Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие классич.и неклассич.типов филос-ииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. 15.Марксизм. Гл.фил.идея:материалисти-ческое пони-мание истории.Ее обоснование М.дал в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые введя в науч.оби-ход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы", "про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого вним-я зас-луж-ет осуществл.М-ом анализ природы товара, в рез-те к-го была опред-на суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к товаров.При этом он развенчал представление, хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита, согласно к-му ст-сть выводилась из их потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное "расщепление"прир.и соц.знач-й ве-щей. Однако общ.знач-я вещей не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда след-о,что товар как выражение прир.кач-в вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно по-разному.В итоге это свидетельство-вало о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом вообще. Т.о. была представлена сложная картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ., объяснены причины этого феномена,осуществлен анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль М.о двойственности товара,диалектике прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог. ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс также убе-дительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти".В св.трудах М.показал также,что чел.сознание явл-ся весьма слож. иерархической системой,к-ая скроее бытийст-вует,а не отражает окруж. мир механически.Важное достижение марксизма—уч-е о повторяемости исто-рии,о наличии в ней объект.з-ов,к-ые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускорен-ного развития общ-ва.Отсюда идея М.о неизбежности насту-пления коммунизма и его победы во всем мире, о переходным к этой победе периоде-гос-ве диктатуры пролетариата.В России идеи М.были догматически подхвачены Лениным.После рев-ции 1917г. они поло-жили начало той цепи соц.экс-перементов, последствия к-ых ощущаются до сих пор в разл.сферах общ. жизни.Т.о.истор.судьбу рацио-нализма ново-европ. класс.ф-и и судьбу развития социума в целом,во мн. предопределили уч-я Декарта, Канта,Гегеля и Маркса. Ф-я-сложная область позн-я.Задача:проникнуть в загрань внеш.ясности обыденной жизни. Осн..?.ф-и. есть? об отношении мышления и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического и физического, материального и идеального,материи и созн-я и т.д.О.?.фс.имеет две стороны:1.что первично,что вторич-но,2.познаваемый мир Развитие марксистской ф-иЛениным. Творч.развитие маркс.ф-и в 20в.прежде всего связано с именем Ленина.По-зитивное решение новых проблем,поставленных научно-техн.прогрессом и революц.движением нашей эпохи,в лене-нских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма.Гл.в ленинском подходе к общ.явлениям и процессам-органическое ед-во науч.объек-тивности и их оценки с позиций рабочего класса.Ленин постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения Маркса,ф-и марксизма.«Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и не-прикосновенное;мы убеждены,напротив,-писал он,-что она положила только краеугольные камни той науки,к-ую соци-алисты должны двигать дальше во всех направлениях,если они не хотят отстать от жизни». «Марксизм не догма,а рук-во к дей-ю»-считал он.Важнейшие фил.труды:«Материали-зм и эмпириокритицизм»,«Фил.тетради»,«О значении воинствующего материализма»,«Гос-во и революция». Гл.фил.труд«Мат-м и эмпир-зм».В этом произведение автор во главу угла поставил проблемы гносеологии,увязывая их с нов.естественнонауч.открытиями. Вместе с тем даже здесь Ленин призывал видеть противоборство партийных и классовых интересов,хар-уя различные проявления идеали-стической и религиозной мысли как выражения идеолог.и пол.реакции. Особое место в фил.тв-ве Ленина занимала диалектика. В данной связи он уделил значительное внимание изучению произведений Гегеля, Фейербаха и других мыслителей. Результатом этого стал философский фрагмент "К вопросу о диалектике", который планировалось развернуть в специальный методологический труд. Самых высоких оценок здесь Ленин,удостаивает концепцию единства и борьбы противоположностей. Постижение развития как вытекающего из единства и борьбы противоположных начал в окружающем мире характеризуется им как "суть", "ядро" диалектического метода. Одну из важнейших сфер применения диалектики Ленин видел в политике. Последняя же мыслилась как "концентрированное выражение экомики''. Диалектика должна была стать "искусством" и орудием политического действия. Эта проблема занимает ведущие позиции в трудах 1917-1923 годов, сопрягаясь с вопросами революционного преобразования общества и построения социализма в России. Согласно Ленину, социальные законы, открытые Марксом, являются всемирно-историческими законами и носят всеобщий характер. Знание же их и диалектическое применение на практике открытия, сделанного Марксом, служат средством исторической инициативы и революционного творчества. Идейное наследие Ленина оказало огромное воздействие на философскую мысль и общество в целом. Противоречивые, а зачастую и драматические результаты этого воздействия обнаруживаются сегодня не только в постсоветском пространстве. 16.Ницше,Шопенгауер. С сер.19в.в Европе совершается целая серия "фил.революций", направ-ленных против рациона-листич.концепций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил Шопенга-уэр,в труде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться челом и как воля,и как представление. Воля- абсолютное начало всякого бытия,некая космическая и биолог.по своей природе сила,созидающая мир и чела.С появлением последнего возникает мир как представление,как чел.картина.Чел является рабом воли, поск-ку во всем служит не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела жить,каким бы бессмысленным ни было его существование.Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами,как,напр.,сексуальное наслаждение.На самом же деле чел имеет для воли лишь косвенное значение,так как служит средством для ее сохранения.У чела есть только один выход-погасить в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности людей,к-ые перестали быть рабами воли:святые в земной жизни и гении в искусстве.Согласно Ш.,гениальность- способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние чел уже не индивид,а чистый, безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный чел не способен к созерцанию подобного рода.Он обращает внимание на предметы в связи с тем,что они имеют отношение к его воле.Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями,или,в случае их удовлетворения, скукой.Каждый чел располагает 3мя высшими благами жизни-здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты,поск-ку эти блага,по Ш.,только отрицательные величины.Ш.1ым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования казались недоста-точно убедительными.Европейское общ-во продолжало оптимистично смотреть вперед,идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями.Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее.Одним из ярчайших представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь рассм-л как "волю к власти". Все живое стремится к власти,неравенство же сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борьба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирожденной воли чела к власти. Гл.причину краха совр.ему цивилизации ф-ф видел в засилии интеллекта,в превалировании его над волей.Там, где интеллект возвышается над волей,она обречена на неминуемое разложение.Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.В данной связи Ницше выделяет 3 задачи познавательного процесса:1. Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е.2.Не познавать предметы и вещи окруж.мира,а практически овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заблуждения. Т.о. Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практ.жизнь.Однако этот регулятор оказался инстинктивной дея-тью,направляемой слепой иррациональной волей к власти.Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма,т.е.времени,когда христ.Бог утратил свою значимость для европ.куль-туры.Назначение отрезвленного нигилизмом европ. чела мыслитель видел в том,чтобы мужественно востор-жествовать над остатками иллюзий.Нем.ф-ф-пророк был прав,хар-уя совр.ему европейскую культуру как "тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом". Идеи Шопенгауэра, Ницше существенным образом повлияли на сам хар-р фил.рефлексии. Предложенный ими путь вскоре стал господствующим.Он объединил таких несхожих мыслителей,как Зиммель,Бергсон,Джемс и др. 17.ПОЗИТИВИЗМ. Во вт.пол 19в п-м стан-ся наиб влият теч-ем зап фил.П.объя-вил ед ист-ком истин зн-я конкретные,част науки и выступил против ф как метафизики,но за ф.как особую науку.Под метаф.они понималм умозрительную ф.бытия.П-фил позитивного зн-я,отвергающая теорет.спекуляции и умозрения как ср-ва получ зн-я.гов-ли:только сов-сть наук дает право гов-ть о мире в целом.Т.о.если ф.научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.3 этапа в эволюции п-ма:1.Собственно по-зм (30-70гг 19в)-Конт,Миль,Спенсер.2.Эмпириокритицизм (ко-нец 19в)-Мах,Авенариус.3.Неопоз-м(с сер20хгг20)-Шлик,Карнап, Нейроз,Витгенштейн,Б.Рассел.Осн-ль поз Конт.его работа:“Курс позитивной филос”Осн.идеи этой рабо-ты.1.Попытка классиф наук.Иеархия наук д.б.выстроена от прос.к сл-му,при кот лог-ое производит истор-ое. 2.Пытался опред-ть науку по ее предмету.исходил при этом из кантовского идеализма,предполагая,что науки имеют дело с метафизика с вещью.Т.к.вещи нельзя познать,то метаф д.б.отвергнута.3.Пытается выявить з-н 3 стадий развития позн-я и соответств типы мировоз-я. а)Телеологическая когда поведение чел опред-ся буйством фан-тазии,верой в богов...б)Метафиз-ая-бог становится субъстанци-ей...в)Позитивная стадия-стадия становления науч.взгляад на ве-щи.Начин-ся с соед-я опыта с абстр мышлением.4.Позитивные науки-попытка создания науч.религии.Высшее понятие этой рел –чел-во как целое.Прошлое,наст.и буд.чел-ва объед-ны мисти-ческой связью.По сущ-ву ед.чел-во результат,но не предпосылка истор пр-сса. Милль. Осн-ль позитивной логики и методологии науки.Работа:“Сиситема логики силлогистической и индуктив-ной”.Идеи Милля имеют соц устремленность.Он пытается раз-работать такую теор зн-я,чтобы зн-я были бы научными(как в естеств науках).Сущ-ет контраст м/д состоянием естествозн и обществозн-я.1-ое в цветущем состоянии,во 2-ом-топтание на месте,одни сист сменяются др.Поэтому необход.орган-ть помо-щь социологии со стор естествозн-я.Надо методы естеств при-менить в социологии.Какие же это методы?Осн.метод-физика. Физ.-это теорет зн-е,кот позволяет контролировать пр-ссы, Особенность физ.-соед-е опыта и теории,индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня зн-я:1.Эмпирические обобще-ния2.Объясняющая теория. М/д этими уровнями сущ строгая лог связь-Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необход.их взаимоподкрепление.Метод соц науки должен стать точной копией методов физ. Спенсер.Он подобно Конту поста-вил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это вся фил,но без метафизики.(т.к. метаф-это попытка судить о ми-ре вещей,кот непозна-ваемы).Стержнем едва зн-й людей явл идея эволюции.Пр-сс эвол означает возраст-е опред-ти вида.Сп выводил эволюцию из з-на сохран-я и превращения энергии,а послед из з-ов созн-я.,т.е. псих привычки чела.Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений-этот поток-основа з-на сохран-я.Он пытается применить идею эволюции при рассм.теор позн-я:Он полагает,что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности.То,что для вида апостериорно для индивида априорно.Т.е.в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн.,а затем это новое усиливается и передается как априорное. Эмпириокритицизм -т-я критики опыта.Гл. назн-е этой критики-выяснение сущ-ва дел.ЕЕ цель-чистить опыт от метафизики.Осн-л Авенариус и Мах считали осн з-ом позн-я- экономию мышления.Пытались очистить поним-е опыта от та-ких понятий как материя,субстанция,необход-ть,причинность и др рассудочных понятий.В итоге эмпириокр.выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений.Мир-это опыт,а структуру опыта составл ощущения. Сами по себе эл-ты мира нейтральны,различие их функцио-нально:одни и те же эл-ты мира составл физ реальность,и в этом случае они связ цепью физ причинности.Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том,что мы наз памятью.Т.о. Э. исходит из феноменологического пони-мания псих и физического понимания того,что непоср-но дано нашему созн-ю,но не учитывает генезис самого созн-я- субъективный идеализм. Неопозитивизм. или лог эмпиризм-Рассел,Витгенштейн,Шлик,Карнап,Франк,Не-йрат.Гл.идейным источником нп.был махизм.Но если махисты отстаивали “биолого-эк-ую”т-ю позн-я и видели в науке метод упорядочи-вания ощущений(элементов),то нп выдвинули нов.понимание науч.позн-я,как лог конструкции на основе чувств. Содержа-ний.Изгоняли из ф.метафизику.Фил имеет право на сущ не как мышление о мире,а как “лог анализ языка.”Позитивисты счита-ли осн? фил а также др коренные?? фил неразрешимыми из-за слабости чел разума,махисты- что осн? ф.снимается и разреша-ется учением о нейтр элементах,нп-заявляют,что и осн? ф.и во-обще пробл, считавшиеся ранее фил,-это мнимые пр-мы,кот нужно отбросить как лишенные науч.смысла.Все наше зн-е о мире дают только конкретные науки.Фил не может высказать о мире ни одного нов положения,не мож создать никакой картины мира.Ее задача-лог анализ и прояснение полож науки,в кот выражаются зн-я о мире.Сведению фил к лог анализу нп обязан Расселу,кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к выводу,что вся матем м.б.сведена к логике.Далее Р.придал более шир зн-е методу лог анализа и объявил,что“логика-это сущ-ть фил”. Витгенштейн развил эту идею,указав,что фил состоит в лог анализе языка.Отождествляя всю фил с лог анализом яз,нп искл.из сферы фил почти вся ф.проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.Одной из важн задач явл отделение пре-длож к-ые имеют смысл,от тех кот лишены его с науч.точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений.Нп различают 3 типа осмысл предлож-й 1.высказывания об эмпир фактах(если говорят о фактах и ни о чем более)2.предлож,содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами(могут быть сведены к выск о эмпир фактах)3. предлож-я логики и матем (не содержат выск о фактах,не дают нов.зн-я о мире,необходимы для формального преобраз уже имеющегося зн-я).Чтобы выяснить имеет ли предлсмысл необходим спец метод- верификация. Суть в сравнении предлож с дей-стью,указании конкретн усл-й,при кот оно истинно или ложно.Метод проверки еще и устанавливает смысл предлож “зн-е предлож закл в методе его проверки”Факт истина состоит в соотв высказывания факту.Предлож же типа“душа чел бес-смертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.Под фактами нп понимают ощущения,переживания,словом сост созн-я.Утверждение о том,что роза,аромат кот я вдыхаю, материальна,равно как утверждение,что она лишь плод моего воображ-я-одинаково лишены смысла.Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт,что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”.Значит в проц верификации можно сравнить предлож только с чувств-ми содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказа-лось,что ни один науч.з-н,ни одно общее утверждение типа“все люди смертны”не м.б.верифицированы,т к вер всегда относится к конкр.эмпир факту.В силу субъекетивизма вериф истины по-лож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф.Поэтому было предложено считать предлож верифицированным,если неск-о авторитетных исследов согласны считать его таковым.Т.е.критерий истины-согласие исследователей. Затем было предложено для выясн истинности предл.сравнивать его с друг предлож-ем.Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предлож с системой др предлож.,что не мб осн.зн-я. 18. Понятие «постпозитивизм» охватывает собой пришедшую на смену неопо-зитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существует «внутренняя» полемика. Выражаясь в терминах одного из его виднейших представителей – Томаса Куна, – это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы. Условно можно выделить два основных на-правления (естественно, обнаруживающих между собой общность): релятивистское, представленное Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом Пола-ни; и фаллибилистское, к этой группе следует отнести прежде всего Карла Поппера и Имре Лакатоса, а также Дж. Уоткинса, Дж. Агасси, Дж. Фетзера. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания, его неустойчивости во времени. 19.Ф-Я ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. Экзистенциализм-ф-я существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий индивид,все интересы к-го сосредото-чены на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ чела.Для Э имеет зн-е только его собственное сущ и его движение к небытию.Э объявл предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не м.б.наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому,он идет через наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что никогда не становится объектом”,т.к.мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра: все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто. Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не может превр в ничто,то для чел сущ-я не мо-жет найтись такого бытия,из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти.Значит бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается в страдании,борьбе, смерте. Свобода. Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел и есть свобода.Однако своб для него-нечто неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел осужден быть своб-ым”,свобода- мучит. необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ.От чела не зависит время его рождения и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.Пространство и время-способы чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности.Представл.о времени до моего рождения и после смерти-произвольная экстра-поляция.Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено. Лич-сть и общ-во. Общ-во-всеобщая без-личная сила,подавляющая и разруш.индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый стра-хом смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но жизнь в общ-ве не истинна.В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый умирает в одиночку. 20.. Совр.фил.направления религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм -офиц.ф-я катол. церкви.Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского,к-ый приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ.мировоз-рения.У Аквинского разработана концепция«гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования разума.Томистская онтология оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый субъект,к-ый без формы не обладает реальным существованием,форма-животворящее начало,вносящее в мир качеств.различия и структурную определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия. Персонализм как фил.направление сформи-ровался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье, Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить религию,гл.образом христ.те-изм,с нек-ыми буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма.Исходный пункт-самосознающая чел.индиви-дуальность,к-ая во многом сходна с понятием«Я»в классическом субъективном идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу личности образует не разложимая на части цельность,ее«абсолютная и су-веренная самость»,к-ая проявляет себя в неограниченной свободе.Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная актив-ность,способность к совершенствованию.Осозн-е челом своего ед-ва с др.людьми,по персоналистам,имеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея Бога априори заложена в челе,так чт овсе док-ва его реального существования сводятся у уяснению,раскрытию и коментированию этой самоочевидной истины. 21.Гермене́втика (др.-греч. — искусство толкования от др.-греч.— толкую) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом. В широком смысле понятие "герменевтика" может иметь следующие значения:1. искусство интерпретации (толкования) текстов,2. теория понимания, постижения смысла,3. искусства постижения чужой индивидуальности,4. учения о принципах гуманитарных наук.Базовые понятия герменевтики:Герменевтический круг, Необходимость предпонимания, Бесконечность интерпретации,Интенциональность сознания.История:Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путем самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа. 22. Структурализм - конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объектов, с. возник в начале 20 в. в ряде гуманитарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.) как реакция на плоский эволюционизм позитивистского толка. Он использует структурные методы исследования, разработанные в математике, физике и др. естественных науках. Для С. характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния исследуемых объект тов, выяснению внутренне присущих им вневременных свойств, стремление к четкому различению исследуемых объектов и исследовательских средств и соответственно отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между фактами или элементами изучаемой системы. При изучении объекта С. предполагает движение от первичной организации наблюдаемых фактов в рамках исследовательской задачи к выявлению и описанию внутренней структуры объекта (его иерархии и взаимосвязей между элементами каждого уровня): и, далее, к созданию теоретической модели объекта о ее интерпретацией в исследуемом материале. На развитие С. в ряде наук оказало влияние создание семиотики, идеи Ф. Соссюра в лингвистике, Леви-Строса в этнологии, Л. С. Выготского и Пиаже в психологии, а также разработка металогики и метаматематики (Фреге, Гильберт). Нек-рым общим для С. предметом исследования можно назвать процессы деятельности, опосредствуемые общением их участников с помощью знаковых систем. Такими системами для С. выступают: естественный язык, первобытные социальные и культурные структуры и т. п. Применение структурных методов в конкретных науках дало положительные результаты: напр., в лингвистике оно позволило решить задачи, связанные с описанием бесписьменных языков, дешифровкой неизвестных письменностей методами внутренней реконструкции языковых систем и т. д. Идеи С. играют определенную методологическую роль и в объединении междисциплинарных исследований явлений культуры, в сближении гуманитарных и естественных наук при сохранении их специфики. Однако широкое распространение структурных методов в различны» сферах знания породило необоснованные попытки возвести С. в ранг философской системы и в качестве таковой противопоставить др. философским системам, в т. ч. марксизму. Подобные попытки, игнорирующие познавательные границы, к-рые свойственны С., как и всякой конкретно-научной методологии, являются абсолютно неправомерными и подвергаются справедливой критике в работах советских ученых, а также зарубежных философов-марксистов. Антиисторическому подходу к понятию структуры, отрицанию внутренних противоречии как источника развития и изменения структур объектов марксистская философия противопоставляет методологические принципы диалектического анализа, получившие глубокое выражение в «Капитале» Маркса. 23. ПОСТМОДЕРНИЗМ – особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. Постмодернизм возник в середине 50-х гг. 20 века в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма, в том числе в Европе, в первую очередь во Франции. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т.п. В 80-е гг. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни - политику, культуру, международные отношения. Широкую известность приобрели ведущие теоретики постмодернизма – Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, М.Фуко, Ж.Бодрийар и др. Возникнув как явление духовной жизни Запада, постмодернизм на рубеже 80-90-х гг. преодолел границы западного общества и стал распространяться не только вглубь, но и вширь, порождая различные незападные формы. Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодернизма самой актуальной и "продвинутой" частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. Споры о постмодернизме начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. "Мир как текст" – один из наиболее известных и основополагающих тезисов постмодернизма. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста. "Ничто не существует вне текста",- утверждает Деррида. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с "фактами" мира. Язык "владеет" своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельности, а не наоборот. Постмодернизм отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить "истину" о ней. Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это – исходная и главная идея постмодернизма, рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Ж.Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами. Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь, заменяющую "исчезающую" реальность, кажимость, не обладающую никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между "словами" и "вещами" ("Слова и вещи" – одна из самых известных работ М.Фуко). Постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" – "метарассказов". Это – религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм – это "недоверие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов". Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка – главный лозунг постмодернизма. Поэтому для постмодернизма естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В постмодернизме социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития. В постмодернизме представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Особое внимание постмодернизм уделяет процессам локальной идентичности, мультикультурализму – формированию множества групп, основанных на культурной, в первую очередь – этнокультурной идентичности. Эти процессы свидетельствуют о распаде "универсальных" социальных структур модерна, об отказе от "универсальных" принципов организации общества. Глобальное "размножение" локальных идентичностей означает разрушение характерной для модерна культурной вертикали центр-периферия, как в национальном, так и в мировом масштабе, закат гегемонии Запада и возникновение нового социального порядка глобального уровня. В этом отношении постмодернизм выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене евроцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм – это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного. 24. РУССК.Ф-Я 19-20 в. Фил.мысль в Р.формировалась под влиянием общемировой ф-и.Однако специфика Р.ф-и во многом складывалась под влиянием социально-културных процессов,происходивших на Руси.Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус.фил. мысли.1ым р мыслителем мир.уровня был конечно же Ломоносов- гениальный ученый-энциклопедист.Радищев-отстаивал ма-териалист.фил.позиции,считая,что“бытие вещей независимо от силы позн-я о них и сущ-ет по себе”.Впервые в рус. Мыс-ли сиситематически разрабатывал проблему чела.Выдающи-мся рус.ф-ом и соц.мыслителем был Чаодаев.Его общефил. концепция-дуалистическая.Физ.мир построен из атомов и молекул,т.е.эл-тов материальных,из к-ых образуются все тела.Тела сущ-ет в простр,к-ое есть объективная форма вн. мира,и во времени,к-ое субъективно.Движ-е и взаимодей-е рассм-лось им в духе механисцизма,кот.ограничивался ми-ром физ.явлений.Созн-е чела не подчин.мех.закономерно-стям природы,а явл.рез-том бож.творения.Позн-е по Ч.тоже дуалистично:в обл.естествозн-я дей-ют рационалистич.и эмпир.методы,а в дух.мире,объекты кот.обладают свободой, дей-ет откровение.Чел есть объективное ед-во 2 миров-физ.и духовного,как сущ-во свободное,кот.в своем истор.бытии подчинено диалектике необходимости и свободы.На пони-мании соотн-я необходимости и своб.во многом строится и концепция фил.истории Ч,связанная прежде всего с заботой о судьбе России.Здесь его взгляды эволюционировали.В нач период он считал необходимым тотальное ед-во рода чел-ого(применительно к Р.-единение Р.с др.народами).Затем взгляды Ч.в отн-нии судеб Р изменились.Он стал рассм. оторванность Р.от мир.истор.процесса как преимущество, кот.позволит быстро овладеть достиж зап.цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.Своеобр. направлением в Р.ф-и явились воззрения славянофилов. Хомякова и Киреевского. В центре их внимаия нах.судьбы Р. и ее роль в мир.истор.процессе.В самобытности истор. прошлого они видели залог всечел-го призвания Р.,тем более,что по их мн-ю,зап.культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку,что выраж-ся в поро-жденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.Славяноф.развивали основанное на религ.пред-ставлениях учение о челе и общ-ве.Хомяков-учение об иеар-хической структуре души и ее“центр.силах”.Киреевский- “внутр.средоточие духа”.Достиж.целостности чела и связан-ное с этим обновление общ.жизни они видели в идее общи-ны,дух.основа к-ой-церковь.Первоначало всего сущего-бог. Истор.прогресс связан с отысканием“дух смысла”.Сущно-сть мира м.б.познана лишь синтезом всех дух.функций чела, так называемой“Разумной Зрячестью”или“живознанием”, исходное начало кот.-религия. Материалисты Белинский. Герцен,Чернышевский,Добролюбов,Писарев.Они являлись не только фил.теоретиками,но и идеологами р.рев. демокра-тии.Р.ф.прошли поучительную школу нем.клас.ф-и и Фр. просвещения.После глуб.увлечения гегельянством р.ф-я по-вернулась в стор.мат-ма(не без помощи Феерб),стремясь однако сохранить диалектичность.Они обосновали принцип ед-ва созн-я и бытия,первичность матер.по отнош к созн-ю, идею о том,что созн-е есть св-во не всей,а только высокоорганиз.материи-мозга.В природе,по Черныш., нечего искать идей:в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами,в рез-те столкновения кот.и начи-нается жизнь природы.Обосновали принцип постояной эволюции общ.истории.Герцен:природа и чел.история вечно и непрерывно изменяются,они течение,прелив,движение, причем движ.происходит поср-вом борьбы 2 противопол. тенденций:возникновения и разрушения.Развитие идет через противоречия,борьбу нового со старым,отрицанием отжив-шего нарождающимся.Самобытным р.мыслителем был Лев Толстой.Подвергая критике общ-полит уст-во Р,Т.уповал на нравств.-религ.прогресс в созн-и чела.Идею истор.прогресса он связывал с решением? о назначении чела и смысле жизни,ответ на кот.должна дать созданная им истинная религия.В ней он признавал лишь этическую сторону, отри-цая богословские аспекты.Отказ от любой борьбы, непро-тивление злу,проповедь всеобщей любви.“Царство божие внутри нас”-он неприемлил обычное понимание бога. Всякая власть-насилие-отрицание гос-ва.Т.к.он отвергал борьбу,то упразднение гос-ва должно произойти путем отка-за каждого от выполнения общ.и гос.обязанностей. Достоевский.В своих общ.-пол.исканиях он пережил неск-ко периодов.Увлекался идеями утопического социализма. Затем в его взглядах произошел перелом,связ.с усвоением религ.-нравств идей Исповедывал идеи почвеничества,для кот.хар-но религ.ориентированность фил.осмысления судеб рус.истории.Всё истор.чел-во,с этой точки зрения,представ-лялось как борьба за торжество христ-ва.Р.народ-миссия, носитель высшей дух.истины.Одним из выдающихся р.фил. был Соловьев.На его взгляды боль.влияние оказала идеи неоплатонизма,средневек.мистицизма,нем.клас.ф-и и славя-нофилов.Общ.-истор.задача ф-и-спасение чела и чел-ва. Необходимо подготовить чела к восприятию христ. Ценно-стей.Центр.идея учения-идея положительного всеед-ва или “всеединого сущего”.Это всеед-во являет собой соверш. синтез истины,добра и красоты.Всеединое сущее-сфера абсол,божественного-обладает признаками безусловности и всецелости.Реальный мир-самоопределение или воплощение абсолютного,сущего.,посредник м/д ними-София(мудрость божия).Материальный мир находится в хаотическом состо-янии.Чел-во является центром всеобщего созн-я природы. Его роль-роль освободителя и спасителя природы. Чел-во - посредник м/д прир.и божетвом.Чел должен изменять при-роду до ее одухотворения.Отсюда цель мир.истории-ед-во бога и внебожественного мира,возглавляемого чел-ом. Нравств.смысл личности,являющейся связ.звеном м/д бож.и природными мирами,реализуется в акте любви к др. челу,к природе,к богу.Истинный предмет любви-Вечная Женствен-ность.В общ-ве идея“всеед-ва”раскрывается как богочел. союз людей,как некая вселенская церковь, объеди-няющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего.Залогом такого всеед-ва явл.объед-ние катол.и правосл.церквей.В истории р.ф-и идеализма С. ока-зал б.влияние на целую плеяду религиозно фил.мыслителей (Бердяев,Трубецкие,Флоренский,Франк),к-ые составили те-чение богоискательства со свойственным ему иррациона-лизмом,персонализмом и мистическим пониманием свободы и тв-ва. 25.Бел.ф-я. История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет.Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию наци-он.самосозн-я.(зафиксировано в летопесях).В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу.,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси знасительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческое. На-чиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.акже работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным.
Бытие в обыденном понимании–существование. Бытие как фил.категория–не просто существование,а то, что гарантирует существование. Почему бытие не называют существованием?Понятие существование наделяет предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для меня не существуешь». Бытие же имеет смысл«есть»,эта связка подчеркивает смысл существующего(Сидоров есть человек). Аспекты бытия: § Что существует? Мир. § Где? Здесь и везде. § Как долго? Сейчас и всегда. Следовательно мир есть и будет,правда док-ть это мы не можем.1. Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир?Все ли пространство заполнено миром?Все существующее должно иметь предел.Нам проще представить мир безграничным,как только представим безграничным-?–где граница?Непротиво-речивое определение бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2. Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны,а мир–бесконечен.Существование–предпо-сылка ед-ва мира.Если есть мы и природа–бытие-уже предпосылка ед-ва мира.Материальность,ед-во простран-ства и времени(Е=mc2).Тождество бытия:А=А-одно из фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в процессе наших рассуждений).3. Как все то,что сущ-ет в отдельности сущ-ет? Все то,что нас окружает–дей-сть,имеет ли оно логику существования или нет?(Мы выделяем растения и животные,т.к.нам это хо-чется или это разделение не зависит от нас). Реальность:как мы эту дей-сть познаем. Действительность:все то,что сущ-ет и дей-ет на нас. Уровни бытия: § Бытие природы § Бытие общества § Бытие личности Сферы бытия: - Органическая сфера - Неорганическая сфера - Техносфера и т.д. Формы бытия: 1.Вещей и процессов– естественное бытие, иногда его разделяют на миры: микромир –на уровне элементарных частиц, макромир –на уровне человека, мегамир –дали. Представлены первой и второй природой: Первая природа –существовала до чела,с ним и после него. Вторая природа –вечный мир,созданный челом.Чел создает вторую природу на основе законов первой природы. 2.Человека. Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует.
|