Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возвращаясь на примитивные уровни. Вернер считал, что развитие является телеологическим, что оз­начает, что оно направлено к зрелым конечным состояниям





Вернер считал, что развитие является телеологическим, что оз­начает, что оно направлено к зрелым конечным состояниям. Люди естественно прогрессируют к абстрактным, концептуальным фор­мам мышления. Но это не значит, что раз мы развиваем такие ин­теллектуальные возможности, мы должны полностью полагаться на них. Если мы будем так поступать, то наша жизнь станет пус­той, абстрактной и скучной. Мир станет, по словам Уайтхеда, «скуч­ным мероприятием, без звуков, запахов и красок» (Whitehead, 1929, р. 88). Мы будем тосковать по формам мышления, которые харак­терны для более ранних уровней, когда образы были связаны с чув­ствами, ощущениями и действиями. Вернер хотел точно опреде­лить пути, по которым мы, рациональные взрослые, сохраняем бо­гатство и живость, характерные для более ранних уровней. Вернер считал, что при этом может быть полезной концепция иерархичес­кой интеграции (Werner, 1948, р. 52).

Исследователь мог бы использовать абстрактный метод, напри­мер, «количество ответов в минуту», чтобы сделать количественный подсчет своих восприятий момента, когда животное нажимает на брусок. Но концепция исследователя может быть иной, он может провести эксперимент на более низком перцептивном уровне.

Действительно ли мы имели доступ к истинно ранним и прими­тивным видам жизненного опыта, до того как они прошли через филь­тры более продвинутых категорий? Вернер уверен в этом. В своих Ранних работах (напр. 1948, р. 82) он отмечает, что мы возвращаем­ся к примитивным уровням в наших снах или в состояниях, вызванных галюциногенными препаратами. В своих поздних работах Вернер (Werner, 1957; Werner & Kaplan, 1963) усиленно продвигал но­вую концепцию — микрогенезис.

Микрогенезис относится к такому процессу развития, который происходит каждый раз, когда перед нами стоит задача — воспринять предмет или решить проблему. В каждом случае наш умственный про­цесс происходит в той же последовательности, какая характерна для развития в течение жизни. То есть мы начинаем с нечетких, общих впечатлений, которые смешиваются с чувствами и физическими ощу­щениями. Эти ощущения переходят в более дифференцированные восприятия, которые окончательно интегрируются в понятное целое. Микрогенезис — это самовозобновляющийся процесс, при котором мы снова и снова начинаем с недифференцированных уровней.

Микрогенезис иногда протекает настолько быстро, что мы не осознаем сам процесс, но иногда мы ощущаем его так, как когда ока­зываемся в новой, непривычной обстановке. Представьте, что мы попали в чужой город. Поначалу наше восприятие оказывается об­щим, расплывчатым и сильно приукрашенным чувствами. Мы по­ражены странными звуками, огнями освещения, запахами, форма­ми и красками. Мы чувствуем себя дезориентированными, смутно удивляясь тому, будем ли мы в безопасности, и как мы собираемся найти что-нибудь в этом городе. Вскоре наше представление о горо­де становится более дифференцированным, мы представляем, где находится гостиница, ресторан, остановка автобуса, идущего к Ка­питолию, и, наконец, начинаем изучать, как связаны между собой различные части города: мы создаем более понятную карту города. Так, в течение очень короткого времени наше знакомство с городом проходит процесс развития, похожий на процесс развития в детстве.

Вернер считал, что люди отличаются друг от друга тем, насколь­ко они участвуют в микрогенетическом процессе. Некоторые люди обладают более интенсивной микрогенетической мобильностью; они могут возвращаться далеко назад и пользоваться полностью как при­митивными так и продвинутыми формами мышления. Кроме того, подобная способность двигаться назад характеризует творческую личность, личность, которая хочет все начать с самого начала. На­пример, многие ученые признают, что начинают свои размышления со смутных интуиции, предчувствий, образов, похожих на сон, и ос­новных чувств (Dubos, 1961). Группа этологов поставила перед со­бой специальную задачу добиться большого понимания от живот­ных, с которыми они чувствовали определенный контакт, до того как экспериментаторы отстранились от контакта и перешли на фор­мальный, концептуальный уровень (Lorenz, 1981; Tinbergen, 1977).

Некоторому типу мышления, наоборот, явно недостает микроге­нетической мобильности. Больные шизофренией возвращаются к примитивным формам мышления, но там и застревают, и их мыш­ление остается дезорганизованным.

Многие из нас, наоборот, слишком быстро переходят к условным, рациональным формам мышления, поэтому нашему мышлению не хватает яркости и креативности. Как говорил Вернер: «Чем сильнее в человеке творческое начало, тем шире его маневренные возмож­ности в пределах уровня развития или, другими словами, шире его возможности использовать примитивные, а также продвинутые фор­мы мышления» (Werner, 1957, р. 145).

Date: 2015-09-02; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию