Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Виды мониторинга





Классификация видов мониторинга.В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его ос­новные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг.Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структури­зацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличитель­ной чертой информационного мониторинга является отсутствие анализа эффектов связи и взаимного влияния показателей, сопо­ставления результатов мониторинга на различных уровнях управ­ления качеством образования, выявления тенденций в образова­нии и прогнозирования их влияния на качество образования.

В рамках информационного мониторинга анализ направлен на выявление степени согласованности данных с некоторыми нор­мами и стандартами. Например, анализ данных мониторинга ат­тестационного тестирования выпускников школ нацелен на уста­новление соответствия учебных достижений выпускников требо­ваниям ГОС [36; 50]. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер биб­лиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в

школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д. Эти и другие данные в усредненном виде могут быть отнесены к некото­рым районным или областным стандартам школьного образова­ния.

Диагностический мониторинг.Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различ­ными темами или разделами учебного плана большинство уча­щихся. Диагностический мониторинг может проводиться на раз­личных уровнях. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учеб­ного материала и осуществляют деятельность по диагностическо­му мониторингу на уровне класса. В районе диагностические сис­темы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо ус­военных умений и навыков.

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно про­водится с помощью педагогических измерений. В качестве основ­ного инструментария используются корректирующие критериаль­но-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагности­ческими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.

В диагностическом мониторинге не учитываются входные ха­рактеристики учащихся, поскольку главная его цель состоит в том, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны в учебных достижениях и образовательной деятельности независимо от ха­рактеристик учащихся и их возможностей усвоения материала. По­этому данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.

Сравнительный мониторинг.Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности. Сравнения проводятся либо по вер­тикали (территории, регионы, образовательные учреждения), либо по горизонтали (рейтинг школьников, рейтинг территорий и т.д.) на основе анализа количественных оценок по одинаковым пока­зателям и с учетом различных факторов, смещающих оценки. По результатам сравнительного мониторинга обычно принимаются административные решения.

При проведении сравнений особое значение имеет анализ свя­зей между показателями и их взаимного влияния. Необходимы до­казательства достаточной полноты совокупности показателей, ис­пользуемой в сравнительном мониторинге, и репрезентативности выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в проведении мониторинга. Специфика анализа данных в сравни­тельном мониторинге и особая ответственность за его результаты вынуждают предъявлять повышенные требования к качеству инструментария, его надежности и валидности. В сравнительном мо­ниторинге обычно используют количественные шкалы, стандар­тизированные тесты учебных достижений и профессионально раз­работанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.

Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, по­скольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные дос­тижения учащихся. Хотя возможности мониторинга этого вида у многих учителей вызывают сомнения и часто являются предме­том критики, мировой опыт свидетельствует о том, что сравни­тельный мониторинг приводит к явным позитивным следствиям. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.

В сравнительном мониторинге обычно используют норматив­но-ориентированные тесты учебных достижений, стандартизиро­ванные на представительных выборках в масштабах всей страны или региона. Таким образом, средние оценки по школам или рай­онам могут быть сопоставлены с региональными и национальны­ми нормами. Наибольшие трудности при проведении сравнитель­ного мониторинга связаны со сбором дополнительной информа­ции по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайон­ных и других сравнений. Выбор этих показателей должен учиты­вать социальные и экономические особенности региона или рай­она, организационные механизмы формирования состава школ и другие факторы, влияющие на качество образования.

Прогностический мониторинг.Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и нега­тивных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связан­ных с формированием социального заказа и соответствующих по­тенциалу системы образования. Роль прогностического монито­ринга в условиях реформирования российского образования не­уклонно возрастает в силу изменений, происходящих в характере управленческих решений на разных уровнях иерархии [5]. Если раньше приоритет принадлежал оперативным управленческим ре­шениям, направленным на текущее функционирование образо­вательных структур, то сейчас на первый план нередко выходят стратегические решения, нацеленные на развитие системы обра­зования.

Опыт реформирования в образовании показал, что стратеги­ческие решения зачастую приходится принимать в условиях от­сутствия необходимой информации, в результате не учитываются

все возможные последствия проводимых нововведений и преоб­разований. Примером тому может служить предоставление обра­зовательным учреждениям права на оказание платных услуг, ко­торое, с одной стороны, сыграло положительную роль, а с дру­гой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, рас­ширению практики использования денежных средств родителей.

При наличии необходимых информационных условий для раз­работки стратегии на основе анализа внутрисистемных и межсис­темных противоречий можно предвидеть многие негативные по­следствия реформаторства и принять упреждающие меры на мо­мент осуществления нововведений. Стратегические управленчес­кие решения, направленные на развитие системы образования, должны основываться на вероятностной оценке тенденций в об­разовании, которые следует получать с помощью прогностичес­кого мониторинга. Для прогноза обычно широко используются методы регрессионного анализа и другие математико-статистические методы.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в прак­тике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих коррект­ность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные 'выше виды.








Date: 2015-09-02; view: 1015; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию