Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировочная реакция





Психофизиология внимания

В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и вы­полнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эф­фективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (изби­рательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функ­ции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.

Ориентировочная реакция

Принято считать, что физиологическую основу, на которой раз­вивается и функционирует непроизвольное внимание, составля­ет ориентировочная реакция.

Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана И.П. Павловым как двигательная реакция животного на новый вне­запно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась тор­можением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР легко восстана­вливалась при малейшем изменении обстановки.

Физиологические показатели ОР. Использование полиграфи­ческой регистрации показало, что ОР вызывает не только пове­денческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различ­ные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыха­тельный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсор­ный и электроэнцефалографический. Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая ак­тивность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной ре­акции возникает генерализованная активация, которая проявляет­ся в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастот­ной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принци­пу их пространственной близости, а по функциональному принци­пу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, ис­пользуют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модально неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вы­зывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вы­звана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмо­циональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмо­ционального компонентов реагирования на новый стимул.

Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, пред­ложенной Е.Н. Соколовым (1958). Согласно этой концепции в ре­зультате повторения стимула в нервной системе формируется «мо­дель», определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действую­щим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью». Если действующий стимул и нервный след, оставленный предше­ствующим раздражителем, идентичны, то ОР не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и ока­зывается до известной степени тем сильнее, чем больше различа­ются предшествующий и новый раздражители. Поскольку ОР воз­никает в результате рассогласования афферентного раздражения с «нервной моделью» ожидаемого стимула, очевидно, что ОР будет длиться до тех пор, пока существует эта разница.

В соответствии с этой концепцией ОР должна фиксироваться при любом сколько-нибудь ощутимом расхождении между двумя по­следовательно предъявляемыми стимулами. Имеются, однако, мно­гочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что ОР далеко не всегда обязательно возникает при изменении параметров стимула.

Значимость стимула. Ориентировочный рефлекс связан с адап­тацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив «закон силы». Иначе говоря, чем больше изменя­ется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а неред­ко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситу­ации, если они прямо адресованы к основным потребностям чело­века.

Кажется, что более значимый и, следовательно, в чем-то уже знакомый человеку стимул должен при прочих равных условиях вы­зывать меньшую ОР, чем абсолютно новый. Факты, однако, го­ворят о другом. Значимость стимула нередко имеет решающее зна­чение для возникновения ОР. Высоко значимый стимул может вы­звать мощную ориентировочную реакцию, имея небольшую физи­ческую интенсивность.

По некоторым представлениям факторы, провоцирующие ОР, мож­но упорядочить, выделив 4 уровня или регистра: стимульный, регистр новизны, регистр интенсивности и регистр значимости. Первый уро­вень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий ре­гистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции (Кочубей, 1990).

Таким образом, ОР возникает не на любой новый стимул, а толь­ко на такой, который предварительно оценивается как биологи­чески значимый. Иначе мы переживали бы ОР ежесекундно, так как новые раздражители действуют на нас постоянно. Оценивая ОР, следовательно, надо учитывать не формальное количество ин­формации, содержащейся в стимуле, а количество семантической, значимой информации.

Существенно и другое: восприятие значимого стимула нередко сопровождается формированием ответной адекватной реакции. При­сутствие моторных компонентов свидетельствует о том, что ОР представляет собой единство воспринимающих и исполнительных механизмов. Таким образом, ОР, традиционно рассматриваемая как реакция на новый раздражитель, представляет частный случай ори­ентировочной деятельности, которая понимается как организация новых видов деятельности, формирование активности в изменив­шихся условиях среды.

 

Date: 2015-09-02; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию