Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые шаги в решении проблемы развития городов в будущем





Необходимость активного поиска решений проблемы урбанизации застави­ла сегодня изучать возможности улучшения городской жизни в будущем не только экологов, но и социологов, психологов, экономистов, архитекторов, океаноло­гов, геологов, конструкторов, технологов во многих странах мира — Бразилии, Объединенных Арабских Эмиратах, США, в странах бывшего СССР, Японии.

Возникло множество идей строительства и проектов городов с совершен­но новыми планировкой, организацией транспорта и рекреационных зон, структурой жилых и промышленных массивов. Появились проекты надвод­ных городов в океанах и морях, проекты подводных и подземных промыш­ленных и военных сооружений. Появились совершенно необычные по архи­тектуре проекты различных офисов, жилых домов и архитектурных ансамб­лей, проекты зон отдыха населения. И не только проекты. В Японии за последние 7 лет построено несколько искусственных островов вблизи круп­нейших городов. На этих островах сооружены прекрасные парки, стадионы, культурные центры, детские базы отдыха. На одном из островов возле Токио сооружен современнейший аэропорт со специальными комплексами для ог­ромного количества туристов. Становятся все более комфортабельными для проживания построенные по усовершенствованным проектам свайные посе­ления не только в таких городах, как Бангкок, Венеция, Гонконг, Манила, Сингапур, Шанхай и др., но и в развивающихся странах (Новая Гвинея, По­линезия, Центральная Африка).

Современная техника позволяет проектировщикам сооружать в откры­том море не только нефтяные платформы, устойчивые к штормам и урага­нам, но также создавать целые искусственные острова с зонами жизни как над водой, так и под водой. Сформировалось даже несколько типов "мор­ских" архитекторов: промышленных (строительство в океане промышленных объектов, терминалов, складов) и гражданского строительства (разработка жилых и рекреационных массивов на воде), специалистов по океаническим горнодобывающим комплексам (нефть и газ, железо-марганцевые конкре­ции, полиметаллы и др.).

Проекты искусственных городов на воде (по книге Э.-М.Боргезе "Драма в океане") таких архитекторов, как Ж. Ружжери, Кенцо Танге, Пол Меймонт, Паоло Солери и др. (1980—1990) поражают воображение. Их необычность, красота, сложность и значение для человечества, в случае их сооружения, по­зволяет отнести их к новым чудесам света XXI столетия (см. рис. 10.1).



Экология города


Среди многих приме­ров значительного улучше­ния экологической ситуа­ции в больших городах Ев­ропы, Азии, Америки наи­более значительные и впе­чатляющие: Токио (Япо­ния) и Куритиба (Брази­лия).

Рис. 10.1. Проект плавучего города XXI века (Джон Крейвен)

Токио — город, в ко­тором сегодня проживает (с окраинами) около 17 млн человек (в районе "Большого Токио" — более 32 млн) и курсирует около 5 млн автомобилей, 20 лет назад был одним из самых загрязненных городов ми­ра, где полицейские на пе­рекрестках вынуждены бы­ли работать в кислородных масках и периодически на улицах перекрывалось дви­жение с целью предуп­реждения возникновения опасных для жизни людей смогов, в настоящее время становится все более и более благополучным, хотя далеко не все проблемы решены. Улучшению экологической ситуации города способствовало приня­тие правительством Японии целого ряда мер. Во-первых, специальным реше­нием были ликвидированы или переведены в другие районы все крупные за­воды (с обязательным сооружением необходимых очистных и фильтрующих устройств и экологизацией технологических процессов), а также приняты спе­циальные новые жесткие законы об охране окружающей среды, контроле и ответственности за их нарушение. Строительство больших промышленных пред­приятий в Токио было запрещено, как и расширение существующих. На всех крупных столичных магистралях появилось более 80 электронных центров на­блюдения за состоянием воздуха и уровнем шума. Полученная и обработанная в специальном электронном центре информация о превышениях нормативов и виновниках нарушений немедленно передавалась для самой широкой оглас­ки (радио, телевидение, пресса). Для японцев, которые очень дорожат обще­ственным мнением, это имело колоссальное значение в повышении экологи­ческой культуры владельцев транспорта и промышленников.

В Токио сумели зарезервировать 10% территории под зеленые насажде­ния (около 4 м2 зелени на каждого жителя), хотя каждый клочок земли здесь стоит баснословные деньги.


Раздел 11. Развитие городов в XXI столетии 453

Сегодняшний Токио является крупнейшим в мире центром накопления, распределения и распространения информации — "информационным горо­дом мира". Чтобы поддерживать этот статус, муниципальным властям города необходимо решать все новые градостроительные и градоорганизационные проблемы, труднейшая среди которых — использование земли.

За 40 последних лет цена на земельные участки в Токио возросла более чем на 6000% и продолжает ежегодно возрастать на 90% (квадратный метр земли в центре города стоит около $ 400 000 США), что вынуждает строить небоскребы, невзирая на высокую сейсмичность района. Небоскребы (высо­той более 250 м) имеют особую "двойную-спаренную" конструкцию, соору­жены из особо прочных материалов, имеют специальные перемычки и при­способления. Вокруг небоскребов формируются городские субцентры (адми­нистративные, научно-культурные, торговые).

На месте бывших полей орошения (площадь около 96 га) с целью раз­грузки центра Токио также создается один из субцентров.

Проводится активная реорганизация всех видов транспорта, а станция Синьюку уже обеспечивает нормальное функционирование потока пассажи­ров объемов до 3 млн человек ежедневно (самый высокий показатель в мире).

В Токийском заливе на площади более 200 га на искусственном острове, сооруженном из отходов и продуктов драгирования морского дна, возведены несколько современных комплексов, новая линия транспортной связи с мос­том, парки, каналы для коммуникаций связи, канализации, воды, газа. Этот центр назван Токио — Телепорт, он связывает четыре важных района Токио — бизнес-центр, Токийский международный парк съездов, жилищный район (око­ло 100 000 жителей) и Парк Морской стороны Одайба.

Южнее Токио создается еще один субцентр — Минато—Миран—21 пло­щадью около 200 га. Здесь будет международный культурный центр, инфор­мационный центр и парк гармонии Воды, Зелени и Наследия, а также центр конференций.

Самым известным в мире большим "экологическим городом" сегодня является город Куритиба в Бразилии. Его население сейчас составляет более 2 млн человек, хотя в 1950 г. здесь проживало всего 150 000.

Общими усилиями горожан и городских властей Куритиба превращен в один из самых зеленых городов мира, с самым совершенным (с экологичес­кой точки зрения) автобусным движением (>70% горожан пользуются авто­бусами ввиду большого удобства и низких цен), самым большим количе­ством дорожек для велосипедов (около 150 км), с торговыми, историко-куль­турными центрами и рядом улиц, где автомобильное движение запрещено, с 40 центрами кормления для детей.

Примером полной противоположности, когда экологические проблемы по многим причинам практически не решаются, является город Мехико (по данным книги Т.Миллера "Жизнь в окружающей среде", 1996.). В 1993 г. население Мехико насчитывало около 16 млн человек, а в 2000 году оно, по расчетам специалистов ООН, достигнет более 25,5 млн. Практически невоз-


454 Экология города

можно остановить ежедневный приток в город почти 1000 обедневших и разо­рившихся крестьян, надеющихся найти здесь лучшую судьбу.

Более 3,5 млн автомобилей (большинство — старые) и более 30 000 про­мышленных предприятий загрязняют воздух до такой степени, что над горо­дом постоянно висит опасный смог (самое большое количество смогов в мире). Из-за употребления перезагрязненных воздуха и воды в Мехико ежегодно умирает более 100 000 жителей. В кварталах, где живет беднота (а она состав­ляет большинство населения), отсутствуют канализация, водопровод, элект­ричество. В сухие, жаркие, ветреные дни над этими кварталами поднимаются тучи пыли и на землю падают измельченные фекалии, вызывая широкое рас­пространение таких болезней, как сальмонеллез и гепатит. Вокруг города накапливаются в буквальном смысле горы отбросов и отходов производства.

Примером небольшого города (около 50 000 жителей), который самостоя­тельно и довольно успешно решил почти все свои экологические проблемы, может быть город Девис в США (недалеко от Сан-Франциско). С 1970-х годов муниципалитет и жители города решили резко улучшить экологические усло­вия проживания и добились этого за счет реализации плана экономии энергии (сократили энергопотери вдвое, активно начали использовать солнечную энер­гию), реорганизации системы транспорта, утилизации отходов.

Анализ положительного опыта улучшения экологических ситуаций в го­родах разных стран мира, полученного за последнее десятилетие, позволяет сделать следующие обобщения о возможных путях экологических урбаниза-ционных процессов в XXI веке.

Первое направление экологизации — это осуществление ряда мероприя­тий, связанных с экологизацией энергетики, промышленности и транспорта в существующих городах, без перепланировки, реконструкции городов. Вто­рое направление — это реконструкция структуры старых городов и строи­тельство новых с учетом современных экологических нормативов и стандар­тов. Третье — реализация комплексной национальной и глобальной социаль­но-экономической политики поэтапного ослабления развития гиперурбани­зации и ее пагубного воздействия на биосферу.

К мероприятиям первого направления относятся внедрение целого ряда разработок по уменьшению в городах шума и загрязнений воздуха от автомо­бильного движения, усилия по увеличению площади зеленых насаждений, экономии тепла и электричества и все большему использованию солнечных батарей и биогазовых установок, а также внедрение новых, малоотходных, малоресурсоемких и максимально экологически чистых технологий на всех промышленных предприятиях, по эффективной и безвредной для окружаю­щей среды переработке бытовых и промышленных отходов.

В частности, уменьшение шума может быть достигнуто модификацией шу-мопроизводящих устройств, глушением шумных приборов и процессов, соору­жением специальной шумовой защиты для рабочих и населения, устранением шумных объектов и производств из жилых кварталов, использованием новых звукопоглощающих и звукозащитных технологий и материалов. Общее улучше­ние экологической ситуации может быть достигнуто введением экологического


Раздел 11. Развитие городов в XXI столетии 455

планирования использования каждого квадратного метра земли как в городе, так и в пригородных районах, осуществлением постоянного жесткого экологи­ческого контроля за выполнением всех экологических законов, правил и норм, возрождение скверов, парков, открытых зон отдыха в центрах городов.

Строительство городов на основе новых экологических подходов к пла­нированию и использованию природных ландшафтов уже осуществлено в Бразилии, Великобритании (около 20 городов), Венесуэле, Нидерландах, Сингапуре, США, Финляндии, Франции, Швеции. Это преимущественно го­рода с населением от 25 000 до 100 000 жителей. Их можно разделить на три типа: новые города-сателлиты, расположенные довольно близко к существу­ющим мегаполисам (западный вариант названия городов-гигантов — мега­полисы); свободно существующие новые города, далеко отстоящие от мега­полисов; новые внутримегаполисные города, создаваемые в существующих мегаполисах на месте сносимых кварталов (трущобы, ликвидируемые про­мышленные или транспортные центры, базы и др.). Одной из форм экологи­зации, успешно реализованной в последнее десятилетие в США, является сохранение, обновление, резервация и основание внутри мегаполисов круп­ных и важных с экологической точки зрения зон (зеленых территорий, ланд­шафтов, водопарков): Централ-парка в Нью-Йорке, Парка золотых ворот в Сан-Франциско, Файрмонт-парка в Филадельфии, Парка Лейк-Фронт в Чи­каго. Так как далеко не все мегаполисы мира имели аналогичную возмож­ность заложить парковые зоны раньше, в начальных стадиях своего развития, используются и другие методы увеличения зеленых зон: например, создается несколько десятков малых парков и сквериков в различных районах мегапо­лисов на месте сносимых трущоб, улиц, других объектов (места выбирают экологи, а городские власти принимают специальные решения, постановле­ния) высаживается большое количество деревьев вдоль улиц, во дворах раз­водятся цветы и трава (как и на некоторых плоских крышах домов), создают­ся пруды, озера в районах покинутых и заброшенных строений (пример — города Торонто и Ванкувер в Канаде, много городов в Западной Европе).

Один из вариантов успешно осуществляемой экологизации мегаполисов — установление ограничителей роста городов в виде зеленых поясов. Вокруг существующего города создается (восстанавливается, укрепляется) плотное кольцо зеленых насаждений (охраняемая законом лесопарковая зона шири­ной от нескольких сотен метров до нескольких километров), а контролируе­мый и обоснованный рост города осуществляется за пределами зеленого по­яса. При этом создаются отдельные островки-поселения (жилые, торговые, научные, спортивные или другие центры) по периметру вокруг зеленой зоны, которые соединяются с центром мегаполиса специальными транспортными магистралями (пример — Портланд, штат Орегон, США).

Еще один подход — пакетная (кластерная) застройка ландшафта, когда территория используется под застройку не полностью, а участками (застраи­ваются менее экологически значимые участки), с консервацией островков зелени (луга, леса), с сохранением ручейков, речушек.

Современные американские градостроители еще в 80-х годах разработали несколько упрощенных моделей, которые могут быть использованы для раз-


456 Экология города

вития городов в будущем: модель концентрически-круговой застройки, сек­торная модель и многоцентровая модель (см. рис. 10.2).

В связи с первоочередной необходимостью уменьшения транспортной на­грузки в городах специалисты-урбоэкологи отмечают значительно возросший во всем мире интерес к велосипедному передвижению в мегаполисах. И не только потому, что это значительно полезней для здоровья и безопасней для окружающей среды, но и потому, что в центрах больших городов в часы пик из-за постоянных автомобильных пробок скорость передвижения падает до 8—10 км в час, и часто на велосипеде транспортные вопросы решаются намного эффективней (быстрее, дешевле, безопасней, полезней). Поэтому ко­личество велосипедистов в последнее десятилетие увеличилось во много раз не только в Китае (до 300 млн велосипедистов) и Японии, но также в США (с 0,5 до 3,5 млн) и Западной Европе. Этот фактор учитывается при развитии горо­дов (планируются и оборудуются специальные стоянки, дорожки и др.).

Решением вопросов управления процессами урбанизации глобального масштаба уже частично занимаются и в будущем должны заниматься более активно и эффективно такие международные организации, как ООН, специ­альные международные комиссии и комитеты, осуществляющие разработку и реализацию таких международных программ, как регулирование процессов роста населения и его миграций; устойчивое, эколого-экономически сбалан­сированное развитие наций и нашей цивилизации вообще; предотвращение негативных глобальных климатических изменений (огромную роль в разви­тии этих изменений играют мегаполисы планеты) и других. Примером могут служить программы МАБ (Man and Biosphera — Человек и Биосфера, проект "Экологические аспекты городских систем") и ЮНЕП (United Nations Environmental Programme — Международная программа охраны окружающей среды), в выполнении которых уже почти 20 лет участвуют десятки стран и благодаря которым частично решены наиболее острые экологические локаль­ные и региональные вопросы, в том числе — экологические проблемы горо­дов. Проблемам экологии будущих городов значительное внимание уделено и в документах, принятых на самом представительном за последнее десяти­летие международном экологическом форуме, состоявшемся в Рио-де-Жа­нейро в 1992 г., где по этому вопросу также приняты соответствующие реше­ния ("Agenda 21").

В 1997 г. в Лейпциге (Германия) прошла международная конференция по урбоэкологии, на которой впервые состоялись глубокие дискуссии по тео­ретической консолидации урбоэкологии и интеграции различных научных дисциплин в эту комплексную науку. Ученые, политики, представители ин­дустрии и бизнеса объединили свои усилия и опыт для решения будущих проблем урбанизации, для выработки приемлемых и для людей, и для био­сферы форм дальнейшего развития цивилизации.

В 1993—1998 гг. некоторое развитие в мире получила идея создания эко­логических деревень и городов (первые такие поселения были созданы в Бразилии, Индии, Италии, США и др.). Но, как показал опыт, моделирова­ние и расчеты, массовое создание экологических городов в будущем — это утопия. По целому ряду серьезных причин социально-экономического, тех-


Раздел 11. Развитие городов в XXI столетии



Концентрическая круговая модель: 1 — центральный деловой район; 2 — транзитная детер-риториальная зона; 3 — дома рабочих; 4 — пригороды для среднего класса; 5 — пригород­ная зона компенсации

Секторная модель: 1 — высокорентные резиденции (жилые кварталы); 2 — резиденции среднеуровневой (промежуточной) ренты; 3 — низкорентные резиденции; 4 — кварталы образования и рекреации; 5 — район средств перевозки и сообщения; 6 — индустриаль­ный район; 7 — ядро города

Многоядерная модель: 1 — центральный деловой район; 2 — район торговли, легкого производства; 3 — низкорентный жилой массив; 4 — среднерентный жилой массив; 5 — высокорентный жилой массив; 6 — район тяжелой промышленности; 7 — загородный деловой район; 8 — жилой пригород; 9 — индустриальный пригород

Рис. 10. 2. Три модели пространственной городской структуры.

Date: 2015-09-02; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию