Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сдвиги и колебания внимания





Под этим заглавием могут быть объединены раз­личные, примечательные изменения реакций, ко­торые бывают двух родов, если их брать просто как явления: переходы от одной реакции к другой и ко­лебания в продуктивности реакций. Сдвиги проис­ходят при бинокулярной борьбе полей, при рассмат­ривании двухзначных фигур и при обыкновенных пе­ремещениях внимания от одного объекта к другому. Колебания представляют собой отход от высокого



уровня продуктивности во время непрерывной ра­боты или наблюдения. Общее для всех этих явлений - то, что реакции изменяются, хотя раздражители остаются теми же. Изменения реакций вызываются внутренними, а не внешними причинами. Каковы могут быть эти внутренние причины, - сложная проблема.

Обычные сдвиги внимания. Имея перед собой сложное поле зрения, вы, как правило, смотрите вокруг, отмечая сначала один объект, потом другой. Если вы начнете следить за кожными ощущениями, то заметите, что сильнее выступает то одно ощуще­ние, то другое. Если вы закроете глаза и будете на­блюдать за своими мыслями, то вы найдете посто­янную смену одной мысли другой. Если даже вы на­меренно думаете о какой-либо проблеме, частные идеи приходят и уходят.

Биллингс (1914) попытался выяснить, насколь­ко быстрой может быть эта последовательность ре­акций. Он помещал перед испытуемым картину с инструкцией следить за одной особенной точкой на ней и нажимать телеграфный ключ каждый раз, ког­да его внимание отклоняется от этой точки. При по­мощи электроотметчика была получена запись на за­копченном барабане рядом с отметками времени. В среднем для нескольких испытуемых во многих экс­периментах расходовалось около 2 с на один объект или мысль до их смены. Это время варьировало от момента к моменту. У одного и того же испытуемого и в одном и том же коротком эксперименте оно могло варьировать от 0,1 до 5 с или больше. Пиллсбури (1913) при анализе этих результатов (полученных в его лаборатории) указал, что полученное среднее слишком высоко, потому что испытуемые всегда за­бывали отмечать некоторые сдвиги. Он также наста­ивает на том, что каждый отмеченный сдвиг обо­значает фактически два сдвига: 1) от наблюдаемой точки к какому-нибудь другому объекту или мысли и 2) от этого объекта к нажатию ключа. Поэтому он полагает, что для длительности простой пульсации внимания 1 с будет более верным средним, чем 2 с. Он подчеркивает далее значение минимумов време­ни как показателей максимального темпа сдвигов и заключает, что колебания вроде 0,1—0,2 с на объект представляют наибольшую подвижность внимания. Эту максимальную скорость сдвигов внимания можно сравнить с максимальным темпом ударов пальцем, который приблизительно равен 9—11 уда­рам в секунду. Однако испытуемый не может, ко­нечно, следить каким-либо образом за каждым пос­ледовательным ударом. <...>

Если мы поставим вопрос не о том, как быстро может передвигаться внимание, а о том, как долго оно может оставаться фиксированным, то от Бил­лингса мы получаем ответ — 5 с. На сложном объекте можно сосредотачивать внимание гораздо дольше, однако внимание сдвигается от одной части объекта к другой. Можно преследовать цель гораздо дольше, но в это время выполняется одно частное действие за другим. Чтение - это другой случай, где мы не теряем нити вопреки быстрому следованию отдель­ных актов.

Колебания снимания при восприятии двухзначных фигур. Одна двухзначная фигура (или рисунок) мо­жет быть видима как представляющая два или боль-


ше различных объекта. Более известны рисунки с об­ратимой перспективой. При постоянном рассмат­ривании такая фигура кажется попеременно пере­вертывающейся. Колебания могут быть до некото­рой степени управляемы путем направления глаз на ту часть фигуры, которую мы желаем видеть высту­пающей. Если к этому управлению не прибегают, то темп колебаний очень изменчив. Вначале один ее вид может оставаться постоянным на несколько секунд и даже минут, но если изменения однажды нача­лись, они повторяются все чаще во время непре­рывной фиксации глаз на рисунке. После отдыха из­менения могут снова стать более медленными. Билле (1931), научив испытуемого управлять восприятием такой фигуры, предложил ему сменять фазы как можно чаще и получил среднее - 72 фазы в минуту, когда испытуемый был бодр. Среднее снижалось до 60 фаз в минуту после 5 мин постоянного напряжения.

Подобные колебания происходят и при рассмат­ривании точечных фигур, хотя число фаз (различных группировок) не ограничивается при этом только двумя. Темп колебаний варьирует и по некоторым подсчетам в среднем равен 20—30 фазам в минуту.

Из всех этих разновидностей колебаний внима­ния лучше всего изучена борьба полей зрения. Это очень специфический род колебаний внимания, завися­щий от физиологических особен-ностей бинокуляр­ного аппарата.

Ни одну из этих форм изменений нельзя отож­дествлять с обычными смещениями внимания. Лег­ко наблюдать следующий факт: в то время как одна из фаз держится устойчиво, внимание может совер­шенно отвлечься от рисунка. Такое блуждание вни­мания не вызывает каких-либо изменений в воспри­ятии рисунка. Смены фаз при рассматривании двух­значных фигур или при бинокулярной борьбе полей зрения не являются поэтому простыми смещениями внимания.

Date: 2015-09-02; view: 829; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию