Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синкретизм

Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества – изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Но отметить только это еще недостаточно. Гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание. То же относится и к другим аспектам духовной культуры первобытного общества. Характерным примером является тотемизм как одна из основных форм религии раннеродового общества. Специфика тотемизма как синкретической формы религиозного сознания состоит в том, что в нем отражена структура раннеродового общества, что он является ее идеологическим выражением, будучи в то же время связан с ней неразрывными узами. В то время как религии, отражающие более высокий уровень общественного развития – в том числе и мировые религии, такие, как христианство или ислам, – безразличны к уровню развития исповедующего их общества и легко приспосабливаются к нему, тотемизм вне «тотемического» общества немыслим. В тотемизме, порожденном самой структурой архаического общества, отражены его социально-экономические основы, но в нем же выкристаллизовывается понятие о сакральном, священном – то метафизическое ядро, которое ляжет в основу более развитых форм религии. Экономическая, социальная и религиозная сферы, а вместе с тем и искусство, в первобытном обществе переплетены и взаимообусловлены в значительно большей степени, чем это свойственно более высоким уровням общественного развития. Первобытная магия была тесно связана и с положительными знаниями первобытного человека – с тем, что можно с известными оговорками назвать «первобытной наукой». Олицетворением слияния этих двух начал – объективного и субъективного – в сознании и практике первобытного человека является характерная фигура знахаря. Древность, глубокая традиционность и в то же время сакральный, эзотерический смысл изображений лабиринта на раковинах подтверждается и тем, что изготовление этих изображений сопровождалось исполнением особой песни-заклинания мифологического содержания и само превращалось в обряд. Рисунок мог делать только тот, кто знал песню. Экономика, искусство и религия взаимозависимы, и для понимания охотничьей и собирательской деятельности аборигенов требуется также понимание этих других сторон их жизни» В первобытном обществе худо­жественная деятельность тесно перепле­тается со всеми существующими форма­ми культуры: мифологией, религией. С ними она существует в нерасторжимом единстве, образуя то, что называется пер­вобытным синкретическим культурным комплексом.

В первобытном обществе чуть ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражает себя через ис­кусство. На этой стадии развития искус­ство является таким же многозначным инструментом духовной культуры, ка­ким для трудовой деятельности перво­бытного человека был заостренный ка­мень — универсальное орудие, использо­вавшееся во всех случаях его жизни.

В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных зна­ний и навыков, являются средством об­щения между людьми. Труд, преобразу­ющий материальный мир, стал средст­вом целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упо­рядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психиче­ские процессы, служило средством борь­бы с хаосом в самом человеке и в челове­ческом обществе.

Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы условно можем назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.

11.Традиціоналізм як тип культури.Загальні риси розвитку культур Стародавнього Сходу.

Традиционный ислам. Взятый на вооружение консервативными силами, которые стремятся сохранить существующие отношения, в странах Востока, где сохранились остатки феодализма. Консервативное духовенство настроено против любых нововведений, проповедует возвращение к исламу в его Ѐпервозданной чистоте и простотеЀ, отрицает использование научных и технических достижений других стран, считая, что прогресс в общественной жизни обеспечат Коран и шариат. Традиционалисты нетерпимые к инаковируючих, настроенные против предоставления женщинам ровных прав с мужчинами. Они хотят теократии. Традиционализм в исламе распространен преимущественно среди самой отсталой части мусульман. Одной из общих закономерностей исторического процесса является неравномерность его развития как во времени, так и в пространстве. В истории человечества на определенных этапах отдельные народы становились носителями общественного прогресса. К тому же на ранних стадиях, когда человек еще сильно зависел от природы, очень важным был географический фактор.

В конце IV - III тыс. до н.э. творцами первых цивилизаций на Земле стали народы, которые заселяли долины больших год - Тигру, Євфрату, Нилу, Инду, Гангу, Янцзи и Хуанхэ. Решающую роль в этом сыграло наличие наносных плодородных земель, которые образовывались благодаря периодическим разливам год. В такой местности индивидуальная обработка земли невозможная. Вместе с тем объединение зусильселянских общин, накопление наблюдений по времени разлива год, ирригационные работы обеспечивали очень богатые урожаи. Даже каменные, деревянные или медные орудия позволяли вести здесь великообсяговиземляни работы и получать значительный дополнительный продукт. Следовательно, создавались условия для имущественного расслоения и возникновения государства. Сложился особенный тип государства - восточная деспотия. Ее особенности предопределены именно необходимостью создавать и поддерживать ирригационную систему: жорсткацентрализация власти, полное всевластие и даже обожание правителя, существования бюрократического аппарата, применения рабского труда, но при этом - сохранение сельской общины.

 

13 Досягнення доби античної класики.

культура государств Греции и Рима.В античности сделан шаг вперед относительно положения человека в обществе. При античности зарождаются явления, которые на последующих этапах станут определяющими в культуре, особенно - христианская религия. Уровень развития и степень влияния на последующую историю предоставляют культуре Древней Греции и Древнего Рима исключительного характера. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культур образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имела гуманистичнийхарактер, в ее центре был человек, ее физическая и духовная жизнь. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные наследования образцы. Древнегреческая и латинская речи являются базой современной научной терминологии.Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других давних обществ. Возникает демократия, граждане пользуются политическими правами, принимают участие в управлении государством. Хоть нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли существенную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой взнос в их расцвет, на определенном этапе римской истории даже стали основной производительной силой.

 

14.Значеня культури Греції і Риму.

Кризис Римской империи в ІІІ веке отбился как на состоянии экономической и политической жизни Империи, так и на ее идеологии.

Борьба между религиозными и философскими течениями, которая велась в III ст., показала, что мыслители искали причины ухудшения положения населения, непрерывных войн и заострения социальных противоречий. Религиозно-философские течения приобрели пессимистически-упадочнический характер.

С каждым годом идеологическая борьба все становилась острее. В среде аристократии из западных провинций процветал культ Антонинив - идеальных правителей, которые, будто-то, появятся и устроят мир без солдат, без варваров, без тиранов и передадут всю власть сенату. Среди них появились пророки, которые предвещали пришествие подобного сенатского “мессии”. Аристократия восточных провинций уважала солнечные культы. В образе Солнца имели в виду единственного верховного Бога, который был защитником императора на земле и на небе.

Античная культура - уникальное явление, что дало общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и обиды для наследования на много тысячелетий.

Культура Древнего Рима, которая во многом продлила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней строгостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроении, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

В кризисе, что охватил римский мир в III веке н. е., можно обнаружить начало перевороту, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварское нашествие V века можно рассматривать как события, которые ускорили превращение, что прибавило ему разгон, и что глубоко изменило внешность этого мира.

 

15. культура Візантії.

РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Византии IV - VII вв.Первие век существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, что опиралось на традиции языческого эллинизма и принципы христианства Появляется ряд неплательщиков (Диадохи, Дамб) философов Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниани. В Константинополе в это время сооружаются прекрасные дворцы и храмы. Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органически соединялись элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология музыкального искусства известна еще из античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с самой тонкой золотой поверхностью. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Византии VII - IX ВВ. Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры стало противостояние иконоборцев и иконошанувальникив (726-843 рр..). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и много слоя населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемо и непознаваемая божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и другим изображениям Христа, Богородици и святых, видя в этом возвеличилось плотского начала и пережитки Античности. А потому их требования сводились к нейтральным картинам, абстрактным символов, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажей с изображениями животных и птиц. В период иконоборчества (726-843) была сделанная попытка официального запрещения икон. На защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских произведений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, что отбивает природу и сущность божества. Поздний этап В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ Византии X - XV ВВ.С Х ст. наступает новый этап истории Византийской культуры - происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот возраст связан с созданием произведений обобщающего характера - составленные энциклопедии из истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О фемах", "О церемониях византийского двора" - обширная энциклопедия самых ценных сведений о политической и административной структуре Византийской государства.Окончательно складываются и основные принципы византийской эстетики.

 

16. Загальна характеристика середньовiчної культури

Главным достоянием средневековой культуры было то, что она открыла внутренние силы человека, положила начало гуманистическому мировоззрению. Именно на этой основе выросла блестящая культура Ренессанса. Люди воспитывались и жили в духе религиозно-аскетического мировоззрения, каждый верующий должен был готовиться к пребыванию в вечном загробном мире, для чего церковь рекомендовала покаяния, молитвы, посты. Религиозное мировоззрение имело господствующие позиции благодаря тому, что абсолютное большинство населения не знали грамоты, ей не было известных естественных наук, а сама природа считалась грозным явлением высшей силы. Бог представлялся грандиозной космической силой, что несет ответственность за постоянство небесных и социальных сфер. В народном воображении Бог был той силой, что посылала дождь или засуху, мороз или тепло. Согласно с тогдашними представлениями собственное не конформистское поведение нарушало порядок природы - угрожала расписанию общественной стабильности и ритмов природы, то есть влекла катастрофические последствия. Если кто-то не принимал веры большинства, он объявлялся еретиком.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особенная роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь предоставляла огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства. Под средневековой европейской культурой следует понимать культуру поры раннего (V-XIII ст.) Феодализма в странах Западной Европы.

 

20. Художня культура епохи Вiдродження, її гуманiстичний змiст та здобутки.

Возрождение или Ренессанс - одна из наиболее знаменитых эпох в истории человеческой цивилизации. В отрасли искусства и литературы она взлелеяла таких великанов как Данте, Петрарка, Боккачче, Рабле, Сервантес, Шекспир, Леонардо где Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Донателло, Мозачче. Украинские художники (период 1910-30 лет). Супрематист Казимир Малевич, творец абсолютной формы “черного квадрату”, родился и долгое время жил в Киеве. Футурист Давид Бурлюк. Основательница укр. школы художественного конструктивизма Александра Екстер. Всеволод Максимович, Александр Богомазов, Василий Єрмолов Использовали типичные сцены из украинской жизни. Александр Архипенко (впоследствии переехал к Нью-Йорку) - один из основателей кубизма - створ. Скульптуры на материале древней трипольской к-ри, мозаик Софийского собора в Киеве. Основатель укр. монументализму Михаил Бойчук создал своеобразный стиль, в котором изображал величественные монументальные ансамбли, большинство из которых было уничтожено в 1930.

В Советском Союзе, укр. авангардисты художников часто преследовались, их работы запрещались или уничтожались. Около 2000 работ было конфисковано в 30-ые годы прошлого века, и только 300 из них сохранились до наших дней. После распада СССР открытия недоступных архивов спец фонда. Большая коллекция украинского авангарда была отреставрирована и в прошлом году представлена зрителю в Национальном художественном музее в Киеве. Исследования украинских и западных ученых свидетельствуют о глубоком взаимопроникновении украинского и европейского художественного искусства, а украинский авангард сегодня признан настоящим европейским явлением.

 

21. Пiвнiчне Вiдродження, його діячі та здобутки художньої культури.

Северное Возрождение - культурное движение в северноевропейских странах в последнее десятилетие XV ст и первую четверть XVI ст. приобрело наибольшее распространение в таких странах как Германия, Нидерланды, Франция и Англия. Общая особенность Северного Возрождения - гуманистическое творчество розгортована в ученом, идеологическом аспекте. Это философские споры, теологические проблемы, борьба гуманистов со средневековой схоластикой. Культура в этот период имеет ярко выраженный религиозный характер. Это Реформация, Мартин Лютер. Существовали 4 направления. Первый связан с деятельностью гуманистов ученых. Они критиковали римскую католическую церковь. Это Генрих Бебель, Йоганн Рейхлин, Еразм Ротердамский. Второе направление связано с деятельностью писателей, с движением реформации - Мартин Лютер, Ульрих фон Гуттен. Третий - бюргерская литература: Себастьян Брант (Корабль глупел) и Ганс Сакс, лирик, известный поэт. Четвертый связан с безымянным народным творчеством - немецкие народные книги ЀО Тиля Ойленшпигеля, О роговом Зиґфріда, "О докторе Фауста. Гуманисты выступают единым фронтом по так называемому Делу Рейхлина. Йоганн Рейхлин - один из наилучших ученых эпохи, классический филолог, переводчик, творец первой давньоеврейской грамматики, специалист в гебраистици (давньоеврейский языку), хотел разобраться в переводе Библии. Многие известные люди писали в поддержку Рейхлина - в 1514 г., ЀПисьма знаменитых людейЀ. Еразм Роттердамский вынашивал идею о создании единой Европы - республики ума. Слишком рано увидел в вождях реформации тот же фанатизм, что и у католиков. Его труд - Похвала глупости. Еразм ввел к тексту огромное количество немецких пословиц и поговорок. Литература о дураках связана с культурой средневекового карнавала. Еразм Роттердамский доводит, что весь мир стоит на глупости. Век Северного Возрождения был недолгим. Тридцатилетняя война вторглась

в этот процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в истории оно

осталось как поражающая целостная эпоха.

22. Реформацiя, її місце і значення для духовної культури Західної цивілізації.

Реформация (превращение) - название широкого общественно-политического движения, что в начале XVI ст. охватил почти всю Европу. Направленный против католической церкви, он повлек образование новой сущности церквей протестантского направления. Из идеологического взгляда, Реформация достаточно последовательно отображала новое, буржуазное время в истории Европы, сыграла огромную роль в разрушении старого феодально-патриархального уклада в культуре, мышлении, образа жизни. Протестантская цивилизация вобрала лучшие достижения западного средневековья: сохранила традиции римского права, самоуправление городов, автономию университетов и тому подобное. Реформация обеспечила и некоторые особенные черты культуры Нового времени в отрасли философии, науки, искусства, морали. Реформа?ція - христианское церковно-религиозное, духовно-общественное и политическое движение обновления в странах Западной и Центральной Европы. Реформацию связывают с именами Мартина Лютера, Жана Кальвина и Ульриха Цвингли - и соответственно называют протестанской, лютеранской или евангельской. Предпосылками до Реформации был кризис Панства в 14-15 ст. Непосредственным началом Реформации считается распространение Лютером персональных обращений писем, в которых приходилось, что Спасение и Божья милость достигаются благодаря Вере, а не исповеди в грехах. Инициированное М.Лютером церковно-религиозное движение привело к разрыву единства западно-европейской церкви - появления национальных церковных сообществ и возникновения новой теологии протестантизма. Реформация, как церковно-религиозное и политически-социальное течение длились несколько веков в Западной Европе, пробудив национальное сознание и развитие культуры отдельных народов и вытворив ряд протестантских церквей. Реформация была направлена одинаково против догм и уклада, как и против экономического и политического положения Католической церкви. В отличие от понаднационального характера Католической церкви, что употребляла в богослужби латинский язык, деятели Реформации вводили живые языки в церкви, а тем самым и в литературу многих народов, крепя их национальное сознание и культурное развитие. Реформация охватила разные социальные слои и целые государства, а также повлекла между ними острые зудари, что оказались в долговременных войнах.

 

28. Промислова революцiя i розвиток науки як чинники формування новоєвропейської культури.

Большие географические открытия конца XV - начала XVI ст., европейский гуманизм и Реформация, создание мануфактурного, а позже и промышленного производства кардинально изменили положение человека в обществе, способствуя переосмыслению ее связи с природой, побуждали к новым методам исследования окружающего мира и его освоения. В целом XVII ст. - это время, когда человечество с оптимизмом смотрело в будущее, в надежде на возможность его усовершенствования на гуманистических, жизнеутверждающих, творческих принципах. Культура XVII ст. не только обновила черты предыдущих суток, но и произвела качественно новые. В первую очередь для XVII ст. характерная научная революция, когда развитие научных знаний начало опережать технику. Начало философии нового времени было положено Рене Декартом (1596-1650) - французским философом, математиком, представителем классического рационализма. Ученый вышел за пределы ренессансного подхода к научным знаниям. Философию XVII ст. завершает Г.-В. Лейбниц. Ученый сделал весомый взнос в разработку дифференциального и интегрального вычисления, описал дисперсию света в оптике, построил зеркальный телескоп, теоретически обосновал законы И. Кеплера, объяснил вращение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, приливы в океанах. под воздействием научной революции и промышленного развития состоялось активное изменение способа мышления и миропонимания личности. Научно-философская и общественная мысль эволюционировали от схоластики, натурфилософии, теологизму к рационализму, эмпиризму, научному эксперименту и индукции.

30. Художнi напрями та стилi європейської культури ХVII - ХVIII ст.

Искусство и литература XVII-XVIII веков каждой из европейских стран отмечаются неповторимым своеобразием. Но именно в это время благодаря расширению круга образованных людей, інтеліґентів между ними складываются определенные контакты, налаживаются культурные связи. в первой половине XVII века властвует стиль барокко, во второй половине - классицизм, в первой половине XVIII века - рококо (генетически связанный с барокко), во второй половине - в несколько другой форме - возвращается классицизм. Архитектура барокко широко использует открытые Ренессансом технические приемы. Это чрезвычайно парадный, пышный, декоративный стиль. Этот стиль активно использовал синтез искусств - сочетание в единственном идейно-художественном замысле разных видов искусства. Внутренне сложным стилем был классицизм. Центральная идея классицизма - в русле философии, рационализма, - идея умности, упорядоченности, “правильности”. С одной стороны, эта идея широко использовалась для обґрунтування необходимости абсолютизма: государство во главе с монархом трактовалось как воплощение ума, который ограничивает человеческие изъяны. Но, с другой стороны, тот же рационализм был философской основой развития передовой науки, фундаментом буржуазной идеологии. Классицизм с его идеей порядка, единству целого и его частей, гармонии и суровых пропорций с особенной силой обнаружил себя в инструментальной музыке. Ведущей в Европе стала венская музыкальная школа. Основой ее завоеваний становится принцип симфонизма - особенных качеств развития музыкальной мысли, когда новая идея рождается постепенно. Характерные черты барокко можно увидеть в творчестве большого фландрского художника П.Рубенса. Вин отмечало фантастическое живописное мастерство. В XVII ст. разворачивалось творчество больших драматургов - П.Корнеля, Ж.Расина, Ж.Мольєра. Классицизм стал художественным языком французского Просветительского. Почти все наибольшие мыслители занимались и художественным творчеством. Пьесы, повести писал Вольтер, уже вспоминались романы Руссо. Основателем нового жанра - художественной критики - стал Дидро.

 

36. Головнi ознаки й тенденцiї розвитку європейської культури ХIХ ст.

Прискорення історичного процесу приводить у XIX столітті до нового якісного стрибка в порівнянні з початковим періодом Нового часу. Європа пересіла з кінного диліжанса в «Східний експрес», з вітрильника на пароплав і на кінець сторіччя підійшла до того, щоб літати в повітрі і плавати під водою. Телеграф зв'язав європейські країни і США з найвіддаленішими куточками планети. Наука проникла углиб речовини і в таємницю еволюції живої матерії. То був вік науково-технічного перевороту і бурхливих соціальних потрясінь, але разом з тим — найбільших гуманістичних і естетичних завоювань та утопічних помилок розуму.

Мінявся сам вигляд світу. Величні собори, розкішні палацові резиденції, більш скромні «дворянські гнізда», невеликі поселення ремісників перетворилися в прекрасні, але все ж пам'ятники феодальної епохи, що назавжди пішла в минуле. Носіями нового стали великі промислові міста з їх заводами і фабриками, залізничними вокзалами і лініями метро, особняками багатіїв і нетрищами, доходними будинками і будиночками бідняків, публічними бібліотеками, музеями і комерційними видовищними закладами: театрами, танцзалами, концертними естрадами.

Рівень досягнень і їхня роль в сучасній системі усіх цінностей відображає вже той факт, що при характеристиці XIX ст. часто використовують термін «класичний»- це вік класичного капіталізму (вільної конкуренції), класичної філософії, класичного природознавства, класичної літератури і музики…

 

37. Художнi напрями та стилi європейської культури ХIХ ст.

Розвиток художньої культури XIX ст. проходив під знаком боротьби і послідовної зміни чотирьох основних напрямів: класицизму, романтизму, реалізму і декадансу. Всі ці художні стилі, історично змінюючи один одного, але часто і співіснуючи, знайшли вираження у всіх видах мистецтва, але насамперед — в літературі.

Розвиток художньої культури XIX ст. проходив під знаком боротьби і послідовної зміни чотирьох основних напрямів: класицизму, романтизму, реалізму і декадансу. Всі ці художні стилі, історично змінюючи один одного, але часто і співіснуючи, знайшли вираження у всіх видах мистецтва, але насамперед — в літературі.

Скульптура

Європейська скульптура на початку XIX ст. зазнала короткого періоду піднесення, пов'язаного з творчістю італійського скульптора Антоніо Канови і данського — Бертеля Торвальдсена, представників класицизму в скульптурі. Особистою сторінкою в скультурі початку 19 ст. була творчість Франсуа Рюда (1784-1855).Його «Марсельєза» серед кращіх творів доби.

Архітектура

Архітектура першої половини XIX ст. пережила свій розквіт у межах класицизму. У цей час у Парижі, Лондоні, Берліні, Санкт-Петербурзі з'являються численні архітектурні ансамблі, які додали головним європейським столицям характерного вигляду.

Музика

«Нова ера в музиці» починається на рубежі епох класицизму і романтизму. Пов'язана вона з титанічною творчістю Людвіга ван Бетховена. Вона охопила мало не всі форми і жанри музики, загальновизнаною ж вершиною стали дев'ять симфоній, кожна з яких — це цілий художній світ. Сучасник Французької революції, палко захоплений її першими кроками, рішучий противник бонапартизму, музикант філософського складу, який нескінченно розширив виразні засоби музики, композитор трагічного світовідчуття, Бетховен був оцінений і піднятий на щит романтиками, хоч сам він розходився з їх естетичними переконаннями. У Бетховені втілилися кращі риси всієї музичної культури, яка передувала йому, і разом з тим його творчість — поворотний пункт у музиці.

Театр

У XIX ст. народився якісно новий драматичний театр. Вільна конкуренція буржуазного суспільства покликала до життя численні приватні театри, столичні і провінційні, які орієнтувалися на масового глядача. Такими були паризькі «театри бульварів», «малі» театри Великого Лондона. Багато з них розорялися, але окремі ставали центрами демократичної театральної культури.

З утвердженням романтизму в репертуарі театрів сталися корінні зміни. П'єси В. Гюґо, О. Дюма, П. Меріме у Франції, Л. Тіка в Німеччині, Дж. Байрона і П. Шеллі в Англії брали гору над традиційним репертуаром класицизму. Крім того, нарівні з постановками нових романтичних п'єс зіграло свою роль і переосмислення в романтичному дусі п'єс В. Шекспіра, Ф. Шіллера та ІЙ. В. Ґете.

Кіно

У XIX ст. в Європі, у Франції, народився новий вид мистецтва, який стрімко завойовував собі наймасовішу глядацьку аудиторію, — мистецтво кіно. Кіно — дитя часу, яке поєднувало в собі науково-технічний прогрес з творчими пошуками діячів мистецтва.

 

38. Соціально-політичні обставини розвитку росiйської культури першої половини ХIХ cт. як чинники становлення дворянського етапу українського національно-культурного відродження.

Російська культура в першій половині ХIХ ст., Розвиваючись у всіх напрямках, зайняла одне з провідних місць у світі; найбільші твори мистецтва, досягнення в галузі науки і техніки підготували той зліт вітчизняної культури, який припав на кінець ХІХ - початок ХХ ст. У цілому російська культура ХIХ ст. відрізнялася, з одного боку, прогресивної спрямованістю, швидкими темпами розвитку, з іншого - поруч протиріч, обумовлених особливостями історичного розвитку Росії даної епохи.

На формування культури цього періоду впливали, з одного боку, подальший економічний розвиток і, з іншого - формування громадського руху, розвиток суспільної думки різних напрямків. Значним змінам піддалися естетичні смаки і потреби російського суспільства.

Особливе значення мали Вітчизняна війна 1812 року і повстання декабристів, що сприяли формуванню передових поглядів російського суспільства і зростанню національного російського самосвідомості. На розвиток культури величезний вплив зробило розвиток патріотичних настроїв, початок формування російської ідеї.

У той же час розрив між культурою дворянської і народної, що виник в кінці XVII-першій половині XVIII ст., Продовжував заглиблюватися.

Система освіти і освіти розширювалася, забезпечуючи зростаючі потреби ускладнюється державного апарату і розвивалася економіки.

 

39. Славянофильство

 

Славянофильскому самосознанию предшествовало явление Пушкина - русского национального гения. Но Пушкин был великим явлением национального бытия, а не национального самосознания. Через Пушкина, после Пушкина могло лишь начаться идеологическое самосознание. Это хорошо понимал Достоевский. Славянофилы и были первыми русскими европейцами, европейцами в более глубоком смысле слова, чем русские люди XVIII века, принявшие лишь костюм, лишь внешность европейского просвещения. Славянофилы были теми русскими людьми, которые стали мыслить самостоятельно, которые оказались на высоте европейской культуры, которые не только усвоили себе европейски-всемирную культуру, но и пытались в ней творчески участвовать. славянофилы были лучшими европейцами, людьми более культурными, чем многие-многие наши западники. Славянофилы творчески преломили в нашем национальном духе то, что совершалось на вершинах европейской и мировой культуры. Значение славянофилов нужно искать не в том, что они не хотели знать Гегеля и Шеллинга и не испытали на себе их влияния, а в том, что они творчески пытались переработать Гегеля и Шеллинга, самостоятельно к ним отнеслись и сказали тем своё слово в развитии философской мысли. Славянофилы питались и западной мыслью, конечно, претворили в себя западную культуру. Было бы печально, если бы славянофилы не стояли ни в какой связи с духовной и умственной историей Западной Европы, если бы ничему от нее не научились. Славянофильство довело до сознательного, идеологического выражения вечную истину православного Востока и исторический уклад Русской земли, соединив то и другое органически. Русская земля была для славянофилов прежде всего носительницей христианской истины, а христианская истина была в православной Церкви. Славянофильство означало выявление православного христианства как особого типа культуры, как особого опыта религиозного, отличного от западнокатолического и потому творящего иную жизнь. Поэтому славянофильство сыграло огромную роль не только в истории нашего национального самосознания, но и в истории православного самосознания. Славянофилы - не романтики по своему душевному типу, они слишком бытовики, слишком люди земли, слишком здоровые. В них больше религиозной сытости, чем религиозной жажды.

 

43. Розквiт демократичної культури в Росiї другої половини ХIХ ст., її мiсце в скарбницi свiтової культури.

Скасування кріпосного права і зростання небувалими темпами продуктивних сил безпосередньо позначилося на розвиток культури в другій половині 19 століття. Зростання промисловості, совершеннствоніе техніки виробництва настійно вимагали грамотних робітників, великої кількості фахівців, що викликало розвиток освіти і науки. Залучення буржуазії до культури зробило процес її розвитку більш широким, ніж раніше.

Панівним напрямом у російській літературі та мистецтві був критичний реалізм. Викриття кріпосництва, його пережитків в житті і в свідомості, показ вад нового буржуазного суспільства були провідною лінією прогресивної літератури і демократичного мистецтва. Кожен великий письменник і перш за все такі гіганти, як Л.Н Толстой, Ф.М. Достоєвський, І.С. Тургенєв, М.Є. Щедрін, А.П. Чехов, зобразили цілі пласти життя з усіма її радощами і печалями, але кожен по-своєму, через призму свого сприйняття.

До другої половини 19 століття відноситься розквіт пейзажного живопису, Картини Шишкіна, Левітана, Куїнджі, Саврасова, Полєнова відносяться до числа щедевров світового живопису. Олексій Кіндратович Саврасов любив у природі просте і скромне, але зазначене печаткою ліричної задушевності. Його знаменита картина "Граки прилетіли" вражає такого роду сполученням "звичайної" мотиву з рідкісної поетмчностью його тлумачення.

Найбільш талановитим скульптором другої половини 19 століття був Марк Матвійович Антокольський. Скульптора особливо хвилювали соціально-етичні проблеми. Його конкретно-історичні образи: Іван Грозний, Єрмак, Петро I і міфологічний Мефістофель уособлюють ідеї боротьби двох начал в людині - добра і зла.

Друга половина століття була часом широкого поширення театрального мистецтва на провінційній сцені.

У церковному будівництві 80-90-х рр.. цей напрям знайшло відображення в подраженіі стилю церков 17 ст., витіснивши російсько-візантійський стиль. Найбільш типовою спорудою цього напряму є храм Спаса на крові в Петербурзі (збудований архітектором А. А. Парландом на місці вбивства Олександра II).

У другій половині 19 століття продовжує розвиватися російська національна музична школа, оснавателем який був М.І. Глінка. Саме в другій половині 19 століття російська музика завоювала широке визнання і здобула світову популярність.

 

44. Критичний реалiзм як провiдний напрям європейської художної культури другої половини ХIХ ст. Реалістична література Росії та України ХІХ ст.

Крити́чний реалі́зм — художній напрям, в основі якого — принцип історизму, правдивого зображення дійсності. Виник у 20-х роках XIX століття у Європі. Реалістичний напрям виник значною мірою як запе­речення художніх принципів романтизму. Для реалізму характерна типізація як засіб розкриття соціальних якостей особи. Реалізм створює типові характери за типових обставин.

Критичний реалізм народився насамперед в Англії та у Франції. Його представниками були такі художники, як Стендаль, О. Бальзак, В. Скотт, Ч. Діккенс. Найбільшого розвитку критичний реалізм набув у літературі XIX ст. У російській літературі його виразниками були М. Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоєвський, А. Чехов та ін.

Критичний реалізм кінця ХІХ століття вступає в нову смугу свого розвитку, набуває ряд нових рис, що відрізняють його від класичного реалізму середини століття. На межі століть він завойовує провідні позиції в світовому літературному процесі. Письменники-реалісти діють у Франції (Мопассан, Франс, Роллан), Великобританії (Веллс, Шоу, Голсуорсі),Німеччині (брати Манни, Гауптман), Скандинавських країнах (Ібсен, Андерсен-Нексе), США (Марк Твен, Лондон, Драйзер, О. Генрі), а також в інших країнах. Піднесенню реалізму сприяв органічний зв'язок з традиціями національного мистецтва, революційним романтизмом, співзвучним письменникам нової епохи своєю спрямованістю у майбутнє. Різко підсилюється публіцистичний бік реалістичної літератури, з'являється відкрита тенденційність у захисті своїх поглядів. Прийом об'єктивної оповіді, вдосконалений Флобером, поступається прийомові, в якому оцінка явищ, полеміка, дискусія, відкритий вияв позиції письменника є звичайними речами. Широкі узагальнення, сміливі гіпотези, звернення до досягнень науки та культури — все це риси нового реалізму.Література збагачується в жанровому відношенні: багато різновидів роману, збагачення тематики і структури новели, підйом драматургії. Відбувається процес оновлення театру, на сцену виходять важливі соціальні проблеми. Одним з провідних мотивів є викриття буржуазного суспільства. Боротьба за свободу творчої особистості художника. Історико-революційна тема. Увага, яку реалісти приділяють особистості, допомагає їм досягти успіхів у змалюванні характерів, веде до поглиблення психологізму. Багатоманітніше стають зображальні засоби людини в літературі, засоби відкриття її внутрішного світу.

 

49. Модернiзм як iдеологiя кризи суспiльної свiдомостi та культури кiнця ХIХ - першої половини ХХ ст.

На початку XX ст. в сфері художньої творчості — у літературі, архітектурі, малярстві, музиці, театральному мистецтві — виникає безліч течій, груп, шкіл, які прийнято позначати збірним терміном «модернізм» (модерн — новий). У цьому терміні немає спроби вичленити яку-небудь спільну рису — очевидні різноманітність і різноплановість майстрів. Об'єднує їх насамперед авангардизм — розрив з визнаними нормами і традиціями, бунт проти старих форм не тільки в мистецтві, але й у житті взагалі. У той же час у різних майстрів абсолютно різними були, з одного боку, цілі, а з іншого — тон і спрямованість протесту.

Особливо цінується вироблення власного, ні на кого не схожого образу, що пов'язано зі зміною загальних естетичних настанов. Якщо раніше головною естетичною категорією було прекрасне, все мистецтво попереднього сторіччя пронизане гуманізмом, то тепер популярною категорією стає потворне, ідеал цілісної людської особистості зникає, що часом веде до підриву фундаментальних основ творчості (наприклад, образотворче мистецтво відмовляється від зображувальності, образності). Головною цінністю визнається внутрішній світ художника, право без обмежень вибирати способи вираження своїх переживань, асоціацій.

Новий напрям розповсюдився по всій Європі і в першу чергу торкнувся архітектури і декоративного мистецтва. Представники «модерна» використовували нові техніко-конструктивні засоби, вільне планування, своєрідний архітектурний декор для створення незвичайних, підкреслено індивідуалізованих будівель (X. Ван дер Велде в Бельгії, І. Ольбріх в Австрії, А. Гауді в Іспанії, Ч.Р. Макінтош в Шотландії, Ф.О. Шехтель в Росії). У Італії його називали рослинним стилем, або «ліберті», у Великобританії - стилем «модерну», в Іспанії - модернізмом, в Бельгії - стилем Велді, в Австрії - сецесіоном, в Германії - югендстілем. Стиль «модерну» виник як реакція на еклектизм і мляве копіювання історичних стилів минулого. Для модерна характерні гнучкі текучі лінії, стилізований рослинний узор. Ексцентричний декоративний стиль використовувався для обробки крупних магазинів, які в цей час починають будуватися у великих містах Європи і Америки, і усесвітніх виставках, символізуючи таким чином процвітання і могутність торгівлі.

 

Date: 2015-08-24; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию