Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение с Пиаже





Мы только что рассмотрели две теории стадий, являющиеся наи­более авторитетными в литературе о развитии: теорию когнитивно­го развития Пиаже и психоаналитическую теорию Эриксона. Во многих отношениях эти теории различны, как уже кратко отмеча­лось выше. В целом же наиболее базовые различия таковы.

Теория Эриксона описывает спектр чувств, с которыми мы подходим к выполнению задач; теория Пиаже сосредоточена на интеллектуальном развитии. Это развитие, по Пиаже, мотивируется не биологическим со­зреванием и социальными силами, а попытками ребенка разрешить ког­нитивные проблемы. Когда дети сталкиваются с проблемами, с которы­ми они не могут справиться с помощью имеющихся у них когнитивных структур, они начинают прилагать дополнительные усилия и проявлять любознательность, конструируя более сложные структуры. Поскольку движущей силой является любознательность ребенка, нет оснований для того, чтобы ребенок проходил через все стадии; если ребенок не прояв­ляет интереса к какой-то области (например, к математике), он может так никогда и не достичь в ней высших ступеней. Таким образом, если созревание и социальное давление проводят нас через все стадии Эрик­сона, готовы мы к ним или нет, то через стадии Пиаже мы проходим толь­ко в том случае, если испытываем интеллектуальную мотивацию выст­раивать новые структуры.

Подобные различия выглядят существенными. Тем не менее и Эриксон, и Пиаже дали нам теории стадий, стремящиеся описать наиболее общие качественные перемены в поведении. Кроме того, создается впечатление, что они часто смотрят на одни и те же базо­вые элементы развития с разных точек зрения. Давайте сами убе­димся в этом.

Доверие. Как заметил Эриксон (Erikson, 1964, pp. 116-117), и Пиаже, и его самого интересовало развитие у младенца безопасного образа внешних объектов. Эриксон говорил о растущей опоре ре­бенка на предсказуемость и зависимость от людей, тогда как Пиаже отмечал развивающееся ощущение постоянства вещей. Тем самым обоих интересовала растущая вера детей в стабильность мира.

Автономия. Когда у детей вырабатывается чувство доверия к своим опекунам, они становятся все более независимыми. Уверенные в своем знании того, что другие люди окажутся рядом, когда в этом будет необходимость, они вольны самостоятельно исследовать мир.

Пиаже указывал на схожий процесс. Когда дети обретают уверен­ность, что объекты постоянны, то могут действовать все более неза­висимо от них. К примеру, когда мяч его дочки Жаклин закатывался под диван, она больше не была привязана к тому месту, где видела мяч в последний раз. Она теперь знала, что объект постоянен, даже если он пропал из виду, и, следовательно, могла выбирать альтерна­тивные пути его нахождения.

3. Инициатива. На этой стадии, примерно между 3 и 6 годами,
Эриксон и фрейдисты подчеркивали всепоглощающее любопытство
ребенка, его богатую фантазию и смелое воображение. Эриксон говорил: «И язык, и способность передвижения позволяют ему охва­тывать своим воображением столь много вещей, что он не может не
устрашиться того, о чем мечтал или что придумал» (1959, р. 75).

Взгляд Пиаже на мышление в этот период был примечательно схожим. Вот что говорит Флейвелл,

Дооперациональный ребенок — это ребенок, верящий в чудеса; его когнитивная способность кажется нам наивной, подчиненной вооб­ражению и плохо организованной. Его миру присуще существенное игнорирование законов, без того, разумеется, чтобы этот факт как-то сказывался на его понимании необходимости сдерживать энер­гию и полеты фантазии, с которыми он подходит к новым ситуаци­ям. Все возможно, поскольку ничто не подчиняется ограничениям, накладываемым законами (Flavell, 1963, р. 211).

Для Пиаже, таким образом, фантазия и воображение ребенка на фаллической стадии обязаны во многом тому, что ребенок пережи­вает дооперациональный период — время, когда мысли текут сво­бодно, так как они еще не связаны систематической логикой, кото­рую ребенок выработает на следующей стадии.

4. Трудолюбие. Согласно Эриксону и фрейдистам, фантазии и
страхи «эдипова» ребенка временно забываются на латентной ста­дии, которая продолжается примерно с 6 до 11 лет. Пугающие жела­ния и фантазии подавляются, и интересы ребенка направляются
вовне; ребенок настойчиво пытается овладеть реальными навыками
и приемами культуры. В общем, это относительно спокойный период; дети кажутся более сдержанными.

Пиаже также убеждает нас в том, что 6-11-летний ребенок более целенаправлен, реалистичен и организован, чем ребенок меньшего возраста. Согласно Пиаже, это изменение не является результатом подавления эмоций и опасных желаний; скорее, оно появляется по­тому, что в интеллектуальном отношении ребенок вступил в стадию конкретных операций. Ребенок может теперь отличать факт от вы­мысла, может рассматривать проблему с различных точек зрения и может подходить к конкретным задачам логически и систематиче­ски. В интеллектуальном отношении, таким образом, ребенок нахо­дится на стадии равновесия с миром, и это обстоятельство способ­ствует его общей устойчивости и выдержанности. По-видимому, сам Эриксон имел в виду конкретные операции, когда описывал этот период: он говорил, что в это время «богатое воображение ребенка укрощается и обуздывается объективными законами» (1963, р. 258).

5. Идентичность. На взгляд Эриксона, спокойствие предыдущего периода уступает место волнениям и неуверенности юности.
Подростки озадачены физическими изменениями и необходимостью
принять на себя социальные обязательства. Они задаются вопросом,
кто они такие и каким будет их место в обществе.

Пиаже немного мог сказать о физических изменениях в юности, но его глубокий анализ когнитивного развития помогает нам понять, почему этот период может быть временем поиска идентичности. На стадии конкретных операций мышление ребенка было во многом привязано к «здесь и сейчас». Но с развитием формальных опера­ций мышление подростка воспаряет в отдаленное будущее и в сфе­ру чисто гипотетического. Соответственно, подростки могут теперь тешить себя бессчетными вариантами, касающимися того, что они собой представляют и кем они станут. Формально-операциональные способности, тем самым, могут вносить свою лепту в самово-прошание этого периода (см. Inhelder & Piaget, 1955, chap. 18).

Date: 2015-09-02; view: 1163; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию