Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие кооперации в разных странах Западной Европы





Кооперативное движение впервые получило распространение в Великобритании, где с 1769 стали возникать первоначально быстро распадавшиеся потребительские кооперативы. Пропаганда создания кооперативов с целью социалистического преобразования общества, попытки теоретического обоснования и практического осуществления утопической идеи заняли важнейшее место в общественной деятельности Оуэна.

Иллюзии о возможности социалистического преобразования общества через развитие кооперативов в рамках капитализма разделяли многие социалисты-утописты: Ш. Фурье, выдвигавший идею создания фаланг — производственных объединений кооперативного типа, охватывающих промышленность и сельское хозяйство, последователи К. А. Сен-Симона, особенно — Ф. Ж. Бюше и др. утопические планы уничтожения пороков капитализма посредством кооперации выдвигал также П. Ж. Прудон.

Вслед за Великобританией кооперативное движение стало развиваться и в других странах. Во Франции, в Лионе, в 1848 рабочие-ткачи организовали общество потребителей под названием "Объединённые рабочие". После издания в 1867 Закона об обществах с "переменным составом членов и капитала" кооперация во Франции стала развиваться более быстрыми темпами. В 1885 в Париже состоялся 1-й конгресс кооператоров, на котором был создан Кооперативный союз. В Италии первое общество потребителей возникло среди железнодорожников г. Турина в 1853. В Германии потребительская кооперация рочдельского типа также возникла в середине 19 в. Здесь получило распространение т. н. гамбургское направление кооперативного движения, для которого были характерны ограничение размера прибыли, выделяемой кооперацией для распределения пропорционально закупке товаров, и создание фонда помощи нуждающимся членам. В 1849 немецкий буржуазный экономист и политический деятель Г. Шульце-Делич выступил с планом "спасения" от нужды пролетаризирующихся ремесленников и рабочих путём создания среди них кредитных, снабженческо-сбытовых, а также и потребительских кооперативов.

Кооперативные концепции Шульце-Делича и Райфайзена, распространявших иллюзии о возможности создания в рамках капитализма условий для укрепления экономической устойчивости мелких производителей и обеспеченного существования для тех, кто трудится, путём организации кооперативных объединений, отвлекали народные массы от классовой борьбы.[20]

Современное кооперативное движение началось в Европе. Это произошло не потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции.[21]

К середине XIX в. в Европе образование потребительских, производственных и кредитных кооперативов приняло массовый характер. Тяжелые условия жизни и труда вынудили трудящихся объединяться в кооперативы. Первоначально кооперативы создавались на средства пайщиков. Важную роль в процессе зарождения и развития кооперативов сыграл и идеологический фактор. Кооперативные идеологи создали организационно-правовые основы кооперативного движения, отстаивали интересы кооперативов на всех уровнях власти. Социально-экономическая однотипность кооперации во всех странах стала причиной того, что уже Роберт Оуэн выдвинул идею создания Всемирного кооперативного альянса, но его попытки придать кооперативному движению организованный характер не увенчались успехом. Участники кооперативных обществ и союзов разных стран уже в первой половине XIX в. по собственной инициативе начали устанавливать между собой дружеские контакты и деловые связи, изучать и перенимать друг у друга деловой опыт. Кооперативное движение, выходившее за границы своих стран и осуществляемое на мировой арене, начало принимать характер международного.

Складывающееся международное кооперативное движение представляло собой форму взаимовыгодных связей, сотрудничества, солидарности национальных кооперативных организаций. Кооператоры Англии, Франции, Германии, Италии, начиная с 30-х годов XIX в., предлагали на своих национальных съездах создать международную кооперативную организацию. Кооператоры хорошо понимали, что их связи - важная часть тех всеобщих, универсальных связей, которые быстро развивались с расширением рынка, углублением общественного разделения труда и товарного производства. Сближение ускорял однородный социальный состав кооперативных обществ стран Европы: от 70 до 90% членов составляли представители трудящихся классов - рабочие, крестьяне, кустари, ремесленники, рыбаки. Заметный слой составляли служащие и чиновники, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, студенты и школьники.[22]

Великобритания.

В 50-е годы потребительская кооперация Великобритании была одна из самых мощных кооперативных движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.

Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с различными по размеру магазинами, чье распределение не долго соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей конкуренцией предпринимателей. Вследствие этого его доля к 1964 г. снизилась до 22%.

Этому послужили четыре основные причины:

Более 30 тыс. кооперативных магазинов были исторически сосредоточены на старых промышленных территориях со сравнительно низким покупательным спросом населения.

Низкий уровень управления. Среди руководителей кооперативов практически не было людей не только с высшим, но даже со специальным образованием.

Ослабление роли центрального союза кооперативов, что нарушило координацию действий отдельных кооперативов. Кооперативное движение стало неуправляемым.

Из-за конкуренции мелкие кооперативы стали разорятся и сливаться в более крупные, но так же экономически слабые (к середине 90-х годов количество обществ снизилось с 1000 до 50). Нестойкие обязательства кооперативов перед пайщиками привели к ослаблению их заинтересованности в деятельности кооперативов, снизило доверие к руководству.

К середине 90-х годов на долю кооперативного сектора осталось лишь 4% розничного товарооборота.

Сегодня появляются признаки возрождения кооперации, для чего британские кооператоры предприняли следующее:

продав мощности по производству товаров, союзы кооперативов вновь превратилось в розничные объединения;

найдена торговая ниша - удобные для населения средние и мелкие размеры магазинов и супермаркетов, преобразована торговая сеть, установлены прямые связи с поставщиками товаров;

кооперативные страховые общества и кооперативный банк стали самой сильной частью деятельности;

обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным ценностям и принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться вера в кооперативы, наметился рост числа пайщиков;

повысились требования к профессиональной подготовке управленческого персонала.

Германия

После крушения корпоративной экономической системы в Германии была полностью реконструирована система потребительской кооперации. Это позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить кооперативных товарооборот, число членов возросло до 2 млн. человек.

Отличием германской потребительской кооперации от потребительской кооперации Великобритании явилось то, что законодатели Германии снизили максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав таким образом предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот.

Но результат развития этих потребительских коопераций похож: к 1965 г. германские кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и 31% оптовых магазинов.

Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения были ограничены слабой центральной властью союзов кооперативов и сопротивлением руководителей автономных кооперативов. В середине 70-х годов положение кооперации резко ухудшилось. Формально был создан единый кооперативный союз, но он не получил достаточной власти от низовых обществ и существенного влияния на улучшение обстановки в национальном кооперативном движении не оказал. Созданная им система региональных оптовых магазинов оказалась убыточной.

Тем временем, управляющие потребительских обществ, пользуясь отсутствием открытости, смогли получить лично для себя большинство акций своих обществ и стали преобразовывать их в акционерные компании. Основой этому послужила многолетняя закрытость информации для пайщиков.

Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой в Германии.

В связи с преобразованием кооперативов в фактически акционерные общества к 90-м годам в Германии осталось лишь 37 обычных потребительских обществ, объединяющих 650 тыс. человек.

Парадоксально, но объединения кооператоров, которые не перешли в руки предпринимателей и остались верны кооперативным принципам стали сильнее. Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в своем регионе.

Франция

Исторически сложилось так, что во Франции преобладало региональное кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями национального уровня.

Сила национального кооперативного движения заключалась в промышленном Севере, в то время как на юге кооперативная деятельность находилась в упадке.

Существовало два основных направления развития розничной торговли: маленькие магазины, ориентированные на обслуживание пайщиков и супермаркеты, обслуживающие все население.

Основная проблема французской потребительской кооперации - слабое управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но плохими в бизнесе.

Это привело к проигрышу в конкуренции с другими торговыми предприятиями. Например, в 60-х годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов - 76.

Более того, руководство кооперативов стало элитой, причем элитой, не знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к 1983 г. кооператоры имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и экономически игнорировали кооперативы.

Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков и неумение организовывать свое дело привели к тому, что в 1985 г., после отказа оптовых поставщиков в снабжении обанкротившихся кооперативов, свыше 40% кооперативов, включая центральные органы, прекратили свое существование.

Но те кооперативы, которые сохранили изначальные кооперативные принципы и действовали не для своих работников, а для пайщиков, продолжают существовать и действуют успешно (например кооператив "Эльзас").

Италия

После Второй Мировой войны в Италии были восстановлены два довоенных федеральных кооперативных союза - католиков и социалистов. Впоследствии появились кооперативы коммунистов и христиан-демократов.

В отличии от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других европейских стран.

Это вызвано сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны послевоенного периода, а так же религиозной и политической раздробленностью кооперативного движения.[23]

Во многих странах кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.[24]

Вопрос

Африка

Возникновение и становление кооперативного движения в Африке имело свои особенности, обусловленные длительным колониальным порабощением многих стран и народов. Национальные кооперативные движения, использующие принципы, основанные на поддержке гос-ва и предпринимательской активности кооперативов, не добились существенных успехов не в одной стране. Возвращение к первоначальным кооперативным принципам и ценностям способствует выходу кооперативов из кризисных ситуаций. Особая роль в этом принадлежит региональному бюро МКА в Африке.

МКА Африки является одним из региональных отделений Международного кооперативного альянса.

МКА Африки:

1. поощряет и укрепляет автономные и жизнеспособные кооперативы во всем регионе

2. выступает в качестве форума для обмена опытом и источником информации о совместной разработке научных исследований и статистики;

3. оказывает техническую помощь для развития кооперации;

4. сотрудничает с организациями системы ООН, и африканскими региональными организациями.

Его деятельность включает:

1. потенциальное и институциональное строительство;

2. разработку политики, пропаганды, лоббирования, представление сетей;

3. управление знаниями;

4. сельское финансирование;

5. аграрный маркетинг;

6. продвижение женщин в кооперативном развитии.

МКА Африки первоначально создан в 1968 году, сегодня он находится в Найроби (Кения).

Миссия:

МКА Африки должен стремиться к развитию и укреплению кооперативного движения в регионе и оказывать услуги кооперативам.

Цели:

1. Содействие кооперативному движению в Африке.

2. Поощрение и защита кооперативных ценностей и принципов;

3. Содействие развитию экономических и других взаимовыгодных отношений между организациями-членами;

4. Содействие устойчивому человеческому развитию и дальнейшему экономическому и социальному прогрессу людей;

5. Поощрение равенства между мужчинами и женщинами во всех процессах принятия решений и деятельности в рамках кооперативного движения;

Правила МКА в Африке:

Правила были приняты 24 ноября 2005 года. Были пересмотрены до конца года, чтобы соответствовать недавно пересмотренным правилам и новым разъяснениям, которые вступили в силу 1 января 2009 года.

Президент МКА Африки -Чарльз Стэнли Мучири.

Мучири был избран президентом МКА Африки в сентябре 2003 года. В настоящее время он председатель Кооперативного банка Кении.

Мероприятия:

МКА Африки проводит различные мероприятия для членов в регионе. К ним относятся следующие предстоящие и прошедшие события:

1. Региональная ассамблея МКА

МКА Африки проводит Региональную ассамблею каждые два года, где он обращается как к нормативным так и к тематическим вопросам.

Следующая региональная Ассамблея была проведена в Масеру, Лесото 14 октября 2010 года. 9-я Региональная ассамблея.

Тема в этом году "Борьба с изменением климата через кооперативы". Изменение климата влияет на все, и так же на кооперативы, которые работают во всех областях человеческой деятельности. Эта тема была выбрана для обращения в центр внимания вопросов изменения климата.

МКА Африки работает с рядом инициатив, направленных на поощрение, защиту и укрепление кооперативов:

2. Глобальная кооперативная кампания против бедности.

Призыв к действию в мире кооперативного движения - объединить усилия в борьбе с бедностью. Она направлена на укрепление потенциала кооперативов, чтобы внести значительный вклад в сокращение масштабов нищеты, за счет увеличения их роли в достижении Целей развития тысячелетия в частности в отношении сокращения масштабов нищеты вдвое к 2015 году. [4]

COOPAfrica

COOPAfrica - партнерская программа, которая осуществляется Международной организацией труда (МОТ) в целях оказания поддержки развития и продвижения кооперации в Африке. МКА - руководящий комитет CoopAfrica, который является высшим органом, принимающим решения о COOPAfrica и направлен на укрепление участия партнеров программы и кооперативных заинтересованных сторон в планировании, мониторинге и оценке. CoopAFRICA преследует всеобъемлющую цель мобилизации совместного механизма самоусовершенствования и улучшить их управление, эффективность и работу, чтобы усилить их способность создать рабочие места, рынки доступа, произвести доход, уменьшить бедность, обеспечить социальную защиту и дать людям голос в обществе. Международная организация труда была активна в совместном развитии в течение прошлых 86 лет, предоставляя государствам-членам помощь в совместной политике, законодательстве, обучении, коммерческом развитии и организации сети. Это - единственная ООН организация со специализацией на совместное развитие, и единственная организация, которая развила международный стандарт в этой области. Кооперативы уполномочивают людей, позволяя даже самым плохим слоям населения участвовать в экономическом прогрессе; они создают вакансии для тех, у кого есть навыки, но небольшой или никакого капитала; и они обеспечивают защиту, организовывая взаимопомощь в сообществах. [5]

3. МКА конференции министров

МКА организовал девять африканских кооперативных конференций министров на сегодняшний день. Они были направлены на создание конструктивного партнерства между правительствами и кооперативами.

Деятельность, осуществляется в целях поощрения развития кооперации в Африке. В последние годы основное внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития кооперативов, человеческих ресурсов и развития кооперативного бизнеса. МКА Африки считает, что развитие этих направлений поможет росту кооперативов на континенте, и, таким образом, поддержит экономический рост, пытаясь найти свой путь выхода из нищеты.

Как и Азия, американский континент – это регион огромных контрастов, с наиболее богатыми, и наряду с этим, некоторыми одних из самых бедных обществ в мире, или, как в Бразилии или Аргентине – между первыми и вторыми. Даже в самых богатых странах здесь существует растущая пропасть между богатыми и бедными, что означает, что кооперация необходима даже в наименее очевидных сферах. Как пример – Канада, которая имеет наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек. Это означает, что с учетом взаимно перекрываемого членства свыше 12 млн. канадцев являются членами хотя бы одного кооператива.
Особое распространение на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности. Но немаловажную роль играют и потребительские кооперативы. Потребительская кооперация Северной Америки росла быстро и в 50-х годах столкнулась с увеличивающейся конкуренцией частного сектора [4, с. 76].
Один из крупнейших кооперативов Северной Америки «Бритиш Канадиан» захватил торговый рынок в 1980 г. Этот кооператив все еще отдален от крупных городов на Западе и в Атлантическом регионе. Калгари имеет крупнейший розничный кооператив в Северной Америке который работает на 40% территории местного рынка. 360 обществ на Западе объединены в мощную организацию «Федеральные кооперативы», которая занимается оптовой торговлей и имеет оборот 2 млн. долларов США. Существует объединение «Интерпровиншл Кооперативз», действующее в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства.
Одно из достижений канадских кооператоров – это организация нового типа потребительских кооперативов, известная как «прямой плотекс». По существу, инициатором этой идеи явился

Кооперативный Союз Северной Америки. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. Начавшись в Оттаве, этот метод был опробован в разных обществах Северной Америки, но его развитие относительно невысоко.
В США в 60-80-х годах прошла волна развития продовольственных кооперативов, которая усилила «альтернативный подход» к розничной торговле. Многие из этих кооперативов выжили и стали крупными кооперативными компаниями. Например, калифорнийский потребительский кооператив «Джавис Фуд кооператив» начал свою деятельность как небольшой клуб по закупкам натуральных продуктов, а сейчас это крупнейшая в округе компания с оборотом 8 млн. долларов, в которую входят 4500 членов и осуществляющая 12% всей розничной торговли. В головную компанию входят 300 розничных кооперативов с 300 тыс. членов и 3000 закупочных обществ с общим оборотом более 500 млн. долларов[4, с. 79].
Все они относительно небольшие, крупнейшие из них имеют не более 7 магазинов, которые контролируют до 45 тыс. членов и ежегодный оборот этих компаний, взятых для примера, достигает 43 млн. долларов. Все они работают в условиях жесткой конкуренции, в которой когда-то и возникли. Торговая ниша – продажа натуральных продуктов.

2. Производственная кооперация Северной Америки. Территориальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности
В Канаде существуют четыре основных типа пред-принимательных организаций: единоличное владение (proprietorship), партнерство (partnership), корпорация (corporation), кооператив (cooperative). Они различаются по числу работников (один, несколько или много) и по тому, каким способом владельцы получают доход на вложенный капитал (или, в случае банкротства, каковы пределы их ответственности).

 

Вопрос

Вопрос

Важную роль в выработке теоретических основ кооперативно­го движения и становлении благодаря этому кооперативной систе­мы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляю­щим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совла­делец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п. Так появился новый социальный островок в бурном океане предприни­мательства.

Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сто­ронником мирного преобразования общества путем создания об­разцовых общий кооперативного типа. Чтобы увлечь людей лич­ным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. га земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравни­тельному распределению, что привело ее к краху. На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.

Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в ра­бочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудо­вую частную собственность, большие надежды первоначально воз­лагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалисти­ческой системе" противопоставлял "социальную систему".

Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на 'кооперативное движение в период его зарождения и становле­ния. Пропагандируемые им общины он называл "поселками едине­ния и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна ор­ганизуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала".

Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств для создания общин. В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооператив­ных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "апостолов кооперации". Некоторые коопе­ративные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сто­ронники исходили из того, что к устранению противоречий сущест­вующего строя прекрасно приспособлена "система общественной кооперации"2.

Поистине в Англии семена кооперативной системы были по­сеяны Оуэном3, и он явился духовным отцом кооперативных фаб­рик и кооперативных лавок.

Что касается Фурье, то он после окончания средней школы по­полнял знания путем самообразования, обладал замечательной па­мятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служа­щего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после "райской" первобытности Фу­рье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Послед­няя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бед­ность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фа­лангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на пер­вый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга то­же занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе произ­водства, и в бытовой сфере.

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного обще­ства. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен рас­пределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту 3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе.

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собст­венность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу при­током капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабо­чей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудниче­ство богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тру­жеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной це­лью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гар­монии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Зато многие английские и французские ученики и последова­тели Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и от­клонившись от главной линии "патриархов социализма", впослед­ствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли ини­циаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демокра­тии, ассоциации потребителей и производителей.

Таким образом, учения о кооперативном движении "отпоч­ковались" от более обширного и высокого общественного идеала. С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.

Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капита­лизма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути об­наружились вполне отчетливо: один - революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сде­лали выбор в пользу второго пути.

Так оформилась теория постепенного мирного преобразования об­щества чисто кооперативными средствами (вариантом является за­воевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной тео­рии характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экс­проприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за про­ведение общественных реформ, сотрудничество классов и граждан­ский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных левых партий.

Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г получила название "кооперативного социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные тео­рии, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" не однородна, многовариантна, включает различные направления, школы.

Вопрос

Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах мелкобуржуазных социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля.

Луи Блан -- французский социалист, политический деятель, историк и журналист -- предлагал преобразовать капиталистический строй в социалистический с помощью создания кооперативных мастерских, т.е. производственных кооперативов. Он считал, что по мере накопления капитала мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства, между кооперативными отраслями установятся отношения солидарности и сотрудничества, вся промышленность, таким образом, станет кооперативной и появится возможность преодолеть кризисы и безработицу. Свои идеи Луи Блан изложил в книге «Организация труда».

В отличие от Кинга и Бюше Луи Блан был сторонником государственной помощи кооперации. Он призывал правительство предоставить ссуды на устройство кооперативных мастерских, стать «банкиром бедных».

Немецкий социалист, публицист и адвокат Фердинанд Лассаль также, как и Луи Блан, отстаивал тезис -- к социализму через производственную кооперацию с помощью государства. Неудачи английских и французских производственных кооперативов он объяснял отсутствием надлежащей государственной поддержки.

Лассаль даже математически вычислил размеры государственной ссуды, с помощью которой якобы производственные товарищества могли бы мирно заложить основы социалистического общества.

Для того чтобы заставить буржуазно-помещичье государство финансировать производственные кооперативы, уверял Лассаль, есть только одно средство -- завоевание всеобщего избирательного права путем образования самостоятельной рабочей партии. С помощью всеобщего избирательного права Лассаль надеялся получить большинство в парламенте, «обеспечить достойное представительство социальных интересах германского рабочего сословия» и устранить классовые противоречия в обществе.

Ф. Лассаль не был марксистом, хотя в 1849-1862 годах переписывался с К. Марксом и Ф. Энгельсом и неоднократно объявлял себя их сторонником. Ему были чужды идеи революционной классовой борьбы, он считал все крестьянство реакционной массой, а буржуазно-помещичье государство трактовал как надклассовый институт. Лассаль и его последователи отрицали необходимость профсоюзной деятельности как нецелесообразной и даже считали ее вредной, поскольку она отвлекает рабочих от главной задачи -- борьбы за всеобщее избирательное право. Лассаль решительно отвергал полезность потребительской кооперации для рабочего класса, ссылаясь на якобы открытый им «железный закон» заработной платы.

Суть этого «закона» сводилась к тому, что в силу безработицы и конкуренции внутри рабочего класса заработная плата рабочих колеблется при капитализме вокруг необходимого минимума средств их существования. Увеличение заработной платы, по Лассалю, приводит к росту численности браков и рождений, возрастанию численности рабочих, а потому и к повышению предложения их труда над спросом на него и, в конечном итоге, к падению заработной платы. В свою очередь, сокращение заработной платы ниже необходимого минимума снижает рождаемость, увеличивает смертность, сокращает предложение труда рабочих и приводит таким путем к ее повышению.

Поэтому, утверждал Лассаль, рабочему классу бесполезно и даже вредно объединяться в потребительские общества, с тем, чтобы понизить стоимость средств существования. Ибо до тех пор, пока потребительские кооперативы охватывают лишь незначительную часть рабочего класса, они на некоторое время приносят облегчение своим членам. Но как только потребительские кооперативы объединят большую часть рабочего класса, вступит в силу «железный закон» заработной платы и понизит ее настолько, насколько потребительская кооперация удешевила стоимость средств существования кооперативных рабочих.

Вопрос

В конце XIX – начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации.
В 1883 г. в небольшом городе Ним, в котором действовали потребительские кооперативы «Пчела» и «Солидарность», было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения. К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847 – 1932), впоследствии выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория «кооперативизма» получила классически законченную форму.
Как экономист, Жид был последователем австрийской школы, разработавшей теорию предельной полезности благ; сферы общения и потребления были объявлены этой школой главными сферами экономики. Будучи сторонником меновой концепции, отрицающей примат производства, Жид тоже решающую роль в хозяйственной жизни общества отводил товарному обращению, обмену.
Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских обществ, занимающихся главным образом торговлей, удовлетворением личных потребностей человека. Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности. Кооператив, по мнению Жида, - средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.
Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения в обществе являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление – конечная цель экономики, а производство – это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ. Не все люди – производители благ, а потребители – это весь мир.
Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа. Она казалась легковыполнимой.
«Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки – вот первый этап.
Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги – вот второй этап.
Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы – вот последний этап».[8, с.62-63]
В этой программе обращает на себя внимание такая «мелочь»: ничего не говорится о производстве металла или станкостроении, зато не забыты даже шляпы, вино и цветы.
Тем не менее Жид полагал, что в результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством, благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникнет новая общественная система – кооперативная республика.
Главный теоретик нимской школы допускает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации, но первенство отдает потребительским обществам: в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные, и страховые компании.
Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка, полагая, что социальное преобразование может быть осуществлено исключительно мирным путем, в конце концов путем образования интегральных кооперативных обществ и их федераций.
У теории «кооперативной республики», или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников. За более чем столетний период осуществить идею «кооперативной республики» не удалось ни в одной стране.
Жид был убежденным противником войны, с симпатией относился к России и ее кооперативному движению. В день празднования 25-летия Центросоюза в 1923 г. старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве. «Французы и русские, - сказал Жид, - мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду, звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами».
Это говорил Поэт кооперации.

 

Вопрос

Date: 2015-09-02; view: 2239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию