Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №45





В начале XX века народное образование Казахстана было тесно связано с обществен­но-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, приня­тый царским правительством в 1906 году, положил начало откры­тию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время пре­пятствия для деятельности вероисповедальных учебных заведений. В первую очередь они распространялись на мусульманские школы.
В конце XIX - начале XX вв. в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Сторонниками «но­вого метода» были джадиды - члены культурно-реформаторского про­светительского и общественно-политического движения мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии. Джадидизм - общественное дви­жение, выступавшее за реформу образования, которое перестало со­ответствовать новому времени и ущемляло права среднеазиатских народов в общественной жизни. Сторонники «нового метода» (джади­ды) предлагали реформировать мусульманские школы и широко вне­дрять не только светские дисциплины, такие как история, естество­знание, русский язык и т.д., но и новую методику обучения. Продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. Так, по сравнению с 1897 годом их число к 1911 году удвоилось.
Одним из заметных достижений советского режима с 1918 года стало развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918 году были приняты «Декларация о единой трудовой школе», «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образова­тельной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отме­на всех видов наказаний, школьное самоуправление.
В начале XX века высшее образование из числа казахов имели свыше 100 человек, немалое число имели среднетехническое или профессио­нальное образование. В 1930-е годы в вузах и техникумах различных регионов СССР обучалось около 20 тыс. казахстанцев.
В усло­виях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации не­грамотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвида­ции безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, шко­лы- коммуны, школы -интернаты, рабфаки. Так, к кон­цу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - около 10%.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920- 1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого насе­ления. В 1921 году правительством Казахстана была образована Цен­тральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Сов­нарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казах­ской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодич­ную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931г. – и в районах с кочевым населением.
В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное об­разование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее обра­зование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, од­нако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.
В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а сре­ди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926- 1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет воз­росла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.
Активными участниками преодоления неграмотности среди взрос­лого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. на­чался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало око­ло 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пя­тилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы.
Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы вой­ны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек.
К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности явилось одним из достижений советского периода.
Большое внимание уделя­лось подготовке кадров, особенно педагогов. Для подготовки учите­лей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием го­товились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В годы Со­ветской власти в Казахстане начала развиваться система высших учеб­ных заведений. Начали открываться первые казахстанские вузы: 1928 год - Казахский государственный педагогический институт, которо­му в 1935 году было присвоено имя Абая (ныне Алматинский нацио­нальный педагогический университет); 1929 год - Алма-Атинский зоо­ветеринарный институт; 1930 год - Казахский сельскохозяйственный институт; 1931 год - Алма-Атинский медицинский институт; 1934 год - Казахский государственный университет имени С.М. Кирова (ныне Казахский национальный университет имени аль-Фараби - КазНУ), Горно-металлургический институт. Открываются педагоги­ческие и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актю­бинске, Петропавловске, Шымкенте и Кустанае. В 1930-е годы начина- етразвиватьсясистемазсючногообучения. В1938 году при КазГУ была открыта первая в Началась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 году выходят первые учебники - «Есеп туралы», «Оку туралы» и «Tin туралы». К написанию новых учебных пособий были при­влечены А. Букейханов, А. Ермеков, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, Е. Омаров и другие известные представители национальной интелли­генции. Так, к 1928 году для казахских школ было издано более 30 наименований учебников.
В ускорении процесса культурного строительства важную роль сыграла национальная интеллигенция. Она принимала активное уча­стие в создании учебников и учебных пособий на родном языке. Авто­рами учебников были представители казахской интеллигенции - А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем перво­го школьного учебника алгебры на казахском языке был Каныш Сатпаев, географии-Алихан Букейханов, учебника по истории Казах­стана - профессор Санжар Асфендияров.
В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казах­ского языка арабскую графику. Усовершенствованный арабский шрифт позволял казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, однако это считалось политически вредным. В 1929 году был принят указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую, что нанесло тяжелый удар по си­стеме образования. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-ка­захски на основе арабской графики, пришлось вновь «стать» не­грамотными и осваивать новый алфавит. В 1940 г. казахская пись­менность была переведена с латиницы на кириллицу. Одновремен­но с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать народ от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
В годы Граж­данской войны и в послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, в 1919 году - историко-статистический отдел при шта­бе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. А чуть позже появилась и археологическая секция. В1920 году было основано Общество изуче­ния Казахского края и появились первые научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тыныш- паева, М. Дулатова, В.В. Бартольда, В. Радлова.
В 1920-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения - Химико-биологическая лаборатория, Крае­вая станция защиты растений, Санитарно-бактериологический инсти­тут, Институт удобрений и агропочвоведения. В 1932 году была обра­зована Казахстанская база Академии наук СССР, преобразованная в 1938 году в Казахский филиал Академии наук, при котором откры­вались научно-исследовательские институты (НИИ) различного про­филя. Всего в 1932 году в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций. Так, если в 1920-х годах в республике работали ученые-академики из цен­тральных регионов, то в 1930- х годах ученое звание профессора полу­чил выдающийся казахский историк С. Асфендияров.
В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие на­учные силы страны. В Боровом вели научные исследования акаде­мики В.М. Алексеев, А.Н. Бах,Л.C. Берг, С.Н. Бернштейн, В.И. Вер­надский, Н.Ф. Гамалея, Л.И. Мандельштам и др. В Алма-Ате раз­местилось свыше 20 научно-исследовательских институтов - ин­ститут философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР.
В Казахском филиале АН СССР были организованы астроно­мическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии и др. В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук, и в мае 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук КазССР. Ее первым президентом стал выдающийся ученый Каныш Имантаевич Сатпаев. Почетными членами Академии были избра­ны И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых-казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук. Осо­бое место в науке Казахстана занимает К. Сатпаев. За многолетний труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» в 1942 г. К. Сатпаев был удостоен Государственной премии СССР, ему была присуждена ученая степень доктора геолого-ми­нералогических наук, он был избран членом-корреспондентом Ака­демии наук СССР, отмечен орденами Ленина и Отечественной вой­ны II степени.

 

Билет №46

Создание прочного тыла и перестройка всей экономики республики на военный лад были задачами первостепенной важности.
Великая Отечественная война потребовала всемерного увеличения выпуска продукции на предприятих цветной метуллургии угольной и нефтяной промышленности, предприятиях по добыче редких металлов, созданных в республике в годы довоенных пятилеток. Для этого необходимо в кратчайшие сроки перестроить их работу на военный лад.
16 августа 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили и ввели в действие военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 года и на 1942 год для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Наряду с быстрым увеличением производства боеприпасов, различного рода боевой техники и военного снаряжения новый военно-хозяйственный план предусматривал резкое увеличение продукции металлургической, угольной и других решающих отраслей тяжелой индустрии, добычи стратегического сырья.
Расширение производства танков, самолетов, артиллерийских установок и других видов вооружения настоятельно требовало максимального увеличения добычи цветных и редких металлов. Гигант медной промышленности Балхашской завод, Чимкентский завод, свинцовый завод, промышленный узел Рудного наращивали темпы производства цветных металлов для нужд оборонной промышленности.
Резкое увеличение производства продукции для нужд фронта стало основным содержанием работы тыла. Война потребовала усиления поисковых работ и освоения новых месторождений. Еще накануне войны в степях Прибалхашья было обнаружено месторождение молибдена и был заложен рудник «Восточный Коунрад». В результате упорного труда строителей и горняков в начале ноября 1941 года страна получила балхашский молибден. Ускоренными темпами шло строительство новых промыслов и шахт в Караганде, рудников Джездинского, Миргалимсайского, Найзатасского обогатительных фабрик, Актюбинского ферросплавного завода, Текелийского и Усть-Каменогорского свинцово-цинковых комбинатов. Например, за 38 дней был построен Карсакпайский медеплавильный завод.
В связи с эвакуацией ряда промышленных предприятий европейской части СССР в восточные районы объем промышленной продукции в стране к концу 1941 года резко сократился. В этих условиях неизмеримо возросло значение Казахзстана, куда перебазировались оборонные заводы и другие предприятия тяжелой и легкой промышленности, а также кохозно-совхозные имущества. В ходе войны были перебазированы из прифронтовой полосы в Казахскую ССР 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, а также были реэвакуированы 20 заводов, фабрик, мастерских, конструкторских бюро.
Основные районы размещения эвакуированных заводов и фабрик –Алма-Ата, Уральск, Петропавловкс, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.

В связи с временной оккупацией гитлеровцами западных областей страны значительно возросла роль восточных районов, в том числе Казахстана, в укреплении военно-экономического потенциала Советского Союза, в снабжении армии необходимой продукцией. Партия и правительство предусматривали значительное расширение на Востоке страны промышленного и сельскохозяйственного производства и указывали конкретные пути перестройки всего народного хозяйства. Под руководством Коммунистической партии за короткий срок народное хозяйство Казахской ССР было перестроено на военный лад.

Программа перестройки экономики страны на военный лад содержалась в постановлении «О военно-хозяйственном плане на IV квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», принятом 16 августа 1941 года. Утвержденный правительством план предусматривал превращение этих районов в военные арсеналы страны, значительное увеличение в них выпуска оборонной продукции. Для выполнения этой задачи необходимо было в сжатые сроки разместить и наладить производство многих промышленных предприятий, эвакуированных из западных районов, построить новые, расширить действующие и перевести их на выпуск оборонной продукции, повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции, обеспечить предприятия рабочей силой.

 

Date: 2015-08-24; view: 496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию