Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание как умственное усилие. Модель единых ресурсов (Д.Канеман)






Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов

ВНИМАНИЕ И РЕСУРСЫ*

Наряду с аспектом избирательности пережива­ние процесса внимания включает в себя аспект ин­тенсивности. Выбрав какое-то направление деятель­ности или объект внимания, мы можем быть заняты этой деятельностью или быть внимательными к дан­ному объекту в различной степени. Иллюстрацию аспекта интенсивности внимания можно дать на том же примере вечеринки с коктейлем, который ис­пользовался при обсуждении аспекта селекции. Пред­ставим себе человека, который пришел в гости первым. В комнате пока никого нет, и для светской беседы с хозяйкой ему не придется прикладывать каких-либо усилий. Умственное усилие понадобится в том слу­чае, если гость иностранец и слабо владеет родным языком собеседницы. Еще большее усилие иностран­цу потребуется позже, когда соберутся все пригла­шенные и наша пара будет окружена множеством других разговаривающих людей, в том числе сооте­чественников. Если же этот гость будет слушать хо­зяйку и одновременно попытается прислушиваться к тому, что говорят соседи, то его умственное уси­лие может увеличиться до крайней степени.

Углубление в деятельность, иногда доходящее до уровня полной поглощенности ею, отстранение от внешних и внутренних помех, попытки схватить вни­манием несколько объектов или действовать сразу в нескольких направлениях сопровождается особым чувством активности, эмоциональная окраска кото­рого может быть как положительной, так и отрица­тельной (интерес и даже наслаждение или, напро­тив, тягостное и даже мучительное напряжение). Это переживание может быть большим или меньшим, приятным или неприятным, но так или иначе, оно свидетельствует о какой-то работе, дополнительной к основному потоку желанной или вынужденной деятельности. Внимание в этом смысле хорошо опи­сывает метафора умственной или психической энер­гии, расходуемой нами в различной степени. Одни задачи требуют значительного внимания или ум­ственной энергии, другие же решаются легко, без усилия и не требуют ее затрат.

Наблюдение и субъективный опыт говорят так­же о том, что общий объем усилий внимания, кото­рым мы располагаем и распоряжаемся по собствен­ному усмотрению, ограничен. Мы можем увеличи­вать свое внимание лишь до определенного предела. Особенно ярко эта ограниченность внимания про­является в ситуациях одновременного выполнения двух и более действий. Если внимания требуют две задачи, то одновременно они решаются хуже, чем по отдельности. Поэтому внимание представляет со-

* Доршшев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Триаола, 1995. С. 110—122.


бой как бы личный, имеющийся у каждого человека определенный капитал, который следует расходовать бережно и эффективно. Еще один факт житейской пси­хологии заключается в том, что сумма усилий, затра­чиваемых на выполнение какой-то новой и сложной деятельности, уменьшается по ходу практики или тре­нировки практически до нуля.

Указанные особенности субъективного опыта и поведения человека выступили на первый план в исследованиях деятельности операторов сложных тех­нических систем. Контроль и управление такими си­стемами предъявляют жесткие требования уже не к исполнительным моторным звеньям и механизмам сенсорной периферии, а к операциям внутренней, центральной переработки информации. Если возмож­ности переработки ограничены, то завышенные тре­бования могут привести к ошибочным действиям, а значит, к авариям и даже катастрофам. Столь же не­гативные последствия может иметь и недогрузка опе­ратора. Скучающий человек легко отвлекается от вы­полнения своих обязанностей и даже засыпает. Про­ектировщики систем управления транспортными средствами, энергетическими комплексами, произ­водственными технологическими линиями и боевой техникой вынуждены поэтому обращаться к психо­логам с вопросом: "Насколько будет занят оператор данной технической системы и как эта занятость ска­жется на работе системы в целом?". Поиски ответа на этот вопрос оформились в особое направление инженерной психологии, получившее название ис­следований умственной нагрузки оператора. Пробле­мы измерения нагрузки, изучения факторов, ее оп­ределяющих, и анализа се динамики по ходу дея­тельности не могли быть решены без соответствую­щих теоретических моделей переработки информа­ции вообще и внимания в особенности. Столь силь­ный и настоятельный запрос со стороны практики подтолкнул к специальному, более глубокому тео­ретическому обсуждению и экспериментальному ис­следованию возможностей человеческой системы пе­реработки информации или, на языке когнитивной психологии, ее мощности (capacity). Если в моделях селекции главную роль играли представления о струк­туре и процессах этой системы, то здесь принципи­альное значение придают представлениям об энер­гетическом обеспечении ее работы. На смену и в до­полнение метафоре бутылочного горлышка как уз­кого места структуры переработки информации при­шла метафора ресурсов переработки. Понятие ресур­сов и первая модель их распределения были пред­ставлены работавшим в Израиле, Англии и позже в США психологом Дэниелом Канеманом в виде тео­рии внимания как умственного усилия.

Date: 2015-09-02; view: 1304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию