Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АктуальностьСтр 1 из 3Следующая ⇒ Сценарий использования образовательной технологии (лекция с использованием мультимедийных средств): План
Актуальность Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации: § Педагогический работник для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений детей с целью корректировки педагогических воздействий; § Руководящий работник для определения стратегии развития образовательного учреждения, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений. В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности образовательного процесса. Понятие «мониторинг» Само понятие «мониторинг» представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет однозначного толкования. Это достаточно обычная ситуация, которая объясняется несколькими обстоятельствами: мониторинг используется в рамках различных сфер практической и научной деятельности - как в сфере науки, так и в сфере практики; мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реальности, и как способ прогнозирования для различных видов деятельности сферы управления посредством представления своевременной и качественной информации. Забегая вперед, скажем, что в различных областях практической деятельности мониторинг развивается крайне неравномерно: где-то он является мощной устоявшейся системой, принятой на государственном и межгосударственном уровнях, а где-то системы мониторинга только начинают формироваться. Приступая к рассмотрению феномена мониторинга, необходимо остановиться на том понятийном аппарате, который сложился к настоящему времени в теории и практике проектирования, создания и реализации различных систем мониторинга. Среди определений понятия «мониторинг» есть широкие (общие), есть те, которые определяют мониторинг в одной из областей деятельности, и есть те, что даны только узким, специализированным системам мониторинга. Поскольку мониторинг как феномен в последнее время находится в стадии бурного развития, то представляется целесообразным посмотреть и на то, как развивался и развивается его понятийный аппарат. Начнем с самых общих, широких определений: Мониторинг (от лат. Monitor - предостерегающий) - в широком смысле - деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями Мониторинг - система повторных целенаправленных наблюдений за исследуемыми объектами в пространстве и времени. Эти определения являются наиболее ранними из рассматриваемых нами. Они дают основания отождествлять мониторинг с наблюдением, говорить об их идентичности, что, как мы увидим в дальнейшем, совершенно неверно. Несомненно и другое - деятельность по слежению является неотъемлемой частью любого мониторинга. Понятно, что при своем появлении мониторинг не был тем, чем он стал в настоящее время. Второе определение не очень понятно к тому же в части «целенаправленных повторных наблюдений в пространстве». Мониторинг - комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека. Мониторинг - контроль с периодичным слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью. (Психолого-педагогический словарь.) Мониторинг- комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею. (А. В. Могилев.) Мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза. (Социологический энциклопедический словарь.) Мониторинг - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления. (Словарь экономических терминов.) Данные определения отражают следующий этап развития мониторинга. В них появились необходимые и реально существующие атрибуты мониторинга - специальная организация и систематичность наблюдений. Уже в этих дефинициях можно увидеть и еще один компонент, который окончательно закрепляется в определениях только сейчас, - это целевая функция управления, неразрывность мониторинга и системы управления. В приведенных определениях упоминаются контроль и обратная связь. Первое есть не что иное, как одна из функций управления, а второе - неотъемлемая часть управленческого цикла. Следующие определения можно считать современными, отражающими сегодняшнее состояние развития мониторинга. Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. (Психологический словарь.) Мониторинг - методика и система наблюдений за состоянием опре-деленного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты М. дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом. (Словарь бизнес-терминов и Бизнес-словарь.) Процитированные определения дают возможность увидеть, как проходит усложнение понятия, приращение его сущностных характеристик: от простого слежения, наблюдения к определению системы, ориентированной на сбор информации, определению назначения этой информации для использования в управленческой деятельности. Рассматривая основную, сущностную часть определений, мы получим, что мониторинг в большинстве из них - это наблюдение, «деятельность по наблюдению», «система повторных целенаправленных наблюдений», «комплекс наблюдений и исследований», «систематическое наблюдение», «не- прерывное наблюдение», «методика и система наблюдений». Таким образом, большинство определений ключевым словом делают «наблюдение». Можно предположить, что в данном случае плохую службу сыграли ранние определения, ставшие ориентиром, основой для формирования более поздних. Наблюдение, каким бы оно ни было, не может обеспечить ни прогноза, ни использования в управленческой деятельности, ни предупреждения (напомним, что гносеология нашего термина идет от Monitor - предостерегающий). Позже основное слово определений изменилось на «контроль с перио- дичным слежением», «процесс отслеживания состояния», «комплекс ме- роприятий, направленных на получение полной информации». Это, несом- ненно, более точные компоненты определения, соответствующие современному состоянию развития систем мониторинга. Тем не менее они не обладают необходимой точностью, не давая, в частности, объяснения, что же такое «процесс отслеживания» или «комплекс мероприятий». Представляется, что наиболее точным и универсальным может быть следующее определение: Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориенти- рованная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития. Рассмотрев определения мониторинга, мы получили самое общее представление о мониторинге как о системе измерений и манипуляций с инфор- мацией, системе, нацеленной на решение тех или иных управленческих за- дач. Реально существующие системы мониторинга различаются масштабом, а возможно, и связанными с этим целевыми установками. Кроме того, можно предположить, что мониторинг не является универсальным средством информационного обеспечения управленческой деятельности. Вероятно, он должен иметь свои граничные условия, приоритеты и специфику использования. Для дальнейшего уточнения понятийного аппарата и поиска ответов на поставленные вопросы рассмотрим целевые установки при реализации различных систем мониторинга.
|