Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь истории моды





 

Английский костюм — как обобщенное понятие — деловой, строгий по форме и цвету стиль в одежде. Возник в XVIII веке в противовес французской версальской моде в мужской одежде. Французы носили шелковые кафтаны и короткие штаны-кюлоты. Англичане предложили в качестве повседневной одежды практичный костюм для верховой езды. Он состоял из суконного фрака, поверх которого надевался редингот, узких панталонов и сапог с отворотами. Под влиянием нового мужского костюма изменился и женский: уже в 80-е годы прошлого века женщины стали носить костюм, который назвали английским. Он состоял из прямой юбки (со складкой или без) и поставленного на подкладку жакета с воротником и лацканами. Спокойные, обычно скромной расцветки ткани в полоску или клетку, которые использовались для такого — женского и мужского — костюма, позже стали называть костюмными. Шили его обычно портные, специализировавшиеся по мужской одежде. Оказалось, что английский костюм удобен для тиражирования, пошив его быстро освоили первые производители массовой готовой одежды.

Интерес к английскому костюму усилился после первой мировой войны, когда начался продолжающийся до сегодняшнего времени процесс эмансипации женщин. Деловую женщину устраивал этот стиль — костюм придавал солидность, был практичным, так как годился для многих случаев жизни, хорошо сидел практически на любой фигуре.

Английский костюм стал классикой в одежде и не выходил из моды, несмотря на всевозможные новые веяния. Его пропорции, силуэт, форма воротника и лацканов меняются в зависимости от моды. Карманы тоже могут быть разной формы, но один, маленький — для платка — делается почти всегда, так как позволяет в какой-то степени вносить разнообразие в эту довольно застывшую форму одежды. Юбка облегчает бедра, что еще больше подчеркивает объем верхней части костюма. Блузки, которые носят с английским костюмом, отличаются разнообразием — от деловых доромантически-женственных, с оборками и жабо. Английский костюм, сшитый из строгих, спокойной расцветки материалов, хорош в деловой одежде, но если ткань сама по себе нарядна, используется и как одежда для торжественных случаев.

 

Анорак. Когда-то эту одежду, защищающую от холода и ветра, носили народы Севера. Но мода, использовав ее название и характер, изобрела нечто своеобразное. Сейчас так называют два различных вида спортивной и повседневной одежды. Во-первых, непромокаемые куртки и плащи. Куртки с капюшоном, без застежки, надевающиеся через голову. Плащи-полупальто на утепленной подкладке с застежкой, поясом и кокеткой. Для большего утепления застежка нередко делается двойной: кроме обычной молнии еще и кнопки или пуговицы. Во-вторых, анорак предлагается в качестве одежды для пляжа или отдыха. Куртка без застежки или на молнии, с капюшоном делается из плотной махровой ткани. Резинки подхватывают низ куртки и рукавов, нередко собирают край капюшона. На животе или груди располагается карман-кенгуру.

Как видите, принцип тот же — утеплять, защищать от ветра — неважно, осенью, зимой или летом.

 

Ансамбль — слово это в переводе с французского имеет несколько значений: целое, совокупность; набор, комплект; костюм; вместе, сразу, в одно время.

Разное значение это слово имеет и в моде.

Так, до второй половины 50-х годов этот термин использовали лишь в узком смысле «гарнитур» в тех случаях, когда речь шла о гармоничном подборе комплекта, состоящего из одежды, обуви, головного убора и других дополнений, связанных одной общей художественной идеей. Этот смысл слово «ансамбль» имеет и теперь, но так как сейчас одежда в большей степени дифференцируется в зависимости от своего назначения и адресата, то и термин этот обычно употребляется с уточняющими его определениями. Например, праздничный, нарядный ансамбль — комплект одежды, обуви, украшений и других дополнений, которые позволяют человеку создать художественный образ, соответствующий этой ситуации. Здесь надо очень чутко улавливать степень торжественности, а значит, и уровень нарядности ансамбля. Одно дело, допустим, поход в театр и совсем другое — встреча Нового года или какой-нибудь юбилей. В первом случае достаточно одной-двух деталей (бусы, цветок, шарф), подчеркивающих нарядность даже очень скромного платья, тогда как во втором требуется, чтобы все — от обуви, чулок, ткани, платья, заколки в волосах, часов — имело приподнято-изысканный характер и находилось в стилевом единстве. Кроме того, нарядный ансамбль взрослой женщины — это совсем иное, нежели для молодой девушки.

 

Американская пройма делается в летних блузках и платьях без рукавов, когда плечи остаются открытыми примерно по линии реглана.

 

Аппликация — так называется прием отделки, когда на ткань, трикотажное полотно, кожу, замшу нашивается узор или орнамент, выполненный из какого-либо другого материала, который будет выделяться на фоне основного. Так, например, на коже — узор из замши и наоборот. На сукне или трикотажном полотне — орнамент, составленный из кусочков, вырезанных из замши. Вязаные, особенно мохеровые кофточки украшаются аппликацией из атласа. Аппликации широко применяются для украшения детской одежды.

 

Апаш — в дословном переводе — «хулиган, уличный грабитель». Считают, что эта мода во времена первой мировой войны была заимствована у парижских хулиганов и прочих деклассированных элементов, которые носили просторные рубашки без галстука. Воротник свободно ложился на плечи и грудь, оставлял открытой шею. С тех пор воротник апаш время от времени входит в моду.

 

Апрески (apres ski — фр. «после лыж») — термин употребляется в двух значениях. Так называют теплую обувь — сапожки, ботинки, которые удобны для зимнего отдыха, в частности для прогулок. Эта мягкая — из меха, войлока, синтетической ткани на синтепоне или кожи — обувь имеет толстую, не пропускающую воду подошву, хороша и в снег, и в слякоть. Но так нередко обозначают удобную и теплую одежду, в которую переодеваются после лыжных походов. Это могут быть брюки свободной формы, просторные фланелевые блузы, вязаные кофты и шали. Они, как правило, несут на себе определенный отпечаток спортивной и непринужденность домашней одежды, декоративность народного костюма.

 

Асимметрия — прием композиционного решения моделей, при котором застежка или отдельные детали располагаются асимметрично. Асимметрия нередко подчеркивается контрастным сочетанием цветов или использованием материалов разных фактур. Иной раз асимметрия дается в виде небольших, мягко расставленных акцентов — запах или группа складок на юбке, форма воротника и т. д.

 

Ацетатный шелк — искусственное волокно, тонкое, мягкое, пропускает ультрафиолетовые лучи. Негигроскопично. Плавится, горит с резким кислым запахом, после чего остается прозрачный, обуглившийся шарик, который превращается в белую золу.

 

Балетная длина — за образец берется классическая пышная юбка балерины, которая не доходит до пола на 23 см. Впервые термин появился в конце 70-х годов, когда после «мини» и «миди» стала популярной «макси-мода».

 

Балетные туфли — это отнюдь не та обувь, в которой балерины выходят на сцену. В современной моде так называют нарядные туфли на очень низком каблуке, сильно открытые, нередко с ремешком, который закрепляется на заднике и проходит по подъему ноги.

 

Бананы — тропические фрукты дали название многим видам одежды, которые отдаленно напоминали форму банана. Это и брюки, расширяющиеся где-то на уровне колен и сужающиеся к щиколотке, которые не имеют традиционной стрелки. Это и юбки, появившиеся на горизонте моды в 1973 году и состоявшие из клиньев, которые имели вид огромной запятой. Клинья выкраивались из разных тканей (двух-трехцветов) и чередовались, число их обычно было четным. Юбки выглядели очень живописно, так как клинья по спирали обвивали фигуру. Юбки были длинными — до щиколоток. В форме бананов делались также и сумки, причем самого разного назначения — от нарядных до спортивных, которые носили через плечо. Отголоски «бананового стиля» можно встретить в моде и теперь.

 

Бардотки (или бюстье) — так называют блузки, уменьшенные до размеров бюстгальтера, которые шьют из разных тканей, даже из кожи. Носят под жакеты просторного кроя, как бы с чужого плеча, и сами по себе. Элемент вечерней одежды, костюма для эстрады. Возникли как элемент стиля «изобилие», предложенного французским стилистом Жаном Полем Готье.

 

Батист — мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей, мерсеризованная. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Когда-то был и льняной батист, который использовали для пошива белья.

 

Батник — искаженный английский термин "buttondown", в буквальном переводе "пуговицы донизу". Так называли женские блузки, напоминающие мужские сорочки. Впервые они были показаны в середине 70-х годов французским модельером Кашарелем (Жаном Буске). Их шили из набивных тканей или тонкого трикотажа.

 

Бельевой стиль — одна из разновидностей ретро-стиля. Нарядные платья, блузки, сарафаны из тонкой светлой ткани (шелк, хлопок) украшаются вышивкой гладью, мережками, ришелье, кружевом, тонкой строчкой. Так традиционно украшали женское белье, откуда пошло и название подобной отделки.

 

Берет — этот головной убор имеет многовековую историю, он был модным еще в конце XV века. Форма очень разная — было время, когда берет имел углы и назывался баретом. Это шапочка кардиналов, священников, докторов. Временами берет приобретал небольшие поля, периодами надевался на жесткий каркас. Его делали из войлока, шерсти, атласа, бархата. Украшали перьями и драгоценными камнями. Береты были пышные и мягкие, маленькие и жесткие. Их носили и женщины и мужчины. Они и сейчас остаются в моде в самых разных вариантах. Кроме того, береты — головной убор некоторых армейских подразделений.

 

Блейзер — раньше назывался клубным пиджаком, так как был своеобразной формой членов английских аристократических клубов. В начале 60-хгодов вошел в мужскую моду как корректная одежда не для работы. Позже — в женскую моду. В классическом варианте жакет шьется из тонкого синего сукна или габардина, с металлическими пуговицами — золотыми и серебряными, на которых изображены геральдические знаки или якоря. И хотя стиль блейзера и его форма в общих чертах сохраняется, отдельные элементы меняются в соответствии с модой. Так, воротник может быть и шалевым, а лацканы узкими. Могут появиться канты, перламутровые пуговицы. И ткань — не обязательно синяя, для блейзера используются и белые, и коричневые, и фиолетовые, и темно-красные материалы, но непременно одноцветные. На нагрудном кармане вышитая шелком эмблема. Женщины носят блейзеры с брюками или юбкой в складку, с блузками мужского стиля. Особенно эффектно он смотрится с брюками или юбкой белого цвета.

 

Блузон известен в моде не одно десятилетие. Когда-то, в 40-е годы, были популярны так называемые лыжные куртки, которые шили, комбинируя разные ткани, но непременно на притачном поясе. Это последнее обстоятельство — решающее, ибо блузон — короткая куртка на притачном поясе. Довольно свободный объем куртки собирается им, образуя сборки. Иногда вместо пояса эту роль выполняет резинка или шнур, продернутые в кулиску по низу куртки. Иной раз здесь располагается вязаная, трикотажная резинка. Материал любой: ткань, трикотаж, мех, кожа. Блузон хорошо вписывается и в мужской, и в женский, и в молодежный гардероб.

 

Боа — так по-французски называется удав, а одновременно и меховой хвост. Мода использовала этот образ, чтобы назвать так узкий длинный шарф из меха или перьев. Мы воспринимаем его как нечто экзотическое, хотя он был у нас в моде со времен войны 1812 года. Время от времени боа появляется и в коллекциях современной одежды, причем в самых неожиданных вариантах (собранный из ярких рюшей, к примеру).

 

Боди шорт (или комбидрес) — так называется своеобразный гибрид трикотажной кофточки, майки, блузки, свитера с трусиками. Боди шорт — вещь цельнокроенная, спереди ластовица застегивается на пуговицы, крючки или кнопки. Боди — то же самое, но без застежки.

 

Брюки. Когда-то можно было сказать, что это типичная принадлежность исключительно мужского костюма. Теперь брюки носят все. Тем более что мода предоставляет колоссальный выбор — по длине, по форме и назначению. Брюки нормальной длины могут иметь форму, напоминающую банан (см. бананы), быть выполнены в стиле ретро (брюки ретро) с высоким поясом, складками, заложенными у бедер, расширенные по бедрам. Плотно обтягивающие голени и широкие в бедрах — галифе, их раньше носили в основном военные, теперь надевают и женщины.Брюки-сигареты — равномерно узкие, у лодыжек образующие складки-заломы, которые носят с туфлями на высоком каблуке или заправленными в сапоги. Достопочтенные джинсы, отличающиеся своим удобным кроем и ладно сидящие на фигуре, для которых, кроме того, требуется особая хлопчатобумажная, так называемая джинсовая ткань. Многие виды брюк отличаются по длине, имеют свои названия. Самые короткие из них — шорты, которые используются в качестве одежды для отдыха и пляжа. Узкие, несколько ниже колен — кюлоты, их в прошлом веке сменили широкие панталоны. Напоминающие кюлоты по длине, но более свободные, со стрелкой, а иной раз с отворотами по низу — бермуды. Брюки-гольф обычно шьют из клетчатой ткани, на притачных манжетах, которые застегиваются под коленями на пуговицы. Они вошли в моду в 20-е годы нашего века в качестве спортивной одежды. Брюки типа рейтуз шьют из эластичной ткани, на штрипках, они предназначены для улицы и городского туризма. И, наконец, юбка-брюки — гибрид, по сути — брюки, по форме — юбка. Поэтому юбка-брюки может быть со складками, как юбка, с застежкой и карманами, как у брюк.

 

Бубу ведет свое происхождение из Африки, в современной моде — простейшее пляжное платье. Прямоугольный кусок хлопчатобумажной или махровой ткани складывается пополам, делается вырез горловины, по талии в кулиску продергивается шнур, который завязывается сзади, боковые швы можно и не делать. А если их сделать, хотя бы не до конца, можно не стягивать талию шнурком, носить платье как балахон.

 

Буканары — так называются тонкие мужские сорочки, которые носят навыпуск поверх свитера или майки. Сорочка делается достаточно просторной, с расширенной линией плеч и свободными проймами.

 

Букле — в шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на поверхности ее образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.

 

Велкро (или «репейник») — так называется тесьма, которая используется в качестве застежки на одежде, обуви. Она может дублировать молнии, на куртках например, но может применяться и вполне самостоятельно — на клапанах, погонах, патах, манжетах, воротниках-стойках.

 

Вельветон (или обезьянья кожа) — прочная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.

 

Велюр — общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.

 

Виши — название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она впервые была создана. Так же называется и рисунок в мелкую клетку, обычно двухцветный — синее с белым, красное с белым и т. д. Когда-то использовался для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас — для мужских сорочек, платьев в фольклорном стиле, нередко в комбинации с тесьмой и кружевом, а также для занавесок, скатертей и салфеток.

 

Галстуки имеют свою довольно длинную историю. Считают, что они были известны еще в Древнем Риме, когда их использовали больше в качестве шейного платка и не для украшения костюма, а исключительно в утилитарных целях — закрывали шею, чтобы не простудиться. А с XVII века галстук уже не выходит из моды — меняются лишь его форма, способы ношения и приемы завязывания. Тот вариант, к которому мы привыкли, сложился в XX веке: галстук может быть уже или шире, длиннее или короче, быть шитым или плетеным, но это все тот же галстук, который носят обычно с костюмом и завязывают под воротником сорочки. Галстук-бабочка — дополнение к нарядному мужскому костюму; более яркий и крупный (как бы утрированный), он становится довольно модным элементом авангардной молодежной одежды. Галстуки носят и женщины, что придает костюму строгую деловитость. Но если он надет прямо на голую шею и свободно болтается на груди, создавая некоторую небрежность, — это уже своеобразный авангард, малосовместимый с деловым стилем в одежде.

 

Гамаши (они же — гетры) — вид одежды, который как бы заменяет голенища сапог, закрывая ногу от коленей до ступни, сама подошва при этом остается открытой. Иными словами, это чулок, доходящий только до колен, причем чулок без подошвы, чем он и отличается от гольфов. Гамаши и гетры можно сделать из любых материалов, в том числе и из кожи (гетры из жесткой кожи называются краги). Гамаши (их еще называют «наголенки») надевают летом (в основном с декоративной целью) и зимой (нередко поверх узких брюк с целью не только декоративной, но и для тепла тоже). Их носят и юноши, и девушки, хотя в давние времена гетры носили исключительно мужчины-воины. Особенно модными гамаши стали в тот период, когда в мужской костюм вошли короткие штаны — кюлоты (XVII—XVIII века).

 

Гаучо. Этот стиль вошел в моду в конце 60-х годов и отражает черты народной одежды гаучо — скотоводов Южной Америки. Замшевые, кожаные куртки, жилеты, брюки отделываются заклепками, аппликацией, кожаной бахромой. Сейчас этот стиль, как один из вариантов фольклорного, отошел на второй план.

 

Гленчек. Этот термин, обозначающий клетчатую ткань, известен больше специалистам, в обиходе применяется другое, более распространенное название — «шотландка». Однако ткань имеет и другие названия, связанные с именами различных исторических личностей, которые любили одежду из ткани в клетку. Клетка «принца Уэльского», «принца Галльского», «Эстерхази» — это все гленчек, шотландка.

 

Гобеленовый рисунок. Для него характерны мягкие, блеклые тона, при этом подчеркивается и своеобразная гобеленовая техника. Как правило, это довольно натурально выполненные картины природы, изображения людей, животных, растений.

 

Годэ — так называются клиновидные вставки в нижней части юбки, которые либо отделываются плиссировкой, либо выкраиваются по косой.

 

Голливудские туфли — так нередко называют классические лодочки на «шпильке» — резко суженном книзу каблуке средней высоты или очень высоком.

 

Гольф. Этот термин моды ведет свое происхождение от известной игры в гольф, а точнее — он связан с костюмом, который обычно надевали для этой цели. И хотя не существует понятия «костюм для игры в гольф» (в отличие от костюма для игры в теннис), но мода зафиксировала в терминах отдельные элементы такого костюма. Брюки-гольф — короткие, на манжете. Складка-гольф — односторонняя складка, которая может располагаться не только на юбке спереди, но также и на куртке — по бокам на спинке, она идет от плечевого шва или кокетки, а у талии закрепляется.Чулки-гольф — короткие, до колен, на резинке. Обычно яркие, эффектно дополняют костюм в спортивном или молодежном стиле. В детской моде — гольфики, гольфы, которые носят девочки и мальчики в коротких штанишках. И наконец, воротник-гольф — высокий, свитерный воротник, который может быть не только на трикотажных, но и на шитых вещах. Нередко кофты и платья, имеющие такой воротник, называют платье-гольф,блузка-гольф. Обычно их вяжут резинкой, отчего они плотно прилегают к фигуре.

 

Граффити — так называется один из стилей молодежной одежды, своеобразное продолжение поп-арта 60-х годов. Летние майки, джинсовые костюмы украшаются вышивкой или печатными рисунками по мотивам «городского фольклора» — в кавычках, разумеется: имитируются детские рисунки, всякого рода тексты и надписи.

 

Дамассе — в переводе с французского «узорчатый». Пластичная шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Хлопчатобумажные ткани подобного рода называют дамаст. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялись для подкладки, обивки мебели, но в последние годы все чаще используются для изготовления нарядных блуз и платьев.

 

Дафлкот. Так называется мужское или женское укороченное пальто спортивного стиля с характерными только для него особенностями: встречная складка на спине, накладная кокетка или двойные плечевые детали, застежка на пуговицы-палочки, капюшон (он может быть и отстегивающимся).

 

Двулицевые изделия — вещи, которые можно носить и на лицо и на изнанку. Для них применяются двусторонние ткани, у которых обе стороны можно использовать как лицевые. Они бывают абсолютно одинаковыми по фактуре и цвету или сильно отличаются, что обычно обыгрывается при создании модели. Получаются как бы две разные вещи. Двулицевыми делают демисезонные пальто, куртки, жакеты.

 

Деним — очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в буквальном переводе с французского означает «из Нима». Ним — город во Франции, где придумали и создали эту ткань. Она была предназначена для рабочей одежды.

Скотоводы-ковбои Америки, куда деним экспортировалась, оценили достоинства ткани и с удовольствием носили брюки и куртки, сшитые из нее.

 

Дерби — микростиль спортивной одежды. Дерби — имя английского лорда, страстного поклонника скаковых лошадей. Обувь и одежда в стиле дерби напоминает одежду для скачек. Дерби называлась и шляпа, которую носил легендарный лорд, — жесткая, серая, с черной лентой.

 

Джеллалаба. Если слово покажется вам чрезмерно длинным, можно говорить и короче — джаллаба, что тоже верно. В период всеобщего увлечения фольклорным стилем в моду вошли несколько преображенные многие виды одежды народов разных континентов, в том числе и джеллалаба — просторное, до пят платье. Крой его чрезвычайно прост: прямоугольное полотнище сшивается порой только частично, по бокам. Иногда его делают с капюшоном. Ткань — либо с ярким экзотическим узором, либо гладкая, тогда платье украшается вышивкой, тесьмой и т. д.

 

Джемпер — трикотажная кофточка без застежки или с застежкой только сверху, не до низу. Во всем остальном — возможны варианты. Джемпер с высоким воротником — это уже свитер. Форма выреза горловины джемпера может быть любой. Если у джемпера воротник и застежка, доходящая примерно до середины — это джемпер-поло. Джемперы-туники — удлиненные, подчеркнуто свободные, джемперы-блузоны — довольно просторного объема, который собирается поясом-резинкой, притачным или шнуром, продернутым в кулиску, расположенную по низу. Джемперы могут быть выполнены в стиле мужской сорочки, романтическом или деловом. Отделаны орнаментом, вышивкой. Их длина и объемы самые разные. «Безрукавный джемпер» — по сути и назначению это жилет. Есть и платье-джемпер, т. е. джемпер, имеющий длину платья (от мини до миди).

 

Джинсы. История джинсов хорошо известна, хотя многое здесь окружено своеобразной легендой.

Говорят, что в 1850 году предприимчивый американский фабрикант Леви Страус завез в западные штаты брезент для палаток. Однако в тех местах случился дефицит кожаных брюк, и он быстренько сшил брюки из привезенного им брезента, которые безумно понравились местным жителям как практичная и удобная рабочая одежда. Тогда же Леви Страус запатентовал открытие и создал свою знаменитую фирму. Он использовал ткань деним, вывозил ее из порта Генуи, по-итальянски «Дженова», отсюда, как предполагают, и пошло это название. Почти столетие джинсы были исключительно рабочей одеждой.

Мода обратила на них внимание лишь в конце 50-х — начале 60-х годов, и буквально молниеносно они завоевали всеобщую популярность. Начался «джинсовый бум». Джинсы поднялись в цене, возникли новые фирмы, о джинсах мечтали, их считали одеждой века. Их стали носить буквально все, кто мог купить, — и женщины, и подростки, и пожилые люди, которые стремились таким образом стать моложавее и спортивней. Возникли джинсовая мода и джинсовый стиль в одежде. Из джинсовой ткани шили куртки (причем и теплые, на меху), платья, юбки, головные уборы, сумки, обувь, пальто. Их характерная особенность — спортивность, обилие карманов, молний, отделка строчкой, металлические пуговицы, заклепки, очень рациональный крой. Позже, когда джинсовая мода достигла апогея, в этом стиле стали шить одежду и из других тканей, в том числе из вельвета, из кожи. Джинсовую ткань стали украшать набивкой.

Джинсовый стиль стал своеобразной классикой, он остается в моде, и по сей день журналы мод предлагают одежду из джинсовой ткани.

 

Дзюдо — один из микростилей одежды спортивного характера. Жакеты в стиле дзюдо имеют покрой кимоно, без застежки, но с запАхом, полы жакета «сдерживают» кушак. Вязаные кофты в этом стиле также имеют характерный запАх.

 

Диско — один из микростилей в молодежной одежде 80-х. Платья и костюмы диско имели узкое назначение — это одежда для дискотеки, для танцев. Обычно вещи эти экстравагантны, ярки, часто использовались блестящие ткани и трикотаж.

 

Диффузный стиль позволяет сознательную, преднамеренную эклектику в решении костюма. В ансамбль объединяются вещи разного стиля: деловой пиджак поверх романтического платья, спортивного характера брюки с блузкой в фольклорном стиле и т. д. Но при кажущейся вседозволенности дозволено далеко не все — разностильные вещи объединяет в ансамбль точно рассчитанный адрес, назначение костюма. Абсурд останется абсурдом и в диффузном стиле: например, сапожки-апрески нельзя носить с летним сарафаном.

 

Дутики. Чаще так говорят о синтетических, простеганных, на синтепоне сапогах, которые производят впечатление надутых воздухом. Но нередко дутиками, дутышами называют и другие вещи в этом роде — куртки, жилеты, брюки.

 

Жабо — съемное кружевное украшение на грудь, которое может дополнить блузку или платье. Женщины заимствовали его из мужской моды в XIX веке и с тех пор не теряют из виду.

 

Жакет. Сейчас его нередко называют «женским пиджаком» или жакетом в стиле мужского пиджака, Вообще-то чисто женская одежда. Формы и пропорции зависят от общего направления моды. Рукав может быть и втачным, и цельнокроеным, и покроя реглан. Воротник самой разной формы, но может и отсутствовать. Ткани плотные, должны держать форму. Жакет-спенсер вошел в моду около двухсот лет назад и обязан своим названием лорду Спенсеру, укоротившему полы своей куртки. Это очень короткий жакет, силуэт его может быть приталенным или прямым. Ткань чаще всего светлая, хотя и не обязательно.

Жакет-тренчкот ведет свое происхождение от пальто-тренчкота, длина его, разумеется, короче. Шьется он из плотной ткани, имеет обычно отлетную кокетку, накладные карманы, погоны, все это отстрочено. Его носят с поясом, который может быть протянут в кулиску.

Жакет-кардиган — довольно длинный, чаще прямой, жакет без воротника и лацканов. Назван по фамилии лорда Кардигана, который ввел его в моду в начале XIX века, В современной моде — с 60-х годов.

Наконец, трикотажный жакет — это кофта на застежке снизу доверху. Может иметь форму кардигана, напоминать спенсер, быть похожим на блузон или куртку. Здесь в определении решающим обстоятельством является наличие застежки, все остальные трикотажные вещи с застежкой не донизу или без нее и с рукавами называются джемпером.

 

Жилет — потомок камзола, который носили поверх рубахи под кардиганом. Когда камзол появился, а было это в XVII веке, он еще имел рукава, но очень скоро лишился их, хотя по-прежнему оставался длинным. В конце XVIII века камзол стал короче, после чего его стали называть жилетом. Он практически не выходил из моды, из мужского костюма давно перекочевал в женский. Удачно вписывается во все существующие стили, его шьют и вяжут, собирают из меха. Он принимает все формы жакета, разумеется, без рукавов. Так, есть жилет-кардиган, жилет-блузон, жилет-спенсер. В трикотаже разнообразие еще большее, так как жилет восприимчив и к формам, которые принимает джемпер. Само собой, без рукавов.

 

«Изобилие» — стиль, предложенный Жаном Полем Гольтье. Можно соединять все и со всем. Цвета самые яркие. Допустимы всевозможные линии, объемы — вещи эксцентричные, на грани китча.

 

Индийская блузка (холи) — из разряда вещей для отдыха и пляжа. Короткий рукав, глубокий овальный вырез, плотное прилегание по фигуре и длина выше талии — так выглядит эта блузка, которую шьют обычно из тонкой ткани. В индийском народном костюме она служит необходимым дополнением к сари, а в европейской моде играет самостоятельную роль.

 

Индийский стиль в одежде. Это одежда для лета, для отдыха, пляжа, обычно из белой хлопчатобумажной ткани. В ней в измененном, естественно, виде отразились черты индийского костюма.

 

Казак — в XVII веке короткий мушкетерский плащ, имел множество застежек по боковым швам и швам рукавов — число пуговиц порой превышало сотню. Казак легко трансформировался: рукава вшивались в пройму только в верхней части, поэтому их можно было застегивать, чтобы надеть на руки, или отбросить назад, руки освободив. Казак легко превращался в короткую пелерину.

 

Кантри-лук (или одежда деревенского стиля). В ней использовались мотивы народного костюма. Чаще всего это была одежда для отдыха, дома, свободного времени.

 

Капюшон — головной убор, соединенный с одеждой. Он составляет с ней единое целое даже и в том случае, когда делается съемным. Известен много веков. Может использоваться в чисто утилитарной роли (для защиты от ветра, холода, дождя) и в декоративных целях. В тех случаях, когда его декоративная роль подвергается сомнению, капюшон делают на молнии или пуговицах, чтобы можно было отстегнуть от ворота и убрать. Современная мода предлагает использовать капюшон в нарядной одежде — шелковые ткани хорошо драпируются и капюшон располагается по плечам.

 

Карманы. Накладные, внутренние, карманы «в рамку» и с листочкой, застегивающиеся на молнии — все это известно давно, причем даже в самых изысканных вариантах. Однако удалось придумать и нечто новенькое — карманы-книжки или карманы-портфели, отличающиеся от обычных накладных тем, что могут увеличиваться в объеме за счет бейки, которая отделяет их от поверхности самой вещи. Карманы-воронки, объем которых весьма велик, располагаются чаще всего сбоку — на юбке или летних просторных брюках. Местоположение пристегивающихся карманов может меняться, так как они держатся на кнопках. Карманы-кошельки крепятся к поясу юбки или платья, обычно они бывают довольно солидных размеров, иной раз выполняются из ткани контрастного цвета. Брючные, или внутренние, карманы, располагаются в боковых швах, их делают не только на брюках, но и на юбках, плащах и пальто. Причем возникла особая манера носить эти вещи — руки держат в карманах. Всевозможные карманы-кенгуру, пришиваются спереди, по центру блузона, куртки или джемпера. Карманы-рюкзаки — направление в молодежной одежде. Карман, и притом довольно значительный, пришивается сзади, на спине. Нередко его делают двойным, пришивают только снизу, а сверху пристегивают кнопками, так что между самим карманом и курткой остается некое пространство — сюда можно сунуть шарф или платок. Великое множество комбинированных карманов — один на другом, один внутри другого, накладной, а в нем внутренний и т. д.

 

Кашемир — тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья.

 

Кильт (килт) — мужская юбка, национальная одежда шотландских горцев. Обычно шьется из шерстяной клетчатой ткани (шотландки), сзади и по бокам укладываются складки, спереди — запАх, причем край полотна нередко кончается бахромой. ЗапАх закрепляется крупной английской булавкой.

 

Кимоно. В современной моде нередко так называют цельнокроеный рукав, заимствованный в начале ХХ столетия из национального японского костюма кимоно, длинного живописного халата. Рукав кимоно (или «японка») может иметь разные пропорции, в том случае, когда пройма его располагается низко, доходит до талии, рукав называют «летучая мышь». Стилем «кимоно» называют вещи европейского характера, в которых используются какие-либо черты японского костюма — не только рукав, но, например, принцип кроя, характер ткани, пропорции и т. д.

 

Классический стиль (классический костюм, классика). В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей, остаются в определенной степени неизменными. Общее мнение признает их превосходными, примерными, образцовыми. Таков, например, английский костюм, который называют классикой моды. Или предложенные французским художником-модельером Габриэль Шанель костюм и маленькое черное платье. В разряд классической одежды перешли и джинсы. Классика живет долго, потому что она совершенна и с практической, и с эстетической точки зрения.

 

Клоке — ткань, шерстяная или шелковая, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Нижняя сторона ткани — гладкая, натянутая, а верхняя как бы присобрана, имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья, в том числе и вечернее. С эффектом клоке бывают и хлопчатобумажные ткани — их не делают на двух основах, просто подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости.

 

Ковбойка — клетчатая рубашка, мужская или женская. В моде известна не одно десятилетие. И хотя время накладывает свой отпечаток на характер деталей и виды отделки, меняет пропорции этой рубашки, основные ее черты остаются неизменными — кокетка, карманы, длинные рукава, погоны.

 

Комбинезон долгое время считался исключительно рабочей одеждой. Удобный, со множеством карманов, он не стеснял движений, собирал воедино костюм. Даже и в своем рабочем варианте комбинезон имеет разные фасоны. Верхняя его часть может быть более или менее открытой.

Форма комбинезона зависит от направления моды — он легко воспринимает все новые веяния. Меняются брюки — меняется и низ комбинезона. Увеличивается, опускается пройма, приподнимаются, расширяются плечи — все это отражается и в комбинезоне, который представляет собой своеобразный гибрид из брюк и блузки.

 

Комбинированная одежда — та, что выполняется из двух-трех разных материалов. В 50-е годы были модны комбинированныекуртки-блузоны, у которых кокетка, рукава, карманы делались из клетчатой ткани. Был период, когда комбинировали набивные ткани с гладкокрашеными, а позже сочетали — по контрасту или тон в тон — гладкокрашеные ткани. Прием может быть использован в одежде разных стилей — в спортивном, романтическом, деловом.

Одно время этот термин относили и к одежде, которую можно было видоизменить — отстегивать или пристегивать рукава, снимать детали илиподкладку-утеплитель. Сейчас он все больше заменяется другим термином — трансформирующаяся одежда.

 

Комплект в отличие от ансамбля — набор предметов, возможно и не связанных стилевым единством, но объединенных ради какой-то цели, утилитарного назначения костюма. Они могут сочетаться по цвету. Иногда комплект — часть ансамбля.

 

Конотье — соломенная шляпа с плоской тульей и прямыми полями. Появилась в конце прошлого века. Носили ее и женщины и мужчины. В наше время иногда используется как головной убор для пляжа, прогулок.

 

Конструктивный стиль в одежде — стиль, при котором конструкция одежды подчеркивается специальными декоративными приемами, что позволяет подчеркнуть, выделить форму костюма. Это было свойственно, в частности, русскому народному костюму, в этом направлении очень интересно работала Надежда Петровна Ламанова, ее модели в конструктивном стиле были удостоены «Гран при» на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. В 50—60-е годы французские дизайнеры Андре Курреж и Пьер Карден показывали коллекции в конструктивном стиле.

 

Корсет когда-то использовался исключительно для стягивания стана, его делали на китовом усе, со шнуровкой. Но корсетом (корсетиком) называли и верхние женские кофточки в обтяжку, которые носили с юбкой, поверх нее, как своеобразный вариант спенсера. Сейчас корсеты выступают в качестве нарядной одежды, для вечерних туалетов. Корсет делается из блестящей шелковой ткани, юбку шьют из гипюра.

 

Корсаж — верхняя часть лифа, платья, талия. Так называют и специальную широкую тесьму для поясов.

 

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась асимметрично: сбоку, а не посередине переда. Воротник — крохотная стойка. Мотивы косоворотки можно найти не только в мужской, но и в женской моде.

 

Космический стиль возник в моде в связи с полетами космонавтов. Блестящие ткани, четкие скульптурные формы одежды, их словно бы неземной характер при подчеркнутой утилитарности — характерные черты этого стиля. Его представители — серебряные и золотые объемные куртки «лунники» — мунбуты (англ. moon boot — лунный ботинок), теплые сапоги из непромокаемых материалов на толстой, массивной, плоской подошве.

 

Костюм — в широком смысле это одежда какого-либо народа в определенное время, в какой-то век. Костюм, как более узкое понятие, — это жакет и брюки, жакет и юбка, сшитые из одной ткани. Костюм-тройка включает еще и жилет. В отличие от комплекта обе части костюма составляют единое целое и в стилевом плане. Костюмы — наиболее популярная деловая одежда, Спортивный костюм — также единое целое, хотя и состоит из брюк и куртки.

 

Костюм Габриэль Шанель. В авторском исполнении — это костюм из мягкой буклированной ткани, с прямой юбкой и строгим, без воротника жакетом, отделан тесьмой, чаще всего уникальной. Его носят с одноцветной шелковой блузкой, украшенной бантом, с многочисленными цепочками на шее. Костюм отличается элегантностью и определенной, несколько смягченной деловитостью. Костюм "шанель" практичен, идет всем независимо от возраста и комплекции.

 

Крават — так назывался галстук в период своей молодости, когда еще все помнили его происхождение: такого рода шитый платок носили хорваты, отсюда произошло и название. Позже у нас в обиход вошел немецкий термин, хотя «крават» сохранился во многих других языках. Так нередко называют и ткани галстучного типа.

 

Крепы — так называется большая группа тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но непременно имеют мелкошероховатую поверхность. «Креповый» эффект достигается, во-первых, за счет очень сильной крутки — волокна упругие; а во-вторых, нерегулярного скрещивания нитей. Семейство крепов включает в себя массу тканей: креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин, креп-марокен. Все эти ткани могут быть набивными и гладкокрашеными.

 

Кримплен — одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Пользовался невероятной популярностью, затем уступил всякого рода смескам, которые больше напоминают натуральные ткани со всеми их достоинствами.

 

Лавабль — в переводе с французского «моющийся, стирающийся». Название относится к тканям, подвергшимся специальной обработке типа«стирай-носи». Независимо от того, какие волокна используются, ткань мягкая и хорошо стирается.

 

Лаке. В результате такой отделки ткань приобретает блеск, становится гладкой, как бы лакированной.

 

Лацканы — отвороты на груди у пиджака, жакета. Место их соединения с воротником называется раскепом. Лацканы могут быть шире и уже, форма их может напоминать ласточкино крыло, как это было в мужском костюме 1972—1975 годов. На смокинге лацканы — из атласа.

 

«Летучая мышь» — одна из форм цельнокроеного рукава, когда пройма начинается едва ли не у талии, а весь огромный объем рукава постепенно уменьшается к запястью.

 

Лоден (или лёден). Эта шерстяная ткань в конце 70-х была в большой моде. Она напоминала сукно, но была мягче его и тоньше.

 

Листочка — так называется широкая бейка, напоминающая клапан, которой нередко обрабатывается прорезной карман.

 

Лоскутный узор. В период всеобщего увлечения фольклорным стилем вспомнили о лоскутных одеялах наших бабушек. Из лоскутов, вырезанных в виде ромбов, квадратов, треугольников, шили юбки, жилеты — очень яркие, нарядные. Были созданы так называемые лоскутные узоры набивок, они имитировали лоскутные изделия — эффект тот же, только сшивать не надо.

 

Макинтош. Так, именем шотландского химика Чарльза Макинтоша, был назван созданный им непромокаемый плащ. Говорят, что свое открытие он сделал случайно: нечаянно раствором каучука измазал костюм и заметил, что это место не промокает. Первые плащи были примитивными, но тем не менее Макинтош вошел в историю. Плащ, а также легкое пальто, которое мы теперь называем макинтошем, обычно имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник (отвороты не обязательны), на спине непременная шлица, застежка чаще всего супатная, прорезные карманы с листочками расположены наклонно, пояс и паты на рукавах с пряжками. Макинтош — такая же классика моды, как английский костюм.

 

Мандарин (не путать с фруктом) — жакет прямого силуэта с довольно широкими и тоже прямыми рукавами, без воротника или с небольшой стойкой, застежка на пуговицы и навесные петли располагается, как правило, асимметрично, верхний угол правой полочки срезан по диагонали. Это жакет в восточном стиле — напоминает традиционную китайскую, японскую, корейскую одежду. Жакет мандарин имеет и второе название — «quilted», что означает «стеганое одеяло». Мандарин шьют из тонких шелковых тканей, простегивают с синтепоном. Ввели в моду работающие в Париже японские модельеры Кензо и Ямомото, активно пропагандировал Ив Сен Лоран.

 

Манто. Теперь мы относим это название преимущественно к меховым шубам — роскошным, пышным. В XVIII веке манто шили из бархата или дорогого атласа, пальто не должно было скрывать платья из тонкой ткани, поэтому полы его расходились. Эта особенность манто позволяет и сейчас применять этот термин к тем видам пальто и шуб, которые имеют свободную, расширяющуюся книзу форму.

 

Маренго — сукно черного или темно-коричневого цвета с белыми прожилками. Меланжевая шерстяная ткань, которая может быть использована для пальто, костюмов. Нередко так называют и сам цвет: темное волокно с небольшими добавками белого.

 

Матлассе очень напоминает клоке. Шелк — искусственный или натуральный — с жаккардовым, словно вышитым рисунком.

 

Матросский стиль — один из самых живописных в летней одежде, который, если и отходит ненадолго на второй план, то потом снова входит в моду, приобретая силуэт и пропорции одежды, которая свойственна этому периоду. Характерные черты — юбка в складку или со складками, просторная блуза с матросским воротником или жакет, который носят с майкой или яркой блузкой в полоску. Канты, эмблемы — в качестве отделки. Обязательные цвета — белый, синий, красный.

 

Меланж — смесь волокон разных цветов или оттенков в одной пряже или одном полотне, что позволяет добиться определенного колористического эффекта.

 

Милль флёр — рисунок на ткани в виде разноцветных полевых цветов (в переводе с французского — «тысяча цветов»). Иногда его называют крестьянским цветочным узором.

 

Мини-мода связана с именем манекенщицы Лесли Хорнби (Твигги). Возникла в середине 60-х годов. Самая короткая женская одежда за всю историю костюма. И хотя уже в конце 60-х годов художники предложили макси и миди, мини держалась в моде еще почти десять лет, а потом, после некоторого перерыва, вернулась снова, правда, несколько преображенной.

 

Многослойность. Этот термин употребляется наравне с другим — этажная одежда, вошел в употребление с 1972 года, когда мода позволила носить одежду в несколько слоев. При этом старый принцип — длинное поверх короткого — был заменен другим — короткое поверх длинного. И все «этажи» оказались на виду: поверх рубахи навыпуск — жилет, а на нем еще более короткий жакет или куртка. Впрочем, здесь нет жестких правил: число слоев одежды зависит от погоды и изобретательности человека.

 

Мохер вошел в моду с конца 50-х годов. Мохером называют шерсть ангорской козы, а также пряжу и ткани из этой шерсти или с этой шерстью (процент мохера может быть и небольшим).

 

Мультиколор — многоцветность. Обычно термин используют в тех случаях, когда речь идет о меланжевых тканях, которые производят впечатление одноцветных.

 

Муар — шелк, имеющий блестящий рисунок на матовом фоне. Он напоминает узор, который можно увидеть на продольном срезе дерева. Из муара шьют нарядные платья, используют его и в качестве подкладки.

 

Нарядная одежда — приподнятая, праздничная. Иной раз нарядность платью или костюму придают удачно подобранные дополнения и украшения — кружевной воротник, шарф, цветы, бусы и т. д., что позволяет использовать в качестве нарядной даже строго деловую одежду. В подчеркнуто нарядном ансамбле тщательно продумываются все мелочи. Платье шьют из особо эффектной ткани, его фасон может быть неожиданным, порой вызывающе смелым за счет декольте, длины, разрезов и пр. Подбираются украшения, соответствующая обувь, чулки, сумочка. Все эти многочисленные предметы должны составлять гармоничный ансамбль.

 

Норфолк — охотничья куртка, длинная, до бедер, на спине две глубокие складки, по талии пришит пояс. Спереди большие карманы со складками и клапанами. Носили норфолк с брюками длиной три четверти. Куртка названа именем лорда, который ввел ее в свой гардероб. Куртка-норфолкбыла чрезвычайно популярна в конце XIX века, но известна и современной моде — ее черты можно обнаружить в спортивной и повседневной одежде.

 

Оксфорд. Мода на полосатые и клетчатые спортивные рубашки возникла у студентов Оксфордского университета, отсюда и такое название сорочечных тканей в полоску и клетку. Обычно это хлопок или смеси с хлопком.

 

Органди — очень тонкая, очень прозрачная, довольно жесткая хлопчатобумажная ткань (бывает и искусственный шелк). В далеком прошлом была завезена из Восточной Индии. В последние годы мода вновь обратила на нее внимание. Используется для блузонов и жакетов в вечерней одежде, их носят поверх топов или бюстье.

 

Пальто — это, как писал В. Даль, весьма неудобное для нас название верхнего платья, мужского и женского, в роде широкого сюртука; чапан. Чапан в те времена был более знаком и понятен — кафтан, азям, стеганка, род поддевки. Мы же уже давно привыкли к этому названию.

Известны разные варианты пальто. Городское — обычное пальто с рукавами реглан, косо расположенными карманами, может напоминать удлиненный пиджак. Дорожное — шьют преимущественно из верблюжьей шерсти, с завязывающимся поясом, накладными карманами и клапанами. По краям отстрачивают. Спортивное — имеет глухой воротник и высоко расположенные карманы. Пальто, называемое дафлкот, имеет двойные плечевые детали, капюшон, застежку на пуговицы-палочки. Тренчкот — в буквальном переводе с английского «окопное пальто», короткий армейский плащ. Это довольно простое по форме пальто спортивного стиля, уместное и для мужчин и для женщин. Обычно тренчкот шьют из легкой ткани типа габардина на теплой пристегивающейся подкладке. Тренчкот имеет воротник с плотно пристегивающимися лацканами, глубокие карманы, шлицу на спине, пояс. Отделка строчкой.

 

Панама. Мы привыкли употреблять это слово с уменьшительным суффиксом — «панамка» и называем так белые пикейные шапочки, которые надеваем на головы маленьким детям, чтобы защитить их от солнца. Между тем панама когда-то была преимущественно головным убором взрослых людей, ее придумали жители одной из стран Центральной Америки. Панаму плели из волокон пальмы, только потом стал известен ее шитый вариант. Сейчас панамой называют легкую шляпу с мягкими полями, которые могут быть отстрочены и опущены вниз. Панама еще и название ткани типа рогожки, ибо так плелись и шляпы-панамы из пальмовых волокон.

 

Панталоны. Любопытна история этого термина, который в наши дни применяется исключительно для обозначения нижнего белья (женского, мужского). Панталоне — имя одного из персонажей итальянской комедии масок. Он и его костюм сделался популярным во Франции после очередных гастролей итальянских артистов. Прямые и широкие штаны, доходящие до середины икры, в которые был одет Панталоне, стали называть его именем. Мода меняла их длину, ширину, но, после того как дворяне оделись в кюлоты, панталоны остались одеждой бедняков. Их называли санкюлотами («без кюлотов», «не имеющие кюлотов» — в буквальном переводе). Костюм санкюлотов, состоящий из панталон, рубашки и куртки, стал прообразом современного мужского костюма.

 

Парео — большие платки с ярким, экзотическим рисунком, которые завязывают вокруг бедер или под мышками, используются в качестве пляжной одежды. Гаитянки на картинах Гогена нередко изображались в парео.

 

Пеньюар — утреннее платье, халат. Появление пеньюара в начале XIX века связывают с тем, что одежда стала более разнообразной и начала приобретать узкое назначение. Сейчас пеньюарами называют нарядный легкий утренний халат — в отличие от более скромного халата, в котором женщины занимаются работой по дому. Пеньюар нередко делается в комплекте с ночной сорочкой.

 

Пепита — ткань в мелкую черно-белую или коричнево-белую клеточку. Ее ткут, используя для основы и утка пряжу разных цветов. Из шерстяной ткани шьют женские костюмы, мужские пиджаки, пальто, в частности, детские.

Хлопчатобумажную ткань с рисунком пепита используют в детской одежде.

 

Пижамный стиль. Когда-то пижама, состоящая из куртки и брюк, была исключительно мужским ночным бельем. Потом попала в женский гардероб и разделила участь ночной сорочки. Но вот — кто бы мог подумать? — пижама дает толчок к созданию своеобразного стиля в верхней одежде. Его очень скоро провозгласили «суперудобным, изысканным, элегантным и городским». В принципе это самые обычные вещи женского гардероба: брюки, блузки, жакеты и т. д., только очень просторные, бесформенные, возможно, именно поэтому и считающиеся удобными. Большие накладные карманы, довольно много пуговиц — крупных, плоских.

 

Пике — хлопчатобумажная или из искусственного шелка ткань, лицевая сторона которой в виде рубчиков или сот. Выпускается в двух вариантах: гладкокрашеная и набивная. Широко используется в детской одежде. Из пике по традиции шьются классические белые воротнички.

 

Пластрон — нагрудник, или манишка. Был особенно популярен в середине 80-х, когда в моду вошли геометрический стиль и асимметрия. Пластрон делался из ткани контрастного цвета и свободно отгибался. Его широко применяли и в женской, и в мужской одежде.

 

Платье. Несколько терминов из старой моды: платье «Вамп» — одежда голливудских кинозвезд 30-х годов. Из тонкого «текучего» шелка, плотно прилегает к телу, повторяя его очертания. Платье «Торсо» из того же времени: верхняя часть удлинена до бедер, оканчивается короткой юбкой. Платье «Чарльстон» — прямой лиф с короткими рукавами или вовсе без них, с заниженной талией и двумя присборенными юбками, одна короче другой. Было популярным в те же 30-е годы.

Роб-де-шемиз (в переводе с французского «рубашечное платье») в XVIII веке было известно как удобная домашняя одежда. Оно напоминало рубашку с большим декольте. Шили его из разных тканей, но чаще из индийской тафты. К примеру, такой вариант: бледно-лиловое платье с желто-краснымшарфом на талии или бедрах. В современную моду платье-рубашку ввел Ив Сен-Лоран. Он предложил платье, свободное до талии и узкое в бедрах. К платью — кожаные или матерчатые пояса, которые надо носить, как говорил Ив Сен-Лоран, «чем ниже, тем лучше». Первое время платье имело воротник, как у мужской рубашки, потом это стало необязательным. Платье-блузон в верхней части повторяет очертания блузона, ниже талии подхвачено поясом или резинкой, продетой в кулиску. Нижняя часть платья плотно облегает бедра.

Платье-принцесс вошло в моду в XIX веке после того, как мода отказалась от кринолинов. Оно плотно облегало фигуру и в те времена было неотрезным по талии. Оно менялось, как все меняется в моде, но неизменно сохраняло прилегающую по линии талии форму, причем линия эта была несколько завышена. Платье обычно имеет подрезные бочка, за счет этого кроя оно расширяется книзу. Подобный крой могут иметь и юбки, и мужские приталенные рубашки.

 

Плащевка — плотная и тонкая хлопчатобумажная (иногда смесовая) ткань, предназначенная для летних плащей. Широко используется для пошива юбок, платьев и легких костюмов.

 

Поло — игра в мяч, сидя на лошадях, если перевести это слово с английского языка. Трудно сказать с определенностью, от этой ли игры, от костюма для нее или от имени Марко Поло произошел этот термин. «Рубашка поло» — рубашка, имеющая застежку до середины груди. Соответственно застежка тоже называется «застежка поло». Есть еще и «воротник поло» — мягкий, отложной.

У нас такую рубашку называют «тенниской».

 

Портфель — речь идет не о сумке школьника. Юбка-портфель — юбка, имеющая глубокий односторонний запАх. Карман-портфель — объемный, увеличивающийся карман с клапаном.

 

Прогулочный стиль (или промо-стиль) — микростиль, объединяющий одежду не просто для отдыха, а именно для прогулок — по улице, за городом. То обстоятельство, что его можно выделить в нечто самостоятельное, не является свидетельством того, что в этой одежде найденыкакие-то свои стилистические решения. Нет, прогулочная одежда может быть решена в любом модном на данном этапе ключе — именно сезонная мода диктует ширину брюк, длину юбок, размер плечей и форму деталей. Предлагая промостиль (от французского promenader — прогуливаться), мода подсказывает, какой должна быть неофициальная одежда для улицы — не сковывающая, деловая, но и не откровенно спортивная, нечто среднее, дающее человеку свободу в рамках допустимой корректности. Любимые вещи: объемные куртки, защищающие от ветра и дождя, брюки июбки-брюки, которые носят с толстыми вязаными чулками, удобная обувь на низком или среднем каблуке, плащ в комплекте с мужской шляпой, клетчатые или с мелким цветочным рисунком просторные фланелевые рубашки, которые чаще всего носят без галстука — с жилетом и еще с пиджаком. Теплые, просторные, довольно длинные юбки. Всякого рода шарфы и мягкие вязаные шапочки. Главный прием — многослойность: число «слоев» одежды зависит от погоды.

 

Пуловер — трикотажная фуфайка, без воротника и без застежек, плотно облегающая фигуру — в переводе с английского — «надевать через голову».

 

Пумпы. Так назывались брюки, которые в конце XIX века носили суфражистки — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Широкие, они доходили лишь до середины икры и здесь сосбаривались. В 30-е годы нашего столетия ненадолго появлялись в лыжном костюме. В 70-е предпринимались попытки снова ввести их в моду, но они были безрезультатными.

 

Пыльник появлялся в моде дважды (в 30-е и 50-е годы). Шили его из разных тканей — хлопчатобумажных и шелковых. От дождя и ветра он не защищал, поэтому уступил место более практичному плащу.

 

Рабочая одежда. В одежде для отдыха, работы в саду и отчасти в деловой одежде используются формы и детали, принятые в специальной рабочей одежде. Так, в частности, комбинезон сохраняет даже в деловом или уличном варианте многие «рабочие черты» — удобные карманы, молнии.

 

Раскеп — в пиджаке и жакете место, где соединяются воротник и лацканы.

 

Реглан — покрой рукава, при котором он вшивается по косой — от подмышки к шее. Обязан своим названием барону Реглану, для которого была сделана одежда с такими рукавами, чтобы можно было замаскировать поврежденное плечо.

 

Редингот — один из долгожителей моды, его появление на свет относят к XVIII веку. Именно тогда англичане изобрели удобный для верховой езды костюм-редингот. Очень скоро он приобрел черты, определявшие его длительную популярность. Редингот плотно прилегал к груди, застегивался двумя рядами пуговиц, его высокий воротник хорошо закрывал шею, пелерина защищала от дождя, прямые длинные рукава заканчивались обшлагами, вертикальные прорезные карманы были вместительны. Сначала костюм для верховой езды превратился в удлиненную верхнюю мужскую одежду, в таком виде редингот понравился женщинам, которые увидели в нем одежду, наиболее соответствующую идеям эмансипации. Англичане и французы наперебой трудились над усовершенствованием редингота, предлагая для него самые разные ткани и отделки. В Эрмитаже хранится образец женского редингота начала XIX века — российский его образец, украшенный вышивкой в чисто русском стиле. И сейчас художники время от времени вспоминают о рединготе, и в современной моде не редкость рединготы-плащи, рединготы-пальто и жакеты.

 

Рейтузы — теперь шерстяные трикотажные брюки, которые одновременно с юбкой носят в холодную погоду женщины и дети. Когда-то давно — облегающие тело брюки для верховой езды. Их заправляли в сапоги.

 

Ретростиль — так называют мелкие кражи, которые время от времени совершает современная мода у моды прошлых десятилетий. Это все же не стиль, а скорее стилизация. А может быть, просто тоска по давно ушедшему?

 

Реформаторское платье (или платье реформ). Результат первых, во многом неудачных, попыток создать целесообразное женское платье, удобное — без корсета. Рождено движением женщин за эмансипацию, которое развернулось в середине XIX века. Платье доходило до колен, талия не обозначалась, ноги закрывали надетые под платье шаровары. И хотя первые попытки были освистаны и осмеяны толпой и карикатуристами, все же платье реформ дало толчок к созданию удобного женского костюма.

 

Рубашка мужская, как и все в мужском костюме, десятилетиями сохраняла свою форму неизменной. Разве только воротнички становились то больше, то меньше, то почти исчезали, оставляя у горловины невысокую стойку. И все же не одна лишь классическая белая рубашка существовала в мужской моде! Менялись ткани — одноцветные, в полоску или клетку, набивные. И менялся галстук, который всюду следует за рубашкой по пятам.

 

Русские набойки — ткани с геометрическим или стилизованным растительным орнаментом, который обычно получается при помощи специально вырезанных форм.

 

Рустикальный стиль — то же самое, что «фольклорный» или «кантри-лук». Одежда в деревенском или народном стиле, довольно простая. Например, толстая шерстяная юбка, поверх нее просторная, навыпуск фланелевая рубаха, а сверху кофта подчеркнуто грубой вязки, толстые шерстяные чулки. Ткани в рустикальном стиле имеют шероховатую поверхность, видны переплетения нитей.

 

Сандалии, скорее всего, были изобретены в Древнем Египте, хотя они известны и другим древним народам. Неоднократно появлялись в моде, в частности в XIX веке, когда вдруг стал популярен античный стиль. Легкая обувь без каблуков или на очень низких каблуках, с ремешками, оплетающими ноги, не имеет подкладки и стелек. Сандалеты — это сандалии с подкладкой. Сейчас сандалии и сандалеты существуют в детской и подростковой обуви. Какие-то варианты — в мужской. Их можно считать родоначальниками современных босоножек.

 

Саронг — такие юбки (длинные, без шва) носят в Индии и Индонезии. Их свободно драпируют на бедрах. Используют яркие ткани, нередко украшенные узорами, которые выполняют в технике «батик». В 70-е годы входили в моду в качестве пляжной и летней одежды.

 

Сафари — слово африканского происхождения, означает экспедицию в глубь Африки на охоту в саванне или джунглях. Участники охоты одевались в удобную для путешествия, очень функциональную одежду, как правило, защитного цвета. Много лет существовала она, не замечаемая модой, хотя имела массу достоинств. Прежде всего покрой — в костюме сафари все подчинено удобству. Не стесняющий движений крой. Необходимые в условиях путешествия карманы и карманчики, застежки, дающие возможность трансформировать костюм в той степени, в которой это необходимо. Кожаные пояса с отделениями для патронов. Напоминающие шлемы головные уборы с сетками от комаров. Высокие ботинки или сапоги, столь нужные там, где можно встретиться с ядовитыми змеями. Наконец, сама ткань — плотный хлопок без примеси синтетики цвета хаки или песочного, делающего охотника незаметным в джунглях или саванне.

В 60-е годы, когда участие в сафари, охоте на львов или слонов, стало

Date: 2015-09-02; view: 645; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию