Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послекультовое выздоровление: оценка и реабилитация





Пол Р. Мартин, Ph. D.

В этой главе я описываю свои клинические наблюдения относительно проблем, с которыми сталкиваются бывшие культисты во время процесса выздоровления, обсуждаю процедуры, которые я применяю в Веллспрингском центре уединения и ресурсов, жилом реабилитационном центре для бывших культистов, и кратко описываю веллспринговскую программу лечения. Наш опыт имеет отношение, главным образом, к членам периферийных христианских групп, поэтому мои наблюдения и рекомендации могут больше применяться к этой группе, нежели к другим.

МИФЫ

Сначала, однако, я хотел бы обсудить общие мифы, окружающие культовый опыт (Martin, 1989). Некоторые из этих мифов могут быть найдены среди людей всех вер; других более широко придерживаются христиане. Мифы выражаются в вопросах или утверждениях, подобных следующим:

· “Почему вы не ушли из этой группы?”

· “Я, конечно, не мог и подумать о каких-либо других людях, которые присоединяются к культу, но, откровенно говоря, вы были бы последним человеком, от которого я бы ожидал присоединения к культовой группе!”

· “Зачем встречаться с психологом? Вы знаете, что вас обманывали в вашей духовной прогулке с Богом. Вам нужно покаяться в своих грехах таким образом, чтобы обманщик больше не мог вас искушать”.

· “Я не знаю, почему вы так жалуетесь, ваша группа не была культом. Почему, ведь они проповедуют Евангелие. Возможно, вы только озлоблены, и вам необходимо настроить свое сердце в лад с Богом”.

· “Возможно, ваш лидер был прав - вы были недостаточно преданны и ваш уход был только оправданием неполного подчинения вашего сердца Богу. Вы используете свое сопротивление авторитету в целом как оправдание для критики этой группы. Вытащите сначала бревно из своего собственного глаза”.

· “По моему опыту, люди, которые присоединяются к этим группам, испытывают беспокойство или вышли из дисфункциональных домов. Я не знал, что у вас были раньше проблемы, но догадываюсь, что был неправ.

· “Я не знаю, почему вы не читаете свою Библию - в конце концов, Слово есть истина, и это то, что поможет исцелить вас. Вам необходимо вернуться в братство; люди в церкви собираются начать интересоваться вами”.

· “Вы знаете, вы начали ослаблять свое рвение в изучении Библии и в молитвах во время обучения в колледже. Я уверен, что если бы вы придерживались этих двух существеннейших вещей, участие в группе не обмануло бы вас так сильно и вы не были бы в таком состоянии, в каком находитесь сейчас”.

Когда экс-культисты слышат любое из вышеназванных утверждений, они слышат послание, которое говорит: “Что-то не так с вами”, “У вас, должно быть, психологические проблемы”, “Возможно, ваша духовная жизнь не является тем, что вы о ней думаете”,”Может быть, вы непокорны и в действительности являетесь бунтующим”. Для экс-культиста, который слышит подобные искаженные послания и верит в них, выздоровление невозможно до тех пор, пока не справишься с этими ошибочными посланиями. (Большинство этих людей уже провели бесконечные мучительные часы, бесполезно раскаиваясь и признаваясь в своих грехах Это не время для того, чтобы предписывать еще больше того же самого).

Любой может оказаться втянутым в культ, независимо от духовного или психологического состояния. Культы эксплуатируют слабого, сильного, идеалистичного или человека, ищущего дела. Культы эксплуатируют и ухудшают ранее существовавшие проблемы. Обвинять человека за пребывание в культе - это то же самое, как обвинять начинающего ходить ребенка за то, что он падает, обвинять жертву изнасилования или обвинять кого-либо, страдающего от страшного заболевания.


СТАДИИ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Первое, что следует сделать родителям и друзьям, если близкий человек возвращается домой из культа, это позаботиться о любых медицинских потребностях или потребностях питания, чтобы убедиться, что экс-культист физически здоров. Им также следует оценить, на какой стадии выздоровления находится человек, поскольку нужды бывшего культиста могут очень заметно различаться по мере своего прогресса в ходе стадий выздоровления. В Веллспринге мы наблюдали, что люди обычно проходят три стадии выздоровления после ухода из культа: (1) развитие концептуальной структуры; (2) период переживания огорчения, примирения и стремления к достижению; и (3) интеграция заново в обществе.

Первая стадия: Развитие концептуальной структуры

Фокусом первой стадии является просвещение и самоодобрение. В порядке дня стоят тщательный взгляд на группу, о которой идет речь, и методики психологического манипулирования, используемые культом. Наряду с этим важно помнить об утрате близости и товарищеских отношений, которую переживает экс-культист после ухода из группы.

Возможная потребность в консультировании о выходе Если экс-культисты демонстрируют значительное смущение относительно своего культового опыта, если они склонны обвинять самих себя, если они не осознают манипулятивные методики, которым они подвергались, и если они не признают или отрицают, что они были жертвами, тогда они, вероятно, могут извлечь пользу из консультирования о выходе, даже если они пробыли вне культа долгое время. В самом деле, некоторые люди, которые ушли из культа более 10 лет тому назад, ищут консультирования о выходе.

Консультирование о выходе может быть осуществлено у данного человека на дому консультантом по выходу (смотрите Главу 8). Оно может происходить в жилом предприятии по реабилитации, таком, как это будет описано далее в этой главе, или оно может происходить несистематическим образом, например, путем чтения о культах, разговоров с бывшими культистами, посещением семинаров и так далее; этому последнему методу мы обязаны тем, что порой слышим утверждения типа: “Он сам для себя провел консультирование о выходе”.

Очевидно, когда это возможно, предпочтительным является формальное систематическое консультирование о выходе. Консультироание о выходе дает бывшим культистам структуру, с помощью которой можно понять послекультовые проблемы и, таким образом, способствовать процессу выздоровления.

Осознание важности отношений Культы соблазняют людей, главным образом, благодаря отношениям, которые предлагает культовый опыт. Культовая вовлеченность является чрезвычайно личным переживанием. Соответственно, выздоровление должно быть интенсивным и личным. Терапевт, консультант, пастор и родитель должны быть в состоянии устанавливать связь с эмоциональными потребностями экс-культиста в одобрении, принадлежности, дружбе и любви. Культовая вовлеченность может породить серьезные психологические проблемы, хотя не все проблемы экс-культистов могут быть связанными с культом. Пасторам верно советуют искать консультацию по психотерапии, если они желают лечить этих людей.

Гарольд Бассел отмечает, что он редко видел евангелиста, который вступал в культовую группу по относящимся к доктрине причинам. Среди факторов, делающих группу привлекательной, которые он описывает, находится особое внимание культа к “способности группы делиться эмоционально друг с другом...общности и заботе” (Harold Bussell, 1985, pp. 111 - 113).

Оценка группы Первым шагом в работе с экс-культистом является проведение глубокой интеллектуальной и теологической (или философской) оценки учения группы.консультант

Во-вторых, этика группы - например, использование ею денег, ее методы реформирования мышления и ее практика обмана - все необходимо тщательно изучить. Родители (или друзья) могут быть чрезвычайно полезны для консультантов по выходу или психотерапевтов-клиницистов, обеспечивая информацией, которую они получили относительно данного конкретного культа. Подобным образом, консультант вполне может иметь информацию о группе, о которой родители не знают.

В-третьих, этику и теологию группы необходимо исследовать в контексте психологических потребностей данного человека. Этот третий шаг в оценке группы сходен с понятиями Карла Роджерса о согласованности или подлинности, то есть, что человек “свободно и глубоко является самим собой” или что здесь нет “расхождения между действительным опытом организма и картиной для самого себя, в той степени, как индивид представляет себе этот опыт” (Rogers, 1992, p. 828). В специфической ситуации культового лечения терапия должна сосредотачиваться на конкретных нуждах и ранимости бывшего члена культа и демонстрировать этому человеку, как эти нужды эксплуатировались культом. Например, многие культы охотятся в области понятий совершенства или пребывания в качестве самого лучшего. Многие клиенты вступают в культовые группы с, возможно, высокими ценностями относительно совершенства или пребывания в числе лучших из лучших. Для терапевта, следовательно, важно видеть, как культ эксплуатировал эти ценности, так, чтобы этот опыт интегрировался в то, чем был человек до культовой вовлеченности, и как культ эксплуатировал или менял эти центральные ценности. В этомтретьем шаге существенно важно говорить клиенту, что все члены культа имеют специфические ценности и потребности, которыми пользуется культ. Клиентам необходимо понимать, что культовая вербовка не является чем-то, что случалось из-за их уникальной уязвимости, но что скорее каждый человек имеет набор факторов, которые культ может использовать в своих интересах.

Восстановление чувства товарищества и осознание групповых процессов При выздоровлении от культового опыта типичной проблемой, которая требует больше всего времени, является болезненный поиск любви, товарищества и заботы, которые он ощущал, находясь в группе. Крайне важно установить отношения доверия. Помогающий должен усердно работать. Салливэн (Sullivan, 1984) обнаружил, что только половина бывших членов культа, которые искали помощи, были в состоянии участвовать в успешных рабочих отношениях с консультантом. Консультанты или пасторы (особенно если помогают другие члены церкви) должны давать теплоту и заботу, но им следует быть осторожными, чтобы не превратиться в суррогат или имитацию интенсивного социального “состояния наркотического опьянения”, которое испытывал бывший член в группе. Потрясающее товарищество и теплота, к которым страстно стремится экс-культист, часто являются искусственными высотами. Да, групповой опыт воспринимается как грандиозный, но был ли он истинным и всегда ли он порождался искренней любовью и одобрением, или в действительности он был скорее похож на ощущение эйфории, возникающей при применении некоторых наркотиков?

Существует много групповых приемов, которые могут заставить людей чувствовать себя великолепно, даже эйфорически. И следует отметить, что эти приемы или эйфорические ощущения не уникальны для культов или периферийных церквей. Что становится мучительным для выздоравливающего экс-культиста, так это приход к пониманию того, что такие процессы не являются уникальными для его группы. Мунисты рассказывали мне о потрясающих ощущениях восторга, любви и теплоты, которые они переживали на некоторых из своих служб. Члены Интернационального Пути рассказывали мне, как они ощущали присутствие Бога на некоторых из своих конференций. Экс-культисты Великой Интернациональной Комиссии стремились к “братству” и ощущениям, которые они переживали, находясь в группе. Бывшие члены периферийных церквей рассказывали, как хорошо они себя чувствовали после посещения одной из их служб; некоторые позднее называли опыт “Шоу Карла Стивенса” по имени своего лидера или называли его “выпивкой”. Женщина, которую я консультировал, продолжала ходить в харизматическую секту даже после того, как она едва не разрушила ее семью. Она признавала, что люди там искусно используют многие методики, чтобы вызывать ощущение вины, даже заставляли ее отдаляться от семьи; однако она должна ходить на службы, потому что она “так хорошо себя чувствовала” когда была там.

Соответственно, бывшие наркоманы, которые позднее присоединились к культовым группам, ссылались на данный опыт как на “опьянение” или как на “превращение в опьяневшего”. В другом, но похожем, примере моя подруга - христианка вернулась с собрания буддистов и рассказывала, как она была чрезвычайно тронута торжественными заявлениями и пением группы. Она была совершенно захвачена всем переживанием и ощущала себя чрезвычайно восхищенной.

Страстное желание удвоить подобные переживания может быть одной из самых трудных проблем, которые следует преодолеть экс-культистам. Они научились любить ощущение, и они начинают стремиться найти это ощущение вновь вне культа. Тогда это напоминает пагубную привычку. Совершенно так же, как наркоманы, они утверждают, что в мире не существует более великолепного ощущения. Но посмотрите на результат пагубной привычки к наркотикам - самое жалкое состояние, которое разрушает жизнь, здоровье, карьеры и часто убивает. Похожий процесс, который ведет к разрушению, может найти культист, который будет приносить в жертву все просто потому, что, как ему кажется, он не может найти такое “ощущение” больше нигде.

В то время, когда член группы находился в “опьянении”, он мог неосознанно подавить или отмежеваться от эмоциональнойболи, сомнений и предательских признаков того, что его здоровьем находится в небрежении. Такие “опьянения” (которые, разумеется, не являются уникальными для религии) могут быть психологически и духовно нездоровыми (Ash, 1984; Martin, 1989). В значительной части этот опыт в культе порождает сильное чувство зависимости от группы и ее лидеров. Следовательно, помощники должны быть осторожными, чтобы не поощрять зависимость по отношению к ним или к другим групповым приемам. Конфликты зависимости типично являются главной заботой экс-культистов. Хорошая реабилитация и терапия будут стремиться достичь подвижки от зависимости в направлении групповой поддержки и здоровых отношений.

Осознание “плавания” “Плавание” в культовой сфере относится к измененным состояниям сознания, то есть, состояниям между бодрствованием и сном, “состояниям, которые отличаются от обычно испытываемых в мире повседневной реальности. Входящими сюда являются состояния, подобные тем, которые вызываются творческой работой, медитацией, наркотиками, сном, алкоголем и гипнозом” (Pollio, 1982, p. 240). Когда культист возвращается к “опьянению” после ухода из культа, это называется “плаванием”. Если он срывается обратно к основанным на стыде мотивировкам культа и снова верит, что культ был прав, это также называется “плаванием”. С эпизодами “плавания” справляются, раскрывая то, что их вызывает, и обучая клиента некоторым ориентированным на реальность рациональным упражнениям. Мэделейн Тобиас в Главе 16 дает советы относительно того, как справляться с этими импульсами.

Понимание травма В попытке понять, что случилось с экс-культистом, часто полезно применять модель жертвы или травмы. Согласно этой модели, превращение в жертву и вытекающее из него страдание обусловлены разрушением трех базовых предположений, которых жертва придерживалсь относительно мира и себя. Эти предположения следующие: “вера в личную неуязвимость, восприятие мира как имеющего смысл, и восприятие самого себя как положительного” (Janoff-Bulman, 1985, p. 15). Экс-культист был травмирован, обманут, подвергнут жульничеству, использован и часто эмоционально, физически, сексуально и умственно подвергнут насилию в тот период, когда он служил группе и/или лидеру. Как другие жертвы травм (например, преступных действий, военных ужасов, изнасилования и серьезной болезни), бывшие культисты часто переживают болезненные воспоминания о своем участии в группе. Они также теряют интерес к внешнему миру, чувствуют себя обособленными от общества и могут показывать ограниченные эмоции (Janoff-Bulman, 1985, pp. 16, 17).

Реформирование мышления Экс-культисты, все еще находящиеся на первой стадии своего выздоровления, должны до конца понимать, насколько они были под влиянием системы реформирования мышления. Работа Лифтона (Lifton, 1961, 1987) была особенно полезной для бывших культистов. Джери-Энн Галанти (Глава 3) обсуждает определяющие критерии программы реформирования мышления Лифтона.

Я хотел бы расширить формулировку Галанти, обсудив восемь тем Лифтона согласно степени, в которой они вносят свой вклад в сужение отношений культистов с миром, их собственными “я” и культом.

Культы меняют границы между своими приверженцами и миром путем существенного сооружения психологической стены. Очевидно, что лифтоновский контроль окружающей обстановки является первостепенным фактором в сужении отношений культистов с внешним миром, но мистическое манипулирование и священная наука также вносят значительный вклад. Эйфория, которую порождает мистическое манипулирование - например, через монотонное пение, разговаривание на языках и так далее - создает ощущение, что группа радикально отличается от внешнего мира. Это различие, конечно, толкуется положительно, например, как “присутствие Бога”, “движение Священного Духа”, “знак присутствия Бога”, “блаженное сознание” или “внутреннее просвещение”. Они сомневаются, что подобное чувство можно найти вне группы. Подобным образом священная наука подчеркивает особое качество группы. Культы имеют ответы фактически на все. И не существует истины вне их “науки”, или, по крайней мере, нет совершенствующей истины вне группы. Чистый результат заключается в том, что культисты начинают сомневаться в том, что вне группы существует истина, так что в результате они устанавливают свою собственную внутреннюю цензуру для внешней информации.

Культы меняют отношения членов с их собственными “я” через превосходство доктрины по сравнению с личностью, согласно которому доктрина имеет первенство над личностью членов, их интересами и здоровьем - поистине надо всем. Так, культы широко определяют грех и узко определяют человеческую природу. Это имеет тенденцию к отчуждению членов от самих себя. Например, некоторые культы учат, что быть художником или музыкантом - значит быть для Бога “вторичным лучшим” осадком. Те, кто имеет художественные наклонности, таким образом, вынуждаются ощущать самих себя в качестве недуховных, незрелых, грешных или мятежных. Исследование Йикли (Yeakley, 1988) относительно принуждения приспосабливаться к определенному очертанию личности (см. Главу 1) согласуется с точкой зрения о том, что культы вызывают отчуждение внутри самого себя.

Заряженный язык является возбуждающей стороной превосходства доктрины над личностью. Другими словами, превосходство доктрины над личностью “толкает” или “стискивает” индивидуальность человека. Нормальная человеческая природа борется с такими стискиваниями и пытается развернуться обратно на своем месте. Здесь заряженный язык “блокирует” нормальное выталкивание обратно путем внесения в сознание культистов таких останавливающих мышление фраз, как “Ваш вопрос - вопрос дьявола” или “Ваша страсть к искусству является декадентством среднего класса”. Так практика превосходства доктрины над личностью и заряженного языка объединяются, чтобы изменить границы между докультовой и культовой личностью.

Культ контролирует и меняет отношение членов к культу посредством требования чистоты, культа исповеди и разделения существования. После того, как заканчивается “медовый месяц” вербовки, эти факторы работают вместе, чтобы заметно повысить зависимость культистов относительно группы. Культ исповеди дает группе возможность узнать о слабых местах человека и доставляет боеприпасы для будущих столкновений. Требование чистоты означает, что члены будут постоянно чувствовать себя неполноценными. Это удерживает их в бесконечном цикле “более усердных попыток”, при том, что все-таки они никогда не достигают требуемой цели. Чистый результат практики исповеди и чистоты заключается в том, что она резко ограничивает широкое множество видов поведения, которое в норме людям обычно позволяется выражать. Следовательно, для культиста также существует поведенческое ограничение или граница.

Объединенный эффект контроля окружающей среды, превосходства доктрины над личностью и культа исповеди определяют положение концепции разделения существования ярким и пугающим языком. Культисты, которые утратили веру во внешний мир и потеряли веру в себя или уверенность в себе, которые пришли к пониманию того, что они должны быть заново вылеплены приемами и учением культа, сталкиваются с ужасающей перспективой, когда они сталкиваются с разделением существования. Следовательно, если человек уже утратил внешний мир, поверив в то, что он является пагубным, и потерял свое “я”, поверив в то, что оно также является вредным или “буржуазным”, тогда перспектива утраты присоединения к культу преподносит культисту феномен полного уничтожения собственного “я”.

Разделение существования подчеркивает тревогу членов, потому что их часто скрываемые чувства неполноценности приводят их в состояние уязвимости к тому, чтобы их судили как недостойных. Обработанные идеологически в убеждении, что непринятие культом является равносильным личному уничтожению, члены будут, очевидно, делать все, что они могут, чтобы остаться в хорошем положении.

Программа реформирования мышления меняет отношения, которые имеются у культиста с самим собой, с культом и с миром. Эти отношения становятся суженными из-за новых границ, которые реформирование мышления располагает в каждой из этих сфер.

Если бывшие культисты не понимают программу реформирования мышления, они не смогут разрешить свои запутанные эмоции - чувство вины, страх, стыд, печаль и тревогу. Они не будут оценивать, до какой степени эти эмоции происходят из сужения их отношений с самими собой, с миром и культом.

Даже если культисты понимают реформирование мышления, возникнут две мощные и фундаментальные эмоции: радость освобождения и ярость из-за того, что над человеком учинено насилие. Первая эмоция подтверждает их сущность как свободных и независимых личностей; последняя эмоция подтверждает их чувство правильного и неправильного. Жизненно важно, чтобы моральное оскорбление экс-культистов не трактовалось как патологическое. Им было причинено зло. Их заставили чуствовать себя беспомощными. Их прежнее чувство правильного и неправильного - один из самых центральных элементов человеческой сущности - было вывернуто наизнанку. Ярость усиливает ослабевшие остатки их морального “я” против затяжной власти культового зла.

Радость освобождения и ярость, которая приходит с пониманием того, что случилось, служат очищению человеческого духа. Эти чувства должны следовать своим курсом. В этот момент начинается выздоровление для послекультовой жизни. Человек находится во второй стадии.

Вторая стадия: Пребывание в состоянии печали, примирение и стремление выбраться

На второй стадии бывший культист будет иметь дело с некоторыми или со всеми из следующих мыслей и вопросов:

“Я чувствую себя опечаленным из-за того, что мои друзья все еще в группе”.

“Я не могу поверить, что это случилось со мной”.

“Я потерял так много времени”.

“Смогу ли я найти какую-либо разумную духовность?”

“Во что я могу верить относительно Бога?”

“Как я мог быть таким глупым?”

Вторая стадия также является началом процесса переживания горя. Люди, которые горюют, должны быть поняты. Им нужно позволить выговориться и полностью все прочувствовать.

Приобретение заново цели На этой стадии выздоровление должно фокусироваться на оказании людям помощи в приобретении заново наименее неурегулированных убеждений относительно мира и самих себя. Большинство симптомов стресса может быть отнесено к недостатку веры жертвы в значимый мир, в котором они видели себя как положительных и в какой-то мере неуязвимых. Культовый опыт часто является кризисом веры. Многие экс-культисты говорят самим себе: “Как Бог мог допустить, чтобы такое случилось со мной?” или “Я чувствую себя дураком”. Их вера в справедливый мир разбита. Они больше не могут сказать: “Со мной это не случится”.

Поиски смысла среди экс-культистов являются первостепенными. Жертвам необходимо помогать заново получить веру в самих себя и в мир, в котором есть место и для того, чтобы с хорошими людьми происходило дурное. Также они могут нуждаться в том, чтобы выговориться и облегчить свою травму вновь и вновь, как делают жертвы других типов кризиса (Horowitz, 1990). К несчастью, процесс разговоров о травме иногда укорачивается действующими из благих побуждений помощниками, которые рассматривают подобные размышления в качестве непоучительных или слишком сильно сосредотачивающихся на прошлом.

Эффективная терапия должна быть поддерживающей и вновь подтверждающей, так как чувство собственного достоинства необходимо строить заново. Жертвы необходимо освободить от той точки зрения, что они каким-то образом исключительно были ответственны за свое обязательство. Они должны быть в состоянии просить самих себя. Эта задача осоебнно проблематична для тех, кто сильно верил в версию “Евангелия преуспевания”. (Евангелие преуспевания поддерживает убеждение, что если у верующего человека достаточно веры, он полностью раскаивается во всех грехах и отдает по карйней мере 10% своего дохода церкви или какому-нибудь христианскому духовенству, тогда у него будет хорошее здоровье, он добьется финансового богатства и испытает общее процветание во всех сферах жизни). Нужно достичь смысла и заново завоеванного доверия. Для тех, кто выходит из религиозных культов, часто наиболее полезным является восстановление веры, если они могут видеть событие с точки зрения великодушного Бога, который истинно любит их (смотрите также Главу 16).

Потребность в примирении По временам экс-культист может осознавать, что его слова или действия, когда он находился в культе, оскорбляли других. Очень исцеляюще действует подход к этим другим и просьба о примирении. Хотя обидчик полностью понимает, что в его намерения не всегда входило причинить зло, теперь он осознает, что его слова или действия могли быть пагубными для других. (Одно слово предупреждения для экс-культистов: Не совершайте ошибку восприятия того, что вы узнали после ухода из культа, с применением этого к тому времени - это наверняка формула для незаслуженного чувства вины! Коль скоро человек знает о культовой динамике и методиках вербовки, контрпродуктивно брать это знание и применять его ретроспективно - например, думать про себя: “Мне следовало это знать” или “Мне следовало видеть, что это произойдет”).

Требование информации Почти неизменно большинство бывших членов, проходящих через стадию два выздоровления, имеют множество вопросов о специфике своей группы, о Библии (если это был основванный на Библии культ), о религии или других философских убеждениях. На эти вопросы необходимо заботливо отвечать и их нужно тщательно обсуждать. Помощникам следует остерегаться ловушек работы с бывшим членом культа.

Пасторам, которые работают с экс-культистами, следует знать, что шансы на выздоровление и скорость выздоровления экс-культиста могут отчасти зависеть от того, насколько похожи стиль церкви и пастора на стиль данной экстремистской группы. Если налицо заметное сходство между прежней группой и настоящей церковью, то будет существовать большая вероятность, что окружающая обстановка церкви вызовет травматические воспоминания. Следовательно, экс-культисту необходимо серьезно подумать о покупке превода Библии, отличного от прежнего, о нахождении пастора, непохожего на его прошлого лидера в качестве личности или в стиле обучения, и о церкви или братстве, обеспечивающих приятный контраст с культовой окружающей средой. Слишком часто бывшие члены культа больше не участвуют в некультовых церквях, потому что они чересчур сильно напоминают им их бывшие группы. Что является трагичным, так это то, что этих людей иногда рассматривают больше как “отступников”, нежели как жертвы.

Потребность в поддержке Группы поддержки или профессиональное консультирование могут внести значительный вклад в послекультовое выздоровление путем обучения экс-культистов стратегии и умениям, которые дадут им возможность избегать превращения в жертвы в будущем. В результате они вновь вернут некоторое чувство личной силы и самоуважения.

Как и в случае с другими жертвами, нахождение и разговоры с другими бывшими членами (предпочтительно из той же культовой группы) являются существенным шагом к выздоровлению. Часто бывшие члены через этот процесс становятся близкими друзьями. Этот опыт похож на опыт с “военными приятелями” или опыт с членами групп поддержки жертв злоупотребления наркотиками или алкоголем, жертв разводов, рака и тому подобное.

Открытие заново Евангелия Для тех, кто вышел из отклоняющихся христианских групп, существенно заново открыть Евангелие Нового Завета. Все отклоняющиеся христианские культы искажают определенные аспекты Евангелия. Эти группы,особенно то, кто провозглашает себя “истинными” христианами, склонны определять “христианина” слишком скудно. Что делает человека христианином? По определению, группы, которые являются христианскими, признают, четко выражают и демонстрируют Евангелие Иисуса Христа. Это группы, которые придерживаются главного вероучения церкви и верят в авторитет Библии. Но в культовых группах нечто теряется относительно признания, четкого выражения и демонстрации Евангелия, такое, например, как его чистое учение по сексуальному поведению.

Недавно в Веллспринге были две молодые женщины из двух разных сект. Лидер одной группы оправдывал секс с некоторыми женщинами в церкви как позволительный, поскольку “милосердие божие так велико, что он может простить все”. Под этим знаменем он занимался оральным сексом, групповой мастурбацией, групповым сексом и индивидуальные занятия половым сношением с женщинами, поскольку “милосердие божие так велико”. Этот пастор также говорил женщинам и девушкам о том, какие они особенные. Используя знамя христианства и Евангелия, этот пастор участвовал в дичайших формах сексуальных крайностей.

Другая секта учила версии Евангелия, которая подчеркивала “умерщвление плоти”. Для них Евангелие заключалось в том, чтобы видеть, как Иисус “умерщвлял плоть”, а каждый христианин затем должен был делать то же самое, чтобы быть спасенным. Спасение для них было в имитации Христа как совершенной личности. Христос должен был служить примером. Кроме того, молодая женщина, которая была в этой секте, верила, что все другие вероисповедания “не имели никакой библейской базы”. По подтексту не существовало спасения за пределами этой маленькой группы. Эта вторая секта бросилась в противоположную крайность относительно греха. Что-либо помимо молитв, изучение Библии, евангелизм и посещение церковных собраний следует очень тщательно исследовать, прежде чем это можно будет разрешить.

Одна вещь здесь вызывает замешательство и заключается в том, что у многих из этих групп публичный фасад и публичные утверждения относительно веры выглядят вполне здравыми. Но большая часть искажения часто имеет место при общении во внутреннем цикле. Здесь лидер раскрывает свое собственное понимание и праткику, которые он может прекрасно оправдать, потому что (говорит он) мир еще не может их понять, но благодаря его собственному духовному прогрессу (снова говорит он) он может понимать и применять эти скрытые или тайные истины. Таким образом лидер “подцепляет на крючок” тех, кто находится в группе, доказывая им, что они могут стать частью этого внутреннего круга более просвещенных и более духовных людей.

Однако в обоих из вышеприведенных примеров основное христианство обычно признает крайности обеих групп как выходящие за пределы и разумной интерпретации Библии и традиций церкви.

Можно привести также и менее крайние примеры, такие, как движение Пастырей. Типично, нужно оказывать сильное давление, чтобы найти недостаток в большинстве докринальных верований этого движения. Ошибка здесь заключается в структуре власти, которая подчеркивает не задающее вопросов повиновение лидерам во всех сферах жизни и выходит за пределы общепринятого библейского авторитета.

Тревожит то, что многие из этих культовых групп могли бы с чистой совестью подписаться под большинством ортодоксальных, фундаментальных и евангельских утверждений веры. Но феноменологически и практически они живут по утонченной, но смертоносной религии “действия”, попыток жить в соответствии с существенно небиблейскими стандартами, навязанными лидером. Часто эти стандарты меняются от месяца к месяцу или от недели к неделе, создавая дестабилизированное окружение, которое делает членов еще более зависимыми от лидера. Через библейское Евангелие, однако, смысл жизни восстанавливается и чувство собственного достоинства завоевывается вновь. Бассел (Bussel, n. d.) утверждает, что по отношению к отклоняющимся христианским группам ясное понимание Евангелия является единственным самым важным вопросом в выздоровлении культиста и в будущей невосприимчивости к дальнейшему участию в культах (см. также W. Martin, 1980, pp. 71 - 81).

Спасение других В ходе второй стадии экс-культисты часто направляют некторую энергию на попытки выручить своих друзей из секты. Без тщательного планирования подобные попытки могут оказаться бесплодными. Более того, забота и энергия, посвященные помощи другу, могут сработать во вред собственному выздоровлению экс-культиста. Поэтому всегда лучше всего для экс-культистов сначала стать сильными, а затем разрабатывать план, который может лучше всего помочь их друзьям. Одной из форм этого может быть поддержание контакта родителей с родителями друга, чтобы делиться информацией относительно группы. Раз информация сообщена, развитие стратегии помощи своему близкому является решением родителей друга.

Плохо спланированный телефонный звонок, письмо или статья, торопливо посланная другу, обычно будут выливаться в простодушное сообщение другом этой информации лидеру. Неизменно лидер быстро опровергнет данный материал, а незадачливый член секты поверит, что экс-культист является введенным в заблуждение.

Контакт с культом Некоторые бывшие члены не знают, что делать, если с ними вступят в контакт люди, все еще находящиеся в культе; таким образом, требуется подготовка. Большинство культов все-таки будет пытаться контролировать ушедшего члена. Целью культа первоначально будет попытаться убедить члена вернуться. Если они в этом не преспеют, тогда они прейдут к контролю путем ущерба; то есть они будут пытаться дискретидитровать бывшего члена и ограничить любые контакты, которые могли у него быть с остающимися в культе.

Обычно для экс-культистов бесполезно спорить с теми членами культа, которые вступают с ними в контакт. Их линия заключается в произнесении таких вещей, как: “Нам тебя не хватает”, “Мы тебя любим”, “Мы так беспокоимся о тебе”, “Мы молились о тебе”, “Мы хотели бы быть с тобой”. Лучше всего для бывшего члена выразить понимание заботы и сказать другим, что, возможно, в будущем можно будет организовать встречу. Экс-культисту не следует давать каких-либо обещаний; вместо этого ему следует позволить культистам играть по-своему. Если есть хоть какой-нибудь знак, что члены группы, которые вступают в контакт, имеют действительно искренние вопросы относительно своего собственного участия в группе, тогда экс-культистможет безопасно, но осторожно поделиться некоторой информацией. Если требуется встреча, экс-культисту не следует ходить одному, необходимо ясно определить условия встречи и ограничить свои замечания, чтобы придерживаться этих условий.

Возмездие культа Более серьезной заботой является действительный страх, порождаемый угрозами культа. Если известно, что группа склонна к насилию в отношении экс-культисто, тогда бывший член должен сам себя защитить. Мэделайн Тобиас в Главе 16 дает практические советы о том, как экс-культисты могут защитить себя от своих бывших групп.

Возвращение прошлого Неизменно, когда проблемы второй стадии разрешены, прошлое будет заново проигрывать себя: “Есть такие проблемы, с которыми я никогда не связывался до присоединения к культу”. К некоторым проблемам, которые выходят на поверхность, относятся следующие:

· Неразрешенное горе из-за развода родителей

· Смерть родителей

· Пагубная привычка к наркотикам/алкоголю или другие пагубные привычки в семье

· Личные проблемы

· Одиночество

· Неудовлетворительные отношения с противоположным полом

По временам кризис - такой, как встреча с членом семьи, присоединившимся к культу и затем вернувшимся домой после серьезных семейных страданий - может привести в движение совершенно новое осознание неразрешенных проблем.

Недавно я имел дело с одним молодым человеком, Чарльзом, воспитанном в очень дисфункциональном доме. Его отец уходил на несколько лет, когда Чарльз был ребенком. В течение этого времени мать опиралась на Чарльза в поисках эмоциональной поддержки. В результате Чарльз чувствовал себя подавленным и беспомощным и не мог на деле жить, как ребенок; он должен был быть “сильным и ответственнным”. В результате последовали ожесточенность и чувство обиды.

Удивительным образом культовый кризис вызвали все члены семьи - папа, мама, Чарльз и другой сын, Джерри - чтобы увидеть проблему. В одно и то же время они открыли для себя несколько книг о взаимозависимости и выяснили, что семья имеет некоторые серьезные проблемы. Хотя было много горя и слез, отрицание и сопротивление ушли. Быстро и с хорошим развитием последовали шаги к выздоровлению.

Настоящий кризис может быть превосходной благоприятной возможностью для улучшения семейных отношений, излечения ран прошлого и развития моделей здоровых отношений, от которых получит выгоду следующее поколение.

Короче говоря, вторая стадия выздоровления включает в себя успешное разрешение проблемы восстановления значимых убеждений о себе и мире. Должно быть заново восстановлено чувство собственного достоинства, и бывшие члены должны быть освобождены от идеи о том, что они каким-то образом были ответственны за насилие, испытанное от культового опыта. В ходе этой стадии существенным является сбор информации о группе и общих религиозных или философских традициях, на которых группа, как она утверждает, основывает свои верования. Поддержка друзей, экс-культистов и близких является незаменимой формой, в которой развивается стадия два. Для тех, кто выходит из групп, основанных на христианстве, существенным является открытие заново Евангелия, то есть, не требующее награды всепрощение и признание через Иисуса Христа.

Неизменно во время этой стадии выздоровления экс-культисты хотят выручить своих друзей из группы, или с экс-культистами может вступать в контакт культ. Здесь рекомендуется осторожность; прежде, чем последует любое общение с членом культа, существенным является очень точный план и тщательная подготовка.

Успешное продвижение в стадии два будет также выливаться в возникновение заново докультовых проблем. Сам по себе кризис культового опыта часто прокладывает путь к реалистическому разбирательству с этими проблемами. Наконец, экс-культистдолжен поместить весь культовый опыт в определенный контекст путем признания положительных сторон данного опыта. Должно быть восстановлено не только чувство самоуважения, но также путем поддержки и подтверждения заботливых близких возникнет заново целостная личность или те части личности человека, которые были подавлены и не получали питания во время культового опыта.

Стадия три: Реинтеграция в общество

Когда бывший член культа начинает говорить все меньше и меньше о культе и тратит больше времени на карьеру, взаимоотношения и личные дела, тогда он находится на третьей стадии выздоровления. Во многих случаях культовый опыт был временным отклонением от дороги зрелого возраста, причем культ часто разрушал планы культиста или запутывал его относительно карьерных и образовательных стремлений. Многие образцы случаев показывают, что как только человек присоединяется к культу, лидеры часто советуют людям поменять приоритеты, бросить учебу и так далее. Решение лидеров потребовать другого направления карьеры выражается фразами, подобными следующим: “Это будет более плодотворно для царства Бога”, “Бог был бы более доволен, если бы вы предпочли делать...”, “Мир будет просвещен быстрее, если вы сделали...”

Положительные стороны культового опыта Как ни странно это может звучать, в культовом опыте часто есть некая положительная выгода. Возможно, была преодолена нездоровая застенчивость из-за того, что человек оказался перед вызовом принятия благоприятных возможностей лидерства, которые никогда не были доступными до культового опыта. Открытие внутреннего таланта к организации и руководству могло удивить культиста. Любой в культе обучается дисциплине, усердной работе, долгим часам деятельности, специфическим рабочим умениям и работе в команде. Эти умения, когда они применяются в окружающей обстановке истинной свободы, могут очень хорошо служить человеку.

Исцеление целостной личности Однако, важно извлечь положительное из культового опыта и связать это с докультовыми стремлениями. Я нашел некоторые чрезвычайно полные понимания ключи к человеческой личности и интересам путем изучения с моими клиентами их детской деятельности, мечтаний, желаний и талантов. В качестве примера я смотрю на свое собственное детство: Я был полон страстью к тому, чтобы находиться вне дома, к природе, к рыбной ловле, охоте, путешествиям, приключениям и сильной склонностью к неформальному. Я ненавидел правила этикета, такие, как ношение моего воскресного костюма, выполнение домашней работы и уроки пианино!

Итак, какие ключи из моего детства могли бы быть полезными в понимании меня как взрослого, который был в культе? Мое детство не давало много ключей в том, что относится к карьере или профессии. Но мой детсткий опыт обеспечивал очень ценное понимание относительно моего темперамента, интересов и стиля жизни. До сего дня я остаюсь по-прежнему жадным к пребыванию на открытом воздухе человеком. Я люблю природу - холмы, озера, небо, облака, солнце, животных и цветы. Моя любовь к природе заставила меня почувствовать себя очень неуютно из-за восьми лет жизни в городе во время пребывания в культе. Теперь я живу в деревне и чувствую себя гораздо в большей степени дома. Я по-прежнему чувствую себя стесненно при соблюдении установленных норм и правил. Я ношу костюм только тогда, когда должен это делать. Мне гораздо удобнее в джинсах и фланелевой рубашке.

Однако, мои годы в культе поставили под вопрос мою реальную личность. Моя любовь к природе и сельскому окружению выглядела неподходящей для призыва нашей группы заниматься агрессивным евангелизмом. Я начал думать все больше и больше, что я в какой-то степени менее духовен, чем другие. Моя любовь к искусствам и к творческому духу в других казалась больше неподходящей. Жизнь была прежде всего страстным увлечением долгом достичь мира для Христа. Жизнь шла в черно-белых тонах. Розы больше не пахли сладко. Фактически мы были слишком заняты, чтобы даже увидеть новые черно-белые, лишенные запаха розы. Части меня были мертвыми в течение этих семи с половиной лет в культе, и я знаю, что другие были равным образом влачащими существование, которое не полностью придавало силу богатству их талантов и темпераментов.

Процесс выздоровления на стадии три помогает вернуть экс-культиста к существованию в качестве целостного человека в целостном мире, лишенном черно-белого мышления и неподходящего влияния. Другими словами, на стадии три выздоровления возрождающийся вновь бывший член начинает проделыватьсерию успешных приспособлений к обществу.

Личность и религиозная приверженность Культы часто учат черно-белому порядку, указывая на веления Христа “отвергать себя” и “отказываться от всего”. Для многих выздоравливающих культистов понимание слов Христа является неотложной проблемой. Бывшие члены, которые желают принять христианство, могут захотеть спросить, действительно ли Бог требует усеченой версии наших “я”? Зачем бы ему создавать нас со всем богатством талантов, интересов и темпераментов только для того, чтобы сказать нам, что все это есть зло? Не заключается ли послание Христа, состоящее в придании целостной личности ее богатства и ее потребностей в Боге, в том, чтобы это использовалось для его славы и его царства? Проникают ли слова Христа в дух самого закона и разоблачают ли они в наших сердцах и нашей воле, что мы, возможно, не можем быть принятыми Богом на основании хорошей работы? Следовательно, не указывают ли веления Христа отказаться от всего, отвергнуть самого себя, принять свой крест и возыметь праведность более великую, чем у книжников и фарисеев, на совершенную невозможность для кого бы то ни было когда-либо достигнуть такого состояния добродетели путем следования строгим требованиям? Выздоравливающий член культа может пожелать спросить, как спросил Петр у Христа, когда богатый молодой правитель ушел: “Кто тогда может быть спасен?” Не был ли Христос поучителен в своем ответе: “Для человека это невозможно, но для Бога возможно все”?

Здоровая духовная жизнь, следовательно, искажается в том случае, если не иметь в виду две вещи. Первая - это невозможность примирения с Богом вне изначальной безусловной любви Бога и его соизволения. Вторая - утверждающее признание самих себя. Действительно ли мы должны утрачивать свои таланты и личности, чтобы быть признанными Богом? Не кажется ли, что только “больной”, несуществующий бог мог бы выдвинуть подобные требования? Бывшие культисты основанных на Библии групп, которые пережили акт примирения с Богом и признания им, были обеспечены способом увидеть рост и исцеление своей жизни, которые до того были для них недостижимы. Акт милосердия создает два чуда: любовь к Богу и любовь к самому себе. Прояснение того, что такое собственное “я” и что Бог на самом деле принимает и утверждает людей, помогает ставить в центр карьеру, образование и проблемы собственной подлинности.

Исцеление в практике Практическими вопросами, такими, как управление временем, деньгами, постановка целей и общее возрождение нормального стиля жизни, также следует заняться. Программа Веллспринга предлагает тесты по карьере и профессии, чтобы помочь клиентам изучить плодотворные пути относительно будущей карьеры и образовательных планов.

Работая над восстановлением практических умений, иногда необходимо помочь бывшему члену добиться понимания того, какие умения необходимы, чтобы успешно преодолевать препятствия в следовании целям получения работы, образования и развития отношений. Результаты обсуждаются в свете докультовой личности человека, проблем индивидуальности, как они оказались определены культом, и текущих стремлений. Практическим умениям также, возможно, нужно обучить: усилию, необходимому для поисков работы, подготовке к интервью по поводу работы, как справляться с культовым опытом в краткой автобиографической справке, подходящей одежде и манере для интервью, типичным ожиданиям нанимателя относительно рабочих привычек, межличностным умениям и так далее.

Признание сексуальности и интимных отношений Сексуальность и назначение свиданий могут оказаться вызывающими затруднения проблемами для выздоравливающих культистов. Многие культы искажают интимные отношения. Многие культы устраивают браки, например, Церковь Унификации и Университетское библейское братство. Многие культы вообще не разрешают назначать свидания. Безбрачие типично наблюдается среди последователей Харе Кришны, лидеров высшего уровня в Трансцендентальной Медитации и членов Ананда Марга Йоги. Все же другие группы разрешают свидания внутри группы, но только при условии сопровождения или одобрения руководителей. В Бостонской Церкви Христа назначение свиданий было почти исключительно в форме двойного свидания; очевидно, однако, согласно некоторым бывшим членам, недавно было сделано некоторое послабление в этом правиле. Бывшие члены Интернационала Великой комиссии (GCI) рассказали мне, что назначение свиданий не поощрялось и даже запрещалось, за исключением случаев с одобрением старших. Основатель и бывший лидер GCI Джим Маккоттер (Jim McCotter, 1984, p. 40) писал, что назначение свиданий - это тип фракции, похожий на другие фракции, которые могут разделить церковь. (Точная цитата Маккоттера такова: “То, что мы называем “назначением свиданий”, Библия может назвать “пристрастием” [James 2:9]. То, что мы называем “другом/подругой”, Библия может назвать “кликой” или “фракцией” [Galatians 5:20].) Сообщения от Духовенства Маранатхи раскрывают, что правила назначения свиданий были такими строгими, что члены должны были получать разрешение у лидеров и могли назначать свидания только тем людям, которые находились в данном движении. Свидание в качестве одиночной пары разрешалось только в том случае, если партнеры были помолвлены.

Некоторые культы предполагают, что любые сексуальные чувства являются грешными и похотливыми. Одним из важнейших примеров такого типа культов была бы Церковь Унификации (мунисты). Последователи Харе Кришны также занимают крайнюю точку зрения, согласно которой секс предназначен только для произведения потомства (не для удовольствия женатых партнеров), и им можно заниматься только один раз в месяц.

По резкому контрасту, в других культовых группах и церквях нагота и секс до брака дозволительны, поощряются или даже требуются. Одна клиентка-женщина в Веллспринге сообщала, что членам ее бывшей церкви велели снимать свою одежду в смешанной компании, чтобы доказать, что они “открыты” друг для друга. В другой группе, в Расине, Висконсин, лидер, Ларри Ярбер, косвенно сказал одной женщине: “Расстегни молнию на своих брюках. Тебе не следует быть сдержанной. Бог хочет, чтобы твои потребности были осуществлены. У тебя сейчас нет мужа: когда-нибудь он у тебя будет” (Burger, 1989, p. 5). Другие члены - женщины сообщали, что он говорил им то же самое. Женщины, которых интервьюировали, говорили, что Ярбер использовал секс под предлогом оказания им помощи в их “сексуальных проблемах” (Romenesko, 1990, p. 95). Кроме того, экс-культисты сообщали, что Ярбер пропагандировал обмен женами (p. 96).

Джон Готтусо, пастор Христианского братства Парк Вью в Калифорнии косвенно убеждал ряд женщин быть с ним сексуально связанными в качестве помощи в их духовной жизни (Milligan, 1989, p. A-8). Другие члены церкви Готтусо говорили: “Темой было мастурбирование с целью извлечения глубочайших темнейших секретов... множество раз он требовал от мужчин или женщин снять одежду или брюки - продемонстрировать область своих гениталий или груди” (Nelson, 1988, p. 6). Можно процитировать примеры из многих других культовых групп. Но эти иллюстрации даны как примеры типов сексуальности, проявляющихся в культах, некоторые из каковых (включая культ Готтусо) хвастаются евангельскими утверждениями веры.

Широкий ряд сексуальных установок и практики, который виден в культах, подчеркивает путаницу, возникающую у многих экс-культистов, когда они заново приспосабливаются к сексуальному поведению и ценностям вне культа. В этот момент полезно дать бывшему культисту возможность увидеть, как стандарты группы отклонялись от принятых норм назначения свиданий в нашем обществе, от его собственной совести и от наследия основных религий.

Для бывших культистов не является необычным доходить до крайностей после ухода из культа. Сексуально “чистые” могут становиться неразборчивыми, а сексуально активные могут становиться невыносимыми ханжами. Помощники не могут предложить быстрые решения для этих диких крайностей. Подобное поведение только показывает ущерб и насилие культа. Помощники, наблюдающие подобное поведение, обычно могут приходить к выводу, что бывший культист имеет дело с огромной яростью и может, вероятно, извлечь выгоду из профессиональной помощи.

Стремление к друзьям в культе Даже в ходе стадии три экс-культистбудет продолжать испытывать нехватку друзей, оставленных в культе, и может желать попытаться вытащить их оттуда. Разумные подходы к оказанию помощи другу поощряются, как только культовая жертва достаточно излечилась. Если экс-культистом продолжает владеть идея о вызволении людей, то есть, если он постоянно думает и говорит о своих друзьях, остающихся в культе, и о своем желании помочь им, тогда было бы мудро серьезно поговорить с ним об этом. Исследуйте возможные причины такого сильного интереса, такие, как взаимозависимые отношения с теми, кто находится в культе, чрезмерное чувство вины из-за вербовки некоторых из этих людей, необычное желание спасти друзей или просто желание помочь. После того, как эти вопросы будут обсуждены, бывший член будет в лучшем положении, чтобы знать, есть ли тут какие-либо проблемы, которые требуют дальнейшего внимания.

Всегда является хорошим знаком, если экс-культист хочет лучших взаимоотношений со своими родителями. Поощряйте это. Возможно, долгий семейный отпуск, который никак не материализовывался, сможет, наконец, осуществиться. Небольшие семейные занятия по консультированию обычно не причиняют боль. По крайней мере, теперь наступает момент, чтобы отводить на еженедельной основе некоторое время на семейную деятельность. Родителям следует спланировать нечто такое, в чем должна участвовать вся семья, такое, как игра, рабочий проект или просто еда на воздухе.

ПОСЛЕКУЛЬТОВАЯ ОЦЕНКА

До сих пор я рассматривал проблемы, которые являются решающими для выздоровления бывших членов культа. Эти проблемы относятся к общей оценке того, как помочь экс-культистам. Теперь ради психологов и других психотерапевтов я хочу описать формальные процедуры оценки, кторые мы используем в Веллспринговском центре убежища и ресурсов.

Многие полагают, что раз человек выбрался из культа, то есть, успешно прошел консультирование о выходе и реабилитировался, то проблемы закончились. Многие не понимают, что само по себе консультирование о выходе, каким бы ценным оно ни было, не облегчает общего страдания экс-культиста. Решение экс-культиста уйти может быть твердым, но остается большой избыток неразрешенных спорных вопросов, которые неизменно вызывают высокие уровни стресса. Мое собственное исследование клинических кратких биографических очерков тех, кто покинул культы (Martin, Langone, Dole, & Wiltrout, 1992), показывает, что ушедшие добровольно (те, кто покинул культы без консультирования) не отличаются статистически по профилям своего теста Миллона от тех, кто получил консультирование о выходе. Это различие не может быть объяснено другими регулирующими переменными.

Почему тогда уровни страдания у ушедших добровольно и получивших консультирование о выходе так похожи, независимо от того, участвовали они в программе реабилитации или нет? Вероятно, потому, что и те и другие все еще должны бороться с множеством проблем, с которыми не может полностью справиться консультирование о выходе, включая следующее:

· Неразрешенные вызывающие печаль проблемы из-за потери друзей в группе

· Неурегулированные спорные вопросы относительно того, что было правильным и неправильным в группе

· Неуверенность в том, кем они являются

· Непризнанные проблемы зависимости

· Неопределенность в отношении карьеры и профессиональных планов

· Неразрешенные спорные вопросы о Боге, священных писаниях, религиозном авторитете, духовном призвании (для тех, кто уходит из религиозных культов)

· Неясные мысли о терапии, обоснованности, личном “росте”, их собственной сущности и о стремлении измениться в положительном направлении (для тех, кто уходит из психотерапевтических культов или культов человеческого потенциала)

· Нераспутанный конфликт относительно того, были ли они “жертвами” или “агентами”

· Выводящий из строя страх движения вперед с новыми друзьями или новой карьерой, излишняя сосредоточенность на прошлом

· Не нашедшие ответа потребности в общении с родителями и их ожиданиями

Каков тогда наилучший способ оценить факторы, вносящие свой вклад в послекультовое страдание? В Веллспринге мы собрали и развили целую батарею стандартизованных инструментов, которыми мы мользуемся для оценки клиентов во всех из важнейших сфер, пораженных таким образом.

Обычно мы в Веллспринге пользуемся следующей батареей тестов для своих послекультовых оценок:

1. Интервью при приеме. Собирает общую биографическую информацию, информацию о прошлом семьи и социальной структуре, состоянии здоровья физического и умственного, специальных характерных чертах культовой группы. Время: 1 час или более в зависимости от стиля интервью.

2. Инструментарий жизненной ориентации (LOI - Life Orientation Inventory) (Kowalchuck & King, 1988). Состоит из вопросника по предварительному отбору из 30 вопросов, нацеленных на определение потенциального риска самоубийства для клиента. Если способ отбора показывает около 70 или выше, можно применить тест с расширенной формой (113 вопрсов), чтобы определить сферы наивысшего конфликта (работа, отношения, семья и так далее). Время тестирования: 10 минут; время для расширенной формы: 45 минут.

3. Клинический многоосевой инструментарий Миллона (MCMI - Millon Clinical Multiaxial Inventory) (Millon, 1987). Стандартное клиническое средство для измерения характерных черт личности и эмоциональных состояний. Похоже на Миннесотский многофазовый личностный инструментарий (MMPI - Minnesota Multiphasic Personality Inventory) по структуре; оценивает тестируемого по шкалам: зависимости, навязчивых непреодолимых побуждений, пассивности - агрессивности, самовлюбленности и психопатических тенденций, называем только немногое. Профиль определяется и представляется в виде графика. Время: 45 - 90 минут.

4. Инструментарий депрессии Бека (BDI - Beck Depression Inventory) (Beck, Ward, Mendelsohn, Mock, & Eraugh, 1961). Неформальная анкета из 21 вопроса, оценивающая текущий уровень депрессии. Изобретена хорошо известным терапевтом в когнитивной области Аароном Беком. Приблизительное время: 5 минут.

5. Межличностное поведенческое обследование (IBS - Interpersonal Behavior Survey) (Mauger, Adkinson, Zoss, Firestone, & Hook, 1980). Обследование предназначено для распознавания напористого и агрессивного типов поведения, таких, как “выражение гнева” или “требований, выражающих отказы”, и уклонения от конфликтов и “зависимости”. Время: 30 - 40 минут.

6. Контрольный список симптомов Хопкинса (HSCL - Hopkins Symptom Checklist) (Derogatis, 1977). Быстрое и точное измерение эмоционального состояния при психологическом страдании. Укороченная версия SCL - 90. Время: 10 - 15 минут.

7. Оценка послекультовых потребностей. Информационный контрольный список, разработанный в Веллспринге, который выясняет личные желания клиента в фокусе реабилитации, такие, как эмоциональные заботы, социальные интересы, семейные проблемы, духовные интересы, потребности в просвещении относительно культов, профессиональные нужды. Время: 30 минут.

8. Самонаправленный поиск (Holland, 1990). Осуществляемый самим клиентов обзор профессиональных интересов, чтобы определить выбор предпочтительных направлений карьеры клиента. Время: 1 1/2 часа.

9. Шкала искажения взрослого ребенка (ACDS - Adult Child Distortion Scale) (Crites & Russel, 1988). Оценивает дисфункциональные взаимозависимые области семьи, в которой данный человек родился, и существующей в настоящее время семейной структуры, а также личный стиль общения. Время тестирования: 30 минут.

10. Шкала разобщающего опыта (DES - Dissociative Experiences Scale) (Bernstein & Putnam, 1966) и расщепляющая шкала (SS - Splitting Scale) (Gerson, 1984). Объединенные шкалы имеют 60 или менее пунктов и измеряют уровни восприимчивости к расщеплению личности и размеру порожденной культом диссоциации. Время: 15 минут.

11. Религиозно - метафизический показатель. Показатель системы религиозных верований человека до участия в группе, во время участия и желания будущих границ веры. (Разрабатывается в Веллспринге).

Батарея, используемая в Веллспринге, ни в коем случае не является полной. Решающей слабостью является недостаток инструмента, который может объективно оценить степень, в которой группы являются культами. Доктора Майкл Лангоуни и Роберт Чамберс в настоящее время разрабатывают такой инструмент.

Сама природа послекультовой оценки требует умений подготовленных психологов, психиатров, клинических социальных работников и консультантов по умственному здоровью. Следовательно, послекультовая оценка должна организовываться и контролироваться таким квалифицированным персоналом.

Кроме того, послекультовая оценка требует, по крайней мере, нескольких дней. По моему мнению, любое меньшее время было бы неполным или рассматривалось бы как слишком напряженное, если это проводить тщательно. Я сомневаюсь, что многие люди, только что вышедшие из культа, готовы управляться с необходимым тестированием и интервьюированием в однодневный период. Распределение тестирования на два или три дня, однако, дает достаточное время для уменьшения напряжения, восстановления сил и размышления.

Размышление является важным, потому что мысли, эмоции и поведение тех, кто недавно вышел из культа, меняются от одного дня к другому. Когда терапевты могту видеть экс-культиста несколько дней, практики получают лучшее всеобъемлющее впечатление о состоянии клиента. Оценки должны быть динамичными, потому что потребности и восприятия клиента будут значительно меняться по мере того, как время движется вперед.

ВЕЛЛСПРИНГСКАЯ ПРОГРАММА ЛЕЧЕНИЯ

Послекультовая оценка и проблемы реабилитации сочетаются друг с другом. Первые несколько дней реабилитации (по крайней мере, в Веллспринге) являются периодом такой оценки. Существенным в это время является опрашивание. Текущие исследования показывают, что травма выливается в определенную форму через несколько дней после травматического события (см., напр., Scurfield, 1985, pp. 240, 241, 242). Чем быстрее пройдет опрашивание (например, кризисное воздействие и просвещение относительно того, что случилось, как это случилось и каких ощущений следует ожидать), тем менее вероятно, что разовьется послетравматическое стрессовое расстройство (PTSD - post-traumatic stress disorder). Определяются проблемы и потребности, и многие работают над ними в течение их обычного двухнедельного пребывания в данном учреждении.

Общее описание

Цель веллспринговской программы заключается в оказании помощи бывшим членам культа в возвращении вновь к нормальной жизни, свободной от вредоносных влияний их культового опыта, которые включают фальшивое чувство вины, депрессию, тревогу, страх, смущение и гнев. Таким образом, мы помогаем нашим клиентам вернуться к эмоциональной стабильности. Мы также помогаем им вернуться к социальной стабильности, помогая им вновь интегрироваться в семью, в круг друзей и в карьеру - отношения и жизненные цели, которые часто прерываются культом. Кроме того, мы помогаем тем, кто желает (а многие действительно желают) установить или восстановить благотворные и библейские отношения с Богом и церковью или синагогой - другими словами, вернуться к духовной стабильности.

Клиенты направляются в Веллспринг разнообразными методами. Многих направляют личные консультанты, которые работают с родителями, братьями и сестрами и/или детьми членов культа над извлечением близкого (близких) из культа посредством добровольного диалога и консультирования относительно ошибок и опасностей культа. Некоторых индивидов направляют консультанты по выходу и другие связанные с различными антикультовыми организациями люди. Других направляют пасторы или священники кэмпусов, знакомые с Веллспрингом, некоторых же посылают друзья и бывшие члены культа, которым помогли в Веллспринге. Индивиды, которые предпочли приехать в Веллспринг, уже решили покинуть свою конкретную группу до того, как они приехали: никакое “депрограммирование” в Веллспринге не проводится.

Клиентов обычно сопровождают в Веллспринг один или оба родителя, один или более из числа братьев и сестер, муж или жена, ребенок или дети (взрослые) и/или их консультант по выходу (если таковой был нанят для оказания им помощи в уходе из культа). После прибытия клиента и тех, кто его сопровождает, радушно принимают в дмое для гостей, где клиенту показывают его комнату и представляют обслуживающему персоналу и другим клиентам, которые там могут быть. Клиента и членов семьи или близких приглашают в одно из зданий, используемых персоналом, где им помогают расслабиться и чувствовать себя легко, в то время как они знакомятся со штатом в неформальной атмосфере, часто за едой.

Члены семьи и консультанты по выходу обычно остаются только до следующего дня, как раз достаточно для перехода клиента в Веллспринговскую программу и для того, чтобы убедить семью, что они поручают своего близко

Date: 2015-08-24; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию