Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм развития и смены цивилизаций





Почему и как происходит смена одной цивилизации другой? Каковы движущие силы, признаки, механизм этого перехода на разных «этажах» и в различных «квартирах» обжитого дома сложившейся цивилизации? В чем суть и функции переходного периода, почему он несет с собой тяжкую цепь катастроф, революций, войн и чем он завершается? Нельзя ли вообще обходиться без таких потрясений, переходить от ступени к ступени исторического прогресса плавно, эволюционно?

Итак, первый вопрос: почему происходит смена цивилизаций? В самой общей форме ответ будет таков: потому что господствующая цивилизация отжила отведенный ей историей срок, исчерпала свой потенциал, подошла к последней фазе своего жизненного цикла. В его начале она была молодой, энергичной, полной сил, способствовала более полному удовлетворению растущих потребностей населения, высоким темпам экономического роста, подъему духовной сферы. Но затем эти возможности оказались исчерпанными. Технологический, экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы в значительной мере устарели, обветшали, отталкивают радикальные нововведения. Нарастает разрыв между непомерно возросшими, подстегнутыми в период подъема потребностями — и все более ограниченными возможностями их удовлетворения.

Нельзя сказать, что этот клубок противоречий возникает однократно за весь жизненный цикл цивилизации. Траектория скорее напоминает «трехгорбого верблюда»: обычно трижды наблюдается подъем, вслед за которым происходит спад, кризис.

 

m

Фазы: зарождение становление зрелость дряхление кризис реликтовая

 

Траектория динамики цивилизации:

П1, П2, ПЗ — стадии подъема на фазах становления, расцвета и дряхления цивилизации; Kl, К2, КЗ — стадии кризиса на тех же фазах

 

 

Первый подъем — сравнительно недолгий, но высокий — наблюдается на фазе становления, стремительного распространения новой цивилизации. Активные силы общества одержимы романтикой созидания, обновленные производительные силы, формы присвоения и распределения обеспечивают высокие темпы экономического роста, повышения уровня и качества жизни настрадавшегося за время кризиса населения. Но вскоре выясняется, что процветание недолговечно, в значительной мере построено на осколках прежнего, уходящего общества, на энтузиазме юности, срок которой ограничен. Наступает период разочарований, первый кризис раннего этапа цивилизации.

Пережив этот кризис, избавившись от романтических иллюзий, возмужавшее общество вступает в сравнительно долгий и устойчивый период подъема фазы зрелости, когда в полной мере проявляются сущность, главные черты и преимущества данной цивилизации, развивающейся на своей собственной основе. Она разительно отличается приземленностью от того возвышенного идеала, который служил знаменем переворота, увлекавшим массы. Но ее достоинство в том, что она реальна, выражает суть, главное содержание, преимущества и ограничения данной ступени исторического прогресса.

Но фазе зрелости рано или поздно приходит конец. Начинают сгущаться признаки исчерпания заложенного в данной цивилизации потенциала, растет недовольство социальных слоев, получивших меньшую долю богатства. Падают темпы роста производительности общественного труда, разражается новый кризис, завершающий фазу зрелости.

Однако это еще не конец данной цивилизации. Взбодренная нарастающими признаками распада, она находит в себе силы для последней попытки перестройки применительно к новым условиям, нового недолгого и невысокого подъема. Однако это уже попытка реанимации устаревшего больного организма, она не может вдохнуть «третью молодость» в его одряхлевшие органы. Вслед за недолговечным подъемом развертывается всеобщий кризис общества, знаменующий начало переходного периода к очередной цивилизации, предпосылки и элементы которой уже родились и заявили о себе на последней фазе обреченного, уходящего в прошлое общества.

Такова в общих чертах траектория движения любой цивилизации. Она четко прослеживается в истории Древнего Египта, где наблюдалось несколько фаз подъемов и переходных периодов, сопровождавшихся тяжелыми потрясениями. Можно подтвердить это этапами более близкого нам индустриального общества, из цепких объятий которого мы еще не вышли. Первый подъем наблюдался в начале XIX в., в результате освоения достижений промышленной революции. Второй, более длительный (вслед за кризисом 40-х годов), — во второй половине XIX — начале XX в., в период расцвета, зрелости индустриальной цивилизации. Затем наступил тридцатилетний период двух мировых войн и тяжелейшего мирового кризиса, ознаменовавший начало заката индустриального общества. Однако оно сумело в 50 — 60-х годах пройти еще через одну стадию подъема, породившего иллюзию о вступлении человечества в эпоху бесконечного процветания, избавления от кризисов. Но мировые кризисы середины 70-х, начала 80-х и начала 90-х годов развеяли эти иллюзии, показали обреченность господствовавшей более двух столетий индустриальной цивилизации, неизбежность формирования постиндустриальной (название которой, возможно, историки в будущем уточнят).

Перейдем теперь к ответу на второй вопрос — как происходит смена цивилизаций, каковы последовательность и механизм этой смены по разным этажам цивилизационной пирамиды. Первоисточник перемен следует искать в фундаменте пирамиды, в человеке, в динамике его потребностей и способностей, знаний, навыков, интересов.

Меняются потребности отдельного человека, семьи — как биологические, так и социальные. Каждое новое поколение людей, опираясь на уже достигнутый уровень удовлетворения потребностей, предъявляет новые требования к питанию, одежде, обуви, жилью, украшениям и т.п. Для производства потребляемых семьями товаров и услуг нужно привлекать дополнительные природные ресурсы, сырье, материалы, орудия труда, источники энергии. Рост численности населения, социальные конфликты и войны расширяют круг общественных потребностей — для нужд управления, обороны, поддержания порядка. Безгранично увеличение потребностей в духовной сфере. Освоение новых территорий, часто с неблагоприятными климатическими условиями, влечет за собой дополнительные потребности. Загрязнение окружающей среды, урон биосфере в результате деятельности общества расширяет круг забот о естественных условиях производства и жизни людей. Нарастание объема и усложнение структуры потребностей человека, семьи, общества служат импульсом для перемен на всех этажах пирамиды общества.

Общесоциологический закон возвышения потребностей людей — материальных и духовных, личных, производственных и военных, текущих и перспективных — не следует понимать прямолинейно. Потребности не растут равномерно, они имеют свою цикличность. В период становления новой цивилизации наблюдается бурный рост, буквально взрыв потребностей всех слоев населения, обусловленный высокими темпами экономического роста и возможностью направлять растущий объем богатства на нужды потребления — хотя увеличивается и накопление, причем нередко опережающими темпами. Все слои населения богатеют, хотя и неодинаковыми темпами. Но уже на фазе зрелости обнаруживается недолговечность периода оправдывавшихся ожиданий. Темпы роста фонда потребления замедляются, а новые поколения, потребности которых были подстегнуты предшествующим бумом, предъявляют растущие требования, которые не могут быть в полном объеме удовлетворены. Усиливается борьба за передел прирастающего медленными темпами богатства между различными социальными слоями и классами. Обостряются социальные противоречия и конфликты. Правящая элита, чувствуя подземные толчки приближающихся социальных бурь, стремится оттянуть их, подбросить «хлеба и зрелищ» недовольным массам, используя при этом внешние источники, наркоз милитаризма, передел сфер влияния и территорий. Это ведет к нарастанию военного сектора, что еще больше сокращает долю фонда личного потребления в созданном национальном богатстве, — петля затягивается, общество вступает в порочный круг.

Бесперспективность такого пути становится очевидной в период общецивилизационного кризиса. Начинающийся спад производства ведет к снижению уровня жизни, а затем и обнищанию все более значительных слоев населения. Государство пытается помочь детям, старикам, малоимущим, но его возможности ограничены из-за сокращения доходов и бюджетного дефицита. Приходится прибегать к эмиссии, дополнительному выбросу денежных масс в обращение, что подстегивает инфляцию, которая ведет к еще большему обнищанию значительных слоев населения и обесцениванию инвестиций. Усиливается перераспределение богатств, особенно в пользу «теневой экономики».

Последствия кризиса потребностей неоднозначны. С одной стороны, «вымываются» неоправданно высокие, паразитические потребности, не подкрепленные возможностями и ресурсами (как это произошло в США, других развитых странах в конце 70-х — начале 80-х годов). Потребители приучаются к мысли, что нужно «по одежке протягивать ножки», соразмерять потребности с ресурсами. Формируется новая, более рациональная, адекватная изменившимся условиями и ограниченным ресурсам общества модель потребления. Активизируются обновление знаний и навыков, поиск эффективных форм и путей выживания и развития в неблагоприятной среде. С другой стороны, растущая часть членов общества теряет возможность зарабатывать себе на жизнь, опускается, переходит в разряд безработных, люмпенов, бомжей, пополняет преступный мир.

Параллельно перемены охватывают верхний этаж цивилизационной пирамиды — духовную сферу. Художники, ученые, учителя раньше всех начинают ощущать, что «не все благополучно в Датском королевстве». Впитавшие идеалы прошлого переворота, под знаменем которых формировалось ныне господствующее общество, они острее всех чувствуют несоответствие между этими идеалами и реальной жизнью. Растет невостребованность радикальных идей и крупных изобретений, — они отталкиваются огромной инерционной государственной машиной и представляющими устаревшие технические системы монополиями. В поисках выхода из кризиса выдвигается сонм новых идей, концепций, идеалов, многие из которых представляют перепев давно отпетых песен. Однако постепенно, шаг за шагом, происходит переворот в научном наследии, системе ценностей, выкристаллизовывается новый общественный идеал, который обретает растущее число сторонников и в итоге увлекает за собой активную часть общества. Позже всех реагирует на крушение общественного сознания сфера образования; но когда обновленные знания и идеалы попадают в школьные и вузовские учебники — этап кризиса духовной сферы можно считать в основном завершенным.

Следовательно, процесс смены цивилизаций начинается с нижнего и верхнего этажей пирамиды, с кризиса потребностей и духовного мира, проистекает из субъективного фактора. Но он не может осуществиться, пока не произойдут радикальные перемены в технологическом и экономическом способах производства, в социально-политическом строе.

Технологическая база общества обладает наибольшей инерционностью. Это не удивительно: в создание технологических систем (строительство заводов, сооружений, коммуникаций, проектирование, производство и эксплуатацию машин, освоение природных богатств) вкладываются огромные средства, которые должны окупиться. Изобретения проходят тщательную проверку на реальность и эффективность, прежде чем они воплощаются в новые технологические системы. Для этого нужно видоизменить производственную инфраструктуру, переподготовить работников, заменить устаревшие машины, ввести более эффективные формы организации производства. Перестройка технологической базы связана с сокращением производства, недогрузкой и заменой устаревшего производственного аппарата, радикальным обновлением основных фондов. Технологический кризис и переворот — непременные элементы механизма смены цивилизаций. Причем охватывают они все сферы производства и применения техники, постепенно распространяясь из эпицентра переворота на периферию. Сперва возникает переходный, гибридный технологический уклад, включающий элементы как старого, так и нового технологических способов производства. Лишь на следующем этапе формируется уклад, в полной мере адекватный технологическому базису новой цивилизации. Рамки переходного периода в технологической сфере составляют в нашу эпоху примерно полувековой отрезок времени.

Технология неразрывно связана с экономикой. Радикальные перемены в технологической основе общества влекут за собой сдвиги в экономическом способе производства, которые находят выражение в изменении структуры воспроизводства. Меняются пропорции между различными воспроизводственными секторами. В условиях кризиса растет доля потребительского сектора — за счет сокращения доли промежуточного (сырье, материалы, топливо, энергия), военного, инвестиционного и интеллектуального секторов, фондов возмещения (амортизации) и накопления. Вооруженные конфликты, однако, могут вновь повысить долю военного сектора. На фазе оживления потребности перестройки технологической базы требуют возрастания доли инвестиционного и интеллектуального секторов, фонда накопления, что облегчается начавшимся ростом производства. Доля прибавочного продукта в условиях кризиса падает, личные доходы не отражают полной величины необходимого продукта, перенесенная стоимость основных фондов (которые в значительной части выбывают) лишь частично находит выражение в амортизации. На следующей фазе, вслед за повышением эффективности воспроизводства, растет норма прибавочного продукта, что дает возможность, увеличивая фонд потребления, одновременно опережающими темпами осуществлять накопление, чтобы обновить производство и продукцию на новой технологической базе. Соответственно растет доля инвестиционного комплекса.

Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему производственных отношений — формы и способы присвоения (собственности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточником человека, необходимость создать оптимальный при данных технологических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм. Для неолитической цивилизации были неизбежны общинный способ присвоения некоторых средств производства, в основном уравнительное распределение, зачатки товарного обмена. Но уже тогда лук, стрелы, копье были личным достоянием охотника, начало возникать имущественное неравенство между семьями и общинами. Уравнительный способ присвоения и распределения стал тормозом развития общества, лишая более искусного, производительного работника (и его семью) заработанного дополнительного вознаграждения. Возникновение частной собственности, отвечающих ей форм неравного распределения и обмена стало прогрессивным фактором. Каждая последующая форма экономических отношений была шагом вперед, но лишь в пределах данной цивилизации. В конце индустриальной цивилизации отчуждение человека, непосредственного производителя, от условий и результатов своего труда вследствие гипертрофии государственно-монополистического вмешательства в воспроизводственный процесс, распределение и перераспределение общественного богатства достигли своего апогея и стали препятствием на пути к очередной ступени в развитии человека и технологического базиса производства. Маятник качнулся в обратную сторону — к возрождению мелкой, частной и личной собственности, развитию малого и среднего бизнеса, свободной конкуренции, непосредственно заинтересовывающей работника в результатах своего труда. Это не значит, что возможна цивилизация, экономический строй которой покоится на какой-либо одной форме собственности. Экономика всегда многоукладна, в ней смешиваются, взаимно переплетаются господствующая, преобладающая форма собственности (играющая роль «первой скрипки» в не всегда слаженном экономическом оркестре), с элементами преобладавших в прошлом и нарождающихся будущих укладов. Экономика полифонична.

Еще большее разнообразие форм наблюдается на следующем этаже, в социально-политическом строе. Относительное социальное сотрудничество и политическая устойчивость на фазе зрелости цивилизации сменяются острыми социальными, политическими и военными конфликтами в переходный период, поскольку размер фонда потребления уменьшается, условия выживания многих семей ухудшаются, сокращается численность населения (уменьшение рождаемости, болезни, войны), падает уровень жизни, усиливается стремление к переделу богатства силой, с помощью революционного террора, грабежа. Это встречает ожесточенное сопротивление собственников, которые не хотят расставаться с накопленным богатством. Противоборство — вплоть до межгосударственных и гражданских войн — различных социальных, политических, национальных, религиозных сил, в свою очередь, отрицательно сказывается на производстве, разрушает производительные силы, отбрасывает общество назад, ведет к потере части культурного наследия. Распадаются империи, федерации. Государство и право теряют значительную часть своей силы, растет преступность, бюрократический аппарат разъедает коррупция. Иной раз это завершается, после тяжелых, гибельных для страны потрясений (особенно если внутреннее разложение дополняется и усиливается внешним толчком, войной или агрессией более сильного соседа), исчезновением локальных цивилизаций, заканчивающих на этом последнем витке исторической спирали свой жизненный цикл. Но чаще выход на новые рубежи экономического подъема делает неизбежной упорядоченность политического и государственно-правового строя — что в интересах новых собственников, нуждающихся в защите своего имущества и способов его приумножения. Строй может иметь разную юридическую форму — от демократии до монархии или тирании (откровенной диктатуры), — но в любом случае он поддерживает социально-политический порядок, необходимый для становления и устойчивого функционирования новой цивилизации.

Утвердившийся экономический и социально-политический строй получает идеологическое подкрепление, оправдание и реализацию в духовном мире общества, на вершине пирамиды. Ученые доказывают объективную необходимость, справедливость и вечность восторжествовавшего строя. Идеологи и священнослужители его освящают, господствующие этические нормы приспосабливаются к его ценностям. Образование способствует воспроизводству, передаче следующим поколениям основных его ценностей.

Следовательно, смена цивилизаций связана с переворотом на всех этажах пирамиды общества, причем переворот этот происходит в закономерной последовательности и опирается на сочетание унаследованных основ генотипа каждой его подсистемы с взаимосогласованными переменами, обогащающими этот генотип и помогающими лучше адаптироваться к изменившимся внутренним и внешним условиям жизни человечества на очередном витке исторической спирали.

Ответим теперь на третий и последний вопрос: каковы содержание, этапы и итоги переходного периода к новой цивилизации?

Содержанием этого периода являются назревшие перемены в фундаментальных основах всех этажей структуры общества, вытеснение или разрушение отживших свое, обреченных, тормозящих прогресс элементов уходящей цивилизации (с сохранением того, что входит в копилку исторического наследства, обогащаемого генотипа человечества) и рождение в муках, поисках и ошибках, в жестоких схватках основ новой цивилизации, следующего звена спирали исторического прогресса.

В этот период «сшибки» двух исторических пластов усиливаются хаос, разрушительные силы, обостряются все виды социальных противоречий, развивается целая цепь кризисов, революций, войн, других конфликтов, наблюдаются негативные демографические тенденции (падение темпов прироста или абсолютное сокращение населения, волны миграции, потоки беженцев). Резко возрастают безработица, обнищание, преступность, моральная деградация части населения. Это тяжкая болезнь, лихорадящая весь общественный организм и иногда приводящая к летальному исходу, гибели той или иной локальной цивилизации либо государственного объединения. Такая болезнь неизбежна, — ибо без периодической перестройки, обновления общественного организма невозможен его ступенчатый прогресс. Обходится обновление дорого, хотя цена его в разных странах и в разные периоды неодинакова.

Каковы этапы развертывания переходного периода при смене цивилизаций? По аналогии со стадиями кризиса можно выделить четыре этапа.

Первый этаплатентный (скрытый) период накопления предпосылок смены цивилизаций: дряхление, падение эффективности устаревающего общества, растущая его неспособность удовлетворить возросшие потребности общества, невосприимчивость к радикальным нововведениям. Нарастают предвестники грядущей бури, но их мало кто замечает. Общество стабильно, упорядочено, системы преобладающей цивилизации функционируют пока нормально. Но в ее чреве уже зреют семена будущей цивилизации, пока еще слабые, но упорно пробивающиеся к его поверхности.

Когда противоречия достигают критической точки и обнаруживается неспособность одряхлевших механизмов разрешить их, наступает этап обвального кризиса; обычно с него и ведут отсчет переходного периода. Резко возрастает хаотичность, непредсказуемость, неупорядоченность движения на всех этажах пирамиды общества. Кризис идет за кризисом, катаклизм на катаклизмом. Попытки решить противоречия за счет внешних источников, перераспределения богатства ведут к революциям и войнам. Оживляется в мучительных поисках рационального выхода из тупика общественная мысль, появляются разноречивые, часто несбыточные программы. Экономика приходит в упадок, обостряются социальные конфликты. Политические партии, государственную власть поражает паралич бессилия, они теряют авторитет в глазах общества. Тяжелый урон несет духовный мир — наука, культура, нравственность, образование.

Это — царство хаоса, в котором преобладают разрушительные, неуправляемые силы. Но за внешней неупорядоченностью скрывается постепенное нарастание ростков следующей цивилизации, их интеграция в борьбе за выживание, за будущее. Формируются новые социальные силы, хотя они пока еще не в силах осуществлять сколько-нибудь масштабную созидательную работу. Выдвигаются и закаляются в борьбе новые лидеры — общественные деятели и страны. Они формируют потенциальное ядро будущего общества.

Третий этап переходного периода можно характеризовать как патовую ситуацию, сравнительно недолгий период равновесия сил старого и нового мира. Это фаза депрессии в динамике экономического цикла (когда уже нет спада, но еще нет и экономического роста, не начался процесс выздоровления), перестройки социальных сил, осознания обществом безвозвратности утраты старого строя и неизбежности перехода к новому. Его элементы, пользуясь передышкой, объединяются и готовятся к решающему прорыву.

Четвертый, завершающий этап переходного периода выражается в стремительном наступлении набравших силу элементов нового общества, прорыве его в странах-лидерах, окончательном поражении (хотя не исключены отчаянные контратаки и рецидивы) и вытеснением на периферию, в реликтовое состояние теряющих силу некогда могущественных элементов уходящей цивилизации. На этом этапе постепенно уменьшается хаотичность и растет упорядоченность, предсказуемость в динамике общества. Начинается рост экономики, что дает возможность выделять больше ресурсов и для личного потребления, и для накопления, перестройки технологического базиса общества. Вновь обретают силу стабилизационные механизмы, устанавливается правопорядок. Очевидным становится торжество новой, находящейся в фазе становления цивилизации.

Схематично этапы переходного периода можно изобразить следующим образом:

— дряхление, падение эффективности старого общества

— зарождение ростков новой цивилизации

— кризисы, войны, революции, разрушение основ уходящей цивилизации, нарастание хаоса

— возникновение и отбор элементов новой цивилизации

— равновесие сил старого и нового общества, депрессия

— формирование основ новой цивилизации, выявление лидеров

— разрушение и вытеснение элементов уходящей цивилизации

— становление в эпицентре и распространение нового общества

Каковы же итоги переходного периода? Во-первых, завершается переход к новому витку исторической спирали, формирование очередной мировой цивилизации. Общество в своей цикличной динамике приобретает новый облик, в большей мере отвечающий изменившимся условиям развития. Осуществляется «расчистка» наследственного генотипа от устаревших элементов, обогащение его новыми, прошедшими строжайший отбор и всесторонние испытания в переходный период. Обновление охватило все этажи цивилизационной пирамиды.

Во-вторых, воссоздаются условия для подъема эффективности воспроизводства и уровня жизни большинства населения на новой технологической основе, при обновленной производственной базе. Общество вновь полно сил, устремлено в будущее.

В-третьих, сменились лидеры в технологическом развитии и экономике, возникли и утвердились новые приоритетные отрасли. На политической арене переместился эпицентр исторического прогресса — прежние локальные цивилизации и страны-лидеры потеснились или уступили свое место новым, которые не обременены наследием прошлого и быстрее адаптировались к переменам в мире.

В-четвертых, развертывается очередная ступень в развитии духовного мира, повышается степень свободы и заинтересованности человека.

В-пятых, вновь усиливаются интеграционные, центростремительные тенденции в стране и в мире, формируются новые центры притяжения, умножаются экономические, технологические, политические, культурные связи.

Завершение переходного периода открывает простор для утверждения и распространения новой цивилизации, которая волна за волной охватывает страны мира, подчиняя своему влиянию реликты прежних цивилизаций, сохраняющиеся на периферии.

Такова лишь общая, абстрактная схема, раскрывающая содержание и механизмы смены цивилизаций, переходных периодов. Жизнь неизмеримо богаче любой схемы. В истории нет двух абсолютно одинаковых ситуаций. Изложенная выше сухая схема наполнится конкретным содержанием ниже, при рассмотрении основных эпох в истории мира и России.

 

По итогам лекции слушатель должен:

· Понимать значение термина «цивилизация» в его современном понимании и знать историю его развития.

· Иметь представление о развитии основных цивилизационных теорий.

· Понимать отличия цивилизационного подхода к изучению истории от формационного.

· Знать основные структурные элементы цивилизации.

· Уметь характеризовать основные этапы развития цивилизации, а также переходный период между цивилизациями.

 

Date: 2015-08-22; view: 776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию