Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание

Внимание составляет главное условие осуществления познавательных процессов. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности, в которую оно включено.

Внимание представляет собой направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Оно позволяет достигнуть полного и отчетливого отражения в мозгу человека предметов, наблюдаемых явлений. Объектом внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей (внешнее) и наши собственные (внутреннее).

Направленность или избирательность внимания как поиск, выбор объектов познания проявляется в различных формах, в том числе в виде бдительности, настороженности. Например, у заикающегося она может проявляться в повышенном, обостренно-болезненном внимании к собеседнику, попытках увидеть в его мимике, жестах, интонации знаки неблагоприятного к нему отношения, что в значительной степени способствует появлению запинок.

Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:

отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

игнорирование других несущественных для выполняемой деятельности воздействий;

удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.

Внимание обеспечивает ориентировочную и контрольную функции, где каждый отдельный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится умственным и сокращенным.

В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, обслуживает процесс порождения речи, с другой, речь сама выступает как средство направления внимания и контроля.

При внимании в поле ясного сознания выделяется предмет или объект из множества других предметов, окружающих человека, а другие предметы не находятся в поле ясного сознания, представляя собой общий фон восприятия. Эти механизмы, тесно связанные с восприятием, подробно исследовались представителями гештальтпсихологии, которая ввела в употребление понятия фигуры и фона. Физиологически основой этого явления заключается в действии установленного И.П.Павловым закона индукционного торможения, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают торможение других участков мозга.

В качестве физиологической основы непроизвольного внимания выступает ориентировочно-исследовательский рефлекс или рефлекс «Что такое?», как называл его И.П.Павлов и явление доминанты, открытое А.А.Ухтомским. Оба нервных механизма носят общебиологический характер, то есть свойственны не только человеку, но и животным.

Доминанта может быть основой непроизвольного и произвольного внимания. Она обеспечивает избирательность и устойчивость той или иной деятельности, защищая ее от помех. Доминанта обладает рядом закономерностей: удержание устойчивого возбуждения центров управления актуальным поведением; использование энергии любых других раздражений для усиления этого поведения; активное подавление других видов деятельности.

Исходя из открытых закономерностей наилучшее внимание в процессе мыслительной деятельности достигается в обстановке, когда, помимо основного раздражителя, действуют еще и слабые побочные раздражители (не вызывающие ориентировочной реакции), которые обычно усиливают действие основного раздражителя. На это обстоятельство обращал внимание еще И.М.Сеченов, который отмечал, что полная тишина не повышает, а наоборот снижает эффект умственной работы, т.к. в этих условиях сосредоточить внимание на работе становится трудно. Отвлекают внимание сильные или необычные раздражители, вызывающие наш интерес (например, радио- и телевизионные передачи, музыка).

Остановимся более подробно на характеристике некоторых видов внимания.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание – свойственное животным и людям уже в грудном возрасте как непроизвольное привлечение внимания к стимулам или переключение его на другие по механизму ориентировочного реф­лекса.

Непроизвольное внимание вызывают раздражители, обладающие определенными свойствами, такими как:

· сила раздражителя – сильный звук, яркий свет;

· новизна, необычность раздражителя, например, необычный акцент речи привлекает всеобщее внимание;

· подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя.

Произвольное внимание (преднамеренное) - основное качество внимания взрослого здорового человека, представляет собой сознательное сосредоточение на определенной информации. В силу того, что его поддержание требующее волевых усилий, его оптимальное состояние обычно поддерживается в течение примерно 20 минут, после чего наступает утомление.

Предполагается, что произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, т. к. именно трудовая деятельность требует сознательного направления и поддержания внимания. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. Этому способствует ясная постановка цели, четкая организация деятельности, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания выделяют послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание – качество внимания, в структуре которого волевой компонент заменен интересом и автоматизированными навы­ками. Обычно оно возникает в результате вхождения в деятельность, может удерживаться длительное время, сохраняя целенаправленность, снимая первоначальное напряжение и поддерживать высокую работоспособность в течение нескольких часов, сближаясь по этому показателю с непроизвольным вниманием.

К основным свойствам внимания относят – объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость (и отвлекаемость), переключение.

Объем внимания определяется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью;

Концентрация (сосредоточенность) – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько видов деятельности

Устойчивость длительность сосредоточения внимания на объекте. Ему противостоит колебание внимания – периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности.

Анализ внимания дошкольников с нарушениями речи позволил выявить их особенности по сравнению детьми без нарушений речи позволил оценить продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках [Овчинникова Т.С., 1996]. Выполнение корректурной работы детьми шести лет со стертой дизартрией достоверно отличается от подобной деятельности нормально говорящих детей. В среднем дети со стертой дизартрией просматривают за одно и то же время в 1,28 раза меньше знаков по сравнению со здоровыми детьми (соответственно 77,8 и 99,6 знаков). При этом у детей с нарушениями речи коэффициент вариативности, характеризующий степень изменчивости количества просмотренных знаков, более выражен, чем у здоровых детей, составляя соответственно 60% и 44%.

Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушениями речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированных умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс заполнения корректурной таблицы сложным, трудоемким и кропотливым актом, требующим большого волевого усилия. Поэтому объем просмотренных знаков у этих детей отличается достоверно от объема выполнения детьми нормально говорящими.

Особенности внимания детей с нарушениями речи также проявляется в качественном исполнении этой работы: в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски (21,2) у детей с нарушениями речи преобладают над другими видами ошибок (2,4). У детей без нарушений речи нет такого выраженного различия, средние показатели количества ошибок и количества пропусков отличаются на один балл (соответственно 3,1 и 4,0). Однако соотношение коэффициентов вариативности в показателях количества пропусков (соответственно 56,6% и 238,7%) и количества ошибочно вычеркнутых знаков (41,7% и 27,5%) отличаются большими значениями. Это явление, по всей вероятности, связано с низкой концентрацией внимания. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, “прыгают” по всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно фигура за фигурой, что говорит и недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений.

Характерными особенностями внимания этих детей является отвлекаемость. Воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей являются причинами этого факта. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем количество пропусков ниже. Большая дисперсия данных говорит о разнородности группы по уровню организации психических процессов и особенностям нервной системы детей. У детей, с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых. Разнообразие ошибок можно связать с некоторыми индивидуальными личностными особенностями ребенка. Например, у детей с преобладанием холерических черт темперамента отмечается большая скорость выполнения при пропорциональном росте ошибок, у детей с флегматическими чертами - низкая включаемость в работу, малый объем просмотренных знаков в сочетании с достаточно высокой точностью работы.

Между тем, анализ результатов методики “Точки” показал, что по объему запоминания и внимания между детьми с нарушениями речи и детьми без нарушений речи дошкольного возраста нет достоверных различий. В соответствии с нормативными данными те и другие дети имеют средний объем внимания, который равен у детей со стертой дизартрией - 7,7 + 1,5, у здоровых - 11,1 + 1,1.

Таким образом,у детей с нарушениями речи значительно снижены по сравнению с их сверстниками без нарушений речи различные стороны внимания - переключаемость, распределение, объем, концентрация и устойчивость. Вместе с тем следует помнить, что комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.

Сведения о характере внимания у заикающихся немногочисленны [Кулиев Э.М., 1967; Мерлис М. И., 1970; Калягин В. А., 1980, 1983]. В указанных работах отмечается снижение процесса внимания у заикающихся детей, подростков и взрослых. Обычно исследованию подвергаются только отдель­ные стороны внимания, например, произвольного в работе Э. М. Кулиева (1967). Наиболее детально различные стороны внимания школьников и взрослых заикающихся отражены в работах В.А. Калягина (1983, 1986). Для этого была использована батарея тестов, с помощью которых обследованы заикающиеся школьники и взрослые. К категории школьников были отнесены дети в возрасте 7-14 лет, а к категории взрослых лица 15-40 лет. У всех обследованных имелось выраженное заикание (средней или высокой степени) с судорогами смешанного тоно-клонического характера и смешанной локализа­ции (в области артикуляторов, голосовых складок, дыхательного аппарата).

Батарею составили методики, позволяющие оценить основные свойства внимания: избирательность (методика Мюнстерберга), объем (одноцветные таблицы Шульте—Платонова), устойчивость (корректурные таблицы, составленные из различных элементов: колец Ландольта, цифр, букв — таблица Анфимова, бессмысленных буквосочетаний), переключаемость (двухцветные таблицы Шульте—Горбова). Некоторые из использованных методик позволяли оценить несколько свойств внимания. Например, таблицы Шульте—Платонова традиционно служат для оценки объема внимания, но использование нескольких таблиц позволяет судить и о его устойчивости. При оценке результатов учитывалось различие методик в зави­симости от степени их вербализации.

Сводные данные по результатам обследования внимания заикающихся с помощью батареи методик приведены в табл. 4 в пересчете на 100 знаков с целью сопоставимости их между собой.

Таблица 4

Время выполнения (в секундах) и количество ошибок, допускаемых

при выполнении проб на внимание заикающимися детьми и

взрослыми и здоровыми взрослыми лицами

 

 

 

 

 

 

 

 

Название методики заикающиеся дети заикающиеся взрослые здоровые взрослые
Корректура колец Ландольта 50,4 + 13,3* 2,9 + 2,2 39,7 + 8,5 2,2 + 1,3 35,5 + 7,0 2,2 + 1,1
Цифровая корректура - 22,5 + 4,2 2,5 + 1,7 19,0 + 3,3 2,3 + 1,4
Буквенная корректура 32,8 + 8,2 0,9 + 1,0 24,5 + 5,4 0,7 + 0,5 23,3 + 4,6 0,6 + 0,4
Корректура сочетаний букв 59,5 + 21,9 1,4 + 1,4 18,2 + 3,7 1,1 + 1,2 15,0 + 2,6 0,8 + 0,7
Корректура Mюнстерберга 46,4 + 18,1 1,7 + 0,8 38,1 + 14 1,3 + 11 29,3 + 3,5 0,7 + 0,2
Таблицы Шульте-Платонова (1 таб.)   48,3±14,7   35,4±7,4   31,3±2,9

*50,4 + 13,3 - время в секундах

2,9 + 2,2 - количество ошибок

 

При оценке избирательности или направленности внимания выявлено снижение темпа выполнения задания заикающимися по сравнению с лицами без речевой патологии в 1,3 раза. Качественный анализ выполнения заикающимися пробы Мюнстерберга показал, что они допускают те же ошибки, что и лицa без заикания, но в других пропорциях. Лица без речевой патологии преимущественно пропускают слова, значительно реже подчеркивают только часть слова или дополнительное слово и реже всего подчеркивают ложные слова. Ошибки заикающихся распределены менее контрастно. Преобладает неполное подчеркивание слов, много подчеркиваний ложных слов, меньше пропусков и совсем мало подчеркиваний дополнительных слов. Наблюдается тенденция к худшему выполнения пробы при более высокой степени заикания. Существенно больше по сравнению с незаикающимися дисперсия времени выполнения задания.

С помощью таблиц Шульте—Платонова удалось показать снижение объема и устойчивости внимания у заикающихся, зависимость скорости выполнения задания от пространственного расположения цифр в таблице и от времени произнесения отыскиваемых цифр.

Данные выполнения задания с поиском цифр в черно-красной таблице Шульте-Горбова свидетельствуют о тенденции к снижения способности переключать внимание.

Для заикающихся детей помимо более медленного выполнения всех проб по сравнению со взрослыми обращает на себя внимание существенное отличие, связанное с тем, что особые трудности вызывает корректура буквосочетаний по сравнению с буквенной, в то время как для взрослых эта проба оказывается самой легкой. По-видимому, это связано с еще недостаточной автоматизацией навыков чтения.

Таким образом, результаты исследования основных свойств внимания заикающихся с помощью батареи тестов, позволяющих направленно определить эти свойства, дают возможность утверждать, что у детей школьного возраста и взрослых заикающихся имеется снижение всех основных свойств внимания — избирательности, объема, устойчивости и переключаемости. Использование методик с различной степенью вербализации материала позволило выявить тенденцию к связи внимания с наличием в предъявляемом материале речевых элементов (букв, слов). Большая вариативность данных отдельных заикающихся по сравнению со здоровыми лицами свидетельствует о неоднородности контингента испытуемых. В определенной мере эту неоднородность можно объяснить различной степенью нарушения собственно речемоторного компонента, так как прослеживается связь между степенью нарушения внимания и тяжестью речевою расстройства. При этом существенно, что в наибольшей степени у них страдает именно произвольное внимание. В этом случае нарушение неречевого внимания у заикающихся может быть рассмотрено как проявление своеобразной генерализации про­цесса наподобие генерализации судорог. Наши данные свидетельствуют о том, что различна у пациентов и мера генерализации тревоги. У одних она носит строго локализованный (системный) характер, у других проявляется также и в неречевой сфере.

При оценке различных сторон внимания с помощью этой же батареи методик у больных, страдающих афазией оказалось, что замедление выполнения проб достигает отличия от нормы в 2-3 раза и является достоверным на высоком уровне значимости. При этом они делают значительно больше ошибок и в некоторых случаях отказываются от выполнения заданий из-за их трудности.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-09-02; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию