Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беломорско-Балтийский канал





В 1931 году началось строительство Беломорско-Балтийского канала.

Путь, по которому проходит канал, был известен издавна – им пользовались для путешествий по суше уже в XVI–XVII веках. Вопрос соединенияБелого иБалтийского морей поднимался на правительственном уровне на протяжении многих веков. Впервыеидея строительства судоходного каналавозникла во времяСеверной войныи принадлежалацарю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только вXIX веке. Всего по заказам правительства до 20-х годов XX века было разработано четырепроектастроительства: первый – проектФ. П. Деволана1800 года, второй – проект графаА. Х. Бенкендорфа1835 года, третий –флигель-адъютантаЛошкарёва1857 года. В 1900 году профессор В. Е. Тимонов за собственный проект строительства канала был награждён золотой медальюПарижской всемирной выставки. Однако все варианты строительства не реализовались из-за их высокой стоимости.

В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства канала. 3 июня 1930 года было принято решение о начале работ. 1 июля 1931 года были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности.

Хотя окончательный проект был утверждён в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го, оно длилось 1 год и 9 месяцев. В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тыс. км железнодорожных путей. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

Проектный отдел Беломорстроя возглавлял С. Я. Жук, ставший впоследствии выдающимся гидростроителем, академиком. Вместе с ним работали К. А. Вержбицкий, В. Д. Журин, В. Н. Маслов, О. В. Вяземский, К. М. Зубрик.

Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых достигала 126 тысяч человек.. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошложаргонноеслово «зек», в фольклоре – «Захар Кузьмич». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»).

Строительство завершилось 20 июня1933 года, канал был назван «Каналом имени Сталина». В июле этого же года И. В. Сталин,К. Е. ВорошиловиС. М. Кировсовершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933 года.Беломорско-Балтийский канал (ББК) имеет длину 227 км от Онежского озера до Белого моря, водораздельный бьеф с высотной отметкой 104,5 м, включает в себя озера, приток воды в которые обеспечивает надежное питание как северного, так и южного склонов канала. Излишки водных ресурсов на северном склоне используются для выработки электроэнергии на пяти ГЭС, общей мощностью 240 МВт.

Канал начинается у посёлка Повенецв Повенецкой губеОнежского озера. Сразу за Повенцом следуют семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (так называемая «Повенчанская лестница»). Вместе эти шлюзы образуют южный склон канала. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала.

 

На трассе северного склона расположено двенадцать шлюзов. (№ 8 – 19). Трасса северного склона канала проходит через пять крупных озёр: Маткоозеро(между шлюзами 8 и 9),Выгозеро(между шлюзами 9 и 10),Воицкое озеро(между шлюзами 10 и 11),Палагорка(между шлюзами 11 и 12) иМаткожня(между шлюзами 13 и 14). На севере канал впадает в Сорокскую губу Белого моря, в устье канала расположен городБеломорск.

 

Канал Москва – Волга (Канал имени Москвы)

Вопрос о строительстве канала Москва-Волга был поставлен на июньском пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году, когда обсуждалась проблема реконструкции Москвы и городов СССР. Было вынесено решение о разработке проекта соединения Москвы-реки с Волгой: «…ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».

Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Был принят так называемый «Дмитровский» вариант, выбор трассы канала по принятому направлению в основном зависел от рельефа местности и геологических условий.

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне и три на рекеМосква. Габаритные рабочие размеры камер – 300×30×5,5 метров. Все шлюзы канала автоматизированы. Вот эти шлюзы: Шлюз 1 – Дубна, Шлюз 2 – Темпы, Шлюз 3 – Яхрома, Шлюз 4 –Турист, Шлюз 5 – Икша, Шлюз 6 – Икша, Шлюз 7 – Тушино двухкамерный, Шлюз 8 – Тушино двухкамерный, Шлюз 9 – Мнёвники, имеющий среднюю голову и возможность работать в усеченном варианте для пропуска маломерных судов, Шлюз 10 – Нагатино, Шлюз 11 – Нагатино для пропуска маломерных судов, в настоящее время работает в качестве дока.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций, две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

Акуловская ГЭС, Иваньковская ГЭС, Карамышевская ГЭС, Листвянская ГЭС, Ново-Тверецкая ГЭС, Ново-Цнинская ГЭС, Перервинская ГЭС, Пироговская ГЭС, Сходненская ГЭС

На канале пять насосных станций, подающих сейчас постоянно до 100 м3/с воды (в 6 раз больше, чем протекало в Москва-реке). Для обслуживания строительства было проложено 700 км железнодорожных путей. Будущий посёлок гидростроителей получил название Большая Волга.

На первом этапе строителями канала были заключенные, которых Главное Управление лагерей (ГУЛАГ) перемещало с Беломорканала, строительство которого к этому времени заканчивалось.

Новый канал по объему работ в семь раз превосходил Беломорстрой, а «Дмитлаг» стал самым крупным лагерем в стране, через который прошло более миллиона заключенных. Техники первое время практически не было, огромная масса заключенных была занята на земляных работах, которые велись вручную – лопатами и тачкой. По свидетельствам очевидцев «движение тачек было настолько интенсивным, что даже стояли регулировщики».

До 1947 года канал не имел собственного имени: имена Ленина и Сталина уже были присвоены другим каналам. Присваивать новому каналу Москва-Волга другое, менее значимое имя, считалось непозволительным. Выручил восьмисотлетний юбилей Москвы. И как подарок столице канал стал называться ее именем – «Канал имени Москвы»!

Канал сегодня работает с полной нагрузкой. Спустя более семидесяти лет можно утверждать, что канал выполнил и продолжает выполнять возложенную на него роль: поставлять чистую воду для Москвы, служить водным путем, соединяющим столицу со всеми морями Европейской части России. Также канал стал местом отдыха и туризма для москвичей и гостей столицы.

 

 

Date: 2015-08-22; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию