Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Документальное оформление инвентаризации товаров ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. При инвентаризации товаров используются формы N N ИНВ-2 - ИНВ-7, ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9, ИНВ-19 и приказы по формам N N ИНВ-22 - ИНВ-26. Распоряжение о проведении инвентаризации оформляется на бланке "Приказ о проведении инвентаризации" (форма N ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Сведения о фактическом наличии товаров записываются в инвентаризационные акты и описи по форме N ИНВ-3 "Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей", N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных", N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение" и др. Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственных лиц. Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.). Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете. Если комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет товаров и записать их в инвентаризационную опись, то используется форма N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык". Заполняется она в одном экземпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами. В конце инвентаризации данные из формы N ИНВ-2 переносят в опись формы N ИНВ-3. Если у организации есть товары, которые приняты на ответственное хранение, то по ним составляют отдельную опись по форме N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение". На находящиеся в пути товары должна заполняться отдельная форма - "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути" (форма N ИНВ-6). Бывает, что по договору право собственности на товар переходит к покупателю только тогда, когда он его оплатит, а до момента оплаты отгруженный товар числится в собственности поставщика. Аналогичная ситуация возникает и у комитента в комиссионной торговле. До тех пор пока комитент не получит отчет комиссионера, товары у него будут считаться отгруженными, но не проданными покупателям. В этих и иных аналогичных ситуациях на отгруженные, но не реализованные товары оформляют "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных" по форме N ИНВ-4. Следует также иметь в виду, что на товары, срок оплаты по которым еще не наступил, и товары, не оплаченные в срок покупателями, инвентаризационная комиссия поставщика составляет отдельные описи по форме N ИНВ-4, а в графе "Примечание" для товаров, которые не оплачены в срок, записывает наименование покупателя. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Во всех случаях инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Вручную описи заполняются чернилами и шариковой ручкой четко, без помарок и подчисток. На каждой странице описи указываются прописью число порядковых номеров товаров и общие итоговые показатели количества и стоимости. При исправлении ошибок вручную во всех экземплярах описей неправильные записи зачеркиваются и над ними ставятся правильные записи. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку о проведении комиссией проверки товаров в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи товаров на ответственное хранение. Если проверяют фактическое наличие товара при смене материально-ответственного лица, то лицо, принимающее и сдающее товар, расписывается в соответствующих строках описи. В описи должны включаться все выявленные товары, в том числе и излишки. Если при инвентаризации обнаружены испорченные товары, то на них составляют соответствующие акты.
Пересортица товаров, которая может быть вскрыта при инвентаризации, означает излишек одного и недостачу другого товара. Она образуется в тех случаях, когда по документам числится оприходование или списание одного товара, а фактически был оприходован или списан другой товар. Инвентаризационная комиссия должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы можно проводить в виде исключения: - в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования; - за один и тот же проверяемый период; - у одного и того же проверяемого материально ответственного лица; - в тождественных количествах. Допускается также в виде исключения производить зачет излишков и недостач товаров в результате пересортицы, происшедшей в одной и той же группе товаров, если входящие в ее состав товары имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару. Если при зачете излишков и недостач от пересортицы товаров стоимость недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке, то разница относится на виновных лиц. Кроме пересортицы может образовываться разница, когда товар отпускается по повышенной или пониженной цене. Зачет в этом случае производится аналогично. О допущенной пересортице материально ответственные лица дают письменные объяснения. На лиц, виновных в пересортице товаров, могут налагаться дисциплинарные взыскания, а при умышленном внесении путаницы в первичные документы и учет их привлекают к судебной ответственности. Зачет по пересортице бухгалтерской проводкой не оформляют. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то возникшие разницы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли и списываются на финансовый результат. После проведения зачета по пересортице вновь определяются недостача и излишки материальных ценностей. Выявленные излишки приходуются с отнесением на финансовый результат. Недостачи отражаются по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При установлении факта недостачи товаров бухгалтерия производит расчет их естественной убыли. Для организаций торговли сейчас действуют нормы естественной убыли, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 07.09.2007 N 304. Но эти нормы относятся к бухгалтерскому учету (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Определяется естественная убыль на основе установленных норм после инвентаризации, если вскрыт факт недостачи товаров. В норму убыли не включаются потери товаров, внутренняя их переброска, списание по актам. Утвержденные нормы являются предельными и не распространяются на штучные, фасованные и транзитные товары. При количественно-суммовом учете естественная убыль товаров исчисляется отдельно по каждому виду. Руководители организаций и предприятий обязаны определить и относить недостачу к мелкой или к крупной, а также уведомлять прокурора о недостачах, не переданных следственным органам и погашаемых в общегражданском порядке. Мелкие недостачи должны немедленно погашаться, и лишь в определенных случаях допускается получение от работника обязательства с указанием сроков погашения (как правило, 2 - 3 мес.). Следует помнить, что суммы недостач и порчи товаров и тары списываются по фактической себестоимости, которая должна включать в себя договорную (учетную) цену и долю транспортно-заготовительных расходов. Причем транспортно-заготовительные расходы могут учитываться в бухгалтерском учете двумя способами: - на субсчете счета 41 "Товары"; - на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - при использовании счетов учета заготовления и приобретения товаров. По недостачам и растратам, явившимся следствием злоупотреблений, дела направляются в судебно-следственные органы не позднее 5 дней с момента установления недостачи, а также принимаются неотложные меры к наложению ареста на имущество обвиняемых и возмещению материального ущерба. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). Выявленный в результате инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (пп. "а" п. 3 ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, пп. "а" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы на продажу), а недостача сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации (пп. "б" п. 3 ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, пп. "б" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). В бухгалтерском учете суммы выявленных на предприятии недостач и хищений материальных ценностей и денежных средств, а также потери от порчи ценностей отражаются на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Причем недостачи отражаются на счете 94 независимо от того, подлежат они списанию на расходы на продажу или отнесению на виновных лиц. В том случае, когда решением следственных или судебных органов подтверждено, что виновные лица отсутствуют, недостачи списываются на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Если же в результате проведения инвентаризации обнаружена недостача, виновные лица которой не установлены, и предприятие не принимает мер к розыску виновных лиц или рассмотрению дела в судебном порядке, то такая недостача подлежит списанию за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если недостача материальных ресурсов обнаружена до момента их оплаты поставщикам, то сумма НДС, приходящаяся на эти ценности, подлежит списанию в дебет счета 94. При этом в бухгалтерском учете делается проводка: дебет счета 94 кредит счета 19. Результаты инвентаризации, полученные с помощью сличительных ведомостей, отражаются следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации, полученных с помощью сличительных ведомостей
В бухгалтерском учете выявленные суммы пересортицы товаров оформляются следующими записями по счетам учета: дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" кредит счета 41 "Товары" - отражена недостача товаров одного сорта (по ценам, по которым товары отражены в бухгалтерском учете организации); дебет счета 41 кредит счета 94 - излишек товаров другого сорта (по ценам, по которым товары учтены в бухгалтерском учете организации); дебет счета 41 кредит счета 41 - зачет недостачи товаров по пересортице; дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" кредит счета 94 - отнесение за счет виновных лиц разницы в стоимости недостающих ценностей над стоимостью излишествующих ценностей (по балансовой стоимости недостающих ценностей); дебет счета 73 кредит счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" - на сумму разницы между рыночной стоимостью недостач и их балансовой стоимостью (согласно ст.246 ТК РФ размер ущерба при утрате имущества определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета); дебет счета 98 кредит счета 91, субсчет "Прочие доходы" - по мере погашения задолженности по недостачам учтенные разницы в стоимости недостающих товаров включаются в состав внереализационных доходов организации; дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" кредит счета 94 - списание за счет организации разницы в стоимости недостающих ценностей над стоимостью излишествующих ценностей (по балансовой стоимости).
|