Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы мировоззрения





Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и ф-я. Фил. видение мира не было дано человеку изначально. Раннее объясняющую роль играл миф. Миф - способ организации и хранения важной для коллектива ин-ии. Возлагая мифические события старшие поколения передавали эту ин-ию младшим. Миф объединял в себе культуру, зачатки различных верований, полит. взглядов, искусства и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе естественное, сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. У всех народов мира были свои мифы, т.е. различные сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Тематика была очень разнообразной, много мифов было посвящено проблеме происхождения мира. Например, в др. Китае сущ. след. представление о первонач. существовании мира: внутри космич. яйца зародился сверхъестественный человек Фань-Гул. Оказавшись в первобытном мраке, он раскалывает его на землю и небо, небо поднимает над головой. От такой работы - умирает, а всё, что нас окружает, возникает из частей его тела. Солнце - из левого глаза, луна из правого, гром - из голоса, реки - из крови, деревья - из кожи, а люди произошли из паразитов, которые ползали пор его телу. Особое место у др. людей занимали мифы о добывании огня, изобретении ремёсел и т.д. Мифы сущ. и в настоящее время. Тесно связана с мифами литература, она вырастает из них и постоянно рождает новые. Мифы возникают также внутри каждого соц. сообщества. В результате сознательного манипулирования общественным мнением. Вторым историческим типом мировоззрения явл. религия. Религия - форма общественного сознания, основу кот. составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия у народов различна, но вера едина. Религ. сознание сущ. на 2 ух уровнях. 1 уровень - теоретич. или религ. идеология. Она представляет собой систематизированное изложение религ. форм и мифов проф. богословами. 2 уровень - религ. психолдогия, т.е. религ. представления и чувства. Религия - одна из древних форм общественного сознания. Она оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она носительница культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций и обычаев. Форма религия очень разнообразны. Одной из древнейших форм явл. тотемизм, т.е. вера в таинственную родственную связь между группой людей и определённым видом растений, животных или явл. природы. Очень распространена была среди др. людей магия. Согласно магич. представлениям, путём опред. действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление или на человека. Ещё одной формой был фетишизм, т.е. почитали неодуш. материальные предметы, якобы обладающие сверхъест. свойствами. Для первобытных людей важное значение имела окружающая их природная среда. Отсюда возникновение такой формы религии как культ. природы. Наиб. высокой формой первобыт. верований был анимизм, т.е. вера в духов. Все эти формы сохр. и в современ. обществе. Однако основными явл. малоатеистические религии: христианство, буддизм, ислам. Религия - сложное духовное образование, кот. не укладывается в какие-то однозначные и прямолинейные характеристики. С одной стороны религия проповедует общечеловеческие и нравственные нормы. Но в религ. мировоззрении могут выражаться и др. настроения: фанатизм, вражда к людям и др. веры. В отличие от мифол. и религ. мировоззрений фил. мысль представляет собой иной тип миропонимания, в основе кот. лежат позиции разума, интеллекта.

4. Предмет фил-фии и её историч динамика философия мировоззрение духовный политический В разные периоды истории, у разных мыслителей был вопрос: что такое ф-я? Он получал разные ответы. Сначала ф-ей наз. всё совокупное знание др. людей. Постепенно формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитии ф-и. Внимание многих философов на протяжении многих веков занимала природа. Постепенно ф-я стала интересоваться вопросами общественной жизни людей, её полит. и правового устройства. В центре внимания ф-и всегда был человек. Предметом фил. размышлений стаи природный о общественный мир, а также человек в их сложных соотношениях. Первую попытку выделить ф-ю как особую область теретич. знаний попытался древнегреч. философ Аристотель. В современной фил. лит-ре ф-я - теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теретич. взглядов на мир, место в нём человека, уяснение различных форм, отношение человека к миру. Круг проблемы вопросов, кот. решает ф-я широк и многообразен. Из них выделяется так наз. вопрос ф-и. Это вопрос о соотношении материального и духовоного. Он и меет 2 аспекта: онтологический и гиоснологический. Онтологич. аспект заключ. в след.: что первично в мире материя или сознание. В зависимости от того, что признаётся первичным, в ф-и выделяют след. течения: материализм и идеализм. Представители материализма: Гераклий, Ф. Бэкон, Л. Фейербах. Существует несколько форм материализма: стихийно-наивный, механистический, диалектический. Первый давал представление о мире, но они не подкреплялись данными наук. Механистический объяснял природу и общество законами лишь механической формы материи. Становлению диалектического способствовало развитии множества наук: геологии, физики, химии, биологии, а также развитие цивилизации и культуры. Идеализм бывает: объективный и субъективный. Объективные считают, что в основе всего лежит абстрактное духовное начало. Они его наз. по-разному: абсолютная идея, мировой разум. Представители: Платон, Гегель. Субъективные идеалисты считают, что в основе лежит сознание всего отдельного индивида. Пред.: Беркли, Юм. Идеализм и религия имеют много общего. В основе каждого лежит дух. начало. Различия: различная форма духа. В идеализме она абстрактная, а в религии олицетворённая. Религия основывается на вере, а идеализм - на логике. В религии преобладает эмоциональная сфера воздействия, а идеализме рациональная. Религия имеет ритуал, а у идеализма его нет. Есть 3 ие решение основного вопроса ф-и. Оно наз. дуализм. Пред.: Рене Декарт. С точки зрения гиоснологии, т.е. науки о познании, основной вопрос формируется иначе. Что первично в процессе познания. Первое решение получило название рационализм. Оно предполагает признание первичным первым познание. С точки зрения рационализма подлинное истинное знание может быть выделено только из разума. Второе решение состоит в том, что в процессе познания первичным явл, материя. Фил. направления, кот. принимают эту точку зрения получили название эмпиризм. У истоков стоял Ф. Бэкон. Сущ. 3 ий вариант ответа, вообще отрицающий возможность познания мира - иррационализм. Основатель: Артур Шопенгауэр, считал, что мир не имеет внутренней логики. И он не может быть познан. Современная ф-я имеет сложную структуру. В ней выделяется 5 основных разделов: 1. учение о бытии или онтология. 2. учение о деятельности или праксиология. 3. теория познания или гиосиология. 4. теория ценностей или оксиология. 5. учение о человеке или фил. антропология. Ф-я очень многогранна. Например, есть ф-я морали, техники, природы, права, любви. Ф-я выполняет след. ф-ии: выявляет наиболее общие идеи и представления, на кот. базируется та или иная конкретная культура. Эти общие идеи наз. категориями: бытие, материя, сознание, развитие. Также ф-я берёт на себя задачу систематизации всех результатов человеческого опыта в различных его формах.

5. Философия Др. Индии Ист-я др. Индии охват-т 15 веков (11 в.дон. э. - 6 в.н.э.) хар-я черта др. инд. общ-ва-распадение его на 4 варны: 1.брахманы, 2.кшатрии, 3.вайшьи, 4.шудры. Слово «варна» означ. Цвет. Брах-белый, кшатр.-красный, вайшьи-желтый, шудры-черный. Кажд. варна занимала строго опред. Место в общ-ве. Браки заключались только внутри варны. Кажд. варна имела свою традиц. Проф-ию: брах-умствен. Труд, кшатрии-воен., вайшьи-землед-ем и торговлей, шудры - сам. тяж. раб-та. 1е 3 варны-арийские. Их мужчины проходили обряд посвящения и приобщ-сь к знаниям. Шудр. и жен. Это посвящ-е было запрещ-но. Они прирав-сь к животным. В др. инд. фил-и происх-е мира связ-сь с сверхест. чел.-м Пуруша. Счит-сь, что из его рта возник. Брахманы, из рук-кшатрии, бедер-вайшьи, ступней-шудры. Др.инд. лит. источник наз-ся веды. Они представ. Собой сборник гимнов в честь богов. В них было выраж. мировоз-е. древн. индусов. Читать и толковать разреш-сь только Брахм. Мировз. было мифологи. И многобож-но (>3000 богов.) Различие м\у чел.-м, растением и животным непринцип-но, т. к. у всех есть тело(смертно) и душа(вечна). После смерти чел. Душа посел. В др. тело. не обязат. чел.-ом. Странствие души по различ. Телам-сансара. Пересел-е души зависило от поведния чел.-а, его след-я закону своей варны. Неродив- испол-ли законы влекли за собой след. перерожд-е в более низк. Варне или растении (закон возмездия или кармы). Лишь варны, исполняя закон, освобожд. Души от дальн. Рождений. Для них наступала макша-освобождение. В7в.дон. э. в Индии развив-ся осн. фил-е школы(9):6 артодоксальных школ (опирались на веды):веданта, санкхья, йога, ваймешика, миманса, ньяя. 3 неортодакс-е (критиковали веды) школы: джайнизм, буддизм, чарвака. В др. инд. яил-и был поставлень вопрос «об общем основании мира». Др. инд. Яил-фы константир-ли сущ-е превоначала, но и пыт-сь выявить его струк-ру.

6. Фил-я Др. Китая Др.кит. гос-во представ. Собой типич. Восточ.иерархич. диспатию. Глава гос-ва-наследствен. монарх, он же 1 ый жрец и единствен. землевлад-ц. Закона не была, никто не защищён от произвола. Все отношения были подчинены слож. ритуалу, имеющему мировозренч. Значение. Для психологи др. кит-ев было хар-но чув-во покор-ти, нижест-х вышест-м. (малдш-дети подчин. Страшему брату, т. к. он единтсв. наслденик, это почетание предупрежд. Возможн. Конфликты в семье.) Светск. Ритуал взаимоотнош. Ыбл тесно связан с религ. Ритуалом отнош-й жимых и умершим духом предков. В Китае был развит культ предков(мамизм). Вся жиэнь живых проис-ла как непрестна. Ответ п\д духами предковЮк-м принос-сь систем-ие жертвы (военноплен., дети-превенцы). Мифол-ия в К. была развита слабо. Они были слишком практич. Людьми. Однако и Др.К. не избежал п-да госопдства мифол-го миров-я. Для этих мифов было хар-но представление о первонач-ле мира как о первобыт. хаосе и о 2х проив-х космич. Силах, упоряд-х хаос, небесной-Ян, земной-Инь.обрах-х в хаосе из его легк. Частиц небо, тяж-х-землю. В др. мифах упоряд. Хаоса и орг-ция миросдания связ-ся с деят-тью сврехест-г чел.-Пань-гу, зародив-ся внутри хаоса. Др.кит. фил-я была связана с др. книгами(5):1.песен, 2.обрядов, 3.перемен, 4.истории, 5.летопись Чунь-Цзю (весна-осень) Это5книжие сост-ло основу миров-я образго китайца. Др.кит. фил-я вкл-ла так же зачатки наук. Однако др. кит. науки были развито слабо, особ. Др. кит. Мат-ка была иш-на док-в. Это не могло не сказ-ся на уровне др. кит. фил-и.В8-5 вдон. э. шир. Распрост. Пол-ло учение о 5 превоэл-хприроды (вода, огонь, земля, металл, дерево) Их связи дают многообраз-е явл-й и вещей. В5-3-в. Зарожд. Фил-е школы(6):конф-во, маизм, школа закона, даосизм, школа Ин-Янь, школа имен. В боль-ве школ преоблад. Практич. Фил-я. Политика и фил-я были тесно связаны..Фил-фы занимали более высшие посты в гос-ве.

7. Космологизм ранней греческой философии и проблема первоначала Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции. В отличае от Востока, философская мысль зародилась и развивалась здесь в тесной связи с зачатками естественно-научных знаний. Первые древнегреческие философы пытались научно объяснить происхождение Солнца, Земли, звезд, растений, человека. Первые древнегреческие ученые, известные нам жили в греческом городе Милет, поэтому их объединяют в милетскую школу философии. Главным вопросом, который пытались решить первые греческие философы был вопрос первоначале мира, т.е. что лежит в основе мира, из чего все состоит. Так родоначальник милетской школы Фалес (640-562 до н.э.) считал, что в основе всего многообразия вещей и явлений лежит единое вечное начало - воды. Он считал, что все вещи возникли из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода здесь рассматривается как элемент материи, стихия природы и как первоначало, субстрат всех вещей и явлений. Аналогичное воззрение развивали Анаксимандр и Анаксимен. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная природная стихия - воздух. У Анаксимандра - апейрон - некое неопределенное вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении, первоначало.

В большем объеме сохранились взгляды философа из города Эфеса, Гераклита. В качестве первоосновы мира и субстрата всех вещей Гераклит называл огонь, так как только огонь пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях. Мир по Гераклиту - это нечто упорядоченное, космос. Мир не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Таким образом, по Гераклиту, в мире царит всеобщий закон - Логос. Существует этот Логос на основе вечности движения, всеобщей изменчивости, общей текучести вещей и явлений. Это движение мира по Гераклиту происходит на основе борьбы противоположных явлений, а на основе борьбы противоположности возникает гармония мира.

8. Демокрит жил в пе-д расцвета греч. фил-и. Его жизнь поучит-на предан-б науке. Начами он запир-ся в надгробье, чтобы поразмыш-ть. Его отец. очень сотоят. Чел.оставил большое наследтво. Дем.забрал <его часть и отправ-ся путешств-ть на Восток. Вернулся бедняком. Но он вернул уважение сограждан прочитав свое сои-е. Всего около 70 сочин-й. Первонач-ло всего атом. Матери, весь космос-вечно движ-ся в пустоте атомы. Они неделимы, неизменны, кач-но однородны и отлич-ся от др. др. лишь внеш. колич-ми чертаим. Число атомов и их формы бесконечно. В проц. Движ. Атомов в пустоте они сцеп-ся др. с др. в те или иыне конкрет материи. С позиции атомистики он объяснил и психич. явл-я. Он сводил все умствен проц-ы к движению собоых атомов, отлич-ся тонкостью, легкостью, проинк. способ. Выдел-л 2 вида познания: 1.темным (органов чувств), 2.истин. (разума). Атомы и пустота можно понять илшь напряж. размышляя. Тело чел.-а возникло из воды и грязи без творца. Он первым обрат-ся к внутр. миру чел.-а.» Враг-это…» При одперд. нравст. ценнсти поступка необход-мо учит-ть желании и действия. Юыть хорошим чел.-ом….Его интерес-ли т.же этико-соц. Проблемы. Проблема богатстваи бедности. Бедняки более свободны и более счастливы. Проблема брака и семьи. Г.кач-во, к-е он ценил в людях-дружба.

9. Сократ. Совр-к Демокрита. Он интереснее не только своим учением, но и жизнью, т. к. она была воплащением его учения. Он оказал огром. влияние ан антич. и мир. фил-ю. Он ничего не писвал, т. к.выскал-ся против пис-ти, т. к.делает знанием внешним, мешает глубок. внутр. усвоению. Поиск истины он осущ-л с помощью уст. беседы, имевшей целью разрешение той или иной нравст. проблемы. По проф-и Сок.был скулюптор. В отлич. От др. греков он не стрем-ся в актив. общ. деят-ти, а вёл жизнь фил-фа, т.е.жил нерпитяз-но, зато у него ыбло много свобод. вр..Он ыбл плохим семьянином. (Ксантина) Все свое вр. Он посвящ. Фил-м беседам и спорам. У него ыбло много учеников. Он отвергал вопросы, к-ми до этого занима-сь фил-я. Противоречия, в к-х запут-ся филфы-, док-ют, что их решения недоступны познанию. Фил-я, в его пони-и, это учение о том как стоит жить. Жизнь-это ис-во. Фил-яэто рез-т опзнания, что такое добро и зло. Зло-есть рез-т познания добра. В цетре вним-я Сок. Чел.-к, к-й рассм-ся им как нравст. Сущ-во, поэтому фил-я Сок.-этич. антропологизм. Гл.содерж. его фил. этич. вопросы. Ему принадлеж-т высказ-я:» Познай самого себя»,» Язеаю, что я.» Он утверждал бессм-ть учения того, что не привожит к каким-либо практич. Полез-м для людей переменам. Предмет исслед-я д.б.подвержен соверш-ю, изменению, т.е.д.нах-ся во власти чел.-а, но таким предметом явл-ся сам чел.-к, след. необх-мо познать себя, чтобы изменить себя. Чел.-а отлич-т от др. жив. сущ. душа. Без душ. упраж. нельзя воспитать в себя добродетелей, среди к-х гл.-мудрость, справед-ть, умеренность. Именно ч\з них чел.-к достигает гармонии души и станов-ся свободным. В этом и состоит его счастье. Сок.пологал, что занятие естествознанием особ. мат-кой, вредны, т. к. они отвлек-т от изуч-я гл.-чел.-а, аго нравст-ти. Эти занятия даже опасны, т. к. они гневают богов. При исслед. этич.? - ов польз-ся диалектич. Методом (ис-во ведения беседы). Истина может род-ся в споре. Больш.часть уч-ов Сок.оказ-сь врагами общ. пол. строя Афин. Сок.был обвинён в безбожии, что он развращ-т молодёж своими высказ-ми.

10. Платон. Ученик Сок. После казни своего учителя на долго покинул Афины, посетил Египет, Италию. На Сицилии попал в рабство. Он происх-л из Афин.аристк. рода. Подлин.имя-Аристокл.В 40 лет он основал свою школу (Академия (915 лет)) Больш. Вниман. Удел0сь мат-ке. Пл. - 1 ый из антич. Фил-ов чьи учения дошли до н.л.практич. целиком. Он был всесторон одарен. чел.-ом (муз-ом, поэтом, гуманистом) Умер в день своего рожд-я, на брач. пиру. Его учение-сис-ма идеализма. Его счит-ю классиком этого направления. Он счит-л, что в основе мира лежит идея. Весь мир раздел-я на мир, чувствен-о восприним-х вещей и мир, постиг-х только умом сущ-х в зарпедел. мире идей. Каждому классу чувст. вещей соответ-т в мире идей опред. идея, к-я явл-ся причиной сущ-я чувст-восприним-х вещей. Мир вещей приход-щ и изменчив. Мир идей вечен. Проц. поним-я Пл. рассм-л, как проц. Припомин-я. Душа до всел-я в тело нах-сь в мире идей. Пл.наз-ют 1 ым из социалистов. Гл.ист-к соц. зла он видел в част. собств. Всё лич. Д.б. упразднено. И семья в том числе. Платон создал модель «идеал. гос-ва». В нем насел-е дел-ся на 3 категории: 1.фил-фы, управ-ть гос-вом, 2.стражи, м.б.женщины, 3.земледельцы и ремеслен-и. Торговлей, т. к.она развращ-т граждан, заним-сь инстранцы. В гос-ве Пл. строго регламент-сь отношя полов. Пл. считал, что рождение и воспит-е детей дело гос. Важ-ти. Пл.был противником атеизма. Атеистов необх-мо или сращу же казнить или заключать в тюрьму, располож-й в дик. Местности. Тело за рпеделы гос-ва. Он был против-ком демок-и.

11. Аристотель. Аристотель ученик Пл. иучитель Алекс. Макед. Он был энциклопедич. Образован.ученым. Он продложил развитие почти всех наук, извест. К тому вр. Он отк. в Афинах собст. школе» Ликей».Чтение лекцие в его школе проходило в саду. Он очень ценил своего уч-ля, но многое в его учение не принимал. Он подвиг критике учение Пл.об идее. Его наследие давольно велико. Фил-я у Ар. Достаточ. Четко выдел-ся из всей сферы знаний. Его взгляды колеб-ся м\у матер-змом и едализмом. Удел. больш. Внима. Анализу категории материя. Во1х это бесформ. И неопред. в-во, во2х материя в более широк смысле это то, из чего состоит вещь. Матери-это возмож-ть, чтобы из возмож-ти возникло что-то дейстивт-ое материю д. ограничить форма. (материя-телес. состав, форма-душа). Форма-это актив. Начало, тогда как материя-пасив. Источник движ-я всего космичюцелого-чист. форма, лишен. материи, т.е.вечн. двигатель. Центр.место в мировоз-и Ар.заним. учение о душе. 3 вида души: 1.растит-я, способ-ю к питанию, 2.животную, способ-ю к осязанию, ощущ-ю. Она выше 1 ой и вкл-т её себя. 3.разумная. Чел. облад. 3 душами, только Бог облад-т разумной. Чео.-общес. животно, надел-е разумом. Только в общежитии люди могут формир-ся как нарвствен. Сущ-ва. Ар. был старон. Индивид соб-ти. Он разраб-л учение о гос-ве. Осню причина формир-я гос-ва закл-ся в естест. Стермнлении чел.-а к коллектив. Жизни. Он выделил 6 осн. офрм гос-го устр-ва: 1.монар, 2.аристок, 3 народовластие, 4 тиранию, 5 алигархию. 6 дем-ю. Мон.и тир. Как власть 1 чел.-а. Арист. и алиг.-власть немногих, народ-е и дем-ю.валсть всех. 1 ые 3 формы считал правильными. послед3-непра-ми. Такое еделение он обосновывал тем, что пир 1х формах власть стрем-ся к благу граждна. Лучшим явл-ся гос-во, в к-ом осн. Явл-ся сред. сословие. Фил-я Ар. Завреш. Самый содерж. Период в ист. Греч. Фил-и. Его послед-ли в осн. Заним-ся коментир-м его наследия.

12. Философия средневековья Эпоха феодализма. Это было время господатсва в дух. жизни общ-ва религиоз. идеологии. В те времена формируются религии: иудоизм, крестьянство, ислам. Можно выделить 3 признака философии средневековья: 1) теоцентризм. Для средневековой философии хар-ной чертой явл. постановка в центр картины мира Бога. Это существенно отличало философию средневековья от античной фиолософии, для кот. центром мира были природа, космос. 2) идея творения. Если в античной философии Боги были частью природы, то в ср. века Бог рассм-ся как внеприрод. начало. А мир рассм-ся как творение бога. 3) идея откровения. Если в высш. бытие явл-ся нам природн. бог, то познать его рацион. путем невозможно. Единств.путь познания-вера и откровения. Одним из родоначальников философии средневековья был Аврелий Августин. Он развил христиан. концепцию всемирной истории, понимаемой как рез-т божествен. предопределения. Главн.задача философии средневековья - обоснование и истолкование религиоз. докладов и впервую очередь обоснование тезиса о существовании бога. Еще одним представителем был член доминик. ордена, профессор Парижского университета Фома Аквинский.он разработал космологич. док-ва бытия бога. Его учение позднее стало соц. философией римской католич. церкви и стало назыв. Томизмом, а сам он был причислен к лику святых вкатолич. церкви. Одна из централ. проблем его учения-проблема взаимоотношения веры и знания. Он отмечал, что есть сферы, в кот. нельзя проникнуть с помощью разума, все, что связано с богом.

13. Философия эпохи Ренессанса вое название «Ренессанс», «Возрождение» данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Ренессанса в центре внимания оказался человек. Философское мышление этого периода стало антропоцентрическим. Гуманистическая направленность нового мировоззрения начала складываться в позднее средневековье (Данте, Петрарка).

В эпоху Возрождения схоластический рационализм уступает место свободным от внешнего авторитета формам познания, логика формалистической доказательности вытесняется самоочевидностью непредубежденной интуиции. Идея о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечности и несотворимости мира*. Философия природы Джордано Бруно (1548-1600) и Бернардино Телезио (1509-1588) опиралась на великое открытие теоретического естествознания того времени - гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника (1473-1543) в противовес геоцентрической системе Птолемея. Гелиоцентрическая теория перевернула господствующую точку зрения на познание мира. Была утверждена установка - видимое еще не есть достоверное, оно есть отражение скрытой за явлением сущности. Телезио (главное сочинение - «О природе вещей согласно их собственным принципам») считал источником движения вечной, неизменной, однородной и неуничтожимой материи противоположность тепла и холода, склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил. Бруно (основные труды: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах») пошел дальше Коперника, который считал мир конечным. Бруно же полагал, что Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Вселенная есть одновременно абсолютная возможность и абсолютная действительность, а материя и форма едины. В природе все находится в связи и в движении, уничтожение одного есть возникновение другого. Так как «природа - это бог в вещах», то отсюда вытекает вывод о всеобщей одушевленности мира. Джордано Бруно продолжил идею Николая Ку-занского о совпадении максимума и минимума. В математике минимум - точка, в физике - атом, в философии - монада. Под ней Бруно понимал индивидуальную сущность, сочетающую в себе духовное и телесное начала и выступающую основной единицей бытия. Бесконечная Вселенная, в понимании Бруно, имеет множество звезд, вокруг которых вращается множество планет. Тем самым Солнце лишается положения центра Вселенной, а центр ее находится повсюду, значит, минимум образует максимум, которые совпадают. По отношению к бесконечности центр - нигде и одновременно - везде. Минимуму-монаде соответствует философский максимум - бесконечная природа в единстве ее форм. Из бесконечности мироздания вытекает безграничность познания. В теории познания Бруно, исходя из принципа сомнения, требовал критического отношения к старым теориям и общепринятым взглядам. В столкновении двух противоположных взглядов, суждений можно найти истину. Бруно отвергал теорию «двойственности истины», признавая только истину науки, выступил против подчинения знания вере. Истина основывается на опыте и освещена светом разума. Ступенями постижения истины названы чувство, разум и ум. В философии Возрождения вместе с тем сохранялась традиционная идея Бога. Она демонстрировалась в двух направлениях: пантеистическом, когда Бог растворяется в природе, нату-рализируется; этико-рационалистическом, выливаясь в концепцию возрожденческого гуманизма, например, в христианской антропологии Эразма Роттердамского (1469-1536). В книге «Похвала глупости» он высмеял фанатизм, насилие, лицемерие, невежество, национальную ограниченность и религиозную рознь. В целом философия эпохи Возрождения, преодолевая средневековые традиционализм, теоцентризм и схоластику, положила начало принципиально новым мировоззренческим ориентаци-ям. Утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на действительность, установка на новое.

14. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.) Философия этого периода отражала потребности нового этапа в развитии общ-ва.-этапа зарождения, развития и утверждения капиталист. способа пр-ва. Этой философии присущен ряд черт: 1) механицизм-в качестве модели для построения картины мира брались идеи механики, т.е. отрасли знания, кот. в то время пользовалась популярностью и была наиболее развита. 2) особый интерес к проблеме познания. В нов. время философия максимально сближается с наукой. Это было связано с очень быстрым ростом значимости науч. методов для культуры и соц.-экон. жизни того времени. 3) метофизич. стиль мышления. Согласно ему, мыслит. мир рассм-ся как совокупность тел, кот. существуют неизменяясь, поэтому считалось, что изучать предметы необходимо дуг от друга отдельно. Философия нов. времени развивалась по 2 направлениям: 1) рационализм. Рационалисты полагали, что мир может быть познан при помощи мышления. 2) эмпиризм. Представители считали, что основное познание это не мышление, а эмпирич. опыт. Ф. Бэкон считал главной задачей философии этого времени создание науки о методе изобретений и открытий. Такая наука позволит создать новое процвет. общ-во. Общей задачей для всех наук-увеличение власти человека над природой. Главн.методом изучения науки должен стать метод индукции. Рене Декарт.В основе филос. системы его лежит «принцип сомнения». Декарт считал, что существуют врожденные идеи. К таким он относил идею бога, чисел и фигур, длительности и др. Декарт был дуалистом, он полагал, что в основе мира лежат независ. друг от друга субстанции. Бенедикт Спиноза считал целью знания завоев. господства над природой и совершенствование человека. Он утверждал, что существует только природа, явл. причиной самой себя. Спиноза выделил 2 вида знания-интеллектуальные и чувственные. Высшим видом интеллект. знания он считал интуицию.

15. Франц. материализм 18в. Представителями французкого материализма были Дидро, Гельвеций, Пламетрий, Вольбах. Его учение имело целью просвещения. В работах фил. просветителей на первый план выходит соц. проблематика. Просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу челока в вырожении мнения и творчестве, были за новые соц. отношения, связывающиеся в то время с нарождающимсчя капитализмом. Большое место в их учениях занимала проблема человека и окружающих его условий. По их мнению общественной гармонии можно будет достичь лишь в том случае, если распространить знания среди народа. Они полагали, что человек это изначально доброе и радушное существо. Единственное с чем человек рождается - стремление к самосохранению. Любить удовольствие и избегать страданий такова природная сущность человека. Только от воспитания и общественного усторйства зависит каким будет человек. Человек испорчен лишь по тому, что ему закрыт доступ к знанию, а также по тому, что его портит неправильно организованное общество. В основе предствавлений фр. материализма о мире, человеке и познании лежала механичтическая картина мира. Поскольку они бфли механицистами человека они пытались объяснить по аналогии с механизмом. Они утверждали, что сущ. только материя и её движение, кот. явл. способом существования материи, однако движение они рассматривали только как механическое перидвижение. Фр. материалисты были сторонниками атомистической теории строения мироздания и сводили всё к перемещению в пространстве неизменных атомов. Также они были фаталистами, отрицали случайносчть и все процессы стремились представить как необходимое. Свои взгляды они излагали не в форме научных трактатов, а в форме широкодоступных изданий, т.е. словорей, энциклопедий.

16. Ф-я Канта Немецкая философия ХХУ1П-Х1Х вв. может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни человека. Эта философия разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия, внесла огромный вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии. Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804) прошел два периода в своем творчестве: до-критический и критический. Для первого характерны материализм и диалектический подход к решению проблемы происхождения Солнечной системы. Во второй период Кант в своих работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» разрабатывает целый круг проблем: границ познавательных возможностей человека; природы морали и эстетики; сущности религии; целесообразности в органической природе; о месте человека в мире и его предназначении. Кант дуалистически разделяет действительность на два мира - вещей в себе, обозначающий материальный мир, и мир человеческого сознания, который якобы не в состоянии познать первый. Притязания математики и естествознания на научность выводятся Кантом из априорного (до опыта) характера форм человеческого созерцания (пространства и времени) и категорий рассудка (субстанции, взаимодействия, причинности и т.д.).

Кант отделил вопросы теоретического разума (о существовании Бога, души, свободы) от вопроса о практическом разуме: что мы должны делать? Идеи разума, нормы и императивы морали, то, что отличает человека от животных, - приобретено каждым индивидом не столько из личного, сколько из общечеловеческого, социального опыта. Кант полагал, что всемирная история есть реализация «плана природы» при активном участии людей, направляемых разумом. Кант сделал гуманистический вывод о том, что человек - цель, а не средство, мораль не нуждается в религии. Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными. Восстание против правительства, например, противоречит категорическому императиву. В целом Кант был противником революционных методов борьбы и сторонником реформ, осуществляемых по инициативе сверху, защищал «естественность» и «святость» частной собственности. Несмотря на отвлеченный характер требования кантовской морали - поступай так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом - его этика была шагом вперед в обосновании законности требований уважения достоинства личности как высшей ценности на земле. А назначение человека - сделать конечной своей целью высшее возможное благо на земле, в том числе вечный мир, который Кант понимал как нравственный идеал.

17. Ф-я Гегеля глубокую и всестороннюю разработку диалектического метода мышления и миропонимания в классической немецкой философии осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии истории». Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало - абсолютная идея, т.е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Материя - одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно: 1) в области логического развития понятий; 2) последующего воплощения своего идеального содержания в природе (с помощью категорий пространства и времени); 3) в сфере развития духа. Развитие «мирового духа» есть взаимное «опосредование» понятий, их переход (скачок) друг в друга, их движение (через борьбу противоположностей), отрицание отрицания. Гегель выдвигает два основных требования: необходимость связи и имманентное возникновение различий. Дух является той же абсолютной идеей, но обогащенной в ходе своего диалектического развития. Дух воплощается не только в сознании, но и в различных формах отношений людей. Наиболее полно диалектика была изложена в работе «Наука о логике». В основе диалектики лежит идеалистическое предствавление о том, что источник всего развития заключен в саморазвитии понятия, а следовательно имеет логическую, т.е. дух. природу. Интересовали его также соц. проблемы. Гегель склонялся к диалектическому истолкованию исторического процесса и неодооценивал факта много вариантности челов. истории. Интересовали его также соц. проблемы. Абсолютизировал роль гос-ва и утверждат, что вся ценность человека, вся его дух. действительность существует благодаря гос-ву.

18. Фейербах Редкой критике ф-ю Гегеля подверг Л. Фейербах. Он был материалистом. Ф-я Фе. была антропологической. Пытался решить такие же важные вопросы как что такое жизнб, любовь, надежда. Он заявил, что в центре его внимания неизменно был вопрос о сущности религ. мира и борьбе против него, Оэтой задаче было посвящено 1 ое учение Ф. Оно наз. «Мысли о смерти и бессмертии». Сочинение это принесло много огорчений Ф. За критику христианской догмы о личном бессмертии он был отстранён от преподования в универе и не мог устроится на работу. Вынужден был долгие годы провести в уединении в деревни. Здесь он написал много трудов по истории ф-ии. Характерной особенностью всех его фил. сочитнений было то, что они пронизаны борьбой против религ. мировоззрения. Он рассматривал в них историю ф-ии как происхождение освобождения челов. разума из-под власти религии. В исследованиии религии и морали Ф. стоял на позициях идеализма. Религия рассматривалась им как отчуждение человеческих свойств. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Причиной такого удвоения Ф. видел в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. В природе управляют не Боги, а естественные силы, законы и существа. Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности. В ней господствует всеобщая причинная связь. Природа может быть понята через саму себя. Чтобы освободиться от религ. заблуждений необходимо уяснить, что человек это не творение Бога, а наиболее совершённая часть вечной природы. Он отвергал идеалистическую трактовку человека, согласно кот. человек рассматривается как духовное существо. Духовное начало в человеке не может быть отдельно от телесного. Ф. пытался создать новую религию на основе идеи всеобщей любви.

19. Марксистская философия, неомарксизм Марксизм - философское учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Возникновение марксизма тесно связано с немецкой классической философией. Маркс, будучи студентом познакомился с гейгелевской философией и примкнул к группе младогейгельянцев. В то время он считал, что философия - это духовная квинтесенция своего времени, призванная вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Затем Маркс порывает с гейгельянством и переходит к позиции Фейербаха. Марксу импонирует гуманистический пафос учения Фейербаха, который выступал за реабилитацию чувственного начала в человеке, за полную реализацию человеком своих природных способностей. Под влиянием Фейербаха Маркс пишет работу «Экономически-философские рукописи» (1844). В ней Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствует, по Марксу, виды человеческого отчуждения: от природы, от своей собственной родовой сущности, от человека, от общества. В основе этого лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс назвал процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности. На этой основе Маркс создает учение, общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. По Марксу, человек не противостоит природе. Человек - это продукт природы, но это природное существо особого рода. В силу того, что человек имеет руки, мозг и язык, он способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, к превращению этих сил в свои силы и способности. Реализуется эта возможность в труде. Именно труде, по Марксу, принципиально отличает человека от животного. Преобразование природы происходит, по Марксу, не в силу духовности человека, а потому, что человек, как материальное, предметное существо действует предметным образом. В труде Маркс выделил 2 момента: опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно осуществляет опредмечивание, то есть переход свойств и характеристик процесса деятельности человека в свойства предмета, в предметное воплощение. Однако деятельность человека не является только материальным чувственно-предметным процессом. В своей основе труд имеет идеальное содержание: проект, замысел, идеи. Маркс попытался материалистически объяснить духовный момент деятельности человека на основе распредмечивания. Распредмечивание - это обратный переход предметности в живой процесс, это освоние человеком предметных форм культуры, а через их и природы. В процессе труда человек имеет дело не только с предметами природы. Он использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Поскольку большинство из них созданы или представителями другого рода деятельности или предшествующими поколениями, то в самом труде заключается некоторая социальная связь. В форме средств труда человек имеет дело с другим человеком Таким образом, распредмечивание - это освоение человеком социального опыта человечества. Концепция общественно-исторической, предметно-практической сущности человека изменяет не только взгляды на взаимодействей с прироодй, но и на отношение человека к человеку. Богатство внутреннего мира личности ставится в прямую зависимость от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатвом является, по Марксу, главной целью межчеловеческого общения. В результате такого общение появляются всесторонне развитые личности. Гуманистический идеал Маркса - это универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой, человек. Достижение этого идеала Маркс связывает 1) - с ликвидацией частнособственнических отношений; 2) - с преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда; 3) с формированием отношений нового типа - коммунистических отношений. Маркс и Энгельс значительно расширили сферу деятельности материализма. Важной их заслугой является соединение матириализма и диалектики. Среди достижений марксизма называются также материалистическое понимание истории. Суть его в том, чтобы исходя из материального производства средств для жизни сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем, на этой основе, политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления. Согласно Марксу, идеи и теории не могут быть причинами изменения человеческой реальности. Они лишь отражают эту реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в ней создадутся благоприятные возможности. Т. о., в марксизме сознание - это отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения. Главным принципом философии марксизма является принцип практики. Понятие «практика» в марксизме противостоит понятию «опыт». По мнению Маркса и Энгельса, в понятие «опыт» заложена пассивная позиция человека, мир воздействует на человека, а человек отражает этот мир. Наоборот, понятие «практика» выражает активную деятельную позицию человека. Практика - это совокупная деятельность человека по преобразованию природы, формированию социальных отношений, это взаимосвязи о взаимоотношения всех людей. Практика всегда носит общественный характер. Практика исторична. Она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. В практике взаимодействуют такие аспекты, как материальный и духовный, природный и исторический, моральный и эстетический. Их единство проявляется в производительной, преобразовательной, общественно-преобразовательной и теоретико-познавательной деятельности. Таким образом в широком смысле, практика в марксизме - это особый человеческий способ бытия. В марксистской гносеологии практика толкуется более узко, как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Практике в этом смысле противостоит теория как духовная, научно-позновательная деятельность. Одновременно теория и практика находятся в тесном единстве, главным стимулом для развития знаний служат практические потребности людей. Практика - это также сфера приложения и форма получения знаний. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истину марксизм понимает классически, как соответсвие наших знаний о мире самому этому миру. В марксизме истина объективна, но термин «объективный» означает «существующий независимо от сознания человека». А таким свойством могут обладать только вещи и явления, но не знания о них. Поэтому объективность истины означает, что содержание знаний совпадает с действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. В то же время, истина всегда субъективна по форме выражения. Абсолютная истина, раз и навсегда выразившая всю полноту реальности, недостижима, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Марксизм учит о диалектике абсолютной и относительной истины. Поскольку в каждой научной теории имеется момент совпадения мысли с действительностью, постольку в ней имеется момент абсолютной истины. В целом, любая теория носит относительный характер. По мнению Энгельса, наше знание нельзя предполагать готовым и неизменным, необходимо рассматривать как из незнания является знание, каким образом неистинное, неполное знание становится более полным и точным. Критерием истинности знания марксисты считают практику. Только те знания, которые прошли проверку практикой могут считаться истиной.

20. Позитивизм, его сущность и исторические нормы Позитивизм - это доминирующее направление философии науки, которая возникла как ответ на ее бурное развитие в 19-20 вв. Основоположником классического позитивизма является Огюст Конт (1798-1857). По Конту, время философии как метафизики, миновало и наука в ней совершенно не нуждается, так как способна сама решать все свои проблемы. Новое позитивное знание могут дать только отдельные науки или их синтез. В развитии человечества Конт выделил мифологическую, метафизическую и позитивистскую стадии. Задачей новой позитивной философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вторая форма позитивизма - это эпириокритицизм (Мах (1836-1916), Авенариус (1843-1896)). В основу объяснения мира эмпириокритики положили опыт, который трактовали как совокупность ощущений. Ощущение они назвали элементами мира. Свою философию эмпириокритики считали нейтральной в отношенни материализма и идеализма. Третья форма позитивизма - неопозитивизм. Его основной вариант - аналитическая философия. Это основное направление англоамериканской философии 20 го века. Его представителем является Бертон Рассел (1872-1970). Согласно Расселу, основным философским принципом должен быть плюрализм, а сама философия - это своеобразная ничейная территория между обыденным сознанием, наукой и религией. В философии Рассел особо ценил логику. По его мнению, логика дает метод исследования философии, также как математика дает метод физике. Логический анализ языковых предложений помогает выявить неадекватность его употребленя. В языке Рассел выделил имена собственные и описания. Имена собственные указывают на конкретного носителя имени. Они значимы сами по себе и не нуждаются в контекстах. Описания обозначают признаки и абстракции и существуют только в целом предложении. По Расселу, предмет философии - это логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материалов в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. На базе таких атомарных фактов при помощи логически совершенного языка необходимо создать новую картину мира Людвиг Видгенштейн (1889-1951) является основоположником 2х этапов становления философии языка 20 го века, логического, совместно с Расселом и лингвистического. В 30 гг. 20 го века Видгенштейн выводит концепцию языковых игр, цель которых - устранение ловушек естественного языка путем терапии языковых заблуждений и перевод непонятных предложений, то есть предложений с неясным смыслом в более ясные. Языковая игра - это модель коммуникации и создания текста, в которой слова употребляются в строго определенном смысле, создавая непротиворечивый контекст. Это позволяет строго описать научный факт, построить модель поведения человека или группы людей, задать самим построение текста, способ его прочтения. Перед Видгенштейном встал вопрос как возможна коммуникация различных языковых игр. Он решает его, вводя понятие «семейное подобие». Согласно этой идее, в основе коммуникации находится не некая сущность языка или мира, а реальное многообразие способов описания. Видгенштейн показал, что тому, что в языке обозначается с помощью слова, в реальности соответствует множество сходных, но не тождественных между собой явлений и процессов. Таким образом, согласно Видгенштейну философия, - это не теория, а деятельность, целью которой является прояснение языка, а через его и мира. Важное место в его позитивизме занимает так называемый «Венский кружок философии» (Шлик, Карнап, Нейрат и др.).Основатель кружка Моррис Шлик (1882-1936) свою философию назвал последовательным эмпиризмом. Основное понятие его философии - это чувственное данное. Все научное знание по Шлику - это обощение чувственных данных. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, так как предмет философии - это не поиск истины, а исследование значения. Согласно Шлику, истина - это не соответствие знания о предмете этому предмету, а однозначное совпадение предметов и тех языковых знаков, которыми они обозначаются. Следовательно, познание - это не отражение, а обозначение. Шлик вводит принцип верификации знаний. Согласно ему все истинно-научное знание должно быть редуцированно, то есть сведено к более низкому, к чувственному данному. Только те знания, которые можно проверить чувственным опытом могут считаться научными. Например, из высказываний 1) все тела тяжелее воздуха, подобно земле; 2) материя первична, сознание - вторично; 3) существует бессмертная душа; научным утверждением будет только 1), так как его в любой момент времени можно подвергнуть опытной проверке. Остальные два высказывания научными не являются, так как они не верифицируются. В 70 гг. 20в складывается постпозитивизм (Лакатос, Кун, Фейерабенд). Как и неопозитивизм, основное внимание он уделяет анализу научного знания и языка. Но, если неопозитивизм делал основной упор на изучении структуры научного знания, противопостовлял эмпирический и теоретический его уровни, придерживался линейного подхода к развитию науки, то есть считал, что знания накапливаются постепенно, без скачков, отграничивал науку от философии, то главными проблемами постпозитивизма стали динамика научного знания, его социокультурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, исследование ролей научных революций, включение в научно-исследовательские программы философских обоснований

 

Date: 2015-09-02; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию