Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По направленности





Внешнее внимание (направлено на внешний мир) Внутреннее внимание (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) Пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек) .

Основными функциями внимания являются:

1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.

2. Целенаправленный организованный отбор поступающей информации -- основная селективная функция внимания.

3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.

5. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Возрастные особенности. Согласно Льву Семеновичу Выготскому, развитие внимания в дошкольном возрасте проходит через следующие шесть стадий. Вначале, сразу после рождения у ребенка имеется лишь непосредственное внимание по отношению к сильно действующим раздражителям, которое основано на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни.

Механизмы внимания ребенка активизируются новыми стимульными свойствами среды и не устойчивы во времени. Ребенок, внимание которого привлекается к какому-либо новому необычному объекту, не способен сосредоточенно его изучать достаточное время, так как другие события -- появление родителей домашнего животного -- тормозят познавательную активность и побуждают переключать внимание на новые объекты и действия с ними. В целом непроизвольное внимание характеризуется подвижностью и неустойчивостью, слабой концентрированностью. Таким образом, у ребенка вскоре после его рождения появляются первые признаки непосредственного и непроизвольного внимания.

Вторая стадия развития внимания начинается с 1,5 - 2 месяцев жизни ребенка. В результате ребенок начинает реагировать на движения взрослого человека, указывающие направления внимания (указательный жест, движения головой, движения телом в определенном направлении). В это время он уже выделяет и особым образом воспринимает лицо и голос матери (время появления комплекса оживления). В среднем данная стадия развития внимания занимает от полутора-двух месяцев до шести-семи месяцев.

Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребенком его телодвижений и произносимых им звуков для управления вниманием взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого человека к чему-либо такому, что в данный момент времени интересует самого ребенка, он или произносит какие-либо звуки, или поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или же просто протягивает к нему руки, тем самым управляя вниманием рядом находящегося взрослого человека.

На четвертой стадии развития внимания (от 1-1,5 до 3-4 лет) постепенно с возрастанием способности понимания обращенной к ребенку речи окружающих появляется возможность произвольного управления переключением внимания ребенка. Он может по предложению взрослого перенести внимание на тот предмет, который называется старшим членом семьи.

Период сосредоточения у детей младшего дошкольного возраста не более 3--5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как внимание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности. Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга. Таким образом, на четвертой стадии развития внимания ребенок, активно осваивая речь, начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления вниманием окружающих людей.

Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребенок (от 3-4 до 5-6 лет) начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребенка особой формы речи, которую Ж. Пиаже назвал эгоцентрической речью, и на этот же период жизни приходится начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внимания не только ребенка, но и взрослого человека.

От младшего к старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается устойчивость внимания. Так, например, С. Л. Рубинштейн приводит результаты некоторых исследований, посвященных изучению длительности детских игр в различных возрастных группах. В три года этот показатель составляет примерно 30 минут, к пяти годам -- более 80 минут, к шести годам -- около 90 минут. Наблюдается также и рост концентрации внимания: в течение 10 минут число отвлечений 2-4-летнего ребенка в 2-3 раза больше, чем у 4-6-летнего.

Такую же картину мы видим и в условиях деятельности, мало привлекательной для детей. В одном из экспериментов им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробки разного цвета. Оказалось, что дети 5,5-6,5 лет не только более длительное время (оно было примерно в 4 раза больше) могут заниматься малоинтересным для них делом, но и гораздо реже (почти в 5 раз) отвлекаться на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5-3,5 лет.

Отмечены также значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. Так, у уравновешенных детей она в 1,5-2 раза выше, чем у возбудимых. Однако, несмотря на очевидный рост устойчивости внимания к старшему дошкольному возрасту, она развита у детей еще слабо. В частности, установлено, что шестилетние дошкольники способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Увеличивается к 6 годам и внимания, составляя в этом возрасте примерно 3 объекта. Внимание ребенка постепенно начинают привлекать не только яркие предметы, но и содержание детских книг, интеллектуальные задачи, деятельность и личность взрослого человека, сверстников.

Шестая стадия развития внимания ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное и опосредствованное внимание, регулируемое с помощью достаточно развитой внутренней речи. Основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в 6-7 лет связаны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания, такие как, например, переключение и распределенность, развиты намного слабее в силу еще слабой пластичности нейрональных механизмов лобных отделов головного мозга. Таким образом, произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности - учебной.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.
- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.
- Сколько ступенек на лестнице?
- Сколько окон в комнате?
- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки
и произнести "му-у").

задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):


3. Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

 

4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал художник?"). Здесь также диагностируется уровень развития мышления ребенка, его знания о мире:


Date: 2015-09-02; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию