Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Беседа в деловом общении. Беседа может считаться одним из ведущих методов управления и воздействия, когда посредством слова партнера по общению пытаются побудить к действиюБеседа может считаться одним из ведущих методов управления и воздействия, когда посредством слова партнера по общению пытаются побудить к действию, -способствующему изменению ситуации, или установлению новых отношений. Всякая деловая беседа проходит ряд этапов, состоящих, как мы уже упоминали, в следующем: ♦ начало беседы со следующими задачами: установление контакта, создание комфортной атмосферы, привлечение внимания к проблеме, при необходимости — перехват инициативы; ♦ передача информации, состоящая из обозначения проблемы, передачи информации, закрепления информации, обозначения нового направления информирования; ♦ аргументирование, состоящее из высказывания аргументов, выслушивания доводов, принятия или опровержения доводов; ♦ подведение итогов; ♦ принятие решения. Существуют разнообразные типологии партнеров по деловой беседе — собеседников, так специалист по управленческому консультированию психолог П. Мицич выделяет следующие типы собеседников в деловом общении: позитивист, нигилист, всезнайка, болтун, трусишка, неприступный, незаинтересованный, сноб, почемучка. Как правило, используются следующие стандартные приемы начала беседы в деловом общении: 1) прием снятия напряжения для установления контакта (далее мы остановимся на нем подробнее); 2) прием исходной точки для завязывания разговора; 3) прием стимуляции воображения для постановки ряда проблем; 4) прием прямого подхода для перехода к делу. Часто конструктивному влиянию в деловой беседе мешает излишнее эмоциональное напряжение партнеров по общению, когда типичной реакцией на агрессию (принуждение, понуждение, обесценивание) становится защита в форме ответной агрессии, оправданий или ухода из ситуации. Например, уклонение, игнорирование, пренебрежение, опровержение, конфронтация. Навыки снижения эмоционального напряжения, минимизирующие неконструктивное психологическое влияние, оказываемое партнером, позволяют перевести взаимодействие в другую форму и отсрочить конфронтацию. Они применяются наряду или вместо описанных нами выше приемов противостояния психологическому влиянию соответствующих видов. Практические рекомендации. Предложим далее конкретную технику снятия психоэмоциональной напряженности (с использованием описанных нами кинетических, проксемических, пара- и экстралингвистических средств общения и техник применения комплиментов, аргументов, вопросов и т. д.): 1) предоставление партнеру возможности высказаться; 2) вербализация эмоционального состояния обоих партнеров; 3) фокусирование внимания на общности с партнером; 4) проявление интереса к проблемам партнера; 5) демонстрация значимости партнера и его мнения; 6) признание неправоты в отдельных позициях; 7) предложение конкретного выхода из ситуации; 8) обращение исключительно к фактам; 9) использование адекватного темпа, ритма и тона речи; 10) поддержание оптимальной дистанции и позы. В качестве ошибок при начале беседы могут выступать следующие используемые инициатором виды неконструктивного в данном контексте психологического влияния: ♦ извинения и проявления неуверенности (влияние в виде прошения, расположения, увещевания) — «Извините, я, конечно, отвлек от важных дел, очень прошу вас выслушать»; ♦ неуважение и пренебрежение (влияние в виде обесценивания, манипулирования, заражения) — «Ятут проходил мимо и заглянул на часок решить пару вопросов»; ♦ психологическое давление (влияние в виде принуждения, внушения, понуждения) — «Мы должны немедленно обсудить эту проблему, как она может вас не волновать». На этапе аргументации в деловой беседе главный применяемый вид психологического влияния — это убеждение, основанное на логических доказательствах и адресующееся к рациональной сфере личности партнера, к когнитивному компоненту его сознания и самосознания. Вообще, доказательство является основой аргументации, но структура доказательств, полностью входя в структуру аргументации, не исчерпывает ее, что связано с особенностями восприятия и межличностного познания. Целесообразно поэтому было бы говорить о логическом и психологическом компонентах структуры аргументации, но, поскольку подобного рода анализ не входит в нашу задачу, ограничимся лишь констатацией имеющихся различий. Они состоят, в частности, в том, что в основе доказательства лежат логические средства, а в основе аргументации — логические и психологические, вследствие чего аргументы в аргументации более разнообразны, чем в доказательстве. В связи со всем вышесказанным весьма существенным становится знание партнерами основных правил логического доказательства и аргументации и владение навыками устранения ошибок, возникающих при их нарушении. Итак, перечислим коротко основные правила логических доказательств, в соответствии с которыми выдвигаемые тезисы должны иметь следующие особенности. 1. точность формулировки: ♦ точность количественных характеристик; ♦ модальных характеристик; ♦ ясность понятий. Ошибка при нарушении (логическая) — возможность вариативной интерпретации с помощью (см. вариативная интерпретация действительности) ложного истолкования. 2. Неизменность и постоянство — сохранность смысла и формы на протяжении всего процесса обоснования. Ошибки при нарушении: ♦ (логическая) «подмена тезиса» — за счет подмены используемых понятий; ♦ (логическая) «расширение тезиса» — за счет подмены используемых понятий; ♦ (логико-психологическая) «обращение к человеку» — путем использования приемов психологического влияния, основанных на особенностях социальной перцепции, в частности эффектах гало-, ореола и т. д. (см. приемы авторитетности, коммуницирования, эмоционализации и т. д.), а также использования таких видов влияния, как внушение и заражение; ♦ (логико-психологическая) «обращение к публике» — путем использования приемов психологического влияния, основанных на особенностях социальной перцепции, в частности эффектах ореола и т. д. (см. -приемы апелляции, коммуницирования, эмоционализации и т. д.), и ее механизмах (см. атрибуции, стереотипизации и т. д.), а также использования таких видов влияния, как внушение и заражение. 3. Истинность и доказанность аргументов-оснований — неоспоримость аргументов-оснований, их несомненность и очевидность. Ошибки при нарушении: ♦ (логическая) «основное заблуждение» — обоснование тезиса ложными аргументами; ♦ (логическая) «предвосхищение основания» — приведение аргументов, нуждающихся в собственном обосновании. 4. Независимость оснований от тезиса — доказательность аргументов-оснований вне зависимости от доказательности тезиса. Ошибка при нарушении (логическая) «порочный круг» — использование круга в доказательствах, то есть доказательство аргументов посредством тезиса. 5. Выстроенность доказательств как умозаключения — построение - доказательства по общим правилам умозаключения. Ошибки при нарушении: ♦ (логическая) «мнимое следование» — неследование тезиса из приведенных оснований; ♦ (логическая) «от условного к безусловному» — приведение аргументов, истинных при определенных условиях в качестве истинных при любых условиях. Практические рекомендации. Подводя итоги, следует коротко перечислить правила убеждающего воздействия в рамках психологического влияния на этапе аргументации в деловой беседе, основанные на использовании логико-психологических приемов: 1) открытость для убедительных аргументов — демонстрация окружающим открытости для любых доводов и предложений, при сохранении собственной позиции, с привлечением, в частности, такого вида влияния, как расположение — «Важнее не быть открытым, а казаться им»; 2) условность принятия доводов партнера — стимулирование партнера к раскрытию позиции, с привлечением, в частности, такого вида влияния, как расположение — «Допустим, вы правы, предположим, это так>>; 3) оттягивание возражений — с целью получения большего объема информации о взглядах и позиции партнера — «Продолжайте, продолжайте, не стесняйтесь»; 4) обращение за советом — здесь используется, в частности, такой вид влияния, как формирование благосклонности или расположение, и применяется такое средство психологического влияния, как привлечение к деятельности — анализа информации, перебора вариантов решения и т. д. — <Как вы полагаете, что следует в связи с этим предпринять, каково ваше мнение по этому вопросу?»; 5) вовлечение в совместную выработку решения — процесс совместного поиска решения, как средство влияния путем привлечения к деятельности, что дает возможность использовать такую технику влияния, как «конвертация», постепенное преобразование взглядов партнера до приемлемых инициатору — «Говори — послушаю, объясни — запомню, вовлеки — сделаю»; 6) использование метода Сократа — с самого начала общения не давать партнеру возможности сказать «нет», применение техники психологического влияния «нога в дверях» — «Вы ведь заинтересованы в получении прибыли?»; «Вы же предпочитаете прежде всего гарантии?» — высказывания, предполагающие только положительный ответ; 7) избегание категоричности в высказываниях — замена категорического высказывания диалектическим — «Вы всегда не доводите дело до конца» — категоричное высказывание; «Бывают случаи, когда вы не доводите дело до конца» — диалектическое высказывание.
|