Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тело-душа-дух





Чтобы более предметно говорить о смерти человека, нужно различать в нем как минимум две составляющие – тело и душу. При этом человеческое ТЕЛО есть основа душевной жизни: тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному через мозг, нервы, состав кро­ви, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т. д. тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, на­строениями и т. п.

Тело как материальный носитель жизни организма в свою очередь делится на материю, т.е. химические элементы, из которых оно состоит, и физиологическую организацию этой материи, т.е. построение органики из первичных элементов и дальнейшее формирование жизнеспособного организма.

При физической смерти разрушается физиологическая организация и органическая структура тела. Начинаются химические преобразования, но сама материя, изменяясь, не исчезает, т.е. не «умирает». Хотя тела уже нет.

С позиции естествознания смерть живого организма - разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Примерно так писал В.И. Вернадский, подчеркивая что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись: «...В одной из мыслей я касался... выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияние с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к испусканию истины человеческих сознаний, в том числе и моего. Выразить ясно я это не могу...»

Некоторые мыслители, особенно восточные, выделяют в человеке и другие уровни тела – витальное, астральное, ментальное, эфирное и т.п. Но это скорее синонимы разных уровней душевно-духовной организации.

 

Вторая составляющая человека – ДУША. Тут однозначно утверждать ничего нельзя. Существуют следующие определения души:

1)в обычном словоупотреблении это совокупность побуждений сознания (и вместе с тем ос­нова) живого существа, особенно челове­ка; антитеза понятий тела и материи.

2)в на­учном понятии душа — в отличие от индивидуального духа — сово­купность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология.

3)До нового време­ни предметом метафизики был вопрос, яв­ляется ли душа субстанцией.

При возник­новении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблю­дение над дыханием живого существа, ко­торое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствую­щие наблюдения над кровью и исчезнове­нием души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носи­тельницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о душе, существующей независимо от тела. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончай­шего вещества, как было у большинства досократиков в греческой философии. По Пла­тону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспо­собного тела; только разумная душа чело­века (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Согласно понима­нию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве является господствующим.

Против него выступает Кант. Апелляция к нематери­альному принципу во имя разрешения воп­роса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциаль­ности души должна уступить место теории о ее актуальности.

Представления о разви­тии души были введены романтикой и немецкой психологией. Герберт Спенсер в 1855 раз­работал учение о душе, т. е. психологию, подчиненную принципу необходимого сту­пенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 В. Вунд про­чел лекции об истории развития души че­ловека и души животных.

4) Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протека­ющих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противополож­ность душе, прерывно. Для современной психологии душа — носительница бессоз­нательного и выражение тех структурных качеств микро­космоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) поло­жения, важность и их динамику.

В своей душевной части че­ловек отличается не столько сознанием во­обще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающей­ся смерти.

Кроме того, выделяют в душе эмоциональную составляющую и умственно-волевую. Например, Аристотель видел душу в трех частях – растительной, животной и разумной. Соответственно, первые составляющие души отмирают вместе с телом.

Скажем так, душа – это жизненная энергия человека, которая соединяет тело с… назовем это «духом». Последний возвышается над уровнем сознания и души и устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружа­ющим его, но и с общим идейным содер­жанием (идеями) вещей, в связи с чем че­ловек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаля­ется от природы.

Я бы не стал настаивать на четком разграничении понятий «душа» и «дух», т.к. оба эти термина обозначают что-то запредельное опыту, формализированному объяснению и познанию. В моем понимании душа и дух это разные слои иррациональной составляющей человека. Душа – это эмоции, Дух – это воля, это потенциальность Истины. Личный дух может и не развиться, а вот душа есть у каждого, она «плачет и смеется», ей не нужна Истина, ей нужна Жизнь.

Но для широты изложения обратимся к другим распространенным взглядам.

 

ДУХ - носитель жизни, сущ­ность Бога, снизошедшая на человека. В контексте триады «тело-душа-дух» будем говорить о личном духе. Он не является противником души, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («оду­хотворяет») телесную деятельность. Впро­чем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противополо­жен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям уча­ствовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начи­нает страдать телесная жизнь: высококуль­турные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом.

В то время как душевное так тесно включено в про­цесс развития органического, что его раз­витие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, ко­торая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологиче­ские. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много об­щего, и душа реагирует на них по опреде­ленному типу, с психологической законо­мерностью. Дух имеет свои закономерно­сти для себя, его вообще нельзя понять. Он автономен, и для него нет познаваемых границ.

Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью вос­питания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, от­личающееся своей духовностью, т. е. сво­им свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в проти­воположность другим живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.

 

В связи с вышеописанным хочется вспомнить красивую теорию русского религиозного философа Павла Флоренского. Человек подвержен двум смертям. Первая заключается в отделении души от тела в силу естественного умирания плоти, вторая – в отделении души от духа, в отделении сути человека от ее носителя. Такая смерть происходит вследствие психических расстройств, когда человек уже не ладит сам с собой.

Вот такие, вкратце, бытуют толкования знаменитой триады человека. Идем дальше.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию