Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии адаптации и выживания





Очень многие выдающиеся ученые-социологи, экологи, философы, ис­торики, политологи мира пришли сегодня к единому выводу: преодоление общепланетарного экологического кризиса возможно только при изменении современного уклада жизни, переходе к новой философии существования, новой форме взаимоотношений как между человечеством и природой, так и между нациями и государствами. Это очень сложный и длительный процесс,


Раздел 11. Развитие городов в XXI столетии____________________________ 445

который потребует многих десятилетий, но он не имеет альтернатив, если человечество хочет выжить. Это возможно только при условии разумного со­существования человека и биосферы, коэволюции техносферы и биосферы на основе глубоких экологических знаний и учета законов развития приро­ды, в условиях высокой экологической культуры и этики.

Н. Моисеев рекомендует для начала реализовать следующее:

1. При планировании и реализации любого вмешательства в природную
среду соблюдать принципы природной рациональности. В частности, при
организации структуры города и жизни в нем максимально согласовывать с
законами функционирования окружающей природной среды планировку
жилых массивов и размещения производств, создавать в городской черте ис­
кусственные природные комплексы, обеспечивать доступность горожан к при­
родным зонам и т.д. Ответственность за соблюдение жесткой экологической
дисциплины жизни в городе берет на себя государство.

2. Всеобщее и эффективное экологическое образование населения, осо­
бенно лиц, принимающих сейчас или в будущем решения государственного
значения. Необходимо разработать сертификат муниципального служащего,
предусматривающий наличие необходимого уровня экологических знаний, и
не допускать к исполнению обязанностей лиц, не имеющих таких сертифи­
катов. Люди должны знать, что чисто инженерных решений экологических
проблем мегаполисов нет и быть не может. Общество должно стать другим,
высококультурным экологически, и оно должно воспитывать людей, приви­
вать им новые нравы, основанные на идеях новой, экологической филосо­
фии жизни. Жизнь в современных и будущих мегаполисах предъявляет к
людям особые требования.

Центральной проблемой, от которой будет зависеть не только судьба го­рода, но и будущее страны, цивилизации, — это проблема экологического воспитания и образования людей наряду с проблемой создания эффективных и экологичных инфраструктуры и системы инженерного обеспечения жизни города.

Первостепенная и очень сложная задача — организация массовой эколо­гической школы — от родителей, детских садиков до элитных школ вузов, институтов повышения квалификации. По достижении высокого уровня эко­логической культуры возможно решение второй задачи — осуществление на­правляемого (по Н. Моисееву) развития общества и мегаполисов. Направляе­мого, а не управляемого. Ибо, как показала жизнь, далеко не все, наработан­ное человечеством в теории управления техническими системами, может быть применено для управления систем общественной природы, в социальной сфере. В социальных системах, к примеру, никогда не может быть единой цели, их всегда несколько (устойчивость системы, высокий уровень жизни людей, экологическая безопасность, экономическая безопасность и др.). В социальных системах цели не менее сложные и трудные, чем определение и реализация средств достижения этих целей. Для систем общественной при­роды будет необходимо понимание того, зачем и как использовать все имею­щиеся ресурсы для будущего развития. Общее положение универсального эво-


446 Экология города

люционизма утверждает: Разум, возникший на планете, не способен на ны­нешнем уровне его развития сделать мировой прогресс управляемым, подчи­нить его разработанной Всеобъемлющей идее, но он способен понять и, воз­можно, направлять ход развития общественных процессов, предвидеть и пре­дотвращать (уменьшать) возможные кризисы. Направлять естественные процессы самоорганизации в желаемое русло развития, чтобы обеспечить сба­лансированность, устойчивость общественной жизни на близкую и далекую перспективу.

Поэтому предполагается, что в XXI веке на первый план будет выдвинута экология и социология, а не техника. Планирование каждого мероприятия должно осуществляться с обязательным учетом его последствий для есте­ственной и социальной среды человека. Дальнейшее экономическое разви­тие должно быть основано на принципах, согласно которым прибыли и убытки рассматриваются с учетом здоровья человека, состояния окружающей среды и характера социального и биологического будущего человечества.

Главнейшей задачей является при этом развитие и совершенствование прежде всего законодательной природоохранной базы во всех государствах; тесная кооперация специалистов-экологов всего мира в решении общих эко­логических проблем, прежде всего — проблем мегаполисов; организация вы­сокоэффективного комплексного экологического мониторинга во всех реги­онах планеты. Важное значение при решении упомянутых задач будут иметь разработка и согласование как общих концепций экономического развития государств, так и концепций развития экологического образования и воспи­тания населения, развития мегаполисов, агросферы, а также разработка и реализация конкретных целевых национальных и международных природо­охранных программ на основе этих концепций и согласованных международ­ных экологических норм и стандартов. Выполнение всех программ развития и планов должно осуществляться под жестким контролем экспертов-эколо­гов и экологически грамотных социологов, градостроителей и др.

При организации жизни в крупных городах и мегаполисах, где часто внутри агломераций под воздействием техногенных факторов формируются устой­чивые зоны с атмосферным воздухом, почвами и водой, весьма различной степени загрязненности, этот фактор обязательно нужно учитывать. Монито­ринг показал, что люди, как и остальные живые организмы, постепенно адап­тируются к определенным экологическим условиям и со временем даже в условиях, классифицируемых как "напряженные" (но не "критические" или "катастрофические"), как бы привыкают к вредным для здоровья примесям в воздухе, воде или пище, не так остро на них реагируют, не так сильно от них болеют. Если же человек часто и длительное время перемещается из зон, более чистых, в места, более загрязненные, т.е. его организм постоянно ис­пытывает скачки уровня и "качества" загрязнения, он не в состоянии адап­тироваться. Имунная система перенапрягается, резко ухудшается здоровье, люди значительно чаще болеют, быстрее стареют и умирают. Это необходимо учитывать при планировке "спальных" и промышленных районов, городов-сателлитов и др. Второй путь нейтрализации этого фактора — создание в необходимых, указанных специалистами-урбоэкологами, районах мегаполи-


Раздел П. Развитие городов в XXI столетии 447

са участков разнообразных растительных сообществ, увеличение площади парковых зон с подбором специальных пород деревьев, способных хорошо поглощать те или иные вредные вещества. Это позволит выровнять распреде­ление вредных химических примесей над всеми районами города, облегчив процесс адаптации к ним горожан.

Важнейшей проблемой больших городов будущего, требующей первооче­редного решения, остается транспортная проблема. Ее острота возрастает с развитием городов и сегодня перешла из разряда простых бытовых в разряд сложных комплексных социально-экономико-политических проблем. Горо­жанам необходимо в любое время суток добираться в любой район города за минимально короткий срок, минимальную плату и с максимальным комфор­том. Некоторые современные американские, российские и украинские спе­циалисты считают, что эту проблему можно и нужно на данном этапе решать за счет развития городского общественного электротранспорта — троллейбу­са и трамвая. Убедительным примером этому может служить Днепропетровск. На основании государственной Программы развития городского электротранс­порта Украины (специальное постановление Кабинета Министров Украины 1998 г.) несколько крупных промышленных предприятий Днепропетровска ("Южмаш", "Татра-Юг") освоили выпуск трамваев нового поколения с ти-ристорно-импульсной системой управления и другими особенностями, по­казавшими существенные преимущества этого вида транспорта перед осталь­ными с точки зрения экологичности последнего, кроме того — значительно более комфортабельных и безопасных по сравнению с другими транспортны­ми средствами (автобусы, маршрутные такси). Аналогичными показателями отличается и новый вид троллейбуса, выпущенный заводом "Южмаш" (эко­номия топлива, значительное уменьшение загрязнения воздуха выхлопными газами, исключение течей и проливов топлива, удобство перемещения, зна­чительно ниже других видов транспорта шумовые воздействия и др.). Кроме того, сами трамваи и троллейбусы изготавливаются из экологически чистых, негорючих и трудновоспламеняемых материалов.

По данным профессора Задорского В.М., при разумном подходе к реше­нию проблемы экологизации транспорта в ближайшее время можно достичь значительных успехов. Этот подход должен быть прежде всего системным, подразумевающим параллельную экологизацию всех многочисленных подсис­тем транспортной системы: экологизацию ходовой части транспортных средств, двигателей, топлива, салонов, решение вопросов экологизации перевозок разных по токсичности (вредности для окружающей среды) грузов, улучше­ния дорог, уменьшения аварийности и катастроф при перевозках и др.

Кроме того, должны предусматриваться не глобальные очистные соору­жения для нейтрализации вредных выбросов и сбросов, а локальные очистки, максимально приближенные к источникам выбросов. Должны быть исполь­зованы при этом такие специальные принципы (методы) экологизации, как минимизация времени обработки изготавливаемых деталей и уменьшение образования побочных продуктов; рекуперация, замкнутость потоков веще­ства и энергии; адаптивность технологии и оборудования ("гибкость" транс­портной установки) и др. Большое значение придается правильности управ­ленческих решений в области разработки программ экологизации транспор-


448 Экология города

та, учету данных гигиенических оценок влияния разных видов транспорта на здоровье горожан, в области биосоциальных аспектов и моделирования транс­портных условий в разных городах и районах городов для выбора экологи­чески оптимальной транспортной схемы.

Решению проблемы, считают украинские специалисты, поможет органи­зация эффективного экологического мониторинга транспортных систем го­родов и создание специальных информационных транспортно-экологичес-ких систем в каждом городе, целью которых в недалеком будущем должно быть автоматическое компьютерное управление транспортом с достижением минимального экологического ущерба урбоэкосистемам при максимальных удобствах перемещения горожан.

Date: 2015-09-02; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию