Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографические сведения. Большинство предыдущих глав были посвящены преимущественно моторному и когнитивному развитию





Большинство предыдущих глав были посвящены преимущественно моторному и когнитивному развитию. Начиная с данной главы мы рассмотрим ряд теорий, разработанных представителями психоана­литического направления, в центре внимания которого находится сфера чувств, влечений и фантазий. Основателем этого направления в психологии является Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856-1939).

В принципе, Фрейд был сторонником теории естественного разви­тия; он считал, что психологические изменения обусловлены внут­ренними силами, в особенности — силами, связанными с процессами биологического созревания. Однако при этом Фрейд полагал, что про­цесс созревания организма порождает неуправляемую сексуальную и агрессивную энергию, которую общество должно обуздать. Таким об­разом, социальные силы также играют важную роль в его теории.

Зигмунд Фрейд родился в Австро-Венгрии, в Моравии, в городе Фрейберге (ныне Пршибор в составе Чехии). Он был первым ре­бенком в семье; его матери было 20 лет, а отцу — 40, и у отца были два взрослых сына от первого брака. Отец занимался торговлей шер­стью, но так никогда и не добился больших успехов в бизнесе, и в течение первых лет жизни Зигмунда финансовые проблемы дваж­ды заставили его семью сменить место жительства — сначала семья переехала в Лейпциг, а когда Фрейду исполнилось 4 года — в Вену, где он и прожил почти до конца своей жизни (Jones, 1961).Еще в детские годы Фрейд проявил незаурядные способности в уче­бе, и семья всячески способствовала его занятиям. Родители обеспечи­ли ребенка масляной лампой, тогда как остальные члены семьи доволь­ствовались свечами (Schultz, 1975). Фрейд обладал широким кругом интересов, поэтому, когда пришло время поступать в университет, ему было нелегко выбрать специализацию. Хотя и с некоторой неохотой, он остановился на медицине, прежде всего потому, что это давало ему возможность проводить самостоятельные исследования. Еще учась на медицинском факультете, Фрейд провел научное исследование спин­ного мозга рыбы вида петромизон (Petromyzori) (Jones, 1961).

Начиная с 26 лет и до 35-летнего возраста Фрейд неустанно ищет область, в которой он мог бы сделать важное научное открытие. Он продолжает проводить исследования в уже достаточно разработанных разделах неврологии, но его больше привлекают иные перспективы: некоторое время Фрейд считал, что может найти революционно новое применение для кокаина — наркотика, от которого он в этот период жизни, по-видимому, находился в зависимости сам. Фрейд также посе­щал лабораторию Шарко в Париже, в которой французский ученый пытался раскрыть тайну истерии. С изучения этой болезни и берет свое начало череда великих открытий, сделанных Фрейдом.

Термином истерия в то время обозначали как характерный фи­зический недуг, так и специфическую форму потери памяти, ко­торой в то время не могли найти психологического объяснения. Например, женщина могла жаловаться на «перчаточную анестезию» (glove anestesia) — утрату физических ощущений в районе кисти руки, хотя невозможно было обнаружить никаких физиологических признаков, свидетельствующих об утрате чувствительности именно в данной части тела.

Первое исследование Фрейда, посвященное истерии, было выпол­нено по образцу работы Джозефа Брейера с пациенткой по имени «Анна О.», которой он помог осознать глубоко скрытые мысли и чувства с помощью гипноза. Брейеру и Фрейду (Breuer & Freud, 1895) казалось, что пациенты, страдающие истерией, каким-то образом блокируют или подавляют свои желания и чувства, препятствуя их осознанию. При этом заблокированная энергия трансформируется в физические симп­томы. В этом случае роль терапии — обнаружить и высвободить эмо­ции, вытесненные в особую область психики — бессознательное.

Характер ранних работ Фрейда с больными истерией можно про­иллюстрировать на примере пациентки Элизабет фон Р. Истерические симптомы Элизабет проявлялись в болях в области бедер, обостряв­шихся после прогулок с мужем ее сестры, по отношению к которому у нее «крепло чувство специфической привязанности, которую легко можно было выдать за родственную нежность» (Freud, 1910, р. 23) Когда сестра пациентки (его жена) умерла, Элизабет пригласили на похоро­ны. И когда Элизабет стояла у фоба сестры, в ее голове «на какое-то мгновение промелькнула мысль, которую можно выразить следующи­ми словами: "Теперь он свободен и может жениться на мне» (р. 23). Так как это желание полностью противоречило ее морали, она тут же пода­вила его. После этого она начала страдать болезненными приступами истерии и к тому времени, когда за ее лечение взялся Фрейд, совер­шенно забыла об эпизоде, произошедшем на похоронах.

Многие часы психоаналитической работы потребовались для того, чтобы восстановить эти, а вместе с ними и другие воспомина­ния пациентки, так как Элизабет имела серьезные причины не до­пускать их в сознание. В конце концов она смогла осознать свои чувства, и в той степени, в которой она была в состоянии их при­нять, ее эмоции уже не нуждались в том, чтобы проявляться в фор­ме физических симптомов.

В своей работе с Элизабет и другими пациентами Фрейд отка­зался от техники гипноза, к которой прибегал Брейер. Фрейд обна­ружил, что гипноз, помимо других недостатков, может быть исполь­зован лишь в работе с некоторыми пациентами, и даже в этих случа­ях он, как правило, приводит лишь к временному излечению, Вместо применения гипноза Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, предполагающий, что пациент полностью перестает контролировать свой ум и сообщает обо всем, что приходит ему в голову, не пытаясь подвергнуть какому-либо упорядочиванию или цензуре возникаю­щие у него мысли.

Фрейд обнаружил, что, хотя метод свободных ассоциаций и от­крывает доступ к затаенным мыслям и чувствам, эти ассоциации отнюдь не являются до конца свободными — пациенты упорно со­противляются применению данной техники. Одни темы они обхо­дят, в других случаях меняют тему обсуждения либо заявляют, что их мысли слишком банальны или деликатны, чтобы о них говорить, и т. д. (Freud, 1920). Фрейд назвал эти препятствующие свободному течению ассоциаций факторы сопротивлением (resistance), которое рассматривал в качестве еще одного свидетельства силы психологи­ческого механизма подавления (Breuer & Freud, 1895). Иными сло­вами, Фрейд обнаружил новое подтверждение своей теории, соглас­но которой психика (mind) пациента находится в состоянии войны с самой собой и что определенные желания пациента несовмести­мы с его «этическими, эстетическими или личностными воззрения­ми», а следовательно, данные желания должны быть подавлены (Freud, 1910, р. 22).По мере развития своей теории Фрейд все больше приходил к вы­воду, что подобный внутренний конфликт характерен не только для пациентов, страдающих истерическими и другими невротическими симптомами. В каждом из нас присутсвуют мысли и желания, суще­ствования которых мы не можем допустить. В случае невроза степень подавления и внутреннего конфликта достигает такой силы, что он становится неуправляемым, и в результате возникает невротический симптом. Тем не менее такой внутренний конфликт присущ челове­ческой природе (Freud, 1900, р. 294; 1933, р. 121). Брейер и Фрейд опубликовали совместный труд «Исследования по истерии» {Studies on Histeria, 1895) который стал первым класси­ческим изложением теории психоанализа. Но Брейер впоследствии прекратил работу в этом направлении. На его решение в значитель­ной степени повлияло то, в какую сторону стали развиваться даль­нейшие исследования в области, за разработку которой они взялись. Фрейд находил все больше подтверждений тому, что основная эмо­ция, заблокированная для осознания пациентом, всегда носит сексу­альный характер — вывод, истинность которого Брейер ощущал, но который он считал для себя неприемлемым и который вызывал в нем внутреннее беспокойство. К тому же сексуальная теория не­врозов была осмеяна научным сообществом, что глубоко уязвило Брейера. В результате, Брейер предоставил Фрейду возможность проводить дальнейшие исследования в этой области в одиночестве. Постепенно продвигаясь в своих исследованиях, Фрейд также об­наружил, что сокровенные воспоминания пациентов ведут в их про­шлое — в период детства. Фрейду нелегко было определить природу источника, который он открыл. Его пациенты неоднократно рассказы­вали ему истории о том, как в период их детства родители совершали по отношению к ним абсолютно безнравственные сексуальные поступ­ки. В конце концов он пришел к выводу, что эти рассказы, должно быть, по преимуществу основаны на фантазиях пациентов. На какое-то время Фрейду показалось, что вся его теория растаяла как дым — ведь в ее основе лежат вымыслы, а не факты. Но дальнейшие размыш­ления привели его к выводу, что и фантазии могут управлять нашей жизнью: наши мысли и чувства имеют для нас такую же силу, как и реальные события (Freud, 1914 р. 300; Gay, 1988, р. 95). В 1897 г., когда Фрейд был полон сомнений относительно истин­ности воспоминаний своих пациентов, он включил в круг своих ис­следований новое направление — самоанализ. Толчком к этому по­служило душевное смятение, вызванное смертью отца и заставившее Фрейда пересмотреть собственные мысли, воспоминания и опыт ран­него детства. Благодаря проведенному самоанализу Фрейд получил независимое подтверждение своей теории детской сексуальности и сделал открытие, которое считал своим величайшим научным дости­жением — он обнаружил у ребенка эдипов комплекс (Oedipus comp­lex). Иными словами, Фред осознал, что в детстве (как у него самого, так и, предположительно — у каждого ребенка) развивается острое чувство соперничества с родителем одного с ним пола, на почве при­вязанности к родителю противоположного пола. Впервые Фрейд пуб­лично изложил свою теорию в книге «Толкование сновидений» (1900); технику толкования сновидений он назвал «королевской до­рогой в бессознательное» (р. 647).

Самоанализ был нелегким испытанием для Фрейда. Он предпри­нял попытку углубиться в такую сферу, как бессознательное, «отку­да одному Богу известно, какое чудовище может выползти» (Jones, 1961, р. 213). Временами Фрейд был не в состоянии даже думать и писать, он был «настолько интеллектуально парализован, что в жиз­ни не мог бы себе представить» (р. 213). Вдобавок ко всему, вывод, к которому он пришел, — вывод о детской сексуальности — был не­приемлемым для большинства представителей научного сообщества. Многие его коллеги, как и вообще большинство людей, считали, что сексуальность развивается не ранее подросткового возраста. Пред­положение Фрейда о том, что невинный ребенок может испытывать сексуальные желания, делало его в глазах коллег чуть ли не извра­щенцем или сексуальным маньяком. Последовавшая реакция выз­вала у Фрейда ощущение «полной изоляции», в результате которой им, по его словам, часто овладевал страх потерять направление и уве­ренность в правильности собственного пути (1914а, р. 302).

Лишь около 1901 г. (когда Фрейду исполнилось 45 лет) он по­степенно начал выходить из своей интеллектуальной изоляции. Его работы привлекли внимание более молодых ученых, представляв­ших различные научные дисциплины, а также писателей, некото­рые из них стали еженедельно навещать его и проводить совмест­ные научные дискуссии. Со временем из этих дискуссионных групп сформировалась официальная психоаналитическая ассоциация. Среди ранних последователей Фрейда были Альфред Адлер и Карл Юнг, которые, как и ряд других учеников Фрейда, впоследствии отошли от него и стали основателями собственных психоаналити­ческих теорий.

Фрейд продолжал развивать и пересматривать свою теорию до конца жизни, последние 16 лет которой он прожил, борясь с мучи­тельной болью, вызванной раком горла. В 1933 г. нацисты сожгли его книги, а в 1938 ему пришлось покинуть Вену и переехать в Лондон, где он провел последний год своей жизни и умер в возрасте 83 лет.

Date: 2015-09-02; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию