Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранний послеродовой период






После родов, в раннем постнатальном периоде, особенно важ­ной является роль матери в развитии регулирующих механизмом эмоциональной сферы ребенка. Функции матери на этом этапе состоят в сложном и дифференцированном реагировании на эмо­циональные состояния ребенка, гибко изменяющемся по ходу вза­имодействия.

Выделяются три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком:

— эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние;

— эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка;

— реакция матери на выражение положительных эмоций ребенком.

Это отражает динамику эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка, и роль в нем эмо­ций матери рассматривается как основная детерминанта развития базовых личностных образований у ребенка. Каждый из описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью про­цесса взаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Описаны четыре основных типа реагирования матери.

Адекватная реакция матери. В ответ на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и сочувствия, которое быстро переходит в конкретные действия по удовлетворению фрустрированной потребности. В процессе устранения отрицательных со­стояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и выска­зывания. Эмоции матери в ответ на положительные эмоции ре­бенка по интенсивности адекватны контексту взаимодействия.

Усиление эмоций ребенка. При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, пани­ки. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эй­форического переживания, неадекватного контексту взаимодей­ствия. При удовлетворении потребностей ребенка мать склонна к гиперстимуляции.

Игнорирование эмоций ребенка. Выражается либо в отказе ре­бенку в удовлетворении его потребностей, либо в формальном удовлетворении, без эмоционального участия.

Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери — от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка, и про­цесс взаимодействия в целом.


Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивиду­альный стиль эмоционального сопровождения, присущий каж­дой женщине, генезис которого зависит от истории развития ее материнской сферы.

6. Девиантные формы материнского поведения

Нежелательная беременность как фактор риска

К наиболее распространенным формам девиантного (отклоняющегося от общепринятых социальных норм) поведения матерей и современном мире традиционно относят отказничество и под­ростковое материнство. Важнейшей предпосылкой формирова­ния этих материнских девиаций является нежелательная беремен­ность.

Многие авторы подчеркивают негативное влияние нежелатель­ной беременности на дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, не избегает вредных воздействий на плод (курит, употребляет алкоголь, психоактивные вещества, опасные для плода медикаменты, не регулирует физические на­грузки и пр.), что, естественно, создает дополнительные риски в процессе эмбриогенеза. Зачастую при нежелательной беременно­сти роды бывают преждевременными, дети рождаются физически слабыми, с массой ниже нормы.

А.И. Захаров относит нежелательную беременность к патоген­ным факторам и считает, что исходное отношение родителей к ребенку как к помехе в осуществлении более важных жизненных целей представляет собой главный «травмирующий» факт его био­графии и в дальнейшем может привести к различным клиниче­ским формам невроза.

Можно выделить несколько категории нежеланных детей.

Случайным оказывается ребенок, родившийся у слишком моло­дых, не озабоченных продолжением рода, родителей или, наобо­рот, в семьях, где уже есть один или два ребенка и нет желания иметь последующих детей, но нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности становится обязательной, нередко вынужденной, причиной бра­ка.

Преждевременные дети, в принципе желанные, появляются рань­ше времени, когда родители психологически еще не готовы от­ветственно выполнять свои функции.

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. Самым опасным для психического развития детей является соче­тание их нежеланности вообще и нежеланности по полу в частно­сти.

Закономерными следствиями стресса от нежелательной беременности являются: ранняя угроза выкидыша, осложненные и преждевременные роды, беспокойство и возбудимость ребенка, нарушения аппетита, обмена веществ, поражения кожи. Наруше­ния внутриутробного развития осложняют налаживание взаимо­действия с ребенком после родов, усугубляя и без того непростую ситуацию рождения нежеланного ребенка. Преобладание негатив­ного эмоционального фона во время первой половины беремен­ности влияет на плод опосредованно через физиологические про­цессы, а во второй половине к тому же создает почву для ослож­нения детско-родительского взаимодействия после родов, что и служит причиной нарушений в психическом развитии ребенка. Однако следует отметить, что если первое негативное отношение к факту беременности в течение первого триместра меняется, то в дальнейшем это не сказывается на развитии ребенка.

Таким образом, нежелательная беременность является факто­ром риска как для формирования здоровых отношений детско- материнских, так и для психического развития будущего ребенка.

Материнское отказничество

Наиболее опасным проявлением девиантного материнства является отказ от ребенка, в подавляющем большинстве случаев обрекающий его на социальное сиротство. Отказничество — про­явление глубоких нарушений в формировании родительской сфе­ры женщины. Такие авторы, как В. И. Брутман, А.Я. Варга, М. С. Радионова, И. Ю. Хамитова и другие, анализируют неблагоприятное для будущего материнства течение беременности, а также особен­ности поведения женщин, предрасполагающие к последующему отказу от ребенка. Факторов, нарушающих естественное форми­рование готовности к материнству, множество. С точки зрения В. И. Брутмана, одной из причин девиантного материнства явля­ется неблагоприятный детский коммуникативный опыт, а имен­но нарушения материнско-детских отношений — неудовлетворен­ная потребность в материнской любви и признании не позволяет отказнице самой стать матерью. Для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с собствен­ной матерью или фигурой, ее заменяющей.

Типичным для отказниц является позднее обнаружение беременности и еще более позднее обращение к врачу. К. Бонне полагает, что это связано с таким бессознательным защитным механизмом, как отрицание нежелательной беременности, и является симпто­мом риска отказа.

В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материн­ству:

— эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, неумение сдерживать аффекты;

— неготовность к устойчивым отношениям с отцом ребенка в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости;

— сосредоточенность на своем болезненном переживании недостатка любви;

— неразрешенность детских конфликтов;

— опыт воспитания в неполной семье;

— негативный опыт воспитания отчимом;

— наличие в семейной истории отказов от детей;

— ранний опыт физического и сексуального насилия;

— эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то что отношения с ней могут быть негативными;

— опыт воспитания враждебной, директивной, эмоционально холодной матерью;

— отрицательное отношение матери к сексуальности дочери; негативный отклик на ее беременность;

— отношение к ребенку как к источнику психологических про­блем, страха и тревоги; ребенок кажется недоступным для кон­такта[1].

Кроме психологических предпосылок к отказничеству приво­дят и такие факторы, как низкий уровень образования, бедность, социальная бесперспективность (очевидная невозможность улуч­шить свое социальное и материальное положение), безработица, неблагополучная семейная ситуация, например алкоголизированная и наркотизированная семья.

 

Date: 2015-09-02; view: 504; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию