Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дисциплины





№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практич занятия Экзамен Семина-ры СРС Всего час.
1. Предмет и значение истории мировых цивилизаций. Теория и предыстория цивилизации.       -    
2. Цивилизации речных долин. Египетская цивилизация.       -    
3. Городские цивилизации Восточного Средиземноморья. -     -    
4. Античная цивилизация. Древнегреческая цивилизация.       -    
5. Средневековье. Византийская цивилизация.            
6. Рождение Индустриальной цивилизации.            
7. Предыстория цивилизации ХХΙ. Постиндустриальная цивилизация. -          
8. Подготовка и сдача экзамена -   - -    
9. Всего     -      

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет и значение истории мировых цивилизаций. Теория и предыстория цивилизации.

Предмет и значение истории мировых цивилизаций. Критерии периодизации истории. Историческая функция. Понятие исторического цикла. Классификация исторических циклов.

Формирование и эволюция понятия цивилизация. Линейная и циклическая история в концепциях М. Кондорсе, А. Фергюсона, И. Гердера, Д. Вико. Телеологический принцип в теории цивилизации Ф. Гизо и Г. Гегеля. Пять законов исторического развития. Мировые и локальные цивилизации. Структура цивилизаций.

Становление человеческого общества. Проблема происхождения человека. Формирование Гомо сапиенс. Развитие мышления. Членораздельная речь первая информационная революция. Общение, передача накопленных знаний и опыта. Формирование парной семьи и родовой общины. Культ женщины и матриархат. Экзогамия и эндогамия. Кочевание. Правила социальной жизни. Предпосылки перехода человечества на ступеньки цивилизации. Формирование зачатков наук. Система верований и мифов. Живопись, ритуальная музыка и танцы.

 

Тема 2. Цивилизации речных долин. Египетская цивилизация.

Становление цивилизации на берегах Нила. Природные условия и формирование ранней государственности в Египте. Нил информационное и транспортное средство. Скотоводческое и земледельческое освоение нильской долины. Неолитические и энеолитические поселения.

Формирование централизованного государства. Освоение каменного строительства. Первая ступенчатая пирамида Джосера.

Обожествление фараона. Образ сфинкса. Строительство классических пирамид. Образование централизованной деспотии. Древнейшие органы власти.

Децентрализация и распад Египта на номы. Возвышение Фив и новое объединение Египта. Ослабление власти фараонов. Развитие ремесел. Военные походы. Экономический подъем. Усовершенствование орудий труда. Достижения в сельском хозяйстве и ремеслах. Бронза и золото. Развитие военного дела. Фивы столица Египта. Государственный аппарат и управление завоеванными странами. Рост храмовых владений и возвышение жречества. Развитие образования. Писцы, школы, библиотеки. Превращение Египта в военную державу. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) и его реформа. Перенос столицы. Тутанхамон и возвращение культа Амона. Страна Рамзеса. Развитие торговли, ростовщичества и долгового рабства. Политическая роль жречества и развитие наемничества. Вторжение эфиопов. Ассирийские набеги. Яхмос II и воссоздание целостности Египта. Борьба с Нововавилонским царством. Египетская цивилизация в руках персов и Александра Македонского.

Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества. Египетская мифология. Важнейшие культы. Храмы и роль жречества.

Египетская письменность: иероглифика, иератика, демотика. Художественная литература: сказки, поучения, лирика.

Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Система образования. Египетская архитектура. Скульптура и живопись. Наследие Египта в отношении современников к древнейшим цивилизациям.

 

Тема 3. Городские цивилизации Восточного Средиземноморья.

Природа и население страны. Финикийские города-государства: Тир, Сидон, Библ, Угарит. Развитие ремесла: красильное производство, ювелирное дело, посуда из драгоценных металлов, изготовление цветного стекла. Расцвет финикийской торговли и мореплавания. Финикийские колонии. Создание финикийцами алфавита. Особенность финикийского искусства. Финикийская цивилизация в составе мировых цивилизаций.

Природные условия. Сирия зона нестабильности. Города-государства. Двойной опыт объединения Эбла и Ямхад. Гиксосский союз племен. Вторжение арамеев. Арамейский язык средство международного общения на Востоке.

Природные условия и население Палестины. Пестрый этнический состав. Иерихон центр раннеземледельческой культуры. Вторжение древнееврейских племен. Цари Израиля. Израильско-Иудейское царство. Внутренняя и внешняя политика царства Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад Израильско-Иудейского царства. Разгром Израильского царства ассирийцами. Вавилонский плен. Древнееврейская культура и религия. Библейские сказания о богах. Библейские предания о героях. Ветхий завет.

 

Тема 4. Античная цивилизация. Древнегреческая цивилизация.

Хронологические рамки античной цивилизации. Возникновение древнегреческой цивилизации. Создатели цивилизации. Исторические периоды древнегреческой цивилизации: Гомеровский период (темные века), архаическая Греция (вторая попытка создания цивилизации, великая греческая колонизация), классическая Греция, эпоха эллинизма.

Два центра цивилизации два типа полиса. Афины демократический полис. Афины аристократическая республика. Новый взгляд на человека, как на гражданина и собственника. Ослабление позиций аристократии и победа демоса. Конституция Клисфена.

Спарта тип греческого полиса. Община равных. Спарта аграрный полис. Спартиаты. Илоты. Периэки. Государственное устройство Спарты: цари, народное собрание, совет старейшин. Спарта военизированное полицейское государство.

Духовный мир греков архаического периода. Появление алфавита. Религиозные представления. Культ героев. Мифология. Общественное культовое единство. Система воспитания и образования в афинских школах и гимназиях. Философия и наука древних греков. Эпос и лирика. Образ человека в раннем греческом искусстве. Дом и частная жизнь.

Ораторское искусство. Олимпийские игры. Архитекторы, скульпторы, поэты Эллады. В театре Диониса. Образ жизни древних греков. Эллинский быт: нравы, обычаи, мебель, посуда, еда, одежда.

 

Тема 5. Средневековье. Византийская цивилизация.

Природные условия. Географическое пространство империи. Пестрота этнического состава населения. Язык цивилизации. Ромеи наследники римлян. Константинополь столица Византии. Крупнейшие города империи.

Формирование византийской государственности.

Государственная служба военная, гражданская, придворная. Обязанность и долг. Государственный совет (консисторий). Начальник дворца и всех дворцовых служб. Главный юрист. Эпарх города – глава столицы. Византийская армия.

Три этапа развития Византийской цивилизации: ранний период, средний период, поздний период. Константинополь – око вселенной.

Кризис Византийской цивилизации. Все страстно хотели перемен. Преемники Юстиниана. Персидские войны. Третий этап Великого переселения народов. Арабское завоевание.

Оживление городского строительства. Состав византийского войска. Мощный военный флот.

Отношения с Болгарским царством. Византия и русы.

Последний взлет Византийской цивилизации и ее гибель. Обломки империи. Борьба за византийское наследство. Появление османов. Турецкое завоевание Балкан. Константин Палеолог последний византийский василевс.

Синтез античного наследия и восточно-христианской картины мира. Разделенное единство светской и духовной властей. Разделение церквей.

Городская культура. Открытый образ жизни византийцев. Византийская ученость. Расцвет высшей школы. Возрождение светской литературы. Основные принципы Византийской культуры. Влияние Византийской цивилизации на развитие европейского цивилизационного процесса.

 

Тема 6. Рождение Индустриальной цивилизации.

Переход от аграрной к индустриальной экономики. Мануфактурный этап. Фабричный этап. Развитие науки. Технический прогресс. Организация производства. Система мирового хозяйства. Изменение характера труда. Поточное конвейерное производство.

Население всего мира. Города-миллионеры. Социальная структура населения. Конституционная монархия. XIX век эпоха социальных революций. Германия – лидер в Европе.

Романтизм как мировоззрение. Соотношение идеала и реальности. Литература индустриальной эпохи. Реализм. Импрессионизм. Пессимистические взгляда на мир. XIX век – переворот в представлениях человека о самом себе. Теория Чарльза Дарвина. Концепция человека Зигмунда Фрейда. Достижения социального идеала. Возникновение марксизма.

 

Тема 7. Предыстория цивилизации ХХΙ. Постиндустриальная цивилизация.

Третья научно-техническая революция - переход к Постиндустриальной цивилизации. Становление Постиндустриальной цивилизации. Переход к информационному обществу. Интеллектуализация трудовой деятельности. Глобальные проблемы современности: угрозы термоядерной войны, истощение ресурсов планеты, экологический кризис, демографический хаос, новое измерение международного разделения труда, международный терроризм. Изменения в социальной структуре общества. Малый и средний бизнес.

Поступательное развитие мировой цивилизации. Открытая экономика. Многонациональные корпорации. Система мирового производства. Формирование рынков информации и научно0-технических услуг.

Межгосударственная интеграция национальных хозяйств. Создание Европейского Экономического Союза Единый внутренний рынок. Маастрихтский договор. Доктрина Буша.

Интеграция - тенденция цивилизационного развития. Главные центры мирового хозяйства: США, Япония, Западная Европа.

5. Методы и формы организации обучения

Date: 2015-08-22; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию