Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль семьи, в развитии духовно-нравственного воспитания детей





 

Семья – одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5, с.259].

У любого народа семья – это родина, история, культура, духовная жизнь. Семья является источником и основой развития любого народа. Без эволюции семьи невозможно развивать народ. Семью по праву называют первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка.

В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества [3, с.83].

В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках [6, с.84].

Для тувинцев семья играла роль не просто ячейки общества, а являлась единственной формой существования в этом мире. Семья в сознании тувинцев представляла собой объемное и сложное социальное понятие. Она должна была, во-первых, состоять из нескольких поколений, чтобы выполнять функцию по межпоколенной трансляции народных знаний, а во-вторых, включать в себя помимо членов восходящей линии, всех родственников по боковым линиям обоих супругов, что надежно защищало народ от кровосмешения. «Тувинец должен знать свою родословную вплоть до девятого колена отцов», – пишет исследователь тувинских обычаев М. Б. Кенин-Лопсан. Кроме того, такой широкий охват членов семьи помогал кочевникам выжить. [1, с.52].

Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.

Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности [4, с.39].

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды [4, с.62].

В воспитании детей у тувинцев существовали выработанные в течение столетий свои традиции, сложившаяся система духовно-нравственного воспитания, определенные этические принципы и нормы. Важным в воспитании было привитие детям послушания и почтительного отношения к родителям, уважения, внимания и чуткости к старшим, особенно к старикам. В присутствии старших считалось неприличным громко разговаривать, кричать, прерывать, или вмешиваться в разговор. Существовали свои правила этикета, которым обучали детей с ранних лет. В развитии духовно-нравственного воспитания решающую роль играли нравы, традиции и обычаи народа. Воспитание детей в прошлом заключалось в заботе о том, чтобы сохранить и предать им все богатства традиций и духовной культуры народа. Последовательное усвоение этих богатств, норм социального поведения в духе этнических традиций должно стать основой духовно-нравственного воспитания детей.

 

Date: 2015-08-24; view: 1526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию