Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конечная цель всех операций на открытых линиях. О сопроводительных явлениях. Материальный выигрыш. Позиционный обход





Цель всех маневров на открытой линии заключается в конечном вторжении (по этой линии) в лагерь противника – на его 7-ю или 8-ю горизонталь. Это весьма важно. Особенно подчеркиваем: вторжение именно по операционной линии. Если же, допустим, все операции велись нами по линии «d», а затем мы, сыграв Rd1–d4–a4–a7, попадем на 7-ю горизонталь окольным путем, то этот маневр никак не может рассматриваться как непосредственное использование открытой линии «d». Разберем несколько элементарных случаев.

 

№17


Катастрофа на линии «h»

На диаграмме №17 операционной линией является вертикаль «h». Мы занимаем эту открытую линию ходом 1. Qh1+ (линия «h», считая от h1 к h8, дает направление действия нашей фигуры). После 1...Kg8 нужно, согласно правилу, сыграть ферзем на h8 или h7. Первое лишено смысла; итак, 2. Qh7+ Kf8 3. Qh8+ с материальным выигрышем (после 3...Kе7 4. Q:b8).
Этот выигрыш не случайного характера, наоборот, это весьма типичное сопроводительное явление удавшегося насильственного вторжения на 7-ю или 8-ю горизонталь. Если бы на диаграмме черный ферзь находился не на b8, а на d7, то последовало бы: 1. Qh1+ Kg8 2. Qh7+ Kf8 3. Qh8+ Kе7 4. Qxg7+ Ke6 5. Qxd7+ Kxd7 6. g7 и т.д., что также доставило бы черным мало радости. Ходы ферзем h7–h8–g7, имеющие вид треугольника, свидетельствуют о совершившемся обходном движении. Суммируя изложенное, мы скажем: при недостаточном сопротивлении (при отсутствии пешки на h6 или h5) нападающий, обеспечив себе поля вторжения, проникает на 7-ю или 8-ю горизонталь, причем (как бы в награду за усилие) ему нередко представляется возможность материального выигрыша или же позиционного обхода. Все это пока понятно и легко проводимо, но на практике приходится преодолевать еще значительные затруднения, как видно будет из дальнейшего.

 

Препятствия (заграждения), встречающиеся на открытых линиях. Пешечный массив и его подрыв. Понятие о защищенном и незащищенном препятствии. Два способа ведения атаки против стоящих на дороге неприятельских пешек. Атака систематическая (нарастающая) и внезапная (взрывающая).

Мы видели раньше, к каким значительным последствиям может привести завоеванный тем или иным способом доступ к 7-й или 8-й горизонтали. Но этот доступ необходимо именно завоевать. На диаграмме 18, например, открытая линия преграждена пешкой g6 («путь к 7-й горизонтали лежит только через мой труп»,– как бы говорит она).

 

№18


Пешка с6,защищенная с b7, является защищенным заграждением. Пешка g6 – незащищенное заграждение.
Если такая преграждающая доступ пешка защищена другой пешкой, то было бы совершенно бесцельно пытаться смять ее натиском, сконцентрировав, допустим, по открытой линии все тяжелые фигуры. Но весьма разумно было бы такой защищенный пункт предварительно взорвать, играя h2–h4–h5 и hxg6. После hxg6 на поле g6 остается только изолированная, нуждающаяся в защите фигур пешка. Итак, как мы имели уже случай говорить раньше, вполне солидным, «природным» защитником является лишь пешка; случай же защиты фигурой можно было бы назвать "защитой по недоразумению". В последующем изложении мы под защищенной пешкой условимся понимать защищенную пешкой же. Если пешка (в этом смысле) не защищена, то она становится легким объектом нашей атаки.

Идея такой атаки, естественно, заключается в том, чтобы накоплением (концентрацией) угроз завоевать пешку; во-первых, уже ради материального выигрыша, а во-вторых, для открытия линии. Технически это достигается тем, что мы прежде всего размещаем наши фигуры на атакующих позициях. Из-за пешки начинается горячий бой. Черные пытаются подвести столько защит, сколько мы накопили угроз, а затем мы стремимся достигнуть преимущества, играя на убавление (уменьшение) защитников. Последнее достигается трояким путем: а) мы прогоняем защищающие фигуры, б) обмениваем их, в) отрезаем их от объекта защиты (нашей атаки).
На диаграмме № 19 мы можем этот процесс проследить: 1. Rh2 Kh7 2. Reh1. Белые накапливают угрозы (удары) против пешки h6, что целесообразно, так как эта пешка, преграждающая им доступ к 7-й горизонтали, не защищена другой пешкой.

 

№19


Линия h. Концентрическая (нарастающая) атака против h6.

2...Bf8 3.Nf5 Rb6; пока что атака и защита взаимно уравновешиваются (три нападения и три защиты). Но своим ближайшем ходом 4.d6 белые перерывом линии выключат (отрезают) одного из защитников(Rd6),и пешка h6 гибнет, а этим достигается и вторжение белых ладей по линии h на 7-ю 8-ю горизонтали. Если бы у черных находились уже на 6-ой линии обе ладьи (на а6 и b6), то черные могли бы сейчас (после d5-d6) пожертвовать качество (Rxd6),но и при сдвоенных ладьях немедленно проигрывало бы 4...Bxd6, так как на это последовало бы 5. Rxh6+ Кg8 6. Rh8+ Кf7 7. R1h7+ Кf6. Теперь, после занятия 7-й и 8-й горизонталей, следует тихий ход 8. Rg7 и мат следующим ходом другой ладьей на h6.
Возьмем такое положение: ладьи на f1 и f2, конь на d4; черная заграждающая пешка f6, защищенная королем с g7и слоном с d8, и ладья на а8.
Белые сыграют: 1.Ке6+ К~ 2.Kхd8 Rхd8 3.Rхf6 (уменьшение количества защищающих фигур разменом).

Все рассмотренные до сих пор маневры против загораживающих линию пешек могут быть подведены под понятие систематическая атака. Об этом свидетельствуют все приемы спокойного и последовательного накопления сил против одного пункта с целью получения там преимущества. Так же и цель была симптоматична - частично мы стремились к материальному выигрышу (пешки), а частично - к выигрышу идеальному (вторжению на 7-ю горизонталь).

 

№20


Прорыв на h7 Взрывающая атака.
Совсем иную картину дает метод проведения атаки на диаграмме 20. (Как и во всех почти случаях, мы указываем лишь силы, необходимые для выявления идеи.) Допустим, что ход 1. Rch1 здесь не ведет к цели, так как черные в достаточной мере защищаются посредством Nd7–f6 либо h7–h6, чем создают укрепленное препятствие на линии «h». Как могли бы белые в таком случае использовать линию «h»? Ответ: этого можно достигнуть, отказавшись от выигрыша пешки и стремясь, даже ценою значительных жертв, убрать ее с дороги. Итак, 1. Rxh7+ Kxh7 2. Rh1 мат.
Как ни прост этот маневр, он все же полезен для выяснения принципиальной разницы между медленной, развивающейся постепенно систематической атакой и атакой короткой, бурной, взрывающей.
Рассмотрим еще один пример.

 

№21


Как протекает здесь систематическая и как взрывающая атака?

Систематическая атака, которую мы могли бы иначе назвать осадной, ведет после 1. Rah1 Kf8 2. Bе7 (убавление защиты разменом) к выигрышу объекта атаки, то есть пешки h7. Наоборот, взрывающая атака отказывается от завоевания пешки: 1. Rxh7 Kxh7 (понятно, белые не выиграли пешку, раз они отдали за нее ладью) 2. Rh1+ Kg8 3. Rh8 мат. Как видно из этого примера, идея взрывающей атаки заключается в достижении (силой) доступа к прегражденной 7-й или 8-й горизонтали. (Одна ладья жертвует собой ради товарища – прекрасный пример самопожертвования!)
В каком порядке следует применять оба вида атаки? Ответ: сначала применяют концентрическую атаку, многократно атакуя заграждающую пешку; при этом нередко возникает возможность оттеснения неприятельских фигур на невыгодные позиции, на которых они мешают друг другу действовать (из-за недостатка в пространстве). После этого ищут возможности насильственного прорыва – обычно при помощи атаки взрывающей.

 

Date: 2015-09-02; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию