Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СРЕДА ДЕТСТВА





Предметный мир детства — среда развития всех специфически дет­ских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предмет­ной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обес­печивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ре­бенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природньа средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных ком­понентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, по­знавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оз­доровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игро- и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная и предметно-раз­вивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздей­ствием. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное про­странство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.

 

 

Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:

— должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

— инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и спосо­бы их достижения задаются предметной средой;

— обязана учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему до­школьному возрасту. Иначе говоря, решать задачи создания зоны бли­жайшего развития через организацию предметной среды; давать воз­можность взаимодействия детей между собой и со взрослыми;

— наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меня­ющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму дет­скую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;



— обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном простран­стве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз — рука»), его росту и предметному миру взрослых;

— развивающая функция предметной среды требует для своей реализа­ции сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой ограничены, важно создать в здании и на территории детского сада варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности (уголки приро­ды, коллекции, лаборатории, экологические комнаты, комнаты природы, разно­образные мини-музеи, зимние сады, экологические тропинки). Особое значе­ние имеет развивающая предметно-игровая среда, которая не может ограни­читься разнообразными дидактическими, развивающими и обучающими игрушками. Она обязательно должна включать игрушки для развития сюжет­ной игры. В младшем и среднем дошкольном возрасте это условно-образные сюжетные игрушки и куклы с необходимой атрибутикой, а также разнообраз­ный бросовый материал, строительные наборы, конструкторы и поделочные материалы. К старшему дошкольному возрасту предпочтение следует отдать обобщенной модульной среде, которая может принимать любые значения в смысловом поле игры. Старший дошкольник стремится к реалистичной иг­рушке. Следует побуждать детей самостоятельно создавать их из разных поде­лочных материалов. Готовые среды, при всей их привлекательности для ребен­ка, не имеют должного развивающего эффекта.

Огромный резерв творческого развития ребенка — использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных), входящих в до­школьное детство через игру и другие виды символико-моделирующей дея­тельности. Новые информационные технологии формируют у ребенка мотива-ционную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в совре­менном информационном обществе.

 

Базовое содержание компонентов развивающей предметной среды совре­менного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содер­жание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогического про­цесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обеспечиваются также и системой развиваю­щей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада.

Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отлича­ет от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнооб­разных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам.



Базисная характеристика развивающей предметной среды — ее дизайнер­ское, в том числе стилевое решение. Предметная среда детского учреждения не может быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей, она призвана открыть ребенку пространство для ориентировки и действия.

В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, куль­турных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнер-ском уровнях.

 

 








Date: 2015-09-02; view: 96; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию