Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема третья хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика





1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[93] передатчика?

Под отводом передатчика подразумевается его отвод язы­ком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религи­озности, точности, памяти и внимательности.

2. Причины отвода передатчика

Насчитывается десять причин, по которым передатчик мо­жет получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспри­страстности, а пять других – к точности.

а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины.

1. Лживость.

2. Обвинения во лжи.

3. Порочность.

4. Приверженность к нововведениям.

5. Невежество.

б) Отвод по причине недостаточной степени точности мо­жет быть вызван нижеперечисленными вещами.

1. Грубыми ошибками.

2. Плохим запоминанием.

3. Небрежностью.

4. Большим количеством ошибок.

5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что пе­редавали достойные доверия мухаддисы.

Ниже речь пойдёт о категориях хадисов, которые отверга­ются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наи­более неприемлемых.

المَوْضُوع Мауду‘

Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, , то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный).

1. Определение

а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного за­лога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства.

б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обо­значения измышленной лжи, возводимой на посланника Алла­ха, , и приписываемой ему.

2. Суждение о передаче такого сообщения.

Все улемы единодушны во мнении о том, что любому чело­веку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышлен­ность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثٍ يُرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الْكَاذِبِينَ 

«Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов[94]».[95]

3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов

а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим.

б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо ещё, которые также снабжались вымышленным иснадом.

4. Как распознать подложный хадис?

Указанием на фальсификацию хадиса могут служить ниже­перечисленные вещи:

а) Собственное признание фальсификатора в фальсифика­ции: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о до­стоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими[96].

б) То, что равноценно собственному признанию фальсифи­катора в фальсификации: примером может служить такой слу­чай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определённую дату, и полу­чается, что смерть этого шейха предшествовала рождению пе­редатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика.

в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передат­чик является рафидитом,[97] а в хадисе, который он передаёт, сообщается о достоинствах семьи пророка, .

г) Данные, полученные в результате исследования переда­ваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, ко­гда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помо­щью чувств, или тому, о чём ясно говориться в Коране.

5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов

а - Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрёкшихся от мира и праведников и являлись наихуд­шими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету.

К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своём труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сооб­щает, что Ибн Махди сказал:

– Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры по­лагается такая-то награда?» Он сказал: «Я сам выдумал их, что­бы внушать людям желание».[98]

б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это от­носится к последователям тех мазхабов, которые были пред­ставлены политическими течениями после начала смуты и воз­никновения различных политических течений наподобие ха­риджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие».

в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие воз­можности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путём и сфальсифицировали це­лый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой ре­лигии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, , сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Ал­лах».[99] Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сун­ны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.

г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в ви­ду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к пра­вителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклоне­ниям, в которые впадали эти правители. Примером может слу­жить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к не­му и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, , где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чём, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы[100] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [101] добавив к сказанному пророком, , слова «или состязаний почто­вых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому».

д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду не­которые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удиви­тельные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини.

е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление просла­виться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, ко­торых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям жела­ние слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К чис­лу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби.[102]

6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах:

а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи.

б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Су­йути.

в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.

المَتْرُوك Матрук

Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”.

1. Определение

а) Слово “матрук” является причастием страдательного за­лога от глагола “тарака” (оставлять).

б) В качестве термина это слово употребляется для обозна­чения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя пе­редатчика, обвиняемого во лжи.

2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам:

а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным осново­положениям;[103]

б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, .

3. Пример

В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, , обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика».[104]

Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории “матрук”».[105]

4. Степень такого хадиса

Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов явля­ются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высо­кое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.[106]

المُنْكَر Мункар

Если причиной отвода передатчика является грубая ошиб­ка, или частое проявление небрежности, или порочность, пе­редаваемый им хадис именуется “мункар”.

1. Определение

а) Слово “мункар” является причастием страдательного за­лога от глагола “анкара” (не признавать).

б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, от­носящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных.

1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше­го небрежность или известного своим нечестием.

2. Это такой хадис, который передавал слабый передат­чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

2. Примеры

а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавше­го со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, , сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушёными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается».

Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Мус­лим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких пе­редатчиков, хадисы которых предположительно являются дос­товерными в тех случаях, когда никто другой их не переда­вал».[107]

б) Примером, относящимся ко второму определению, мо­жет служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слы­шавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Войдёт в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хо­роший приём гостю».

Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к катего­рии “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нём со­общается, что эти слова произнёс сподвижник, и это известно».

3. Степень такого хадиса

Из двух приводимых нами определений хадисов, относя­щихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относит­ся к виду очень слабых хадисов.

المَعْروف Ма‘руф[108]

1. Определение

а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать).

б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в каче­стве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передаёт слабый передат­чик.

2. Пример

Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет до­волен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передава­емый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, , (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исха­ка, и в нём сообщается, что эти слова произнёс сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».

المُعَلَّل Му‘алляль

Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеу­помянутых причин.

1. Определение

а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным).

б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков.

2. Определение недостатка (‘илля)

Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным.

Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетво­рять двум условиям:

а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером.

б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса.

Если же одно из двух условий не будет соблюдено, напри­мер, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис всё же является достовер­ным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”.

3. Важность и тонкость знания о недостатках

Знание о недостатках хадисов относится к числу важней­ших и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недос­татки, что делать это могут только настоящие знатоки, отлича­ющиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, Аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракъутни.

4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток?

Речь идёт о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в сла­бом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он яв­ляется отвергаемым и в практических целях не применяется.

5. Что может помочь в определении недостатков?

Определению недостатков способствуют ниже перечислен­ные признаки.

а) Передача хадиса единственным передатчиком.

б) Расхождения с ним других передатчиков.

в) Другие полученные в результате исследования данные, ко­торые присоединяются к тому, о чём говорится в пунктах а) и б).

Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается ли­бо в результате выявления пропуска после имени последовате­ля в конце иснада такого хадиса, который передатчик переда­ёт как непрерывный, либо в результате установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, , либо в результате обнаружения того, что он ввёл один хадис в дру­гой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным.

6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”?

Это можно сделать путём сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится сужде­ние о том, в какой именно версии имеется дефект.

7. Где находится дефект?

а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск.

б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы.

8. Умаляет ли дефект иснада значение матна?

а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск.

б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достовер­ным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передаёт со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет дово­лен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал:

 الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا 

«Покупатель и продавец остаются свободными в своём вы­боре до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури переда­ёт хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идёт об Абдуллахе бин Динаре. Что же каса­ется матна этого хадиса, то он остаётся достоверным, несмот­ря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, по­скольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия пе­редатчика на другого не оказывает отрицательного воздейст­вия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка.

9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”:

а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини.

б) “‘Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима.

в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля.

г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи.

д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Да­ракутни. Это сочинение является наиболее полным.

Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц

Если причина отвода передатчика состоит в том, что его со­общение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие со­общения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, от­носящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”.

1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до име­ни сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на проро­ка, , то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”.

2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”.

3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лиш­него передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”.

4. Если несоответствие заключается в замене одного пере­датчика другим или в противоречии матна данного хадиса мат­ну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результа­те чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”.

5. Если несоответствие заключается в изменении фраз мат­на по форме без изменения их смысла, когда порядок пере­числения имён в иснаде остаётся неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”.[109]

Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разби­рается более подробно.

Мудрадж

1. Определение

а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то).

б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относя­щееся и никак от него не отделённое.

2. Виды хадисов категории “мудрадж”

Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две груп­пы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн.

а) Хадисы с посторонними включениями в иснад

1. Определение: так именуется хадис, в котором измене­на форма иснада.

2. Формы таких хадисов: речь идёт о таких случаях, ко­гда во время передачи иснада передатчик по какой-то причи­не начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушав­ших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде.

3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал сле­дующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днём».[110] Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришёл к кади Шарику бин Аб­дуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Пе­редал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слы­шавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что по­сланник Аллаха, , сказал…» Произнеся эти слова, Ша­рик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому за­писать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо то­го, кто много молится по ночам, становится красивым днём», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются мат­ном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.

б) Хадисы с посторонними включениями в матн

1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделённое.

2. Такие хадисы подразделяются на три группы:

а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Та­ких хадисов насчитывается немного, но всё же больше, чем ха­дисов с включениями в середине.

б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы.

в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Та­ких хадисов насчитывается больше всего.

3. Примеры таких хадисов

а) Пример хадиса, в котором включение относится к нача­лу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что всё сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, переда­ваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: -أسبغو الوضوء - وَيْلٌ لِلأعْقَابِ مِنْ النَّارِ

«Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук ог­ня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да бу­дет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, которую приводит Аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тща­тельно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, , сказал: “Горе пяткам от мук огня!”»

б) Пример хадиса, в котором включение относится к сере­дине. В пример можно привести хадис, который со слов Аи­ши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, , стал часто уединяться в пещере на горе Хи­ра,[111] занимаясь там делами благочестия», под чем подразумева­ется поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…»[112]

Здесь слова «под чем подразумевается поклонение (Аллаху)» яв­ляются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри.

в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет дово­лен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, , сказал:  الطِّيَرَةُ شِرْكٌ وَمَا مِنَّا إِلاَّ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ

«Гадание по полёту птиц (есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Ал­лах устраняет это посредством упования».

Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хоро­ший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”».

4. Возможные причины включений (идрадж)

Таких причин насчитывается много, но наиболее известны­ми из них являются нижеследующие:

а) Разъяснение того или иного установления шариата.

б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шари­ата ещё до завершения его передачи.

в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса.

5. Как можно распознать включение?

Указанием на включение служат нижеперечисленные при­знаки:

а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса.

б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомлённых имамов.

в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса.

г) Невозможность произнесения тех или иных слов проро­ком, .

5. Суждение о включении

По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-ли­бо в хадисы запретно. Исключением являются такие включе­ния, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непо­нятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему

а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Ха­тиба аль-Багдади.

б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджа­ра. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему.

Маклюб

1. Определение

а) Слово “маклюб” является причастием страдательного зало­га от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”.

б) В качестве термина слово “маклюб” используется для об­означения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или мат­на переставлен в начало, или когда имеются ещё какие-либо перестановки.

2. Классификация таких хадисов

Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяют­ся на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне.

а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет вперёд или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в резуль­тате такой перестановки передаёт со слов Мурры бин Ка‘ба.

2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в не­известный (гариб) хадис. Примером может служить тот слу­чай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Са­лима, передаётся со слов Нафи‘а.

Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

فَإِذَا لَقِيتُمْ الْمُشْرِكِينَ فِي الطَّرِيقِ فَلا تَبْدَءُوهُمْ بِالسَّلامِ 

«Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвёл в его иснаде перестановку, пере­дав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет дово­лен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своём “Сахихе”.

Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис.

б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бы­вают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперёд в одной из частей матна.

Примером может служить передаваемый со слов Абу Ху­райры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах ук­роет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следу­ющим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тра­тит правая…»[113]

2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к ис­наду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, де­лая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом Аль-Бухари и жителями Баг­дада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памя­ти, он же привёл их в первоначальный вид, не допустив ни од­ной ошибки.[114]

3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок

Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины.

а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика.

б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей па­мяти и точности мухаддиса.

в) Непреднамеренные ошибочные действия.

4. Суждение о перестановке

а) Если перестановка совершается с целью придания нео­бычного вида матну хадиса, поступать так, безусловно, непоз­волительно, поскольку это вносит изменения в хадис и так по­ступали фальсификаторы.

б) Допускается перестановка с целью проверки, так как это позволяет убедиться в памяти и способностях мухаддиса. При этом обязательным условием является указание на то, что яв­ляется правильным, до того, как собравшиеся для слушания хадисов люди разойдутся.

в) Если кто-либо совершает перестановку по ошибке или по невнимательности, это, несомненно, является проститель­ным, однако если подобных ошибок совершается много, это значит, что точность такого передатчика должна быть призна­на неудовлетворительной, а сам он – слабым.

Как известно, хадисы категории “маклюб”, относятся к од­ному из видов слабых и отвергаемых хадисов.

5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах

а) Книга под названием “Рафи‘ аль-иртийаб фи-ль-маклюб мин аль-асма’ ва-ль-алькаб” аль-Хатиба аль-Багдади. Из назва­ния этой книги ясно, что темой её являются перестановки только в иснадах.

Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид

1. Определение

а) Слово “мазид” (добавленный) является причастием страдательного залога от глагола “зада” (увеличивать); “аса­нид” – множественное число от “иснад”.

б) В качестве термина это словосочетание используется для обозначения добавления ещё одного передатчика к такому ис­наду, который явно является непрерывным.

2. Пример

Примером может являться хадис, переданный Ибн аль-Му­бараком, который сказал:

– Передал нам Суфйан, слышавший как Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: передал мне Буср бин Убайдуллах, сказавший: я слышал, как Абу Идрис сказал: я слышал, как Василя сказал: я слышал, как Абу Марсад, да будет доволен им Аллах, сказал: я слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

لا تَجْلِسُوا عَلَى الْقُبُورِ وَلا تُصَلُّوا إِلَيْهَا

«Не садитесь на могилы и не молитесь (, повернувшись) к ним».[115]

3. О добавлении в данном примере

В данном примере имеется два добавления: имя Суфйан и кунья Абу Идрис, а причиной этих добавлений в обоих случа­ях является ошибка.

а) Имя Суфйан было добавлено по ошибке тех, кто переда­вал этот хадис после Ибн аль-Мубарака, так как несколько до­стойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал его от ‘Абд ар-Рахмана бин Йазида, прямо указывали на это.

б) Кунья “Абу Идрис”, была добавлена по ошибке Ибн аль-Мубарака, о чём говорит тот факт, что никто из целого ряда достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Абд ар-Рахмана бин Йазида, не упоминал Абу Идриса, а некото­рые из них прямо заявляли, что Буср слышал этот хадис от Ва­силя.

4. Условия неприемлемости добавления

Отвергать добавление и считать его ошибкой передатчика можно лишь тогда, когда такое суждение удовлетворяет двум необходимым требованиям.

а) Передатчик, ничего не добавлявший к иснаду, должен отличаться большей точностью, чем тот, кто добавил к нему что-то.

б) В том месте, где есть добавление, должно быть ясное указание на то, что передатчик сам слышал это.

Если же не соблюдены оба этих условия или одно из них, то правильность добавления считается наиболее вероятной и оно принимается, тогда как иснад, в котором нет этого добав­ления, считается имеющим скрытый разрыв и относится к ка­тегории “мурсаль хафи”.

5. Возражения против утверждения о наличии добавления

Против подобного утверждения могут быть выдвинуты два возражения:

а) Если в том месте иснада, где должно находиться добав­ление, добавления нет, но говорится «передают со слов», это значит, что его следует считать прерванным (мункати‘).

б) Если передатчик ясно указывает на то, что он слышал данный хадис от какого-либо шейха, возможно, что сначала он слышал это от какого-нибудь человека, слышавшего хадис от этого шейха, а потом слышал его непосредственно от этого шейха. В связи с этим можно сказать следующее

а) Что касается первого возражения, то всё обстоит так, как говорит возражающий.

б) Что касается второго возражения, то оно может соот­ветствовать истине, однако улемы выносят суждение об оши­бочности добавления только в том случае, когда имеются сви­детельствующие об этом и полученные в результате исследова­ния данные.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему

К их числу относится книга “Тамййиз аль-мазид фи мутта­силь аль-асанид” аль-Хатиба аль-Багдади.

المضطرب Мудтариб

1. Определение

а) Слово “мудтариб” является причастием действительного залога от глагола “идтараба” – “быть неясным; приходить в беспорядок”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния такого хадиса, который передаётся различными, но рав­ными по силе путями.

2. Объяснение определения

Имеется в виду хадис передающийся в разных и противоре­чащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения.

3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”

Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям:

а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно.

б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой.

Если же одна из версий хадиса является более предпочти­тельной или же их можно совместить друг с другом собой при­емлемым образом, то его уже нельзя отнести к категории “мудтариб”, а применять его следует либо в соответствии с наиболее предпочтительной версией, либо с учётом всех его версий при наличии возможности совмещения.

4. Классификация таких хадисов

В зависимости от того, в каком именно месте хадиса имеет­ся неясное место, хадисы данной категории подразделяются на неясные по иснаду (мудтариб ас-санад) и неясные по мат­ну (мудтариб аль-матн), однако чаще встречаются хадисы первого типа.

а) Хадисы, неясные по иснаду (мудтариб ас-санад). В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что (однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты поседел». (В ответ ему про­рок, ,) сказал:  شَيَّبَتْنِي هُودٌ وأخواتُها

«Седым меня сделала (сура) “Худ” и подобные ей (суры) ». [116]

Ад-Даракутни сказал: «Данный хадис относится к категории “мудтариб”, так как он передаётся только со слов Абу Исхака и известно около десяти его версий. Некоторые передатчики передают этот хадис так, что его следует относить к категории “мурсаль”, а в передаче других он приобретает признаки ха­диса категории “маусуль”. Одни мухаддисы возводят иснады этого хадиса к Абу Бакру, другие – к Са‘ду, третьи – к Аише и так далее. Все его передатчики достойны доверия, и поэтому отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, а совмес­тить их друг с другом трудно».

б) Хадисы, неясные по матну (мудтариб аль-матн). В пример можно привести тот хадис, который ат-Тирмизи пере­даёт со слов Шарика, передавшего со слов Абу Хамзы, пере­давшего со слов аш-Ша‘би, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) посланника Аллаха, , спросили о закя­те, и он сказал: إِنَّ فِي الْمَالِ لَحَقًّا سِوَى الزَّكَاةِ 

«Поистине, следует выплачивать с имущества не только за­кят».

Что же касается хадиса Ибн Маджи, передававшего этот тем же путём, то в нём сообщается, что пророк, , сказал:

 لَيْسَ فِي الْمَالِ حَقٌّ سِوَى الزَّكَاةِ 

«Ничего, кроме закята, с имущества выплачивать необяза­тельно».

Аль-‘Ираки сказал: «В данном случае неясность[117] не поддаётся истолкованию.»

5. Кто вносит неясность?

а) Источником неясности может быть один и тот же пере­датчик, передающий один и тот же хадис не так, как другие[118].

б) Источником неясности может быть целая группа пере­датчиков, каждый из которых передаёт данный хадис путём, отличным от других.

6. Причина слабости хадисов категории “мудтариб”

Причиной слабости таких хадисов является то, что неясно­сти свидетельствуют о неточности его передатчиков.

7. Наиболее известные сочинения на эту тему

К их числу относится книга “Аль-муктариб фи байан аль-мудтариб” хафиза Ибн Хаджара.

Мусаххаф

1. Определение

а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать.

б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обо­значения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое дос­тойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу.[119]

2. Важность и тонкость знания о хадисах данной категории

Важность этого вида знания состоит в том, что оно позволя­ет распознавать ошибки, допускавшиеся некоторыми передат­чиками. Справляться с задачами такого рода могли только луч­шие знатоки хадисов наподобие ад-Даракъутни.

3. Классификация хадисов категории “мусаххаф”

С учётом определённых факторов улемы подразделяли ха­дисы категории “мусаххаф” на три ниже перечисленные груп­пы:

а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы:

1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может слу­жить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, сказавший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахи­ма...»

2. Хадисы с искажением в матне: Примером может слу­жить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в кото­ром сообщается, что пророк, , «…находился (ихтад­жара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мече­ти…»

б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы:

1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается большинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек.

Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:

 مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ 

«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамада­на, добавляя к нему шесть (дней в) шаввале, подобен непре­рывному посту». Искажение в матне этого хадиса допустил Абу Бакр ас-Сули, передавший слова пророка, , так:

 مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ شَيْئاً مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ 

«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…» Таким образом, он заменил слово “шесть” на слово “что-то”.[120]

2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удалённость слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подоб­ное, в результате чего некоторые сходные по форме слова ос­тались для него неясными.

Примером может служить один хадис, который передаётся со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб.

в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы:

1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов на­считывается большинство, а примеры их приводились выше.

2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду та­кие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указыва­ют на неправильное понимание ими этих хадисов.

Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, кото­рый сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – лю­ди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молит­вы посланник Аллаха, ». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, , со­вершал молитвы, обратившись лицом к палке с заострённым концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, , обращался лицом к их племе­ни, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копьё, кото­рое втыкается в землю перед человеком, совершающим молит­ву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил пря­мо перед ним в это время.

4. Умаляет ли искажение достоинство передатчика?

а) Если передатчик допускал искажения редко, это ещё не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших оши­бок и искажений не мог избежать никто.

б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.

5. Причина допущения передатчиком множества искажений

В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берёт их из рукопи­сей».

6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”:

а) “Ат-тасхиф” ад-Даракъутни.

б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби.

в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.

الشَّاذ والمَحْفوظ Шазз и махфуз

1. Определение понятия “шазз”

а) Слово “шазз” является причастием действительного зало­га от глагола “шазза” – быть единственным в своём роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своём роде”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более вы­соким авторитетом.

2. Объяснение определения

“Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный пе­редатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же бес­пристрастный передатчик, не отличавшийся большой точно­стью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подра­зумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдаётся в виду того, что он отличался большей точно­стью, или же потому, что переданный им хадис передаёт боль­ше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.

3. Где встречаются отклонения?

Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов.

а) Примеры отклонений в иснаде:

В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тир­мизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавше­го со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да бу­дет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, , скончался один человек, не оставивший на­следников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйай­на, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был.

Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует от­дать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастно­стью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпоч­тение тем, кто относился к более многочисленной группе.

б) Пример отклонений в матне.

В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавше­го со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, пере­давшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «После того, как кто-либо из вас со­вершит утреннюю молитву[121], пусть ляжет на правый бок». Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоре­чит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, , только поступал так сам, но не говорил это­го. Таким образом, среди таких же достойных доверия пере­датчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.

4. Махфуз

Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопостав­ляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так назы­вается хадис, противоречащий хадису достойного доверия пе­редатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в боль­шей мере.

Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к катего­рии “шазз”.

5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз”

Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвер­гаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (мак­буль).

Незнание الجَهالةُ بالرَّاوي (джахаля) о передатчике[122]

1. Определение

а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от гла­гола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идёт о передатчике, слово “джахаля” означает отсутст­вие знания о нём.

б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо не­знание передатчика как такового, либо отсутствие необходи­мых сведений о нём.

2. Причины незнания

Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике:

а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья[123], или про­звище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно.

б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данно­го передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал ха­дисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными по­добными причинами. Для обозначения передатчика, имя кото­рого не упоминается используется термин “мубхам” (неопре­делённый, неясный).

3. Примеры

а) Пример большого количества характеристик передатчи­ка: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», тре­тьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создаётся впечатление, что речь идёт о нескольких людях, хотя это один и тот же человек.

б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто пере­давал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Саляма.

в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания име­ни передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное.

4. Определение неизвестного (маджхуль)

Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том слу­чае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики.

Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точ­ности которого ничего не известно.

5. Классификация неизвестных передатчиков

Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделя­ются на три группы:

а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн)

1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя ко­торого упоминается, однако с его слов передавал хадисы толь­ко один передатчик.

2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих под­тверждений его надёжности.

3. Что может служить подтверждением его надёжно­сти? Подтверждением его надежности может служить одно из двух.

а) Подтвердить её может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов.

б) Подтвердить её может такой передатчик, который пе­редавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения.

4. Даётся ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы отно­сятся к категории слабых.

б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур)

1. Определение: Так именуется передатчик, со слов ко­торого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надёжность никем не подтверждается.

2. Суждение о хадисах переданных таким передатчи­ком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемы­ми.

3. Даётся ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к ка­тегории слабых.

в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов имено­вали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними.

1. Определение: Так именуется передатчик, имя которо­го в иснаде хадиса не названо ясно.

2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нём не узнают из хадиса, приводимого другим путём, где оно приводится ясно.

Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нём, поскольку, когда в по­добных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать.

3. Принимается ли хадис, передаваемый таким пере­датчиком, который относится к категории “мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передаёт хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…»

Ответ: такой хадис скорее всего также не следует прини­мать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не дру­гие мухаддисы.

4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.

6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках:

а) Наличие большого количества характеристик передатчи­ка. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”.

б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки.

Нововведение البِدَعَة (бид‘а) [124]

1. Определение

а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое.

б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обоз­начения нового явления в религии после её завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, .

2. Виды нововведений

Есть два вида нововведений:

а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаф­фира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свиде­тельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, кото­рый отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное[125].

б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфас­сика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии.

3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов че­ловека, который придерживается нововведений

а) Если речь идёт о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в не­верии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается.

б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которо­го придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия.

1. Передатчик не должен призывать к тому нововведе­нию, которого придерживается он сам[126].

2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается.

4. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений?

У таких хадисов нет особого названия, в целом же они от­носятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут при­ниматься только в случае соответствия вышеупомянутым усло­виям.

سوء الحفظ Плохая память[127]

1. Определение передатчика, обладающего плохой памятью

Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного.

2. Категории передатчиков с плохой памятью

а) Плохая память может быть присуща передатчику от рож­дения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению не­которых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует име­новать “шазз”.

б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причи­не утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтоже­ны огнём, то хадис, передаваемый таким передатчиком, имену­ется “мухталат” (смешанный).

3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека

а) Что касае

Date: 2015-08-22; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию