Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мужчина, который был высоким, находится в комнате. — Который был высоким мужчина находится в комнате?В этом предложении грамматическая структура нарушена. Поэтому гипотеза 1 — неверна, и наш ученый-лингвист, пожалуй, удивится. Если мы хотим правильно преобразовать фразы, то нам сперва нужно превратить их в абстрактные предложения (скажем — фразу с существительным и фразу с глаголом). Фразы называются абстрактными, потому что их границы никак не отмечаются; наше представление о них интуитивно. Затем мы помещаем первый вербальный элемент («находится», «могу» и так далее) после фразы с первым существительным и таким образом это слово помещаем в первой части предложения. Так (используя диаграмму, предложенную Эйтчисоном — Aitchison, 1976),
2
Таким образом второе предложение оказывается правильно преобразованным. С точки зрения Хомского, мы следуем правилу, зависимому от структуры; мы не используем отдельные слова, но анализируем структуру фраз, прежде чем менять их, и при этом всегда оставляем форму фразы нетронутой (Chomsky, 1975, р. 30-32). Хомский утверждает, что обычный ребенок, в отличие от нашего воображаемого ученого, никогда не учтет гипотезу 1. Это происходит из-за того, что зависимость от структуры — врожденная модель для систематизации опыта, а не что-то основанное на доказательствах. Фактически, говорит Хомский, люди могут прожить значительную часть жизни, так и не узнав, что есть какое-то доказательство, которое сможет заставить их выбирать между гипотезой 1 и зависимостью от структуры и все же в первый раз они должны преобразовывать предложение типа предложения 2, обязательно применив правило зависимости от структуры (р. 32). Будет трудно непосредственно проверить утверждение Хомского, так как нам бы пришлось составить полный список опытных данных, имеющихся у говорящего. Тем не менее есть некоторые доказательства, подтверждающие точку зрения Хомского. Когда 3-5-летних детей просили преобразовать фразы, как фразу 2, они порой испытывали затруднения, но, казалось, они делали все необходимое, например, обрезали предложения, чтобы не нарушать принцип зависимости от структуры (Crain & Nakayama, 1987). Если к тому же мы учтем факт, что все языки, насколько нам известно, включают структурные правила, то покажется, что зависимость от структуры может быть врожденным качеством человеческого сознания. Следовательно, зависимость от структуры — врожденное ограничение, сдерживающее правила трансформации, которые дети должны усвоить. Дети растут в разных культурах и узнают разные правила преобразования, но они автоматически узнают, что все правила должны быть зависимыми от структуры. Например, дети, изучающие английский, знакомятся с некоторыми правилами для разделительных вопросов, не являющимися универсальными, но всегда учитывают зависимость от структуры. Когда Адам придумывал разделительный вопрос: «Диандрос и я работаем, не правда ли1, то он знал, что всю часть (Диандрос и я) надо преобразовать в местоимение «мы» во второй части вопроса. Хомский считает, что самая большая задача лингвистики — открывать, какие принципы, например зависимость от структуры, устанавливают ограничения на правила, которым мы автоматически следуем. Такие принципы много скажут нам о природе человеческого сознания.
|