Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые гениальные или высокоталантливые семьи с нерасшифрованными механизмами могучего творческого стимула или дарования





После того, как у столь значительной доли великих деятелей истории и культуры были расшифрованы генетические, биохимические, гормональ­ные и структурные механизмы их потенциальной гениальности, может соз­даться впечатление, что очень многое в этой области стало ясно. Чтобы раз­веять это совершенно ложное мнение, мы считаем необходимым рассмотреть хоть несколько из множества семей, где наряду с благоприятнейшей биосо­циальной преемственностью и социобиологической возможностью реализа­ции каким-то неведомым образом наследовалась биологически чрезвычайно высокая одаренность, о механизмах которой мы до сих пор не имеем пред­ставления. Необходимо, однако, чтобы читатель мысленно помножил такие семьи с нерасшифрованным механизмом гениальности и замечательного та­ланта на какой-нибудь двузначный коэффициент для того, чтобы истинное соотношение, с одной стороны, частично разгаданного в проблеме интенси­фикации умственной активности и, с другой стороны, совершенно загадоч­ного предстало в правильной перспективе.

Переходя к разбору ряда высокоодаренных семей и лиц с неопреде­ленными механизмами огромной продуктивности, исключительной талантли­вости и гениальности, мы должны предупредить читателя о том, что в этой части, в отличие от предшествующих, мы уходим из области фактов в область очень приблизительных догадок и малообоснованных предположений. Этот раздел следовало бы вовсе опустить, если бы не опасение, что автора либо заподозрят в умышленном сокрытии существования множества гениев с неизвестными механизмами активации напряженнейшей интеллектуальной дея­тельности, либо, что еще хуже, за «деревьями» раскрытых механизмов не за­метят «леса» нераскрытых. Мы заранее самым решительным образом подчер­киваем чрезвычайную гипотетичность идущих далее объяснений, чтобы не напоминать об этом при рассмотрении каждого случая, каждой семьи, каж­дого индивида.

Как часто в поисках механизма гениальности нас постигала неудача. Мы предпринимали попытки изучить ряд разнороднейших гениальных или высокоталантливых семей, но раскрыть механизмы необычайной стимуляции интеллекта или причины сверхактивности нам не удалось.

Сколько мало кому ведомых, чрезвычайно индивидуальных страстей, увлечений, влечений, сколько неизученных воздействий окружения, усилен­ных тысячекратно индивидуальной восприимчивостью или критичностью фазы развития, на которую пало воздействие, определяет мировоззрение, мощь творчества, жизненную направленность, социальную, асоциальную или антисоциальную?

Так, нами была изучена семья B.A.Моцарта (1756–1791) с его гени­альной сестрой и замечательно талантливым скрипачом отцом. Выход до­вольно скуден: огромная роль социальной преемственности, поразительно благоприятные условия для развития и реализации таланта, ранние жесто­чайшие почечно-каменные приступы у Моцарта, неразгаданные приступы сильнейшей боли в ногах, невероятное, бешеное увлечение работой и гигант­ская продуктивность как результат почти непрерывного творческого состоя­ния. И, конечно, гигантский врожденный, наследственный музыкальный та­лант.

Изучение биографии Л.Эйлера (1706–1783) показало сильнейшую со­циальную преемственность, идущую от его отца и трех математиков Бернулли, раннюю стимуляцию математических способностей и интересов, пре­красные возможности их реализации, наличие поразительной памяти на чис­ла, а также вычислительных способностей. Но тот внутренний стимул, кото­рый подвиг его на создание 60 томов математических произведений, остался нераскрытым.

А.В.Суворов (1729–1800), внук генерального войскового писаря, спод­вижника и любимца Петра, сын выдающегося организатора, исключительно работоспособного и осведомленного, ставшего в Семилетнюю войну генерал-губернатором завоеванных русских провинций. С детства мальчику привили необычайную страсть к военному делу, усугубленную чтением книг по воен­ной истории из огромной отцовской библиотеки. Мы не смогли проверить, являются ли его слова «о семидесяти подаграх», имеющиеся в одном из пи­сем, просто отпиской, или он и впрямь болел подагрой.

У Франсиско Гойи (1746–1828), помимо необычайной гиперсексуаль­ности можно только подозревать наличие гипоманиакальных приступов творческой активности и депрессивных спадов, так как и «экзогенных» при­чин для депрессий было более чем достаточно (смерть 19 из двадцати рож­денных детей, смерть герцогини Альба). Что до его подагры, то она могла иметь своим источником хроническое отравление свинцовыми белилами, и наступила относительно поздно.

Герцог А.-У.Веллинггон (1769-1852) имел в юности и в зрелые годы оптимальные возможности развития в силу близости к Питту Младшему, леди Эстер Стенхоп и Непирам. Возможности реализации были блестящими как в Индии, где его брат был всемогущим генерал-губернатором, так и в Португалии и Испании, где французские армии, благодаря постоянным грабежам и насилиям, оказались в истребительном пожаре партизанской войны, в то время как английская армия прекрасно снабжалась и могла выжидать, покуда противник не сделает какую-либо ошибку, использование которой было уже для главнокомандующего делом приложения прекрасно разработанных приемов. Никаких оснований предполагать у Веллингтона подагру или гипоманиакальную депрессию нет. Несомненны непоколебимое мужество и гиперсексуальность.

Гемфри Дэви (1778–1829) с детства развивался исключительно быстро, рано овладел даром молниеносного чтения и реферирования, обладал мол­ниеносной интеллектуальной реакцией, очень рано начал экспериментиро­вать и читать увлекательные лекции. Он был поразительно сообразителен. Помимо химических исследований и трудов, опубликовал книгу о рыбной ловле, а также книгу по истории человечества. Источник его фантастической интеллектуальной активности ждет своего открытия.

Альфред де Мюссе (1810-1857), оставивший после себя 11 томов со­чинений, один из крупнейших поэтов Франции, был резко гиперсексуален, легко переходил от сумасшедшего веселья к глубочайшему отчаянию Воз­можности развития и реализации у Мюссе были исключительно благоприят­ными: он очень рано научился читать, был безотрывным книгочеем, необы­чайно рано кончил школу и попал в среду поэтов-романтиков. Он очень много пьянствовал и в этом состоянии часто творил свои стихотворения, ко­торые прекрасно запоминал. У Мюссе некоторые авторы предполагают цик­лотимию.

Венгерский математик Януш Больяй (1802-1860), самостоятельно пришедший к идее неэвклидовой геометрии, с раннего детства демонстриро­вал замечательные математические способности. Сын, тоже одареннейший математик, стал бретером и психопатом. Предполагают семейную психопато­логию шизоидного типа.

Эварист Галуа (1811-1832) считал себя в гораздо большей мере революционером, нежели математиком Он был чрезвычайно отважен. Свое гени­альное математическое произведение он написал ночью, накануне дуэли, на которой был убит. Поскольку его отец, мэр города, любимый населением, покончил с собой из-за травли клерикалами, можно только предполагать на­личие в семье чрезвычайной сверхвозбудимости.

Для Т.А.Эдисона (1847-1931), выходца из чрезвычайно предприимчи­вой семьи, необычайно смышленого с раннего детства, может быть самым решающим бьыо то, что школьный учитель, выведенный из себя его вопро­сами, назвал его тупицей. Эдисон, расплакавшись, рассказал об этом матери, и та, зная необычайный интеллект сына, забрала его из школы. Будучи про­фессиональной преподавательницей, она стала учить его дома и Эдисон по­лучил возможность пожирать дома самые серьезные книги. Для своих хими­ческих опытов он стал зарабатывать деньги самыми оригинальными способа­ми. После нескольких крупных изобретений он поставил изобретательство на конвейер, увлекая сотрудников своим трудолюбием и силой мысли.

Давид Гильберт (1862-1943), сын тайного советника, кенигсбергского судьи, рано подружился в гимназии с будущим крупным математиком Минковским. В Гетгингенском университете они оба присоединились к А.Гурвицу. Высокая интеллектуальность семьи, раннее увлечение математи­кой, раннее создание особой системы ценностей, наличие исключительных способностей – все это, разумеется, не может объяснить появления величайшего математического гения конца XIX – начала XX века.

Несколько яснее появление Норберта Винера (1894-1964), потомка длинного раввинского рода – его дед, Соломон Винер, издавал в Белостоке газету на немецком языке, отец Винера стал профессором филологии, владел десятками языков, и, может быть, главное, – наглядно показал своему сыну, что такое настоящая работа, за два года переведя с русского на английский язык 24 тома полного собрания сочинений Л Н Толстого. Отец даже в большей мере, чем это традиционно принято в еврейских семьях, уделял внима­ние интеллектуальному развитию Норберта. Создатель кибернетики помнил себя с двух с половиной лет, в шесть с половиной развлекался, играючи в подаренные ему наборы обучающих игрушек. Уже в детстве, во время путе­шествия в Европу, побывал в обществе Н.Зангвиля и князя П Кропоткина.

Необычайно раннее умственное развитие Н. Винера, быстрое прохож­дение средней школы, сверхраннее окончание университета позволили ему очень быстро научиться «вынюхивать главное», что очень ценил в себе и Эйнштейн.

Загадочным остается источник гениальности Ф.Д.Рузвельта (1882-1945), который имеет с Т. Рузвельтом общего предка в 9-10 поколении. Однофамильность скорее мешала, нежели помогала Ф.Рузвельту, тем более, что клан Т.Рузвельта на него ополчился. Еще юношей Ф.Рузвельт проявил свою фантастическую работоспособность, энергию и блестящий ораторский та­лант. Ему принадлежит идея создания очень мощного военно-морского аме­риканского флота, полностью оправдавшая себя в Первой мировой войне. Многозначителен тот факт, что когда США никак не могли выбраться из экономической депрессии, именно Ф.Рузвельт (к тому времени уже калека – перенесенный полиомиелит приковал его к креслу) был избран президентом США. Он организовал свой «мозговой трест», собрав в нем самые крупные умы Америки Он ввел в обычай частое непосредственное обращение к наро­ду по радио, и в этих обращениях объяснял и трудности, которые переживала страна, и свои решения. Его роль во Второй мировой войне общеизвестна. Однако раскрыть механизм его фантастической интеллектуальной мощи нам не удалось.

Не удалось раскрыть механизм исключительной умственной активно­сти Джона Д.Рокфеллера, основателя династии. Известно лишь, что он, и его сыновья, и его отец, умерший в возрасте 98 лет, отличались редкостным долгожительством. Известно, что еще школьником Рокфеллер заявил, что будет стоить 100 000 долларов. Известно, что в юности за три года службы, получая 600 долларов в год, он отложил 800 долларов. Но внутренний меха­низм его гигантской инициативности и целеустремленности нам выяснить не удалось.

Поразительное сочетание таланта, социальной преемственности, брачного подбора, стимулирующей среды дает династия Серовых, начинаю­щаяся с Н.И.Серова (1790-1856), дослужившегося в министерстве финансов до действительного статского советника. Этот генеральский чин не столь су­щественен, как то, что пишет о нем В.В.Стасов: «Это был один из самых за­мечательных по уму и образованию людей, с которым мне приходилось встречаться». А Стасову было с кем сравнивать.

Сын действительного статского советника А.Н.Серов (1820-1871), ра­но получивший прекрасное образование, дослужившийся в министерстве юс­тиции тоже до чина статского генерала, стал к тому же «двойным генералом от музыки» – и в качестве композитора, и в качестве музыкального критика. Кроме того, он обладал замечательным даром рисовальщика.

А.Н.Серов женился на молодой консерваторке Валентине Бергман, происходившей из семьи крещеных евреев – семьи, несомненно даровитой и редкостно интеллигентной. В.Н.Серова стала первой русской женщиной-композитором, превратила их с мужем дом в место встречи самых выдаю­щихся людей Петербурга. Это она, после смерти мужа показав работы сына скульптору Антокольскому и удостоверившись в даровитости ребенка, занялась развитием его живописного таланта Это она ввела его в «Мекку» рус­ского искусства – в Абрамцево к Мамонтовым, где помимо лучших худож­ников России бывали и такие люди, как Станиславский, Шаляпин и многие другие.

В.С.Серова была моделью для И.Е.Репина, когда тот писал царевну Софью Впоследствии, когда она «работала на голоде» 1891 г, местная поли­ция жаловалась: « женщина умная, хитрая и осторожная, действует так тонко, что пока нельзя уличить ее в чем-то предосудительном»

В.А.Серов (1865-1911), таким образом, имел за собой не только три поколения одареннейших людей по отцовской и материнской линии, но и с детства оптимальнейшие условия для развития своего таланта. Внутренние механизмы необычайной творческой активности Серовых нам раскрыть не удалось.

Чрезвычайный интерес представляет для будущих исследователей не­раскрытые нами механизмы огромной творческой активности четырех поко­лений семьи Келдышей. Дед президента АН СССР М.В.Келдыша, М.Ф.Келдыш, был выдающимся врачом, организатором, ученым. Он органи­зовал медико-санитарное обеспечение знаменитого похода генерала Скобеле­ва на Ахал-Теке (1871), описанное им в 1881 г., опубликовал книгу по бакте­риологии (1886), затем «Медицинские беседы» (1890), в 1893 г. описал одно из наследственных заболеваний нервно-мышечной системы (болезнь Томсона).

Его сын, крупнейший фортификатор и специалист по железобетону, автор ряда книг, заслуженный деятель науки, генерал-полковник Всеволод Михайлович Келдыш стал отцом математического гения Мстислава Всеволо­довича Келдыша, который входит в число трех создателей ракетно-ядерного щита СССР (Келдыш, Курчатов, Королев). Математические способности М.В. Келдыш передал своим одареннейшим дочерям. Одна из них, Людмила Всеволодовна, вышла замуж за выдающегося математика академика П.Новикова и стала матерью пятерых высоко одаренных детей. Братья Мсти­слава Келдыша стали учеными один – крупный историк музыки, а второй – талантливый историк, правда, рано погибший. Если не сводить все к окру­жению, определявшему династическую целеустремленность к творчеству, то приходится признать наследование в данной семье какого-то фактора «общего интеллекта».

Рассматривая этих гениев и выдающихся по талантливости людей, мы должны заметить, что почти все они развивались с самого раннего детства или в юности с очень явной направленностью на достижение интеллектуаль­ных успехов, почти все они имели хорошие возможности для реализации Направленность деятельности, также как и общественный «спрос» были чрезвычайно различны. Но при всем том совершенно очевидно, что десятки или сотни тысяч людей имели столь же благоприятные стартовые возможно­сти, столь же благоприятные плацдармы, тот же спрос, и все же реализова­лись в гораздо меньшей степени, либо направили свою деятельность в облас­ти, менее социально значимые. Может быть, у них не хватало исключитель­ной одаренности, всесокрушающей, всепреодолевающей целеустремленной воли?

Надо отметить, что почти все рассмотренные нами личности отлича­ются «пассионарностью» (в смысле определения, данного Л.Н Гумилевым).

«Пассионарность – это характерологическая доминанта, это неподавимое внутреннее устремление (сознательное или, более часто, бессознатель­ное) к достижению цели, чаще всего иллюзорной, но более важной, чем своя собственная жизнь. Пассионарность индивида может сочетаться со всеми ви­дами дарования, большим, умеренным или малым талантом, она не зависит от внешних влияний, она записана в конституциональных особенностях индивида. Она ничего общего не имеет с этическими нормами, может быть ис­точником как героических действий, так и преступлений, созидания и раз­рушения, добра и зла. Она не исключает ничего, кроме безразличия».

Оговорив наше несогласие с фатальностью и независимостью пассионарности от внешних условий, мы полагаем, что Л.Н Гумилевым схвачено основное, и наши работы, проводимые независимо от него, представляют попытку понять биологические источники пассионарности. Мы считаем не­обходимым отмечать громадное значение «импрессингов» и других социаль­ных факторов в формировании «пассионарных» личностей. По нашему мнению, пассионарность обычно все же требует для своего формирования каких-то талантов, ибо без них пассионарность (страстное стремление достичь же­лаемого идеала) либо угаснет, либо не проявится в социально-значимых дей­ствиях.

Date: 2015-09-02; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию