Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографические сведения. В психологии найдется не много теоретиков, сыгравших такую важ­ную роль, как Жан Пиаже (Jean Piaget





В психологии найдется не много теоретиков, сыгравших такую важ­ную роль, как Жан Пиаже (Jean Piaget, 1896-1980), который создал наиболее всеобъемлющую и убедительную теорию интеллектуаль­ного развития.

Пиаже родился в Невшателе, небольшом швейцарском городке, в университете которого его отец преподавал средневековую исто­рию. Пиаже (Piaget, 1952) описывал своего отца как серьезного и методичного мыслителя. Его мать, напротив, была очень эмоцио­нальной, и ее поведение создавало напряжение внутри семьи. Пиа­же перенял у отца любовь к науке и находил спасение от семейных конфликтов в уединенных изысканиях.

Пиаже с ранних лет подавал большие надежды как ученый. В 10-лет­нем возрасте он опубликовал статью о воробье-альбиносе, которого наблюдал в парке. Мальчик еще учился в средней школе, когда пос­ле своего исследования моллюсков получил приглашения встретить­ся с зарубежными коллегами и предложение стать хранителем му­зея — которые он отклонил по причине своего возраста.

В 15-летнем возрасте Пиаже пережил интеллектуальный кризис, когда понял, что его религиозным и философским убеждениям недо­стает научной основы. Поэтому он решил отыскать путь, позволяющий объединить философию и науку. Он много читал и излагал свои новые идеи в письменной форме, хотя его сочинения предназнача­лись для него одного. Эти поиски не занимали все его время — когда Пиаже был 21 год, он сумел получить докторскую степень в области естественных наук, — но порою его более широкие изыскания при­водили его в состояние растерянности и изнеможения. Наконец, в 23 года, он выработал план. Сначала он проделает научные исследо­вания в детской психологии, изучив развитие умственных способно­стей. А затем использует полученные данные для ответа на более ши­рокие вопросы в области эпистемологии — философской дисципли­ны, касающейся происхождения знания. Он назвал это новое направление «генетической эпистемологией» (Ginsburg & Opper, 1988, p. 2-3; Piaget, 1952, p. 239-244).

Пиаже решил изучать детей в 1920г., когда работал в лаборатории Бине в Париже. Там ему поручили разработать тест детского интел­лекта. Сначала эта работа показалась скучной; ему было не слишком интересно оценивать ответы детей как верные или неверные, а ведь именно этого требует тестирование интеллекта. Но вскоре Пиаже стал проявлять интерес к ответам детей младшего возраста, особенно к их неверным ответам. Он обнаружил, что их ошибки следуют некоторо­му устойчивому паттерну, который позволял предположить, что их мышление может иметь собственные неповторимые особенности. Воз­можно, маленькие дети, рассуждал Пиаже, не «глупее», чем дети стар­шего возраста или взрослые, а просто мыслят совершенно иным об­разом (Ginsburg & Opper, 1988, p. 3).

Чтобы больше узнать об идеях детей, Пиаже отказался от стан­дартизированных тестов, которые направляли реакции детей в «ис­кусственное русло установленных вопросов и ответов», и разрабо­тал более свободное клиническое интервью, которое «способство­вало потоку спонтанных тенденций» (Piaget, 1926, р. 4). Он также провел много часов, наблюдая спонтанную активность детей. Цель этих наблюдений состояла в том, чтобы воздержаться от собственных взрослых предубеждений в отношении мышления детей и узнать больше от самих детей.

Находясь в Париже, Пиаже опубликовал две исследовательские работы, основанные на его новом подходе, но большую часть этих новых исследований он проделал в институте Руссо в Женеве, в которой поселился в 1921г. Он интервьюировал главным образом детей в возрасте от 4 до 12 лет и обнаружил, что дети младшего возраста, примерно до 7 лет, действительно размышляют качествен­но иным образом о снах, нравственных нормах и многих других вопросах.

В 1925г. у Пиаже родился первый ребенок, дочь Жаклин, — событие, которое инициировало серию важных исследований ког­нитивного поведения младенцев. Пиаже и его жена Валентина Шатене (Chatenay) провели очень тщательные наблюдения по­ведения Жаклин, а также двух других своих детей, Люсьены и Лорана.

Начиная примерно с 1940г. Пиаже вернулся к изучению детей, а также подростков, но изменил фокус своих исследований. Тогда как его ранние изыскания касались таких тем, как сновидения, нравственное поведение и иные вопросы, связанные с повседнев­ными интересами ребенка, его новые исследования были сосредо­точены на понимании ребенком математических и научных поня­тий — проблема, которая доминировала в его работе до конца его жизни (Ginsburg & Оррег, 1988, pp. 15-16).

В 1950-х гг. Пиаже наконец обратился к философским вопросам в эпистемологии, продолжая одновременно изучать когнитивное развитие детей. В настоящей книге мы лишь мельком коснемся эпи­стемологической теории Пиаже; нашей задачей будет получить не­которое представление о его теории развития.

Отношение психологов к исследованиям Пиаже менялось с те­чением времени. Его первая работа привлекла внимание психоло­гов во многих частях мира. Однако после первоначального энтузи­азма интерес к Пиаже пошел на убыль, особенно в Соединенных Штатах. С одной стороны, психологам было трудно понять его ори­ентацию. Они также возражали против его методологии. Пиаже иногда менял свои вопросы во время интервью, если полагал, что это может помочь ему понять мышление конкретного ребенка; по­добные действия, указывали многие психологи, нарушают канон стандартизированного интервью. Пиаже также игнорировал такие вопросы, как сообщения о размерах своих выборок и статистичес­кую обработку результатов. По-видимому, он считал подобные воп­росы менее важными, чем содержательные, подробные примеры мышления детей (Flavell, 1963, р. 10-11, 431: Ginsburg & Оррег, 1988, р. 6).

В целом, на протяжении всей профессиональной карьеры Пиаже его исследования страдали одними и теми же методологическими недостатками, но 1960-е гг. были отмечены заметным оживлением интереса к его работе. Психологи начали осознавать, что его теория, какой бы сложной и поверхностно задокументированной она ни была, имеет огромное значение. Сегодня едва ли найдется хотя бы одно исследование мышления детей, где не было бы ссылок на рабо­ты Пиаже.

Date: 2015-09-02; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию