Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура тренировочных циклов в туризме





 

В качестве первоосновы в логической структуре тренировочного процесса выделено физическое упражнение. Основными упражнениями в тренировке туриста служат двигательные действия естественно-прикладного характера, связанные с избранными способами передвижения на длительные расстояния (с помощью подручных средств и без них). К таким упражнениям относятся циклические (ходьба, гребля, передвижение на лыжах) и ациклические, связанные с преодолением естественных препятствий. Организуются они, как правило, в усложненных условиях, сопровождаются переноской значительных тяжестей, отчего связаны с большими энергозатратами. При подготовке туриста используются также вспомогательные упражнения из разных видов спорта (гимнастические упражнения силового характера, игровые, плавательные).

Другая составная часть структуры тренировки туриста - тренировочное задание, состоящее из нескольких упражнений разного характера и направленности (например, бег по пересеченной местности с преодолением сложных естественных препятствий). Существует множество компоновок тренировочных заданий.

Из нескольких заданий составляются отдельные части тренировочного занятия (подготовительная, основная и заключительная). Так, в основной части одного занятия можно дать разные задания, связанные как с совершенствованием способности сохранять равновесие при преодолении сложной естественной преграды с большим грузом, так и с развитием силы, т. е. сначала решается задача по совершенствованию координационных способностей туриста, а затем - по развитию силы. В заключительной части по такому же принципу можно дать упражнения на развитие прыгучести, а затем и на расслабление мышц ног.

Следующая структурная единица - отдельное тренировочное занятие, в котором подготовительная, основная и заключительная части тесно взаимодействуют и служат решению главной задачи данного занятия. Непременное условие проведения каждого отдельного занятия - его взаимообусловленность с предыдущим и. последующим занятиями, учитывающая объем, интенсивность, дозировку, а также время отдыха между занятиями. В отдельном тренировочном занятии туриста могут сочетаться, при условии сравнительно высокой его спортивной квалификации, разные по направленности и сложности задания. Например, упражнения для развития выносливости и навыков ориентирования (длительный кроссовый бег по незнакомой пересеченной местности с элементами ориентирования), т. е. такое несложное технически, но требующее значительных физических усилий упражнение, как бег, одновременно сочетается с упражнением технически более сложным, но не требующим физических затрат; или упражнения для развития силы (переноска или поднимание тяжестей) и упражнения по преодолению естественных препятствий (навесная переправа, преодоление крутого склона с организацией страховки), т. е. упражнения, требующие значительных физических усилий, предшествуют упражнениям на координацию и наоборот. Во всех тренировочных занятиях следует выделять значительное время на совершенствование тактических приемов и теоретических знаний, а также на подготовку и испытание снаряжения, что позволяет более или менее рационально распределять нагрузки в сочетании с отдыхом.

Следующим структурным подразделением тренировки туриста является микроцикл, включающий в себя несколько тренировочных занятий. Опыт показал, что в микроциклах тренировки туриста занятия, направленные на овладение специальными умениями и навыками, должны сочетаться с занятиями, направленными на развитие отдельных двигательных качеств (в микроциклах, близких по времени к походу, речь идет о совершенствовании специальных навыков и двигательных качеств).

В этом цикле прежде всего необходимо решать задачи, связанные с физической, технической, тактической и теоретической подготовкой туриста, для чего требуются наиболее оптимальные сочетания занятий с различной преимущественной направленностью (имеются в виду сочетания занятий, направленных на развитие силы и выносливости, с занятиями технического и тактического характера).

Мезоциклы включают в себя несколько микроциклов, идентичных в плане решения основных задач. По своему предназначению все мезоциклы существенно отличаются друг от друга. В плане временных параметров каждый мезоцикл охватывает период, примерно равный месяцу (в отдельных случаях мезоцикл может составлять 6-7 недель). Главное здесь - чтобы время, отведенное на мезоцикл, соответствовало решению поставленной задачи, а также, чтобы рядом стоящие мезоциклы были взаимосвязаны. Время, отводимое на мезоциклы, зависит от времени планируемого похода, его продолжительности, сложности маршрута, уровня подготовленности участников. Однако содержание и последовательность всех мезоциклов должны соблюдаться неукоснительно. Все они должны представлять целостную систему мероприятий, способную обеспечить решение главных задач в подготовке туриста.

Планирование учебно-тренировочного процесса в туризме

 

Эффективность туристской подготовки зависит от ее умелого планирования, которое в целом должно охватывать многолетний период. В целях достижения высоких результатов в туризме, обусловленных требованиями единой спортивной классификации, в многолетней подготовке должны быть четко определены конкретные задачи по этапам, периодам и циклам, указаны основные направления и средства для достижения определенного уровня физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовленности занимающихся. Современные тенденции развития туризма требуют углубленного подхода к поэтапному планированию коллективной подготовки туристов, ни в коей мере не исключая возможности индивидуального планирования.

Особенностью многолетнего планирования туристской подготовки, организуемой на сравнительно высоком квалификационном уровне, следует считать отсутствие четырехлетних основополагающих циклов, которые приняты в других видах спорта и связаны с подготовкой к участию в Олимпийских играх. Когда речь идет о многолетних циклах в туристской подготовке, имеют место годичные или двухгодичные циклы. Основная задача их - подготовить человека психически, теоретически, технически и функционально к спортивному походу. Подготовка к походам V категории сложности требует особо целенаправленных тренировочных занятий и организационных мероприятий. Это прежде всего касается походов, заявляемых на участие в чемпионатах страны, где техническая сложность маршрутов, как правило, существенно превышает эталонные минимумы, установленные для маршрутов учебно-тренировочных походов той же категории сложности.

При планировании туристской подготовки следует учитывать, что в ее содержание входит раздел тренировки, требующий особого внимания. Выбор основных средств туристской тренировки, которые необходимо отразить в плане, преимущественно охватывает упражнения естественно-прикладного характера, формирующие прежде всего навыки, необходимые в повседневной жизни: ходьбу, бег, плавание, передвижение на лыжах, прыжки, метания, преодоление естественных препятствий, переноску тяжестей

На основе модели многолетней тренировки в туризме последовательно разрабатываются планы двухлетних или трехлетних циклов, годовые планы, месячные, недельные, а также конспекты на отдельные занятия.

Таким образом, планирование учебно-тренировочного процесса в туризме представляет собой долговременную научно обоснованную программу целенаправленной деятельности тренера и самого спортсмена в овладении специальными умениями и навыками, дальнейшего их совершенствования и затем сравнительно длительного поддержания достигнутого уровня физической и специальной подготовленности. Многолетний учебно-тренировочный процесс в туризме предполагает также приобретение и дальнейшее совершенствование специальных организаторских способностей, необходимых для руководства походами.

 

Организационно-методические вопросы подготовки туристов

 

Туризм как вид спорта использует циклические упражнения и требует от занимающихся им общей и специальной выносливости. Сложности, связанные с формированием специальных туристских двигательных качеств и навыков, обусловлены возможным возникновением заранее непредвиденных ситуаций, от которых в той или иной мере зависит жизнь человека. Выход из таких ситуаций сопряжен со значительным проявлением в течение длительного времени силы воли и мышечного напряжения. Поэтому для участия в походах, особенно IV и V категорий сложности, нужна специальная тренировка, обеспечивающая возможность аналогичных усилий в искусственно созданных условиях. Задача тренировочного процесса в туризме - создать оптимальные условия для долговременной адаптации организма к предельным нагрузкам, ожидаемым в предполагаемом походе.

Основная роль в управлении подготовкой туриста принадлежит тренеру. Задача спортсмена при этом - проявить осознанную активность в овладении специальными умениями и навыками. Только совместные усилия тренера и спортсмена позволят эффективно управлять тренировочным процессом, достигать наиболее высоких спортивных результатов. Ныне в силу объективных обстоятельств высококвалифицированные туристы зачастую готовятся самостоятельно. Для управления своей подготовкой к сложным туристским походам им необходимы специальные знания основ спортивной тренировки. Соответствующая современным требованиям теоретическая подготовленность в сочетании с накопленным собственным опытом позволит управлять сложным процессом спортивной подготовки продолжительное время.

Учебно-тренировочный процесс в самодеятельном туризме осуществляется в основном тренерами-общественниками, имеющими значительный опыт походов различной категории сложности и прошедшими обучение в системе подготовки туристских общественных кадров. К сожалению, число тренеров с высшим физкультурным образованием, специализировавшихся в туризме и занимающихся спортивным туризмом, пока не велико.

Важный инструмент управления подготовкой туриста - поэтапные проверки физической, технической и теоретической подготовленности участников предстоящего похода на основе контрольного тестирования, результатов соревнований и медицинского контроля. Специальные коррективы вносятся в подготовку туриста как на основе периодической и поэтапной информации о тренированности занимающихся, так и по мере сбора и обработки информации о районе предстоящего похода, особенностях биоклиматических условий и характеристике естественных препятствий на планируемом маршруте. Эти коррективы касаются не только собственно тренировочного процесса, но также поэтапного плана подбора, изготовления, испытания различных видов снаряжения и рационов питания.

Немаловажные факторы в управлении подготовкой туриста - систематическое повышение квалификации тренера, его профессиональных знаний, умений и навыков, а также материально-техническое и медицинское обеспечение тренировочного процесса. Для тренеров-общественников по туризму важны систематическая самостоятельная работа над литературой, а также изучение опыта работы и методики проведения тренировок по другим видам спорта: лыжному, горнолыжному, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию.

Таким образом, управление подготовкой туристов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, основывающихся на объективных и достоверных данных об изменениях, происходящих в организме человека под влиянием тренировочных нагрузок. Их анализ, своевременное и обоснованное внесение управленческих коррективов в этот процесс позволяют добиваться наиболее высоких спортивных результатов.

 

Date: 2015-09-02; view: 630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию