Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные задачи. — учить считать до 10, различать количественный и порядковый счет, отве­чать на вопросы («Сколько всего?»





Шестой год жизни

Количество и счет:

— учить считать до 10, различать количественный и порядковый счет, отве­чать на вопросы («Сколько всего?», «Какой, который по счету?»), опреде­лять числа-«соседи», отсчитывать по образцу и названному числу;

— определять равное количество в группах разных предметов («Здесь по 3 мяча, кораблика, матрешки, грибочка» и т.д.);

— помогать самостоятельно устанавливать равенство групп предметов дву­мя способами (либо убирая от большей, либо прибавляя к меньшей);

— помогать определять состав чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и двух меньших чисел;

— уточнять независимость числа от размера считаемых предметов, расстоя­ния между ними, цвета, формы, расположения и от направления счета: слева направо или справа налево;

— учить делить предметы (складывая лист бумаги, ленту и т.д.) на две и четыре равные части, сравнивать часть и целое, находить часть от целого и к целому находить его части.

Величина:

— учить систематизировать предметы по выделенным признакам (высоте, ширине, длине, толщине), продолжать выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначительной (до 0,5 см) разницей в размерах;

— определять величину предмета, сопоставляя ее с величиной известных ребенку вещей (толщиной в 2 пальца, длиной в 3 шага и т.д.).

 

Форма: учить различать и называть уже знакомые формы предметов и нахо-шть их в ближайшем окружении, определять словом форму тех или иных пред­метов (картина прямоугольная, плафон шарообразный, портрет квадратный, лоднос овальный и т.д.).

Ориентировка в пространстве:

— учить определять положение того или иного предмета не только по от­ношению к себе, но и к другому предмету, двигаться в заданном направ­лении, меняя его по сигналу (словесному или звуковому);

— уточнять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою за Мишей, позади меня паровозик, около меня Сережа»).

Ориентировка во времени:

вспоминать вместе с детьми, что было вчера, сегодня, предполагать, что может быть завтра;

— учить называть дни недели.

Седьмой год жизни

Количество и счет:

— подводить к пониманию того, как образуются числа второго десятка;

— знакомить с цифрами от 0 до 9;

— учить определять предыдущее и последующее к названному числу, опреде­лять отношения между числами (равенство, неравенство, больше, меньше);

— пользоваться знаками: «=» (равно), «ф» (неравно), «>» (больше), «<» (меньше);

— составлять и решать несложные задачи на сложение и вычитание (в пре­делах 10), пользуясь цифрами и знаками «+», «—», «=»;

— определять состав чисел до 10 из двух меньших;

— учить считать по понятийной мерке (глядя на предметы разного цвета и формы, определять, сколько разных цветов на столе, сколько разных форм, не пересчитывая при этом сами предметы).

Величина:

учить измерять длину, ширину, высоту предметов, сравнивать их по весу, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;

— демонстрировать, что при измерении условной меркой результат (число) зависит от ее величины (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и наоборот);

— учить считать по заданной мерке (счет со сменой основания), когда за единицу принимается не один, а несколько предметов или часть предмета;

— делить предметы на несколько равных частей (на 2, 4, 6, 8 и т.д.) путем сгиба­ния (бумаги, ткани, шнура и др.) и с помощью измерения условной меркой;

— устанавливать отношение «часть — целое».

Форма: на основе знаний, полученных в предыдущих группах, помогать объединять соответствующие геометрические формы в четырехугольники, мно­гоугольники, находить стороны, углы, вершины, изменять форму по виду и площади.

Ориентировка в пространстве и времени:

— помогать овладевать ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в том числе на листе бумаги, альбома, странице книги;

— описывать расположение объекта в пространстве и на плоскости;

— учить называть дни недели, текущий месяц, времена года;

 

 

 

— определять время по часам с точностью до получаса;

— развивать единый темп и ритм в видах общегрупповой работы, где необ­ходимо согласование действий и сопровождающей их речи;

— развивать координацию движений.

Содержание психолого-педагогической работы

Шестой год жизни

Количество и счет. Пятилетние дети считают до 10 и в больших пределах, отсчитывают предметы по образцу и названному числу, определяют равное ко­личество в группах разных предметов, обобщая числовые значения (здесь всех предметов по 3, по 6, по 9 и т.д.), считают звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводят количество движений по названному числу («подбрось мяч 5 раз»).

Узнают состав чисел в пределах 5 из отдельных единиц, образуя количе­ственные группы из разнородных предметов, обозначая их числительными.

Сравнивают числа-соседи в пределах 10, умеют преобразовывать неравен­ство в равенство (8 больше 7, если к 7 добавить 1, будет 8).

Учатся пересчитывать в пределах 10, пользуясь порядковыми числительны­ми; отвечать на вопросы («Который?», «Какой по счету?»).

Дети начинают понимать, что количество, обозначенное тем или иным чис­лительным, не зависит от величины предметов, которые пересчитываются, от расстояния между ними, пространственного расположения и направления сче­та (слева направо или справа налево).

Дети учатся делить предметы на несколько равных частей: на 2, 4 (например. 1 яблоко можно разделить пополам, т.е. разделить на 2, можно на 4 части). Учат­ся делить квадрат, круг на 2 и 4 части путем преобразования листа бумаги и других предметов: складывания, разрезания, также сравнивать целое и части и находить часть от целого.

Величина. Дети уточняют представления об изменении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, используя при описании сравнительные конструкции («Стало длиннее», «Это тоньше» и т.д.). Учатся на глаз определять длину и шири­ну того или иного предмета (толщину палки, ширину полоски бумаги, картона, ленты, высоту забора, дерева), оценивая его размеры путем сопоставления с вели­чиной известных предметов (толщиной в палец, длиной в 2 шага и т.д.).

Форма. Начинают различать овал и круг, выделять форму предметов (тарелка, блюдце — круг, стена, пол, потолок — прямоугольник и т.д.).

Дети работают с пластмассовым медиатором в форме «листика» — рассмат­ривают его, составляют узоры и предметы из 5—6 «листиков», обрисовывают шаблон медиатора мелом на доске, настольных досках, листах бумаги. Неболь­шими группами составляют композиции на листе большого формата, рисуют от руки под диктовку и самостоятельно «листиковые формы». На занятиях рисованием, аппликацией, математикой, во время графических диктантов ис­пользуются разные формы («листик», «пол-листика», «овал» и др.).

Рисуют линии в разных направлениях, полосы равной ширины («дорога», «ручей», «лента»), делят их пополам, рисуют от руки квадрат (перекрестки улиц и др.), простые росчерки («петля», «лента», «волна» и т.д.).

Ориентировка в пространстве. Дети шестого года жизни учатся различать правую и левую руку, ориентироваться в направлении движений «к себе» и «от себя», ориентироваться на плоскости (пишут графические диктанты, составляют

 

серии рисунков), работают с картами города, села, улицы. Осваивают боль­ше пространства (зала, участка) в подвижных играх, хороводах, договариваясь цежду собой о возможных перемещениях.

Вырабатывается ритмизация движений руки с помощью задаваемых голо­сом ритмических приговорок. В считалках (при медленном и быстром темпе движения руки), во время пения с дирижированием дети учатся согласовывать движения руки с ритмом, задаваемым голосом. В течение всего года крупно рисуют цифры от 9 до 1 (по сложности написания).

Совершенствуется координация движений рук, кистей, пальцев при враще­нии волчка на полу, столе, наборе петель на спицы при вязании и т.д.

Дети определяют словом положение того или иного предмета по отноше­нию к себе («Слева от меня стол, передо мной сидит Андрюша»), к другому I «Справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»). Учатся ориен­тироваться в пространстве (изменяют направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений), определять свое положение среди окружа­ющих предметов («Я стою за стулом, около стола»).

Ориентировка во времени. Начинают последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, сегодня, какой будет завтра.

Седьмой год жизни

Количество и счет. Дети знакомятся с числами больше 10, различными типа­ми организации цифр и чисел (номера машин, циферблаты), написанием цифр в любых сочетаниях.

Учатся определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, понимать отношения между числами больше, меньше, поровну, пользоваться знаками: «>», «<», «=», уменьшать или увеличи­вать то или иное число на 1.

Составляют число из двух меньших (до 10), составляют и решают простые арифметические задачи на сложение и вычитание, пользуясь готовыми цифра­ми и знаками.

Величина. Дети обучаются измерению с помощью условной мерки длины, ширины, высоты окружающих предметов, определению объема жидких и сыпу­чих тел, пониманию, что результат пересчета зависит от величины мерки (чем меньше мерка, тем большее число раз она уложится, и наоборот). Измеряют линейкой предметы, определяют результаты измерения в сантиметрах, чертят отрезки заданной длины.

Начинают считать по заданной мерке, когда за единицу принимается не 1, а несколько предметов или часть предмета (счет со сменой основания).

Учатся делить предметы на 2, 3, 4, 5 и т.д. равных частей (путем сгибания, разрезания или измерения условной меркой). Узнают, как называются части (половина, треть, восьмая и т.д.). На конкретном материале устанавливают, что целое больше части, а часть меньше целого.

Форма. Дети получают сведения из элементарной геометрии о многоуголь­нике, изменяют геометрические фигуры по форме и площади (путем выклады­вания из веревочек, палочек, готовых форм, рисования и др.), классифицируют фигуры по разным основаниям (форме, величине).

Учатся прорисовывать в поле квадрата линии разных направлений — пря­мые и дугообразные. Упражняются в дорисовывании начатых фигур, рассказывают

 

о полученных фигурах. Рисуют от руки квадрат, уточняя в ходе обсужде­ния его размеры. Самостоятельно выстраивают ритмизованные орнаменты и дублируют их. Рисуют от руки формы типа «листик» и «пол-листика».

Координация движений. Дети седьмого года жизни приобретают правильную позу, работая группами, парами или индивидуально у доски (ходят вдоль нее, прочерчивая мелом любые линии, росчерки (рисуют в альбоме, тетради: фло­мастером, кистью). Используют упражнения для совершенствования координа­ции движений (те же, что и в предыдущей возрастной группе, и другие).

Ориентировка в пространстве и времени. Дети овладевают простейшей ори­ентировкой в пространстве (в том числе на листе бумаги, странице тетради, книги), узнают дни недели, название текущего месяца, время по часам с точно­стью до получаса.

На занятиях и в быту ведутся разговоры о цикличности, повторяемости как на числовом материале, так и природном, бытовом. Обращается внимание детей на то, что каждый час минутная стрелка часов совершает полный оборот по циферблату, каждый месяц начинается с первого числа, повторяются названия дней недели, времен года, определенные действия, происходящие в группе (завтрак в 8.30, заня­тия в 9.00, прогулка в 11.00 и т.д.). Дети практически знакомятся с календарем.

Воспитатель дает возможность каждому ребенку самому овладевать теми или иными действиями, обучая его наблюдать за действиями других детей и описывать их словами. Предлагая детям новшества в той или иной деятельно­сти, взрослый приглашает их к взаимодействию с собой и другими детьми. Его задача состоит в признании способностей каждого ребенка. В каждой деловой (игровой) ситуации воспитатель выделяет тех, кто сам или вместе с напарни­ком, партнерами по микрогруппе додумался до решения той или иной «про­блемы», «совершил открытие», сделал что-то хорошо своими руками и т.д.

Взрослым надо отучить себя от спешки: не стараться все сразу показывать и объяснять: хорошо, когда дети получают удовольствие от игры или выполне­ния какого-либо задания.

На занятиях определенными видами деятельности: музыкальными, физкуль­турными, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием воспитатель пред­лагает специфические задания и организует определенный тип взаимодействия детей. Например, координация движения руки, а соответственно и взгляда, по строке, с голосом достигается на музыкальных занятиях при неторопливом про-говаривании слов попевки под выразительные дирижерские движения руки.

В свободной обстановке, непринужденных разговорах и беседах взрослые поддерживают желание детей обсуждать учебные дела, вводят в обиход необхо­димые термины и структуры высказывания (сравнительные обороты типа «крас­нее», «быстрее, чем», «больше по сравнению» и др.).

 

Date: 2015-09-02; view: 1085; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию