Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1-2. Задание 2. Обоснуйте способы сохранения здоровья на смысложизненном, социальном, социально-психологическом, личностном, психофизиологическом и самотическом уровнях





Эндеко Е.Е.

Группа 030300.62 Психология

Задания по дисциплине психогигиена.

Тема 1-2. Задание 1. Раскройте понятие психологии здоровья как науки, исследующей психологические причины здоровья человека, методы и средства его сохранения, укрепления и развития. Каковы предмет, цель и задачи этой отрасли знания, соотношение психологии здоровья с психогигиеной и психопрофилактики.

Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, то, что можно констатировать, когда отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, то есть не поставлен диагноз психического заболевания. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.

Психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему неосознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности.

Потребность саморазвития и обогащения личности не может быть принципиально удовлетворена. Это бесконечное путешествие за горизонт. Объектом ее является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность. «Немного переупрощая, можно сказать, что З.Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью» (А. Маслоу).

Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что является основой понимания, поиска и реализации смысла жизни. Главной целью ее является всестороннее совершенствование человека.

Задачи психологии здоровья:

1) повышение уровня психологической культуры (степень совершенства в овладении психологическими знаниями и деятельностью);

2) повышение уровня культуры общения (степень совершенства в области внешней и внутренней коммуникации);

3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):

1. Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

2. Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

3. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.

4. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

5. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

6. Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.

7. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.

8. «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.

9. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться»).

10. Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.

11. Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.

12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности.

13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.

 

Тема 1-2. Задание 2. Обоснуйте способы сохранения здоровья на смысложизненном, социальном, социально-психологическом, личностном, психофизиологическом и самотическом уровнях.

В настоящее время здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, в структуре которого можно выделить следующие компоненты:

1. Физический – предполагает соматический аспект рассмотрения здоровья, обращается к организмическому уровню. Физическое здоровье – состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. Распространен взгляд на физическое здоровье как на соответствие параметров организма неким нормальным показателям: нормальная температура, нормальное кровяное давление, нормальная электрокардиограмма и т.д. Также необходимо учитывать резерв организма, который может актуализироваться в экстремальных условиях. От количества резерва организма, который может быть увеличен за счет тренировки, зависит его сопротивляемость болезням и старости.

2. Психический – включает представление о душевном здоровье, рассматриваемом как отсутствие психопатологических проявлений. Психическое здоровье предполагает способность человека различать события внешней реальности и внутреннего мира, адаптироваться к социальной среде, включая следование общественным нормам, гибко реагировать на ее изменения. Также оно включает способность человека к целостному восприятию себя и других людей и возможность на этой основе устанавливать глубокие, длительные отношения привязанности.

3. Социальный – предполагает рассмотрение социальных факторов как формирующих представления о здоровье; определяет здоровье как общественное явление (здоровье различных социальных групп). Социальное здоровье – характеристика такого здорового общества, где минимален уровень «социальных болезней». В это понятие входят такие факторы как: социальная значимость распространенных в обществе заболеваний и причиняемый ими экономический ущерб, влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их протекания и исход, оценку биологического состояния определенной части или всей популяции на основе интегрированных статистических показателей. Благополучие популяции обусловлено эффективным функционированием всех сторон общества.

4. Психологический, духовный – включает здоровье как индивидуально-психологический феномен и опосредуется системой ценностей личности, в т.ч. морально-нравственными и религиозными. Психологическое здоровье отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. Путь к духовному здоровью – это путь к интегральной личности, способной справляться с внутриличностными конфликтами, составляющими вектор личностного развития. Интегрированность личности, т.е. ее целостность, проходит путь от самого нижнего уровня: адаптированности, к среднему уровню – психологической устойчивости, до высшего уровня – гармонии личности.

Тема 1-2. Задание 3. Опишите факторы снижения уровня здоровья: стресс, гиподинамия и монотония, психическая напряженность и утомление, информационные перегрузки и недостаток позитивных эмоциональных контактов, взаимонепонимание и недостаток самовыражения.

Монотонная деятельность характеризуется однообразием и многократным повторением одних и тех же операций, простотой их содержания. Такая работа создает у человека функционально специфическое состояние, называемое монотонией. Это состояние характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, субъективными ощущениями скуки, сонливости, апатии, потерей интереса к работе. В состоянии монотонии поддержание требуемого уровня работоспособности возможно только за счет дополнительных волевых усилий, за счет включения компенсаторных механизмов психики. Фактор монотонности деятельности является предпосылкой ошибок и несчастных случаев.

Монотония, приводит к затяжному стрессовому состоянию и невротизации личности.

Для современного высокотехнологичного и автоматизированного производства, для условий повседневной жизни людей характерными становятся явления гиподинамии и гипокинезии. Их общая характеристика – пониженная (ограниченная) двигательная и мышечная активность человека. Под этими понятиями подразумеваются как условия (факторы), приводящие к этим явлениям, так и функциональные состояния человека, возникающие в этих условиях. В общем виде гиподинамия – это уменьшение физических нагрузок, мышечная слабость. Гипокинезия – это состояние малой подвижности.

Объективные, закономерные, типичные для большинства профессионалов процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы принято обозначать термином «утомление».

В современной психологии труда профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. Стрессорами называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологического понятия стресса в психологии привело к тому, что его первоначальное значение осталось за термином «физиологический стресс». В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: информационный, эмоциональный. Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для данного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям. А.Б.Леонова выделяет три концептуальные ориентации в исследовании профессионального стресса: 1) экологический подход, 2) трансактный подход и 3) регуляторный подход.

Состояние стресса большинство людей знают по собственному опыту, особенно в наше богатое событиями время. Стресс представляет собой состояние напряжения, возникающее в организме человека под влиянием неблагоприятных воздействий, называемых - стресс-факторами.

Он может быть вызван:

· неправильным питанием;

· потреблением экологически загрязненных продуктов, воды, воздуха;

· физическим, умственным или психическим переутомлением;

· конфликтными ситуациями в семье, в социальном коллективе;

· возникновением неожиданных сложных жизненных коллизий;

· следствием перенесенных или переносимых инфекционных либо неинфекционных заболеваний;

· действием наркотиков, избыточных количеств алкоголя, лекарственных препаратов, токсических наркотикоподобных веществ.

Тема 1-2. Задание 4. В чем состоят основные проблемы психического здоровья современного человека: профессиональное выгорание, воздействия экстремальных факторов среды, эмоциональное истощение, потеря творческого потенциала работника.

Психологически профессиональное выгорание начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с ними становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношение к «клиентам» (пациентам, больным, ученикам и т. д.) могут иметь скрытый характер и поначалу выливаться во внутреннее раздражение, чувство неприязни, которое сдерживается, но постепенно могут возникать и эмоциональные вспышки.

Важное проявление профессионального выгорания — постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства и проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личностная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, иногда и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.

Поглощенность работой существенно влияет на профессиональное выгорание. Большинство людей формируют основные представления о себе на основе выполняемой ими работы. Слишком сильная поглощенность работой означает, что, выполняя ее, человек становится высокочувствительным ко всему, что бросает тень на его профессиональную компетентность.

Стресс в профессиональной жизни усиливается еще больше, если он дополняется домашними и социальными стрессами. Не следует забывать и о давлении социальных образцов и норм поведения. Так, например, «учитель должен всегда быть внимательным, терпеливым, добрым, выдержанным, все понимающим, спокойным и т. д.»

Следует также помнить, что стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений. Для напряжения такие особенности не всегда характерны.

В развитии учения об адаптации в XX в. наибольшее распространение

К предпатологии следует относить:

1) Ситуацию повышенного риска, т. е. экстремальные или неблагоприятные условия. Тот факт, что лицо, находящееся в ситуации повышенного риска, продолжает функционировать нормально, не должен служить основанием для успокоения и отказа от настороженности. Идентификация ситуации повышенного риска может не представлять труда в случае стихийных и социальных бедствий, военных действий, проживания в условиях Арктики и Антарктики и т. д. Но бывают и субъективно экстремальные ситуации, идентификация которых возможна, только если принимаются во внимание особенности данной личности. Так, например, ситуация перенапряжения (истощения), при неадекватности привычных стереотипов поведения, является потенциально травмирующей, прежде всего для личностей сенситивных, тяготеющих к астеническим состояниям.

2) Эмоциональное истощение проявляется прежде всего в чувстве беспомощности, безнадежности, близости эмоционального срыва, мыслях о суициде. Может возникать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны его тронуть.

3) Психологически профессиональное выгорание начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с ними становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношение к «клиентам» (пациентам, больным, ученикам и т. д.) могут иметь скрытый характер и поначалу выливаться во внутреннее раздражение, чувство неприязни, которое сдерживается, но постепенно могут возникать и эмоциональные вспышки.

Date: 2015-08-24; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию