Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность





Сценарий использования образовательной технологии

(лекция с использованием мультимедийных средств):

План

  1. Актуальность проблемы
  2. Понятие «мониторинг»
  3. Цели и задачи мониторинга
  4. Принципы мониторинга
  5. Этапы мониторинга
  6. Классификация систем мониторинга

 

Актуальность

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур.

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации:

§ Педагогический работник для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений детей с целью корректировки педагогических воздействий;

§ Руководящий работник для определения стратегии развития образовательного учреждения, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений.

В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности образовательного процесса.

Понятие «мониторинг»

Само понятие «мониторинг» представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет однозначного толкования. Это достаточно обычная ситуация, которая объясняется несколькими обстоя­тельствами: мониторинг используется в рамках различных сфер практи­ческой и научной деятельности - как в сфере науки, так и в сфере практи­ки; мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реаль­ности, и как способ прогнозирования для различных видов деятельности сферы управления посредством представления своевременной и качествен­ной информации. Забегая вперед, скажем, что в различных областях прак­тической деятельности мониторинг развивается крайне неравномерно: где-то он является мощной устоявшейся системой, принятой на государствен­ном и межгосударственном уровнях, а где-то системы мониторинга толь­ко начинают формироваться.

Приступая к рассмотрению феномена мониторинга, необходимо оста­новиться на том понятийном аппарате, который сложился к настоящему времени в теории и практике проектирования, создания и реализации раз­личных систем мониторинга. Среди определений понятия «мониторинг» есть широкие (общие), есть те, которые определяют мониторинг в одной из областей деятельности, и есть те, что даны только узким, специализи­рованным системам мониторинга. Поскольку мониторинг как феномен в последнее время находится в стадии бурного развития, то представляется целесообразным посмотреть и на то, как развивался и развивается его понятийный аппарат.

Начнем с самых общих, широких определений:

Мониторинг (от лат. Monitor - предостерегающий) - в широком смысле - деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями

Мониторинг - система повторных целенаправленных наблюдений за исследуемыми объектами в пространстве и времени.

Эти определения являются наиболее ранними из рассматриваемых нами. Они дают основания отождествлять мониторинг с наблюдением, говорить об их идентичности, что, как мы увидим в дальнейшем, совершенно не­верно. Несомненно и другое - деятельность по слежению является неотъемлемой частью любого мониторинга. Понятно, что при своем появ­лении мониторинг не был тем, чем он стал в настоящее время. Второе определение не очень понятно к тому же в части «целенаправленных по­вторных наблюдений в пространстве».

Мониторинг - комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека.

Мониторинг - контроль с периодичным слежением за объектом мо­ниторинга и обязательной обратной связью. (Психолого-педагогический словарь.)

Мониторинг- комплекс мероприятий, направленных на получение пол­ной информации, ориентированной на предметную область, о функциониро­вании сложной системы в целях управления ею. (А. В. Могилев.)

Мониторинг - специально организованное систематическое наблюде­ние за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, конт­роля, прогноза. (Социологический энциклопедический словарь.)

Мониторинг - непрерывное наблюдение за экономическими объекта­ми, анализ их деятельности как составная часть управления. (Словарь эко­номических терминов.)

Данные определения отражают следующий этап развития мониторин­га. В них появились необходимые и реально существующие атрибуты мо­ниторинга - специальная организация и систематичность наблюдений. Уже в этих дефинициях можно увидеть и еще один компонент, который оконча­тельно закрепляется в определениях только сейчас, - это целевая функция управления, неразрывность мониторинга и системы управления. В приве­денных определениях упоминаются контроль и обратная связь. Первое есть не что иное, как одна из функций управления, а второе - неотъемлемая часть управленческого цикла.

Следующие определения можно считать современными, отражающи­ми сегодняшнее состояние развития мониторинга.

Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяю­щегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. (Психологический словарь.)

Мониторинг - методика и система наблюдений за состоянием опре-деленного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различ­ных внешних факторов. Результаты М. дают возможность вносить кор­ректировки по управлению объектом или процессом. (Словарь бизнес-тер­минов и Бизнес-словарь.)

Процитированные определения дают возможность увидеть, как прохо­дит усложнение понятия, приращение его сущностных характеристик: от простого слежения, наблюдения к определению системы, ориентирован­ной на сбор информации, определению назначения этой информации для использования в управленческой деятельности.

Рассматривая основную, сущностную часть определений, мы получим, что мониторинг в большинстве из них - это наблюдение, «деятельность по наблюдению», «система повторных целенаправленных наблюдений», «ком­плекс наблюдений и исследований», «систематическое наблюдение», «не- прерывное наблюдение», «методика и система наблюдений». Таким обра­зом, большинство определений ключевым словом делают «наблюдение». Можно предположить, что в данном случае плохую службу сыграли ран­ние определения, ставшие ориентиром, основой для формирования более поздних. Наблюдение, каким бы оно ни было, не может обеспечить ни прогноза, ни использования в управленческой деятельности, ни предупреж­дения (напомним, что гносеология нашего термина идет от Monitor - пре­достерегающий).

Позже основное слово определений изменилось на «контроль с перио- дичным слежением», «процесс отслеживания состояния», «комплекс ме- роприятий, направленных на получение полной информации». Это, несом- ненно, более точные компоненты определения, соответствующие совре­менному состоянию развития систем мониторинга. Тем не менее они не обладают необходимой точностью, не давая, в частности, объяснения, что же такое «процесс отслеживания» или «комплекс мероприятий».

Представляется, что наиболее точным и универсальным может быть следующее определение:

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориенти- рованная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития.

Рассмотрев определения мониторинга, мы получили самое общее пред­ставление о мониторинге как о системе измерений и манипуляций с инфор- мацией, системе, нацеленной на решение тех или иных управленческих за- дач. Реально существующие системы мониторинга различаются масштабом, а возможно, и связанными с этим целевыми установками. Кроме того, можно предположить, что мониторинг не является универсальным сред­ством информационного обеспечения управленческой деятельности. Ве­роятно, он должен иметь свои граничные условия, приоритеты и специфику использования.

Для дальнейшего уточнения понятийного аппарата и поиска ответов на поставленные вопросы рассмотрим целевые установки при реализации различных систем мониторинга.

Date: 2015-09-02; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию