Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок десятый пранаяма





ЧТО ТАКОЕ ПРАНАЯМА?
1. Пранаяма - это управление пряной.
2. При регулировании дыхания прана находится под контролем.
3. Пурака - это вдох; кумбхака - это задержка дыхания; речака - это выдох.
4. Интервал после вдоха и перед выдохом - это кумбхака.
5. Практика пранаямы вполне подходит всем людям Востока и Запада, мужчинам и женщинам.
6. Общее число дыханий в день равно 21600. Как правило, человек делает пятнадцать дыханий в минуту. Благодаря сокращению частоты дыхания он увеличивает продолжительность жизни.
7. Для начала в течение месяца выполняйте облегченный вариант пранаямы - только со вдохом и выдохом*.

УПРАЖНЕНИЕ 1
8. Сядьте в любую удобную асану. Голову, шею и туловище держите прямо. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки. Выполняйте плавный вдох через левую ноздрю максимально медленно, но так, чтобы не ощущать дискомфорт. Затем так же медленно выдыхайте через ту же ноздрю. Выполните так шесть раз. Это один цикл.
9. Зажмите левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем и медленно вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Выполните так шесть раз. Это тоже один цикл. Вы можете выполнить шесть таких циклов для каждой ноздри попеременно, постепенно увеличивая их число до тридцати.

Т. е. без задержки.

УПРАЖНЕНИЕ 2
10. Медленно и плавно делайте вдох через обе ноздри. Не задержи-
вайте дыхание. Выполните шесть раз. Это один цикл. Можно
практиковать три или четыре цикла этого упражнения. Выпол-
няйте его ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 3
11. Выполняйте вдох через левую ноздрю и выдох через правую. Дыхание не задерживайте.
12. Затем выполняйте вдох через правую ноздрю и выдох через левую. Повторите этот процесс шесть раз попеременно. Это один цикл. Можете выполнить три или четыре таких цикла.

УПРАЖНЕНИЕ 4
13. Спустя месяц начинайте практиковать задержку дыхания, длительность которой позволяет вам не ощущать напряжения. Это кумбхака.
14. Вдыхайте глубоко через левую ноздрю, затем задержите дыхание без напряжения, далее медленно выдыхайте через правую ноздрю.
15. Вдыхайте через правую ноздрю, выполняйте задержку дыхания в течение такого времени, пока вы ощущаете себя комфортно, затем выдыхайте через левую ноздрю. Повторяйте процесс попеременно. Это сукха-пурвака-пранаяма. Можете практиковать это ежедневно. Начинайте с двенадцати циклов в день, постепенно увеличивая количество циклов в зависимости от ваших возможностей и тренированности.
16. Кумбхака продлевает жизнь, но переходить к практике этой техники надо постепенно.
17. Выполнение различных фаз упражнения сукха-пурвака должно соотноситься по длительности как 1:4:2, но постепенно доведите это соотношение до 16: 64: 32*.

Т. е. постепенно увеличьте продолжительность каждой фазы в 16 раз. Как видно из следующих пунктов, это достигается только после длительной практики. Первое число - вдох, второе - задержка, третье - выдох.

18. Поначалу фаза задержки дыхания не должна превышать одну минуту.
19. Не стремитесь придерживаться данного соотношения фаз на начальном этапе. Со временем это получится у вас само собой.

УПРАЖНЕНИЕ 5: ШАВАСАНА-ПРАНАЯМА
20. Лягте на спину. Расслабьтесь физически и умственно. Глубоко вдохните; задержите дыхание без напряжения; медленно выдыхайте. Повторяйте мысленно ОМ на фазе вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вы ощутите прилив сил.

УПРАЖНЕНИЕ 6: БХАСТРИКА
21. Сядьте в любую удобную позу. Очень медленно выполняйте вдох и выдох в течение десяти секунд; затем выполняйте глубокий вдох и медленно выдыхайте. Это один цикл. Выполните шесть таких циклов.
22. Бхастрика вырабатывает тепло. Ее можно с пользой практиковать зимой.
23. Продолжительная практика этой пранаямы может вылечить астму, туберкулез и другие легочные заболевания.

УПРАЖНЕНИЕ 7: КАПАЛАБХАТИ
24. Капалабхати напоминает бхастрику, но только выдох выполняется быстро и энергично.
25. Восстанавливает деятельность дыхательной системы и очищает носовые протоки. Обладает таким же целебным эффектом, как и бхастрика.

УПРАЖНЕНИЕ 8: УДЖДЖАЙИ
26. Выполняйте медленный вдох через обе ноздри плавно и равномерно, задержите дыхание ровно настолько, чтобы не ощущать дискомфорта, и выполните выдох через обе ноздри. Во время вдоха и выдоха частично смыкайте голосовые щели. При этом возникает мягкий неголосовой звук. Это уджджайи.
27. Уджджайи устраняет жар в голове. Увеличивает пищеварительный огонь. Оказывает целительный эффект на заболевания горла и легких.

УПРАЖНЕНИЕ 9: СИТКАРИ
28. Кончик языка прижмите к верхнему нёбу и втяните воздух через рот. Втягивание воздуха сопровождается характерным шипением. Задержите дыхание и выполните медленный выдох через обе ноздри. Это ситкари.
29. Можно втягивать воздух через рот, плотно сжав зубы; затем задержите дыхание и выполняйте выдох через нос.
30. Ситкари охлаждает систему. Это упражнение можно практиковать летом. Оно устраняет чувство голода, жажды, вялости и
сонливости. Оно взбадривает и укрепляет тело.

УПРАЖНЕНИЕ 10: СИТАЛИ
31. Слегка высуньте язык и сложите его трубочкой. Втяните воздух ртом, затем задержите дыхание и медленно выдохните через обе ноздри. Втягивание воздуха сопровождается характерным шипением.
32. Ситали тоже охлаждает систему. Это упражнение очищает кровь. Обладает такими же целебными эффектами, как и ситкари.

УПРАЖНЕНИЕ 11: СУРЬЯ-БХЕДА
33. Сделайте вдох через левую ноздрю. Зажмите обе ноздри и задержите дыхание без напряжения. Теперь медленно выдыхайте. Вы должны постепенно увеличивать период кумбхаки.
34. Сурья-бхеда-пранаяма очищает и укрепляет мозговые клетки. Это упражнение излечивает ревматические заболевания и избавляет от гельминтоза.

УПРАЖНЕНИЕ 12: БАНДХАТРАЙЯ-ПРАНАЯМА
35. Это комбинация мула-бандхи, джаландхара-бандхи и уддияна-бандхи. Эту технику практикуют сидя в сиддхасане. Контролируйте анус на фазе вдоха (мула-бандха). Во время кумбхаки прижмите подбородок к груди (джаландхара-бандха). Теперь поднимите голову, выдохните и подтяните брюшную полость вверх к грудной полости за счет подтягивания диафрагмы (удди-яна-бандха). Выполняйте десять таких циклов.
36. Бандхатрайя-пранаяма лечит болезни брюшной полости. Она способствует практикованию брахмачарьи и излечивает геморрой.

УПРАЖНЕНИЕ 13: КЕВАЛА-КУМБХАКА
37. Кумбхака бывает двух видов: сахита и кевала. Кумбхака, связанная с вдохом и выдохом (как в сукха-пурваке), называется сахита. Кумбхака, свободная от вдоха и выдоха, называется кевала.
38. Овладев техникой сахита-кумбхаки, приступайте к выполнению техники кевала-кумбхаки. С течением времени при должной практике кумбхака будет выполняться без вдоха и выдоха.

УПРАЖНЕНИЕ 14: ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ
39. Его выполняют на открытом воздухе, стоя в непринужденной позе. Руки на поясе. Глубоко вдохните. Расправьте всю верхнюю часть туловища. Выдвиньте грудь вперед. Теперь медленно выдыхайте.
40. Это упражнение излечивает болезни сердца и легких.
41. Во время ходьбы можно практиковать также и облегченную технику глубокого дыхания, как в упражнении 2.

ПРАНИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
42. Практикующие пранаяму могут излечиться от многих болезней, направляя прану к больной части тела. Санкалъпа (намерение) исцеления от болезни проецируется могучим волевым усилием.
43. Сядьте рядом с пациентом. Закройте глаза. Спокойно вдохните.
Теперь задержите дыхание и направьте прану к больной части тела пациента. Мысленно сконцентрируйтесь на больной области и напевайте про себя мантру ОМ. Отчетливо представляйте, как прана проникает в пораженные клетки и разрушает их.
44. Когда вы больны, можете выполнять это упражнение на себе.

ДИСТАНЦИОННОЕ ЛЕЧЕНИЕ

45. Можно повторить процесс, уже описанный в разделе "Прани-ческое лечение", уединившись в помещении для медитаций и посылая прану в направлении местожительства пациента.
46. Назначьте пациенту время целительного сеанса. Попросите его, чтобы в тот момент, когда вы будете посылать ему поток праны, он мысленно настроился на принятие этой праны.
47. Брахма-мухурта (последний час ночи, примерно с 4-00) - это лучший период для проведения сеанса дистанционного лечения.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

48. Регулярно практикуйте пранаяму ранним утром на пустой желудок.
49. Ни на одном из этапов выполнения пранаямы вы не должны перенапрягаться. Ощущайте только покой, радость и счастье.
50. Вдох и выдох выполняйте бесшумно.
51. Помещение, в котором вы практикуете пранаяму, не должно быть сырым или плохо проветренным. В нем должно быть сухо и свежо.
52. Можно практиковать пранаяму на берегу реки или озера, в тихом уголке сада, на природе, когда не дует холодный ветер.
53. Не практикуйте пранаяму в жаркие дни.
54. Если вы вспотели, не вытирайте пот полотенцем. Хорошенько разотрите тело руками. Это придает крепость и легкость вашей телесной конституции.
55. Практикуйте несколько циклов пранаямы перед медитацией. Это разгонит сонливость.

БЛАГОТВОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРАНАЯМЫ
56. При практиковании пранаямы устраняются раджас и тамас, покрывающие саттву.
57. После этого ум приобретает способность к концентрации.
58. Практика пранаямы устраняет болезни тела и обновляет клетки, ткани и нервы.
59. Практика пранаямы улучшает память и укрепляет интеллект.
60. Она успокаивает волнение чувств и сдерживает порывы мятежного разума и сильных чувств.
61. У того, кто практикует пранаяму, появляются хороший аппетит и хорошее расположение духа, легкое и красивое тело, стойкость, отменное здоровье, энергия, жизненная сила и отличная способность к концентрации.

ВОПРОСЫ
1. Что такое пранаяма?
2. Какие упражнения может выполнять начинающий?
3. Что такое сукха-пурвака-пранаяма?
4. Опишите техники и целительные эффекты бхастрики, капалабхати, ситали и ситкари.
5. Что такое кевала-кумбхат?
6. Что такое бандхатрайя-пранаяма?
7. Как лечить пациента на расстоянии?
8. Как лечить больной орган с помощью пранической силы?
9. Каковы общие рекомендации для практикования пранаямы.?
10. Перечислите благотворные эффекты практики пранаямы.

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ
ПРАТЬЯХАРА

ЧТО ТАКОЕ ПРАТЬЯХАРА?
1. Пратьяхара - это отстранение чувств от соответствующих им объектов. Это отключение чувств.
2. Реальная, духовная или внутренняя жизнь начинается тогда, когда изучающий йогу укрепляется в пратьяхаре.
3. Пратьяхара контролирует внешнюю направленность чувств.
4. Возбужденные чувства даже мудрого человека, каким бы он ни был здравомыслящим, заглушают голос разума.
5. Практика пратьяхары требует значительного терпения и настойчивости. Это жесткая дисциплина чувств.
6. Чувства ничего не могут сделать без поддержки сознания. Если вы можете отделить сознание от чувств, отключение чувств произойдет автоматически.
7. Как пчелиный рой летит, пока летит пчелиная царица, и садится, когда садится царица, так и чувства становятся управляемыми, когда контролируется сознание.
8. Пратьяхара - это то, благодаря чему чувства не входят в контакт с объектами, на которые они направлены, и, соответственно, подчиняются внутренней природе сознания.
9. Если чувства не обузданы, изучающий йогу никогда не достигнет в ней успеха.
10. Суть отключения чувств - в том, что они полностью поглощаются сознанием.
11. Это означает обретение величайшего контроля над чувствами.
12. Контроль чувств - это безусловная однонаправленность сознания.
13. Чувства удерживаются под контролем при практике пратьяхары.

КАК ПРАКТИКОВАТЬ ПРАТЬЯХАРУ?
14. Практикуйте отключение чувств постепенно, отстраняясь от одного чувства за другим. Начинайте с отключения самого бурного чувства.
15. Плавно отделяйте чувства от объектов, которым они адресованы. Занимаясь этим слишком интенсивно, вы будете ощущать головную боль.
16. Отрешите разум от центров чувств. Не давайте ему возможности цепляться за центры. Вы преуспеете в пратьяхаре.
17. Отстраняйте сознание, прану и чувства. Это тройное отключение. Оно крайне эффективно.
18. Как черепаха втягивает свои конечности со всех сторон, так и изучающий йогу "оттягивает" все чувства от объектов чувств. Тогда он приходит в состояние душевного равновесия.
19. Так же как дикий ураган раскачивает корабль, скрытые желания бешено раскачивают быстро меняющиеся чувства и мысли. Так что остерегайтесь! Будьте настороже. Всегда оставайтесь бдительны. Уничтожайте все желания мечом бесстрастия и секирой различения.
ZO. Во время вашей практики чувства вновь и вновь будут стремиться к объектам, как разъяренные быки.
121. Вновь и вновь отстраняйте их от объектов.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПРАТЬЯХАРЕ
22. Какими бы грандиозными ни были человеческие усилия, они не приводят к абсолютному успеху. Поэтому упорно практикуйтесь и молитесь.
23. Пратьяхара становится легче после практики пранаямы.
24. Пратьяхара начинается за практикой пранаямы автоматически.
25. Если вы обладаете полным бесстрастием, то легко можете практиковать пратьяхару.
26. Бесстрастие - это враг чувств и друг пратьяхары.
27. Обет молчания, умеренность в питании, устойчивость позы, бесстрастие, регулярность практики пранаямы, терпение, умиротворенность, упорство, настойчивость, половое воздержание, уединение - все это способствует пратъяхаре.
28. Практика пранаямы "прореживает" чувства и готовит изучающего йогу к практике пратьяхары.
29. Способность к различению между реальным и нереальным в огромной степени способствует достижению успеха в пратьяхаре.
30. Успех в пратьяхаре зависит от глубины и силы прошлых йогических впечатлений.
31. Тот, кто практиковал пранаяму и пратьяхару в предыдущем рождении, в течение короткого периода добьется успеха в пратьяхаре в нынешней жизни.
32. Новичку, который пытается практиковать пратьяхару впервые в этом рождении, не обладая кредитом предыдущих самскар, или впечатлений от прошлых рождений, возможно, придется затратить много времени, чтобы достичь успеха в пратьяхаре.
33. Каждый человек может самостоятельно узнать, новичок ли он в йоге или же йоги-бхрашта (тот, кто уже практиковал йогу в прошлых жизнях), на собственном опыте - по успешности йогической практики в этом рождении.
34. Поначалу пратьяхара отвратительна, но со временем она становится очень интересной.
35. Тот, кто хорошо укрепился в пратьяхаре, может спокойно медитировать даже в шумном месте.
36. Пратьяхара развивает силу воли и внутреннюю духовную силу.
37. Ничто не отвлечет сознание человека, укрепившегося в пратьяхаре.
38. Тот, кто эффективен в пратьяхаре, может входить в состояние глубокого сна в момент соприкосновения с кроватью. Наполеон и Ганди умели это делать.

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ПРАТЬЯХАРЕ

39. Неустойчивая асана, многословие, слишком интенсивное общение с мирскими людьми, переутомление, обильное питание, длительная ходьба, чрезмерное любопытство к делам других людей - все это препятствия в практике пратьяхары.
40. Если страсть угасает и возникает охлаждение к практике, чувства могут вспыхнуть вновь.
41. Некоторые ученики йоги практикуют пратьяхару в течение трех лет и при этом не могут достичь успеха, поскольку не полностью освободились от пристрастий и скрытых желаний. Они привязываются то к одному объекту чувств, то к другому.

САДХАНА РАДЖА-ЙОГИ

42. Бхакта, или преданный служитель, не практикует пратьяхару. Он созерцает своего Господа во всех объектах.
43. Джняна-йогин не практикует пратьяхару. Он стремится отождествиться с Высшим "Я", скрытым во всех объектах, отказываясь от названий и форм.
44. Лишь раджа-йогин намеренно практикует пратьяхару.
45. Тот изучающий йогу, кто сразу перескакивает к практике медитации без пратьяхары, никогда не достигнет успеха в медитации.
46. Трудно сказать, где заканчивается пратьяхара и начинается дхарана, или концентрация.

ВОПРОСЫ

1. Что такое пратьяхара?
2. Какова роль пратъяхары в духовной жизни ученика?
3. Как практиковать прятьяхару?.
4. Что способствует пратьяхаре?.
5. Что препятствует пратьяхаре?

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ
ДХАРАНА

ЧТО ТАКОЕ ДХАРАНА?
1. Дхарана - это концентрация. Это фиксация сознания на внешнем объекте или внутренней точке.
2. Концентрация - это сугубо ментальный процесс. Она требует самоуглубления сознания.
3. Если вы концентрируете свое сознание на одной точке в течение двенадцати секунд, это дхарана. Двенадцать таких дхаран будут дхьяной (медитацией). Двенадцать таких дхъян будут самадхи (сверхсознанием).
4. Концентрация - это фиксация сознания; медитация -это непрерывный поток одной мысли.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ КОНЦЕНТРАЦИИ
5. Развивайте внимание; вы овладеете способностью к концентрации.
6. Ясное сознание готово к концентрации. Сохраняйте душевный покой.
7. Никогда не предавайтесь унынию. Только тогда вы обретете способность концентрироваться.
8. Регулярно практикуйте концентрацию. Садитесь в одну и ту же позу, в одно и то же время - в четыре часа утра.
9. Половое воздержание, пранаяма, уменьшение желаний и снижение уровня активности, бесстрастие, молчание, уединение, дисциплина чувств, джапа, обуздание гнева, прекращение чтения романов и газет и походов в кино - все это способствует концентрации.
10. Джапа (повторение имени Господа) и киртана (воспевание имени и славы Бога) развивают способность к концентрации.
11. Сосредоточьте внимание на одном центре, когда концентрируетесь.
12. Концентрация требует терпения и длительной практики.
13. Не прекращайте практику ни на один день. После перерыва очень трудно снова научиться рано вставать.

КАК КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ
14. Приглушите кипение мыслей. Успокойте бушующие эмоции. Только тогда вы сумеете концентрироваться.
15. Поначалу концентрируйтесь на какой-то конкретной форме, на цветке, на форме Господа Будды, на любом мысленном образе, на лучезарном свете сердца, на изображении святого или вашего ишта-дэваты (личного божества).
16. Выполняйте три или четыре сеанса концентрации ежедневно: ранним утром, в восемь часов утра, в четыре часа пополудни и в восемь часов вечера.
17. Преданные служители Господа концентрируются на сердце, рад-жа-йогины на трикути (центре сознания), ведантисты на трикути или макушке головы. Трикути - это пространство между бровями.
18. Можно также концентрироваться на кончике носа, пупке или муладхаре (месте под нижним позвонком спинного хребта).

I: НА ИШТА-ДЭВАТЕ
19. Сядьте в удобной позе. Поместите перед собой изображение вашего ишта-дэваты. Пристально всматривайтесь в это изображение. Затем закройте глаза и визуализируйте этот образ в сердечном центре или в межбровном пространстве.
20. Когда в вашем мысленном представлении этот образ растает, откройте глаза и снова вглядывайтесь в изображение. Через несколько секунд закройте глаза и вновь повторите весь процесс.

II: ДЛЯ ХРИСТИАН
21. Последователи Господа Иисуса могут концентрироваться на Его образе или на изображении креста.

III: НА ПЛОТНЫХ ФОРМАХ
22. Концентрируйтесь на черной точке на стене, на пламени свечи, на яркой звезде, луне, на изображении символа ОМ или на любом другом приятном вам объекте.
23. Почувствовав напряжение в глазах, закройте их на минуту и мысленно визуализируйте объект. Когда сознание начинает метаться, вновь и вновь возвращайте его к объекту концентрации.
24. Для людей с эмоциональной натурой благоприятно концентрироваться на луне. Концентрация на свечном пламени позволяет видеть риши (святых мудрецов) и дэват (божеств).

IV: ТОНКИЕ МЕТОДЫ
25. Концентрируйтесь на таких божественных качествах, как любовь, милосердие, сострадание, или на любых других абстрактных понятиях - таких, как, например, бесконечность, всемогущество и вездесущность Бога.
26. Прочитайте две или три страницы книги. Затем закройте книгу. Сфокусируйте пристальное внимание на содержании прочитанного. Оставьте все другие мысли. Дайте возможность уму объединить, классифицировать, сгруппировать, сравнить и скомбинировать это содержание. Тем самым вы разовьете у себя хорошую память.
27. Отправьтесь на лоно природы, лягте на спину и сконцентрируйтесь на синем бездонном небе над головой. Ваше сознание тотчас же расширится. Вы ощутите подъем. Синее небо напомнит вам о бесконечной природе Высшего "Я".

V: НА ЗВУКАХ
28. Сядьте в удобной позе. Закройте глаза. Заткните уши указательными пальцами или ватными тампонами. Постарайтесь услышать такие анахаты (внутренние, нефизические звуки), как звучание флейты или скрипки, литавр, раскаты грома, звон колоколов, шум раковины, жужжание пчелы и т. д. Услышьте только один вид звуков. Отзовите лучи сознания от других объектов и слейте их в звуке, который пытаетесь услышать. Вы обретете однонаправленность сознания. Сознанием можно легко управлять, потому что оно заворожено нежными мелодиями.
29. Сконцентрируйтесь на тиканье часов.
30. Сядьте на берегу реки или в уединенном месте. Сконцентрируйте сознание на шуме реки, быстро несущей свои воды. Вы услышите рокот ОМ. Это весьма волнующий и впечатляющий звук.

VI: СУФИЙСКИЙ МЕТОД
31. Поместите перед собой зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, сконцентрируйтесь на межбровном пространстве.

VII: НА ТРИКУТИ
32. Сознание легко контролируется при концентрации на трикути, потому что это обитель сознания.
33. Во время глубокой концентрации на трикути вы ощущаете великую радость и духовное упоение. Вы забываете о теле и о внешнем мире. Вся прана стягивается к области вашей головы.
34. Созерцание кристалла или салиграма (священного округлого камня) способствует концентрации.
35. Можно концентрироваться на дыхании в ноздрях (звук СОХАМ }. При вдохе слышится СО, а при выдохе - ХАМ.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
36. Не концентрируйтесь при умственном утомлении.
37. Не боритесь с разумом, когда вы устали.
38. Когда в голову приходят ненужные мысли, сохраняйте безразличие. Ненужные мысли уйдут.
39. Не прогоняйте их насильно. Они будут упорствовать и сопротивляться. Это потребует напряжения воли. Они нахлынут с удвоенной силой. Наоборот, заменяйте их божественными помыслами. Злые мысли исчезнут.
40. Будьте последовательны и непреклонны в практике концентрации.
41. Если слишком жарко, смажьте голову маслом брахми-амла*.
42. Проглотите кусочек масла, можно пососать леденец. Эти продукты охлаждают систему изнутри.
43. Если вы хотите преуспеть в любой сфере деятельности, развивайте в себе способность к концентрации. Это источник духовной силы. Это ключ к храму знания.

ПРЕПЯТСТВИЯ
44. Чрезмерное физическое напряжение, многословие, слишком обильная еда, интенсивное общение с мирянами, длительная ходьба, половые излишества - все это препятствия на пути к концентрации.

ВОПРОСЫ
1. Что такое дхарана?
2. Что способствует концентрации?
3. Как концентрироваться на ишта-дэвате?
4. Назовите несколько плотных форм в качестве объектов концентрации.
5. Расскажите о тонком методе концентрации. Проиллюстрируйте примерами.
6. Какие вам известны звуки- анахдты? Как на них концентрироваться?
7. Каких основных рекомендаций надо придерживаться, если вы хотите достичь успеха в практике?
8. Как концентрируются суфии?

*Рецепт можно найти в книге: Хариш Джохари. "Аюрведический массаж". К.: "София", 1998,с. 52.

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ
ДХЬЯНА

ЧТО ТАКОЕ ДХЬЯНА?
1. Дхьяна - это медитация, непрерывный поток познания объекта, на котором концентрируются.
2. Медитация следует за концентрацией. Концентрация переходит в медитацию.
3. Медитация - это седьмая ступенька на лестнице йоги.
4. Концентрация, медитация и самадхи - это внутренние садханы.
5. Когда вы практикуете концентрацию, медитацию и самадхи одновременно, это называется самьямой (интеграцией).
6. Медитация - это освобождение сознания от всех мыслей об объектах чувственного восприятия. Во время медитации сознание сосредоточено только на Боге.

БЛАГОТВОРНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИТАЦИИ
7. Если вы медитируете в течение получаса ежедневно, то сумеете выдержать битву жизни спокойно и с духовной стойкостью.
8. Медитация устраняет боль, страдание и горе.
9. Медитация - это самое могущественное успокоительное средство для психики и нервной системы.
10. Во время медитации божественная энергия свободно стягивается к садхаку и оказывает мягкое успокоительное влияние на разум, нервы, органы чувств и тело.
11. Медитация - это мистическая лестница, по которой изучающий йогу поднимается с земли на небо.
12. Медитация - это ключ, раскрывающий многие тайны жизни.
13. Медитация распахивает дверь интуитивного знания и царства вечного блаженства.
14. Во время медитации сознание становится спокойным, ясным и устойчивым.
15. Нельзя за один день, за одну неделю или за месяц войти в состояние глубокой медитации. В течение долгого времени вам придется стараться изо всех сил. Будьте терпеливы. Будьте настойчивы. Будьте наблюдательны. Будьте усердны.
16. Культивируйте выжигающее бесстрастие, выжигающее стремление или интенсивную жажду самореализации. Постепенно вы войдете в состояние глубокой медитации, или самадхи.
17. Во время медитации разум постепенно очищается от сомнений.
18. Вас поведет таинственный внутренний голос. Вы сами почувствуете, каким должен быть первый шаг на следующую ступень йогической лестницы.

КАК МЕДИТИРОВАТЬ?
19. Регулярно медитируйте на рассвете, между четырьмя и шестью часами утра. В это время у вас свежая и спокойная голова. Обстановка по утрам тихая и мирная. У вас получится прекрасная медитация.
20. У вас должна быть отдельная комната для медитаций. Если такой нет, превратите один из углов комнаты в место для медитации, воспользовавшись ширмой.
21. Если во время медитации вы ощущаете напряжение, сократите в последующие несколько дней продолжительность каждого медитативного сеанса. Выполняйте облегченную медитацию.
22. На пути садханы не теряйте благоразумия. Не впадайте в крайности. Придерживайтесь золотой середины, или серединного
пути.

САГУНА-МЕДИТАЦИЯ
23. Когда вы только приступаете к медитации, сознанию требуется конкретный объект медитации.
24. На начальном этапе медитируйте на такой конкретной форме,как изображение вашего ишта-дэваты, Господа Иисуса или Господа Будды. Это дагуна-медитация, или "медитация с качествами".
25. Медитируя на форме Божества, размышляйте о таких Его неотъемлемых качествах, как всемогущество, совершенство, чистота и свобода.
26. Перемещайте фокус вашего внимания по Его форме с головы до пят и обратно.

МЕДИТАЦИЯ НА ИИСУСЕ
27. Поместите перед собой изображение Иисуса. Сядьте в вашу любимую медитативную позу. Спокойно концентрируйтесь на изображении с открытыми глазами, пока не почувствуете напряжения. Пусть фокус вашего внимания перемещается с его длинных волос на красивую бороду, округлые глаза, крест на груди, на руки, на ауру вокруг его головы и т. д.
28. Размышляйте о таких его божественных качествах, как любовь, великодушие, милосердие и смирение. Думайте о разных этапах его интересной жизни, "чудесах", которые он творил, и различных сверхъестественных силах, которыми он обладал. Затем закройте глаза и попытайтесь визуализировать изображение. Повторяйте этот процесс вновь и вновь.

МЕДИТАЦИЯ НА ГОСПОДЕ ХАРИ
29. Поместите перед собой изображение Господа Хари (Вишну). Сядьте в медитативную позу. Спокойно сконцентрируйтесь на изображении. Сфокусируйте внимание на Господних стопах и переходите к ногам, желтому шелковому одеянию, золотой тиаре с бриллиантами, драгоценному камню куштабха, затем перенесите фокус внимания на его грудь, лицо, серьги, лоб, диск в правой верхней руке, раковину в левой верхней руке, булаву в левой нижней руке. Затем закройте глаза и постарайтесь визуализировать его образ в этой же последовательности. Повторяйте процесс снова и снова.
30. Последователи Господа Будды могут медитировать на его форме точно так же, фокусируя внимание на его конкретных атрибутах и качествах.

МЕДИТАЦИЯ НА ОМ
31. Поместите перед собой изображение символа ОМ. Сидя с открытыми глазами, спокойно сконцентрируйтесь на этом изображении. Размышляя об ОМ, вспоминайте о вечности, бесконечности, бессмертии. Жужжание пчелы, сладкозвучное пение соловья, семь нот музыкальной гаммы - все это производные от ОМ. ОМ - это сущность Вед. Представьте, что ОМ - это лук, сознание - это стрела, а Брахман, или Бог, - это мишень. Тщательно прицельтесь в мишень - и, когда стрела становится единым целым с мишенью, вы сливаетесь в Богом. Можно повторять ОМ и во время медитации. Короткий акцентированный ОМ сжигает все грехи, длинный акцентированный ОМ дает мокшу (освобождение), а растянутый ОМ наделяет всеми психическими силами (сиддхи). Тот, кто пропевает это односложное слово (ОМ) и медитирует на нем, пропевает все священные писания мира и на них медитирует.

АБСТРАКТНАЯ МЕДИТАЦИЯ
32. Медитируйте на сиянии солнца, или на блеске луны, или на сверкании звезд.
33. Медитируйте на величии океана и его бесконечной природе. Затем сравните океан с бесконечным Брахманом, а волны с барашками и айсберги - с разнообразными названиями и формами мира. Отождествитесь с океаном. Погрузитесь в безмолвие. Расширяйтесь. Расширяйтесь.
34. Медитируйте на Гималаях. Представьте, как воды Ганги, берущие свое начало в леднике Ганготри, текут через Ришикеш, Ха-ридвар, Бенарес и впадают в Бенгальский залив вблизи Гангаса-гара. Гималаи, Ганга и море - только три эти мысли должны занимать ваше сознание. Сначала направьте внимание на покрытые вечными снегами районы Гималаев, затем вдоль русла
Ранги и наконец на море. Перемещайте фокус внимания именно в этой последовательности.
35. Неотрывно всматривайтесь в бесформенный воздух. Сосредоточьтесь на воздухе. Медитируйте на всепроникающей внутренней природе воздуха. Это приведет с осознанию безымянного и бесформенного Брахмана, единой живой Истины.
36. Наблюдайте за процессом дыхания. Вы услышите звук СОХАМ: СО -при вдохе и ХАМ -при выдохе. СОХАМ означает "Я есмь Он". Дыхание напоминает вам о том, что вы тождественны Верховной Душе. Вы неосознанно повторяете СОХАМ 21600 раз в день ежедневно со скоростью 15 СОХАМ в минуту. Объедините понятия Бытия, Знания, Блаженства, абсолютной чистоты, покоя, совершенства, любви с СОХАМ. Во время повторения мантры забудьте от теле и отождествитесь с Атманом, или Верховной Душой.
37. Медитируйте на Брахмане, или ниргуна - (бескачественном) Абсолюте. Представляйте, что в основе всех названий и форм находится живая универсальная Сила. Объедините качества бесконечности, вечности, бессмертия, абсолютности бытия-сознания-блаженства. Со временем эти качества перейдут в чистую бескачественную ниргуна -медитацию.

ПЕРЕЖИВАНИЯ В МЕДИТАЦИИ
38. Ощущение подъема во время медитации - это признак того, что вы поднимаетесь над телом-сознанием.
39. Когда вы практикуете концентрацию и медитацию, вы обретаете различные психические способности, или сиддхи. Не направляйте эти силы на приобретение каких-то материальных благ. Не злоупотребляйте этими силами. Это безнадежно вас погубит.
40. Сиддхи - это препятствия на пути йоги. Это искушения. Они помешают вам войти в самадхи и достичь духовной цели. Без сожаления обходите их стороной и двигайтесь вперед.
41. В действительности такой вещи, как чудо, не существует. Когда вы знаете причину, чудо становится обычным явлением.
42. Во время медитации вы ощутите восторг, экстаз, трепет.
43. Не пугайтесь, когда ощутите вспышку озарения. Это будет новое для вас переживание безграничной радости.
44. Не паникуйте, поднимаясь над телом-сознанием. Не прекращайте садхану. Всевышний о вас позаботится и направит вас. Будьте смелы. Не оглядывайтесь. Смело вперед!
45. Вспышка - это проблеск истины. Это не полное переживание. Это не высшее переживание.
46. Стремитесь к Бесконечности. Это вершина, конечная стадия. Здесь вы достигаете высшей цели. Здесь медитация заканчивается.
47. Вы услышите разнообразные звуки- анахаты, а именно: шум раковины, звон колоколов, мелодию флейты, лютни, вины, бой двойных и обычных барабанов, раскат грома.
48. Вы увидите ослепительные огни в межбровном пространстве. Они похожи на солнце, луну и звезды. Вы обретете видение единства.
49. Порой вы будете созерцать цветные огни: зеленые, синие, красные и т. д. Это объясняется присутствием разных таттв (элементов бытия) в разные моменты времени.
50. Притхиви, или земная таттва, -желтого цвета, водная таттва - белая, огненная таттва обладает красным цветом, воздушная - дымчато-зеленым, а акаша - голубого цвета. Не обращайте внимания на эти огни и идите вперед.
51. Иногда у вас будут видения риши, мудрецов, божества-покровителя, астральных сущностей, различных ландшафтов, гор, голубого неба, прекрасных садов.
52. Иногда вы будете плыть по воздуху. Ваше астральное тело может отделиться от физического тела. Вы будете путешествовать в астральном мире.
53. Вы можете отправиться в Брахмалоку, царство Брахмы.
54. Те, кто вошел в первую степень медитации, обладают легким телом, сладкозвучным голосом, прекрасным цветом лица, ясностью ума, у них крайне мало испражнений.

ПРЕПЯТСТВИЯ В МЕДИТАЦИИ
55. Главные препятствия в медитации - это лайя (сон), викшепа (колебание ума), проявление скрытых желаний, недостаточная брахмачарья, духовная гордыня, лень и болезнь.
56. Общение с мирянами, переутомление, переедание, самоуверенный и напористый раджасический нрав - все это препятствия на пути к медитации.
57. Побеждайте сон пранаямой, асанами и легкой пищей.
58. Устраняйте викшепу с помощью пранаямы, джапы, упасаны (поклонения Богу), тратаки (фиксации взгляда).
59. Уничтожьте желания бесстрастием, проницательностью, изучением книг, которые учат бесстрастию, самонаблюдению, различению.
60. Избегайте компании людей, которые всегда говорят о сексе, деньгах и прочих житейских проблемах.
61. Соблюдайте умеренность в питании. Соблюдайте гигиену и берегите здоровье.
62. Расасвада - еще одно препятствие в медитации. Ученик йоги вкушает блаженство низшего самадхи, савикальпа-самадхи, и считает, что достиг цели. Надо подняться над расасвадой и стремиться к достижению нирвикальпа-самадхи.

ВОПРОСЫ
1. Что такое дхьяна?
2. Почему дхьяна называется важной ступенью раджа-йоги?
3. Что такое сагуна -медитация? Как медитировать на Господе Иисусе?
4. Как медитировать на ОМ?
5. Приведите несколько примеров абстрактной медитации.
6. Назовите основные переживания в процессе медитации.
7. Какие главные препятствия в медитации?

УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
САМАДХИ

ЧТО ТАКОЕ САМАДХИ?
1. Самадхи - это сверхсознательное состояние. Это слияние с Богом или Верховным Брахманом.
2. Состояние самадхи неописуемо. Нет ни средств выражения, ни языка, чтобы о нем рассказать.
3. Вы должны пережить это состояние на личном опыте в ходе непосредственного интуитивного познания. Можно ли объяснить вкус леденца?
4. Состояние самадхи - это абсолютное блаженство, радость и покой. Это все, что можно о нем сказать. Каждый должен пережить его сам.
5. В самадхи созерцатель утрачивает свою индивидуальность и отождествляется с Высшим "Я". Как камфора отождествляется с огнем, так созерцатель сливается с созерцаемым.
6. Как река впадает в океан, так индивидуальная душа вливается в Высшую Душу - океан Абсолютного Сознания.
7. Это блаженное божественное переживание возникает тогда, когда эго и сознание растворяются.
8. Самадхи - это вовсе не окаменелое инертное состояние, как воображают многие недалекие люди.
9. Это потрясающее переживание единства и целостности.
10. Это переживание полностью вне сферы действия чувственного восприятия.
11. Зритель и зрелище становятся единым.
12. В состоянии самадхи стремящийся не осознает ни внешние, ни внутренние объекты. В этом состоянии нет ни мышления, ни слуха, ни обоняния, ни зрения.
13. Самадхи - это достояние каждого человеческого существа.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ САМАДХИ
14. Вера, способность к концентрации сознания, память, целибат и умение различать - вот средства для достижения самадхы.
15. Только одна Божья милость может провести вас в миры трансцендентального опыта, или нирвикалъпа-самадхи.

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ САМАДХИ
16. Волнение ума, сон, пристрастия, небрежность, нерешительность, тонкие васаны, болезнь, счастье савикалъпа-самадхи, сомнения, духовная гордыня - все это препятствия на пути к достижению самадхи.
17. Не принимайте сон за самадхи. Когда человек выходит из самадхи, он обладает трансцендентальной мудростью.

ДЖАДА-САМАДХИИЧАЙТАНЬЯ-САМАДХИ
18. Самадхи йогина-отшельника, практикующего хатха-йогу, - это джада-самадхи. Оно похоже на глубокий сон. Ему не открывается трансцендентальная божественная мудрость. Его самскары не сгорают. Он не достигнет мокши, или финального освобождения.
19. В чайтанья-самадхи есть абсолютное осознание. Цепь перерождений прерывается. Йог достигает освобождения и божественной мудрости.

САВИКАЛЬПА-САМАДХИ
20. Есть еще два вида самадхи: савикалъпа и нирвикальпа.
21. Савикальпа-самадхи по-другому называется сампраджнята - и сабиджа-самадхи.
22. В савикальпа-самадхи есть трипути, или триада: знающий, знание и знаемое.
23. Сампраджнята -, или савикальпа-самадхи возможно, когда достигнута экаграта, или однонаправленность сознания.
24. Происходит лишь частичное прекращение деятельности сознания.
25. Самскары, или впечатления, не сгорают. Отсюда название сабиджа ("с семенем").
26. Когда йогин медитирует на чистом и саттвическом сознании, лишенном раджаса и тамаса, он достигает глубокой радости. Поэтому это состояние называется сананда-самадхи, или "блаженное самадхи ".
27. Йог ощущает: Ахам асми, "Я есмъ". Вот почему это состояние называется еще асмита-самадхи.

НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ

28. Нирвикальпа-самадхи -это состояние абсолютного осознания.
29. Знание и знаемое становятся единым.
30. В нирвикальпа-самадхи йогин видит без глаз, различает вкус без языка, слышит без ушей, чувствует запах без носа и осязает без кожи.
31. Описывается это состояние вот как: слепой просверлил жемчужину; беспалый втянул в нее нить; бесшеий ее надел; а безъязыкий это восхвалил.
32. Нирвикальпа-самадхи также известна как асампраджнята или нирбиджа-самадхи.
33. Наблюдается полное прекращение всех ментальных функций. Отсюда и название - асампраджнята-самадхи.
34. Это состояние достигается только тогда, когда есть абсолютная ниродха, или управление сознанием.
35. Самскары сгорают целиком. Отсюда и название - нирбиджа.
36. Лишь состояние нирвикальпа-самадхи способно уничтожить цепь перерождений.
37. Однако слабый проблеск Истины не может освободить вас от рождения и смерти.
38. Вам придется абсолютно утвердиться в нирвикалъпа-самадхи. Только тогда семя перерождений сгорит дотла.
39. Когда йогин достиг высочайшей ступени нирвикалъпа-самадхи, огонь йоги сжигает все остатки его деятельности. Йогин мгновенно получает освобождение уже при жизни. Он обретает бессмертие, высочайшую трансцендентальную мудрость и вечное блаженство.
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
41. Здесь йогин полностью отделяется от пракрити и ее эффектов.
42. Мышление, интеллект и чувства полностью прекращают функционировать.
43. Здесь нет ни звучания, ни касания, ни формы.
44. Все недуги, а именно: неведение, эгоизм, симпатии и антипатии, связанные с жизненной рутиной, ныне уничтожаются.
45. Гуны, соответствовавшие объектам наслаждения, сейчас полностью прекращают свою деятельность.
46. Йогин достигает кайвальи, или высшей независимости, свободы.
47. Он обладает одновременным знанием или всеведением сейчас.
48. Прошлое и будущее вливаются в настоящее. Все - это "сейчас". Все - это "здесь".
49. Йогин трансцендирует время и пространство.
50. Все печали исчезают; все страдания прекращаются; семена деяний сгорают; все сомнения рассеиваются. Это вечная свобода.
51. Это состояние подобно океану без волн.

ВОПРОСЫ
1. Что такое самадхи?
2. Какие есть виды савикальпа-самадхи? Охарактеризуйте их по отдельности.
3. Что такое нирвикальпа-самадхи?
4. Каковы ощущения йогина, достигшего нирвикалъпа-самадхи?
5. В чем разница между сампраджнята-самадхи и асампраджнята-самадхи?
6. Что такое джада-самадхи?
7. Как достигается успех в самадхи?
8. Какие препятствия должны быть устранены?
9. В чем разница между сном и самадхи?

Date: 2015-09-02; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию