмом.

Литературу начинает поддерживать государство и замечается её значительный подъём. В этот период мы наблюдаем различные направления и стили. Так Игнат Михайличенко и Эллан-Блакитный пишут в стиле радикального пролеткультовства, а Михаил Семенко в своём творчестве использует футуристическое направление. Параллельно им работала группа неоклассиков, возглавляемая Николаем Зеровым.

Реалистично отображал окружающую действительность революционный преобразователь украинской прозы М. Коцюбинский в своих рассказах «На камені», «Цвіт яблуні», «Intermezzo», «Fata morgana».

Параллельно ему создаёт свои шедевры реалист-прозаик Архип Тесленко. Его проза полна пессимизма и отчаяния. Это становится очевидным при чтении таких его произведений, как «Страчене життя», «Да здравствует небытие», «Прощай, життя», «Тяжко».

Через всё творчество Леси Украинки проходит идея национального освобождения. Она предчувствовала приближение революции и отображала это в своих произведениях. Её настроения и эмоции переданы в таких известных трудах, как «Слово, чому ти не твердая криця?», «Кассандра», «У катакомбах», «Лісова пісня».

Единомышленником Коцюбинского является и Степан Васильченко, который выражает любовь к своему народу в лирико-импрессионистических новеллах «Крамольна ніч», «Осіння казка», «Петруня», «Мати» и других произведениях.

Но, к сожалению, большинство «тружеников» украинского возрождения погибает в Гражданской войне, в голодоморе 1932 – 1933 годов, в большевистских репрессиях тридцатых годов. Несмотря на то, что многие писатели всесторонне поддерживали советскую власть, большинство из них (приблизительно 240 человек) были репрессированы в 1938 – 1954 годах. Часть украинских писателей расстреляли, другие умерли в тюрьмах, а судьбы других и по сей день остаются неизвестными.

В этот период арестовывают Максима Рыльского, десять лет скитается по лагерям Остап Вишня, расстреливают Николая Зерова, Григория Косынку, Николая Кулиша, Михаила Семенко, Евгения Плужника. Попытки спасти своих товарищей доводят Миколу Хвылевого до самоубийства. Расстреливают Леся Курбаса, руководителя театра «Березиль», а работу самого театра запрещают.

Несмотря на всю жестокость событий той эпохи, писателям удавалось создавать и до ныне актуальные произведения. Наиболее яркими и выразительными являются детища Александра Гончара, Павла Тычины, Александра Довженко, Владимира Сосюры, Максима Рыльского и других.

Во второй половине ХХ века начинается хрущевская оттепель, способствующая зарождению в 1960-е годы мощного художественного движения шестидесятников. Василий Стус, Василий Симоненко, Лина Костенко, Григорий Тютюнник, Иван Драч и Дмитрий Павлычко являются яркими представителями этого поколения. Они занимаются поисками нового, осмысливают национальный опыт, занимают активную гражданскую позицию. Это и приводит их в ряды диссидентов, а вскоре опять начинаются аресты и ссылки. Многие из них будут реабилитированы только в начале 90-х годов.

34.

Театр.

В конце XVI - первой половине XVII в. на украинских землях возник школьный театр. В славяно-греколатинських школах ребят учили складывать и провозглашать стихи и речи. Учителя писали стихи в форме декламаций на светские и духовные темы,а ученики выступали с ними в школах на рождественские, пасхальные, зеленые и другие праздники,в церквях, во время торжественных встреч почетных гостей и т.д. Исполнители выходили, декламировали фрагменты произведения, объединенные общей темой. Впоследствии декламировать произведения стали в форме диалога. В 30-х гг XVI в. во Львовской братской и Киевской лаврской школах была начата школьная драма и театр. Первой из известных памятников украинским пасхальной драмы считается напечатан 1631 произведение учителя Львовской братской школы Иоанникия Волковича «Размышления о муке Христа Спасителя нашего». Развития школьного театра в Киево-Могилянском коллегиуме способствовали программы обучения в классах поэтики и риторики. В письмах и произведениях его преподавателей есть упоминания о школьных спектаклях, которые выполнялись учащимися коллегиума. В первой половине XVII в. появились первые мистерии - Духовные драмы на библейские сюжеты. Так, в настоящее время на Волыни или Галиции было создано «Слово о возмущению (разрушению) ада». Мистерии выполнялись на площадях городов и городков странствующими актерами в дни церковных праздников. Между действиями мистерии, а впоследствии школьной драмы разыгрывались интермедии. В этих комедийных сценках из бытовой жизни значительное место занимала импровизация. В XVII в. в Украине значительную популярность получил рождественский кукольный театр - вертеп. Вертеп странствовал со специальным сундуком, разделенным на два этажа, с боковыми дверцами, через которые «заводили» кукол. На верхнем этаже разыгрывали сцены, связанные с Рождеством, а на нижнем - сказки, предания, комедийные бытовые сценки. Кукол мастер выпиливал из дерева и разрисовывал. Вертепник водил их с помощью дротиков, разговаривал и пел за них.

Музыка.
Отражением высокого уровня духовной культуры украинского народа были достижения в музыкальном искусстве. В песенном творчестве, как и в предыдущие столетия, были распространены обрядовые, лирические, шуточные, эпические, танцевальные песни. В эпическом жанре возник ряд таких глубоко драматических песен про татарские набеги, как «За рекой огни горят». Своеобразными песенными рассказами о важнейших событиях становятся исторические песни. Большого мастерства достиг партесное пение без нот и музыкального сопровождения. Его стали использовать в православных церквях, в противовес католической церковной службе, сопровождавшаяся игрой на органе. Пению по нотам обучали опытные музыканты и регенты церковных хоров. Возникли новые жанры светской музыки. На основе стихотворной поэзии складывались канты - церковные и светские песни для трёхголосого ансамбля или хора. Существовали торжественно-гостиной, моралистически- обучающие, шуточные, сатирические и другие канты. Развивалась также сольная песня с сопровождением. В этом жанре, в отличие от канта, отображались внутренний мир человека, его жизни и отношение к различным явлениям в обществе. Развитие жанра инструментальной музыки Связан с музыкальными цехами, которые существовали в некоторых городах, вроде ремесленных. Основной целью их создания было удовлетворение бытовых нужд населения в музыке - сопровождение к танцам на народных гуляниях, игра на свадьбах, крестинах, похоронах и т.д. Благодаря музыкальным цехам формировалась народная профессиональная музыка. Здесь создавались образцы инструментальной музыки, зарождались характерные составы ансамблей украинских национальных инструментов, совершенствовалась игра на многих инструментах. Развитию музыкального искусства способствовали также казацкие военные музыканты. Они играли во время походов, празднований победы, военных и обычных торжеств. Среди инструментов чаще использовались трубы, трубы, котлы, кобзы, торбан. Казацкие музыки выполняли марши, танцевальную музыку (гопак, казачок) и лирические напевы.

Живопись.
В начале XX века в живописи продолжают развиваться тенденции, намеченные во второй половине XIX века. Плодотворно воплощается реалистическое направление в различных жанрах: пейзажном, бытовом, историческом, портретном. Продолжают плодотворно работать С. И. Васильковский, С. И. Светославский, П. А. Левченко, С. Я. Кишиневский, Н. К. Пимоненко. Многогранный облик украинской природы воплотил С. И. Васильковский - один из самых видных пейзажистов того времени. Лирическую линию его творчества характеризуют такие небольшие полотна, как "Степная речка", "Воронец в цвету", "Село зимой", "Отара в горах" (начало 1900-х годов), в которых Васильковский разрабатывает унаследованную им от Похитонова технику, близкую к миниатюрной живописи. И в крупных полотнах этого времени - "Казачья левада", "Чумацкий Ромодановский шлях", "Сторожа запорожских вольностей" - при всей широте и эпичности звучания характерным остается строгая проработанность планов, ритмическая согласованность общего и деталей, мягкая передача световоздушной среды. Продолжают свою творческую деятельность С. И. Светославский, Г. П. Светлицкий. Значительный вклад в украинскую живопись вносит в начале XX века выдающийся художник-реалист Н. К. Пимоненко. В первом десятилетии XX века он создал более ста полотен, отражающих жизнь, быт, природу Украины: "Украинская ночь", "Перед грозой", "Последние лучи", "Сенокос", "Гопак", "Прачка" и другие. В начале XX века создали значительные пейзажи П. А. Левченко ("Летний день", "Украина"), Т. Я. Дворников ("Порт в снегу", "Зимний пейзаж")В этот период приходит в искусство художник выдающегося таланта, стремившийся к обогащению живописных средств, - А. А. Мурашко, ученик Репина. В 1902-1903 годах Мурашко в качестве пансионера Академии едет за границу. Там, в Париже, он испытывает влияние европейской живописи, ее новых цветовых решений ("В кафе", "Девушка в красной шляпе" и другие)В портретах и жанровых картинах художника 1910-х годов органически сочетается декоративная звучность колорита и психологическая выразительность образов, свойственная ему в ранние годы. Примером этому может служить картина "Крестьянская семья" (1914 г.). Средствами живописного обобщения Мурашко лепит сочные и выразительные крестьянские типы и народные характеры. Художник работал и в области графики. В начале XX века укрепляются связи западноукраинских художников с Левобережной Украиной. Среди тех, кто способствовал этому сближению, был видный живописец и активный художественный деятель И. И. Труш. Уже в конце XIX века, как было отмечено ранее, он проявил себя как пейзажист и портретист. Наиболее ярко и глубоко дарование художника раскрылось в портретах И. Франко, II. Лысенко и других, в которых он мастерски раскрыл богатый духовный мир этих выдающихся деятелей украинской культуры. Но самым значительным творческим достижением художника следует признать прекрасный одухотворенный портрет Леси Украинки.

35.

Кино.

Трудно найти вид искусства, который развивался бы так стремительно, как кино. Зародившись в конце 19 столетия, в следующем, 20 веке, кинематограф менялся чуть ли не ежегодно. Уже в начале века кинопроизводство организовано во всех передовых странах мира, в том числе и в Украине. Увеличивается продолжительность фильмов, постепенно разрабатывается особый язык «великого немого», задача которого – без слов объяснить зрителю действие фильма. Наиболее активно развитие нового вида искусства происходило в нескольких странах мира: США, Франции, Германии, России. Правда, киноиндустрия Российской империи на начальном этапе несколько отставала от аналогичных процессов на Западе. Начав свою историю с кинохроники, российское дореволюционное кино около десяти лет практически не выпускало оригинальные фильмы. Только в 1908 году на экраны вышел фильм «Донские казаки», успех которого доказал интерес публики именно к отечественной тематике. При этом уже с самого начала своего появления в Российской империи кино становится объектом цензуры. Накладываются ограничения в тематике будущих фильмов. Так, запрещена съёмка царской семьи (за исключением специальной хроники), церковных обрядов и богослужений. Запрещается также демонстрация картин, снятых «на французский манер», то есть с некоторыми элементами фривольности. Уже в начале 20 годов происходит революция в кино: появляется звук. Любопытно, что создатели кинокартин не спешили применять это открытие. Ведь создание звуковых картин требовало кардинального изменения выразительных средств. Кроме того, выпуск звуковых фильмов был достаточно рискованным с коммерческой стороны предприятием. Только определённый финансовый упадок заставил компанию «Уорнер Бразерс» решиться на это. Но и в этом случае многие режиссёры и актёры не доверяли звуку и предпочитая чисто визуальные способы выражения.

Радио.

Впервые радио появилось в Украине в виде Харьковской приемной радиостанции международных сношений 7 августа 1920 года, которая использовалась для приема беспроводных радиотелеграфных сообщений из Москвы, Лондона, Берлина, Парижа, Мадрида, Рима, Константинополя. В январе 1921 года было завершено строительство искровой передающей радиостанции, которая вместе с приемной радиостанцией образовала полноценный радиокомплекс, способный принимать и передавать радиосообщения и получивший название Харьковская мощная радиостанция международных сношений. Таким образом, Харьков – в то время столица Украины – получил возможность радиотелеграфного обмена с радиостанциями, расположенными в странах Западной Европы, Балкан и Ближнего Востока. Для приема радиопередач из Харькова на территории Украины были установлены 64 приемных станции.

После разработки и внедрения аппаратуры, усиливающей радиосигнал, в 1922 году для жителей Харькова стало возможным прослушивание музыкальных программ, которые транслировались с Москвы и Берлина.

Но зарождение украинского общественного радиовещания припало на 16 ноября 1924 года, когда в Харькове – в то время столице Украины, через четыре года после того, как начали работать 4-киловаттные радиостанции в Москве, Ленинграде и Казани, начала свою работу первая украинская радиовещательная станция и в эфир была выпушена первая официальная радиопередача через маломощные трансляторы. Эта первая радиопередача являла собой трансляцию спектакля, который шел в одном из клубов Харькова. Этот день, согласно распоряжению Президента Украины, официально стал датой рождения радиовещания в Украине и в дальнейшем был определен профессиональным праздником – Днем работников радио, телевидения и связи.

Радиостанция была создана по технической документации, разработанной Нижегородской лабораторией. Большую заинтересованность и поддержку в ее создании проявляло Правительство Украинской ССР. Для строительства и последующей работы радиостанции было выделено две большие комнаты центрального партийного клуба по ул. Рымарской (ныне Театр оперы и балета им. Лысенко). Радиостанция была изготовлена харьковскими инженерами Жиронкиным Л.И., Лебрехтом В.В., Касвандом Л.И., Дрожжиным М.И., Луневым И.Е., Светлосановым А.И. и работала в средневолновом диапазоне.

Уже через год – в 1925 году – Московским акционерным обществом были сооружены мощные радиостанции в Киеве и Харькове для широкого вещания по радио, на которых были установлены мощные усилители американской фирмы «Вестерн», позволяющие озвучивать площади и клубы этих городов. Также это позволило харьковчанам и киевлянам слушать радио с помощью громкоговорящих репродукторов.

В 1927 году была введена в эксплуатацию Харьковская «Радиовещательная станция 4» («РВ4»), которая работала на национальном передатчике мощностью 25 кВт. В то время она была четвертой по мощности во всем Советском Союзе. Программы этой радиостанции принимали на всей территории Украины. К концу 1927 года только в Харькове насчитывалось свыше 15 тысяч детекторных радиоприемников.

Начатая в 1928 году, уже под руководством Народного комиссариата почт и телеграфов СССР, радиофикация Украины осуществлялась главным образом релейной системой – путем строительства радиоузлов и дальнейшей ретрансляции проводами к подключенным репродукторам – громкоговорителям. Господствующий в других странах мира эфирный метод – установка радиоприемников – использовался редко. Эфирные радиоприемники производились в небольшом количестве, преимущественно для правительственных и партийных организаций и лиц. Их количество начало увеличиваться лишь в конце 1930-х годов, после того, как были усовершенствованы приборы глушения радиопередач из-за границы и как было запущено производство эфирных приемников, способных принимать волны исключительно советских радиостанций. Преимущественно до последнего времени основным средством радиовещания в Украинской ССР, особенно в рабочих кварталах таких промышленных городов как Харьков и по селам, были радиоузлы и трансляционные радиоточки с репродукторами.

В середине 1928 года в Харькове начало работу Всеукраинское управление по делам радиовещания.

УССР была охвачена в первую очередь радиопередачами Московских радиопередатчиков. Программы на украинском языке были ограничены по времени и по содержанию. В конце 1920-х гг. и вначале 1930-х гг. они состояли на свыше 70% из политического вещания (политобразование и агитация). Программа харьковской радиостанции, кроме «радиогазет» – работничьей, селянской, комсомольской, пионерской, еврейской и эсперанто – состояла из докладов, бесед, свежих новостей, уведомлений со съездов и совещаний. Художественному слову принадлежало из всех 18 часов ежедневной работы – 3-4 часа. Во второй половине 1930-х годов программы радиостанции в Харькове дополнены музыкальными передачами и литературно-драматическим радиовещанием, а также отдельными передачами для детей и молодежи. 30-40% эфирного времени выделялось для обязательной ретрансляции московских пересылок на радиосеть УССР и на передачу с Москвы последних новостей на русском языке 12 раз в сутки.

В 1940 году Харьковский радиопередающий узел настолько разросся, что был преобразован и переименован в Харьковскую дирекцию радиопередающих сетей, зоной обслуживания которой были охвачены не только Харьков, но и вся Харьковская область.

Во время Второй мировой войны, когда большинство радиостанций были уничтожены вследствие военных действий, население Украины обслуживалось либо передачами немецкой оккупационной власти, либо же радиовещанием Московских радиостанций и советский военных радиостанций. Украинские радиопередачи в 1941-44 гг. вела радиостанция имени Т.Г. Шевченка из Саратова, куда было частично эвакуировано оборудование Харьковской радиостанции. Кроме этого, 23 августа 1943 года начала работу передвижная, установленная на поезде, радиостанция «Днепр».

Строительство в 1965 году мощного передающего радиокомплекса Харьковского областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) в Змеевском районе дало возможность делать радиотрансляции на значительные расстояния, передавая национальные и программы ВСРУ в Западную Европу, Китай и даже Дальний Восток.

Государственное предприятие – Харьковский ОРТПЦ – было создано 04 октября 1991 года на основании общегосударственной собственности по приказу Министерства связи Украины №101 и вошло в состав Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ), который подчиняется Государственному комитету телевидения и радиовещания Украины согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 857 от 26 июня 2007 года.

К главным видам деятельности предприятия входит распространение телевизионных и радиопрограмм, передача различной информации, в частности телеграфной, телефонной, компьютерной и прочей, через специальные передающие устройства согласно заключенным договорам с телерадиокомпаниями и другими заказчиками, которым выданы лицензии на соответствующие виды деятельности и на право использования канала вещания в соответствии с действующим законодательством Украины.

На протяжении уже почти вековой истории радио в Украине Харьков продолжает оставаться пионером в области радиовещания и продвижения коммуникационных технологий в широкое пользование населением Украины, а Харьковский ОРТПЦ всегда открыт к внедрению и реализации любых новых идей и проектов.

Date: 2015-08-22; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию