Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерная゚ идентичность





 

Вˌ настоящееˌ время゚ категория゚ пола゚ тесно゚ переплетается゚ с гендером. Вˌ современном обществеˌ люди゚ неˌ видят разницы между этими゚ двумя゚ категориями. И゚ для゚ того゚ чтобы понять верно゚ ли゚ это゚ суждения゚ или゚ нет для゚ начала゚ нужно゚ дать определениеˌ пола゚ и゚ гендера. Современная゚ социально-психологическая゚ наука゚ различает понятия゚ пол (sex) и゚ гендер (gender). Традиционно゚ первоеˌ из них использовалось для゚ обозначения゚ тех анатомо-физиологических особенностей゚ людей, на゚ основеˌ которых человеческиеˌ существа゚ определяются゚ как мужчины или゚ женщины. Пол (то゚ есть биологическиеˌ особенности) человека゚ считался゚ фундаментом и゚ первопричиной゚ психологических и゚ социальных различий゚ между женщинами゚ и゚ мужчинами. По゚ мереˌ развития゚ научных исследований゚ стало゚ ясно, что゚ с биологической゚ точки゚ зрения゚ между мужчинами゚ и゚ женщинами゚ гораздо゚ большеˌ сходства, чем различий[37]. Многиеˌ исследователи゚ дажеˌ считают, что゚ единственноеˌ четкоеˌ и゚ значимоеˌ биологическоеˌ различиеˌ между женщинами゚ и゚ мужчинами゚ заключается゚ вˌ их роли゚ вˌ воспроизводствеˌ потомства. Сегодня, очевидно, что゚ такиеˌ «типичные» различия゚ полов, как, например, высокий゚ рост, больший゚ вес, мускульная゚ масса゚ и゚ физическая゚ сила゚ мужчин весьма゚ непостоянны и゚ гораздо゚ меньшеˌ связаны с полом, чем было゚ принято゚ думать. Например, женщины из Северо-Западной゚ Европы вˌ целом вышеˌ ростом, чем мужчины из Юго-Восточной゚ Азии. На゚ рост и゚ вес тела, а゚ такжеˌ на゚ физическую силу существенно゚ влияют питаниеˌ и゚ образ жизни, которые, вˌ свою очередь, находятся゚ под влиянием общественных взглядовˌ на゚ то, кому - мужчинам или゚ женщинам - необходимо゚ большеˌ еды, кому нужнееˌ калорийная゚ пища, какиеˌ спортивныеˌ занятия゚ приемлемы для゚ тех или゚ других.

Помимо゚ биологических отличий゚ между людьми゚ существуют разделениеˌ их социальных ролей, форм деятельности, различия゚ вˌ поведении゚ и゚ эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и゚ историки゚ давно゚ установили゚ относительность представлений゚ о゚ «типично゚ мужском» или゚ «типично゚ женском»: то, что゚ вˌ одном обществеˌ считается゚ мужским занятием (поведением, чертой゚ характера), вˌ другом может определяться゚ как женское. Отмечающееся゚ вˌ миреˌ разнообразиеˌ социальных характеристик женщин и゚ мужчин и゚ принципиальноеˌ тождество゚ биологических характеристик людей゚ позволяют сделать вывод о゚ том, что゚ биологический゚ пол неˌ может быть объяснением различий゚ их социальных ролей, существующих вˌ разных обществах. Таким образом, возникло゚ понятиеˌ гендер, означающееˌ совокупность социальных и゚ культурных норм, которыеˌ общество゚ предписывает выполнять людям вˌ зависимости゚ от их биологического゚ пола[38]. Неˌ биологический゚ пол, а゚ социокультурныеˌ нормы определяют, вˌ конечном счете, психологическиеˌ качества, модели゚ поведения, виды деятельности, профессии゚ женщин и゚ мужчин. Быть вˌ обществеˌ мужчиной゚ или゚ женщиной゚ означает неˌ просто゚ обладать теми゚ или゚ иными゚ анатомическими゚ особенностями゚ это゚ означает выполнять теˌ или゚ иныеˌ предписанныеˌ нам гендерныеˌ роли.

Гендер создается゚ (конструируется) обществом как социальная゚ модель женщин и゚ мужчин, определяющая゚ их положение゚ и゚ роль в゚ обществе゚ и゚ его゚ институтах (семье, политической゚ структуре, экономике, культуре゚ и゚ образовании, и゚ др.). Гендерные゚ системы различаются゚ в゚ разных обществах, однако゚ в゚ каждом обществе゚ эти゚ системы асимметричны таким образом, что゚ мужчины и゚ все゚ «мужское゚ / маскулинное» (черты характера, модели゚ поведения, профессии゚ и゚ прочее) считаются゚ первичными, значимыми゚ и゚ доминирующими, а゚ женщины и゚ все゚ «женское゚ / фемининное» определяется゚ как вторичное, незначительное゚ с социальной゚ точки゚ зрения゚ и゚ подчиненное. Сущностью конструирования゚ гендера゚ является゚ полярность и゚ противопоставление. Гендерная゚ система゚ как таковая゚ отражает асимметричные゚ культурные゚ оценки゚ и゚ ожидания, адресуемые゚ людям в゚ зависимости゚ от их пола[39]. С определенного゚ момента゚ времени゚ почти゚ в゚ каждом обществе, где゚ социально゚ предписанные゚ характеристики゚ имеют два゚ гендерных типа゚ (ярлыка), одному биологическому полу предписываются゚ социальные゚ роли, которые゚ считаются゚ культурно゚ вторичными. Не゚ имеет значения, какие゚ это゚ социальные゚ роли: они゚ могут быть различными゚ в゚ разных обществах, но゚ то, что゚ приписывается゚ и゚ предписывается゚ женщинам, оценивается゚ как вторичное゚ (второсортное). Социальные゚ нормы меняются゚ со゚ временем, однако゚ гендерная゚ асимметрия゚ остается. Таким образом, можно゚ сказать, что゚ гендерная゚ система゚ - это゚ социально゚ сконструированная゚ система゚ неравенства゚ по゚ полу[40]. Гендер, таким образом, является゚ одним из способов゚ социальной゚ стратификации゚ общества, который゚ в゚ сочетании゚ с такими゚ социально-демографическими゚ факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной゚ иерархии[41].

А.В. Кирилина[42] подчеркивает, что゚ важную роль в゚ развитии゚ и゚ поддержании゚ гендерной゚ системы играет сознание゚ людей. Конструирование゚ гендерного゚ сознания゚ индивидов゚ происходит посредством распространения゚ и゚ поддержания゚ социальных и゚ культурных стереотипов, норм и゚ предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми ии゚ могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные Е.И. Горошко[43] исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования[44] постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа[45]. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называются те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли[46]. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы / исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях, то есть считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или пресловутые вопросы на тему «Может ли женщина быть политиком?». Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих, в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности», и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола, а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи)[47].

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).

Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений[48].

Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации[49]. Гендерная роль понимается, как выполнение определенных социальных предписаний-то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, СМИ. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации[50].

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским / маскулинным» или «женским / фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями – природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и так далее, которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало[51]. Классификация мира по признаку мужское / женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

В конце 80-х - начале 90-х годов возникла гипотеза «гендерных субкультур», восходящая к работе Дж.Дж. Гамперца (Gumperz) по исследованию межкультурной коммуникации, а также к более ранним работам по этнологии, этнографии, истории культуры. В трудахМальца и Боркер (Maltz, Borker) и Таннен (Tannen) принцип межкультурной коммуникации распространен на гендерные отношения.

В этом случае в центре внимания находились процессы социализации. Социализация индивида рассматривалась как присвоение им определенной субкультуры, которой свойственны особые речевые практики, разные в мужской и женской среде. В детском и подростковом возрасте люди вращаются преимущественно в однополых группах, образуя субкультуры и усваивая свойственный им речевой этикет, что, на взгляд сторонников гипотезы, во взрослом возрасте ведет к непониманию и речевым конфликтам, которые приравниваются к межкультурным[52].

Гипотеза гендерных субкультур обусловила появление понятия гендерлект - постоянного набора признаков мужской и женской речи. Однако работы последних лет все четче показывают, что говорить о гендерлекте неправомерно (Кирилина, Стернин). Роль субкультурного фактора в этом случае сильно преувеличена. Различия в мужской и женской речи не столь значительны, не проявляют себя в любом речевом акте и не свидетельствуют, что пол является определяющим фактором коммуникации, как это предполагалось на начальном этапе развития феминистской лингвистики. Установлено также, что один и тот же человек в разных коммуникативных ситуациях обнаруживает и различное речевое поведение, что получило название переключение кода. Изучение коммуникации лиц одного пола, но разного социального и профессионального статуса также обнаружило ряд различий. Так, речевое поведение любого лица дома и на работе, в знакомой и новой обстановке различно. Вместе с тем, сегодня наука не отрицает существования некоторых стилевых особенностей, свойственных преимущественно мужчинам или преимущественно женщинам в рамках четко очерченной ситуации общения. При этом считается, что они возникают под влиянием как социокультурных (например, употребление женщинами ругательств осуждается больше, чем мужская брань), так и биологических и гормональных факторов[53]. Наиболее перспективным и обоснованным направлением изучения мужской и женской речи в настоящее время считается изучение стратегий и тактик речевого поведения мужчин и женщин в различных коммуникативных ситуациях с обязательным учетом культурной традиции данного общества. Широко распространена также точка зрения, что женщины употребляют больше уменьшительных суффиксов и вежливых форм, чаще называют партнера по коммуникации по имени и в целом используют больше контактоустанавливающих речевых действий. Труды по изучению мужских и женских ассоциаций также дают основания предполагать некоторые различия в мужской и женской ассоциативной картине мира[54]. Причины различий в настоящее время остаются дискуссионным вопросом, в обсуждении которого сталкиваются био- и социодетерминистская точки зрения.

Направление в психологии, занимающееся исследованием гендера- гендерная психология - совсем новое научное направление, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания, - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией, указывает И.С. Клецина[55].

В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, а, прежде всего, те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма. В определении социального поведения личности уделяется особое внимание социокультурным факторам: традициям, культуре, религии и церкви, семейному воспитанию, образованию, «улице», СМИ, искусству и литературе.

При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентичность мужчин и женщин и её составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

Раздел психология гендерных отношений включает в себя изучение вопросов общения и взаимодействия между представителями разных полов. Традиционные гендерные стереотипы и представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся в доминировании и зависимости. Основой теории и методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни женщин и мужчин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе гендерной дифференциации.

Гендерный подход в психологии - это методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации в отношениях между мужчинами и женщинами. Предполагает способ познания, дающий возможность отойти от точки зрения о предопределённости мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жёсткой фиксированности полоролевых моделей поведения, показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Гендерная идентичность или осознаниеˌ своего пола – это осознаниеˌ человеком своего полового статуса. Речь идет о том, ощущает ли человек себя вˌ действительности мужчиной или женщиной. Осознаниеˌ человеком своего пола неˌ всегда соответствует биологическому полу.

Гендерныеˌ идеалы представляют собой социальныеˌ ожидания мужского и женского поведения. С самого раннего детства родители и окружающиеˌ люди стремятся добиться от детей такого поведения, котороеˌ соответствует их биологическому полу. Детей, которыеˌ неˌ соответствуют этим идеалам, называют сорванцами (девочек) или маменькиными сынками (мальчиков). Дети понимают, что их поведениеˌ неˌ одобряют и начинают вести себя вˌ соответствии со своим полом. По мнению некоторых исследователей, развитиеˌ гендерной идентичности включает процессы:

 

1. Моделирование, сущность которого состоит вˌ имитировании поведения человека, который большеˌ всего о них заботится. На ранних этапах социализации и мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На болееˌ поздних этапах девочки сохраняют свою привязанность к матери, мальчики начинают сближаться с отцом или с другими сильными личностями мужского пола. Мужскоеˌ самосознаниеˌ мальчика формируется под влиянием сильного отца. Властныеˌ матери часто препятствуют формированию у своих сыновей мужского типа поведения.

 

2. Подкрепление, или поощрениеˌ поведения, соответствующего полу ребенка, а такжеˌ неодобрениеˌ неуместного поведения. Другими словами, речь идет о награждении и наказании. Вероятно, мальчиковˌ чащеˌ хвалят и ругают. Родители болееˌ обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сыночки, нежели когда их дочери ведут себя как сорванцы.

 

3. Самосоциализация, или воспроизведениеˌ образцовˌ поведения людей, взывающих наибольшееˌ одобрениеˌ со стороны других. Подобно актерам, пытающимся найти различныеˌ интерпретации роли, дети воспроизводят поведениеˌ грубых, хитрых, щедрых и т.д. людей. Критерием для них являются ответныеˌ реакции сверстников. Постепенно, попадая вˌ тысячи жизненных ситуаций, дети начинаю осознавать, что воплощениеˌ определенных образцовˌ поведения вызывает уважениеˌ или осуждениеˌ других.

 

Гендерная идентичность и гендерныеˌ идеалы у подавляющего числа людей формируются одновременно, но иногда они могут неˌ совпадать. Примером такого несовпадения являются гомосексуалисты, которым свойственна гендерная идентичность, но которыеˌ неˌ следуют вˌ своем поведении – и преждеˌ всего сексуальном и репродуктивном, линии поведения, соответствующей их биологическому полу.

ВЫВОДЫ

Пол (sex) – системная゚ совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское゚ gender, от лат. gens – род) – социальный゚ пол, социально゚ детерминированные゚ роли, идентичности゚ и゚ сферы деятельности゚ мужчин и゚ женщин, зависящие゚ не゚ от биологических половых различий, а゚ от социальной゚ организации゚ общества

Пол – одна゚ из самых сложных и゚ многозначных научных категорий. Прежде゚ всего゚ это゚ понятие゚ обозначает совокупность взаимно゚ контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и゚ связанных с ними゚ признаков. Половые゚ признаки゚ неодинаковы у особей゚ разных видов゚ и゚ подразумевают не゚ только゚ репродуктивные゚ свойства, но゚ и゚ весь спектр полового゚ диморфизма゚ (от греч. di- – вдвое, дважды, и゚ morphe – форма), то゚ есть расхождения゚ анатомических, физиологических, психических и゚ поведенческих признаков゚ особей゚ данного゚ вида゚ в゚ зависимости゚ от пола. При゚ этом одни゚ половые゚ различия゚ являются゚ контрастирующими, взаимоисключающими, а゚ другие゚ – количественными, допускающими゚ многочисленные゚ индивидуальные゚ вариации.

Долгое゚ время゚ половая゚ принадлежность индивида゚ казалась монолитной゚ и゚ однозначной. Однако゚ в゚ ХХ в. выяснилось, что゚ пол – сложная゚ многоуровневая゚ система, элементы которой゚ формируются゚ разновременно, на゚ разных стадиях индивидуального゚ развития゚ (онтогенеза).

Веками゚ у людей゚ скалывались стереотипные゚ представления゚ об образе゚ мужчин и゚ женщин, которые゚ до゚ сих пор распространяются゚ на゚ всех представителей゚ того゚ или゚ иного゚ пола, независимо゚ от их индивидуальных особенностей゚ и゚ возраста. Эти゚ стереотипы можно゚ условно゚ разделить на゚ половые゚ (различия, идущие゚ от природы мужчин и゚ женщин) и゚ гендерные゚ (различия, сформированные゚ под влиянием социума).

Половые゚ стереотипы отражают представления゚ о゚ мужественности゚ – женственности゚ и゚ касаются, прежде゚ всего, антропометрических характеристик.

Гендерные゚ стереотипы – это゚ социально゚ разделяемые゚ представления゚ о゚ личностных качествах и゚ поведенческих моделях мужчин и゚ женщин, а゚ также゚ о゚ половой゚ специфике゚ социальных ролей.

Гендер не゚ зависит только゚ от пола, а゚ является゚ результатом построения゚ гендерных идентичностей. Необходимо゚ отметить, что゚ гендерная゚ идентичность является゚ более゚ широким понятием, чем полоролевая゚ идентичность, поскольку гендер включает в゚ себя゚ не゚ только゚ ролевой゚ аспект, но゚ и, например, образ человека゚ в゚ целом. Также゚ понятие゚ гендерная゚ идентичность аналогично゚ понятию половая゚ идентичность (гендер - понятие゚ не゚ столько゚ биологическое, сколько゚ социокультурное). Половая゚ идентичность может быть описана゚ с точки゚ зрения゚ особенностей゚ самовосприятия゚ и゚ самопредставления゚ человека゚ в゚ контексте゚ его゚ сексуального゚ поведения゚ в゚ структуре゚ гендерной゚ идентичности. С точки゚ зрения゚ теории゚ социального゚ конструктивизма, устройство゚ социального゚ мира゚ обладает «моральным статусом», согласно゚ которому каждый゚ человек принадлежит или゚ к мужскому, или゚ к женскому полу.


Date: 2015-09-02; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию