Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, ребенок будет использовать в работе три материала с разными свойствами





Выбор каждого материала обусловлен функцией изделия: гофрированный картон толстый и твердый (не гнется, хорошо со­храняет форму наполненной папки, листья внутри не будут мять­ся), пустотелый (дает возможность влаге от сырых листьев в про­цессе высыхания выходить через открытые срезы гофра, листья не заплесневеют, даже если мы забудем поменять проложенные между ними газеты). Эластичная тесьма, скрепляющая детали по корешку, хорошо растягивается, поэтому в папку можно будет уложить как малое, так и большое количество листьев. При этом папка все равно хорошо закроется. Тканая тесьма, наоборот, со­вершенно не растягивается, поэтому при завязывании папки еще до укладывания ее под пресс создаст одинаковую нагрузку на ли­стья, лежащие и в центре, и по краям папки.

Первое задание на наблюдение в данном случае будет зву­чать так: «Я покажу папку, в которой высушивают листья, и еще одну папочку — для сушки готовых аппликаций (рис. 1). Нужно рассмотреть их обе, но делать сегодня будем только первую, по­тому что после экскурсии она понадобится сразу. Поэтому надо будет перечислить, какие материалы нам понадобятся для изго­товления первой папки».

Объект для наблюдения в руках у учителя — плотно набитая свежими листьями, переложенными газетами, завязанная папка. Учитель развязывает ее, осторожно вынимает вложение и держит папку за завязку на весу в раскрытом виде в вытянутой руке. Чтобы дети имели возможность дать обоснованный ответ, учитель проходит между рядами, поворачивая папку в разные стороны, давая потрогать картонные створки, рассмотреть их срезы.

Слушаем ответы детей: нужны две толстые картонки, тесем­ка, чтобы их связать-по корешку, как книжечку, и тесемка, из кото­рой делают завязки, чтобы из готовой папки листья не выпадали.

Затем учитель раскрывает именную папку для сушки аппли­кации под прессом (тонкая картонка, сложенная пополам, на ли­цевой стороне самоклеющаяся каргинка) и тоже задает вопрос: «А эта из чего сделана? Точно из такого же картона, что и папка для сушки листьев?». Ответ очевиден — это совсем другой кар­тон, он даже на глаз тонкий, гнется в руках у учителя. Никаких завязок нет, картонка просто сложена пополам.

Углублять и развивать результаты наблюдений сразу же, об­суждать свойства материалов, обосновывать причины их выбо­ра нежелательно, поскольку экспериментальной базы для этого у первоклассников пока нет — дети не держали материалы в руках. Если мы даже раздадим их образцы, это только приведет к допол­нительным затратам времени и формальным ответам. Отсрочим немного второе задание: «Когда будем работать с голубой и крас­ной тесьмой, постараемся заметить, чем они отличаются друг от друга кроме цвета».

Чтобы результаты наблюдений были строго обоснованными, отнесем их обсуждение на самый конец урока, после того как практическая работа будет закончена.

Перед началом практической работы раздадим оба кусочка тесьмы и по 2 картонки с готовыми отверстиями. Еще раз рассмо­трим ряд инструктивных картинок в учебнике, уточним ход голу­бой тесьмы через 4 отверстия на корешке, порядок продергивания и закрепления «в петлю» красных завязок из тканой тесьмы. Хота практическая работа в данном случае однооперационная (сборка), она будет весьма непростой, поскольку требует мышечной ловко­сти. Поможем детям сделать ее не торопясь, с нашей помощью. Изготовление завершается наклеиванием картинки-самоклейки на лицевую сторону папки (промаркированное таким образом из­делие можно не подписывать).

Вот теперь, когда дети несколько раз вставляли тесьму в от­верстия, вытягивали ее, связывали, проверим результаты наблюде­ния: так чем же, кроме цвета, отличаются тесемки друг от друга? В ответ мы обязательно услышим, что голубая тесьма становится длиннее, если ее потянуть за концы, а когда отпустишь, она опять вдруг становится короткой. Теперь учитель может назвать имя свойства (особенность материала), которое мы осознали в про­цессе наблюдения. Вначале учитель назовет его сам — эластич­ность, затем хором дети трижды проартикулируют новое слово.

Очень бы хотелось немедленно задать детям вопрос: «А за­чем нам надо было это наблюдать? Ну, зачем картонки по ко­решку мы связывали именно эластичной тесьмой?».

Такой вопрос пока задавать не следует. Обоснованного ответа мы все равно от каждого ученика не услышим, потому что и в этом случае информации для установления причинно-следственной связи недостаточно.

И опять мы не будем торопить события — зададим на дом найти среди личных вещей ту, в которой использована эластичная тесьма. И главное, нужно будет догадаться, а.почему в этой вещи «живет» именно такая тесемка, которая хорошо растягивается.

Таким образом «попутное» наблюдение как будто бы пере­носится в домашние условия. На самом же деле такое «домаш­нее» задание рассчитано на самых медленно размышляющих детей, которым нужна эмоциональная поддержка и предметные действия. Для сбора информации не нужно будет отдельного вре­мени, поскольку обсуждать, где же может быть такая тесемочка, можно со своими игрушками, и с мамой, и за едой, и отдыхая, и играя. Очень быстро ребенок найдет ответ: эластичная тесьма (резинка) очень часто используется в одежде взрослых, детей, у игрушек—в поясе юбки, брюк, белья, иногда в рукавах рубашки, в ободке маминой шапочки для душа.

Проверяя результаты домашнего задания, мы сделаем глав­ное — установим причинно-следственные связи, ответив на вопрос, почему мы используем в некоторых случаях именно эластичную тесьму то есть зачем нужно некоторым материалам свойство легко растягиваться.

От детей мы услышим многословные и невнятные ответы, смысл которых будет заключаться в том, что такое свойство дает возможность одному и тому же материалу делаться то больше, то меньше. Как правило, дети говорят, что раз резинка в пояске эластичная, одежда хорошо облегает талию, но и снимать одежду будет легко, потому что она растянется, станет подлиннее. То есть в ответе ясно просматривается суть свойства «эластичность» — увеличение линейных размеров при растяжении. В завершение обсуждения мы пошутим: «Вот это да! А папке-то, в которую кладут листья, зачем эластичная тесемка? Разве у нее есть шта­нишки?». Ответ подготовлен наблюдениями и обсуждением: «В нее теперь можно листьев уложить сколько хочешь».

Теперь рассмотрим пример обобщающего наблюдения вну­три урока-практикума.

В качестве опоры используем страницы учебника «Малень­кий мастер» для первоклассников (рис. 2) [4: с. 16-17]. Очевидно, что для исследования свойств материалов нужны их образцы, а не картинки. Но в данном случае речь идет только о тех материалах, которые были использованы на предыдущих уроках — гофрокар­тоне и двух видах тесьмы, с которыми дети работали буквально накануне. Кроме того, игровые персонажи — граффити (Барбос и Такса) не просто задают вопросы или называют свойства, они вы­полняют разные действия с материалами, это помогает делать вы­воды. То, что первоклассники не умеют пока читать, оказывается очень кстати — смысл картинок подлежит раскодированию.

Вначале учитель прочтет заголовок «Разберемся со свойства­ми материалов», а учащиеся еще раз назовут эти материалы по именам — гофрокартон и тесьма (сразу отметим для себя, что тесьма — вид текстильного изделия, но служит материалом для деталей завязок).

По содержанию страниц видно, что будут обсуждаться три свойства: физическое свойство толщина, механические свойства прочность и жесткость (на уровне качественной особенности — не гнется), эластичность.

Методика анализа содержания страницы для обобщения по­лученных знаний о свойствах некоторых материалов выглядит как постановка вопросов в проблемной форме.

Вначале попросим учащихся рассмотреть все картинки, по­пробовать догадаться, почему странички названы именно так («Разберемся...»). Необходимо удержаться от вопросов, которые характерны для уроков развития речи: что нарисовано на первой (и так далее) картинке. Спросим вначале: «Про какой материал идет речь на стр. 16?». Дети назовут гофрокартон. Немедленно в игровой форме зададим второй вопрос: «Зачем Барбос балуется с куском гофрокартона, то погладит, то сядет на него?». Поскольку рядом на общем развороте дети видят, как персонажи растягива­ют образцы тканой и эластичной тесьмы, ответ появляется сра­зу — Барбос хочет посмотреть, что будет с картоном, если с ним что-то делать.

На уточняющий вопрос с подсказкой «Ну и какой же он, гофро­картон, наверное, тоненький?» дети ответят не столько по первой картинке, сколько из сравнения на предыдущем уроке двух папок. Последняя картинка (конструкция листа гофрокартона) поможет обосновать и его толщину, и остальные свойства, проиллюстриро­ванные на странице. Постоянно повторяя термин «гофрокартон», учитель обратит внимание на спрятанную внутри образца и хоро­шо видную на последней картинке гармошку — гофр, которая не только дала имя этому материалу, но и определила его качества. Завершим обобщение наблюдений за свойствами гофрокартона, обсудив еще две картинки: гофрокартон не гнется, он прочный.

Отдадим себе отчет в том, что в данном случае мы делаем тер­минологические допущения. Строго разбирая, прочность — это сопротивляемость материала разрушению его целостности (на­пример, истиранию, разрыванию). Вряд ли Барбосу зачем-нибудь нужно рвать гофрокартон, а вот посидеть на нем, не сплющив и не сломав, даже интересно.

Обобщение наблюдений за свойствами материалов на уроках технологии логически должно выходить или на их использование в окружающей жизни, или на рациональный выбор технологической операции при изготовлении изделия. Со свойством эластич­ности у одного из видов тесьмы это получилось легко, а вот обо­снование необходимости выбора гофрокартона для папки именно из-за его толщины, жесткости и конструктивных особенностей учителю нужно будет сказать самому, поскольку у шестилетнего первоклассника пока нет достаточного количества примеров ис­пользования гофрокартона в быту.

Сравнение одинаковых свойств у разных материалов дает воз­можность углубить понимание смысла свойств, легче запомнить их названия.

Заканчивая анализ страниц, спросим: «Эластичная тесьма- резинка растягивается, а гофрированный картон...??? Нет? А по­чему???». В ответ мы бы хотели услышать: «Потому что не нуж­но!!!». Это покажет, что дети поняли: свойства были заранее зада­ны материалу, потому что тот, кто его делал, знал, для чего такой материал будут использовать.

Нужна ли тесьме такая толщина, как у гофрокартона? Конеч­но, нет, вот она и не толстая. А вот прочность нужна всем ма­териалам. Из гофрированного картона делают очень большие упаковки (например, для холодильника), чтобы доставить его из магазина и не повредить. И тесьме нужна прочность, чтобы она не разорвалась, ведь ее придется много раз растягивать.

Поэтому учитель в данном случае сам скажет, что свойство «прочность» — король. Оно нужно всем материалам, потому что позволяет сохранить форму и обеспечивает долгое использование в работе. Но вот у разных материалов прочность разная, у одного большая, а у другого — поменьше.

С этой стороны свойства исследуются в опытах.

Итак, мы рассмотрели примеры организации «попутного» и «обобщающего» наблюдения за свойствами материалов в тесной связи с практической работой. Именно поэтому удалось обсудить на самом начальном уровне такие «сложные» свойства и трудно произносимые новые термины. Причем именно обсудить и по­нять, а не запомнить. Запоминать термины дети научатся посте­пенно, регулярно упражняясь в такого рода наблюдениях, употребляя термины на других уроках. Совершенно очевидно, что эти же, уже замеченные свойства будут встречаться неоднократно при использовании других материалов, и мы вновь их назовем и при­помним с учащимися, в какой ситуации они нам уже встречались.

Последовательность использования материалов в учебном году из класса в класс для изделий и, соответственно, для наблю­дения их свойств, естественно, будет зависеть от планирования учителем практических работ.

Например, к концу первой четверти, кроме двух папочек, опи­санных выше, первоклассники изготовят по одной аппликации из сухих листьев и семян, наклеенных на цветной картон. Причем на­мазывать клеем детали они будут на газетной бумаге, а притирать мягким хлопчатобумажным лоскутком через писчую макулатуру. И сушить такие аппликации придется под прессом. Затем придет очередь обьемных игрушек из плодов (различных шишек), вето­чек, семян. Для соединения этих деталей и достраивания нужной формы игрушки первоклассники будут использовать пластилин. И закончат четверть несложными складными игрушками-оригами из аппликационной бумаги.

Каждый вид перечисленных материалов, таким образом, обя­зательно повлечет за собой «попутное» обсуждение его свойств. Так, анализируя в начале урока по картинкам в учебнике приемы капельного приклеивания засушенных листьев и семян на картон [4: с. 22-23], первоклассники бегло и поверхностно накапливают информацию о конструкции кисточки и приемах нанесения клея на природный материал, о выборе разных бумажных материалов для фоновой детали аппликации, вкладыша в нее при сушке под прессом, то есть фактически готовятся к практической работе, не заостряя внимания на обсуждении свойств материалов. Цель данного урока — помочь первоклассникам в освоении порядка и сути целостной цепочки трудовых операций. В процессе всей этой работы происходят непроизвольные наблюдения за каждым ее элементом.

Предварительное словесное обсуждение, свойств используе­мых материалов до начала практической работы утомит детей, сделает урок скучным. Отодвинем такое обсуждение на самый конец урока, определив предмет наблюдения. Методика этой ча­сти работы будет выглядеть как ряд вопросов на этапе актуализа­ции знаний. Используем рисунки в учебнике как опоры.

— Первый вопрос об инструменте. В учебнике мы видели ри­сунок трех кисточек, каждая работает щетинкой, ее окунают в клей. Надо припомнить, одинаковая ли ширина щетинки у разных кисточек, и какую мы выбрали для работы? И главное!!! Почему именно ее?

В ответ мы хотели бы услышать, что щетинка бывает очень узкая, немножко пошире и «ну очень широкая». А узенькую вы­брали потому, что, оказывается, и листик, и семена намазывают капельками. И как раз с узкой щетинки капелька будет маленькая, такая, как нужно.

Второй вопрос будет касаться выбора бумажных материалов, в зависимости от их свойств.

а) — Назовем по именам бумажки, которые понадобились для аппликации на этом уроке. В ответ мы услышим: картонное сер­дечко для аппликации, лист из тетрадки.

б) — А почему для аппликации взяли сердечко из картона, а не из цветной бумаги? В ответе неизбежно будут перечислены каче­ственные особенности: красивый (цветной), не гнется.

Значит ли это, что и дальше мы будем проводить наблюдения именно таким образом? Так и будем «привязаны» только к тем разновидностям материала, который использовали на уроке? Или, может быть, стоит уже с первоклассниками исследовать свойства материалов в определенной степени изолированно, связывать эти свойства с применением материала в окружающей жизни и про­гнозировать возможное использование разновидностей одного и того же вида материалов для работы на уроках?

Для этого организуем обобщающие наблюдения по теме.

Главным образом, это будут такие темы, как «Работа с бума­гой» и «Работа с тканью», которые расширяют знания о свойствах уже знакомого материала, других возможностях его использова­ния на уроках, в быту, в окружающей жизни, связывают наличие определенных свойств с технологическими этапами его промыш­ленного изготовления.

Такие наблюдения требуют наличия у учащихся самодельных индивидуальных коллекций, состоящих из разновидностей одно­го и того же материала.

Индивидуальная коллекция бумажных материалов выглядит как набор пронумерованных прямоугольных кусочков бумаги и картона одного формата (например, 7><10 см), уложенных в само­дельный раскладной конверт из тонкого картона1. Конверт с лице­вой стороны должен иметь наклейку с названием, например:

БУМАЖКИНО ЦАРСТВО (образцы бумажных материалов) Непременным условием составления такой коллекции служит активное участие самого ребенка в ее комплектовании. Собирать эту коллекцию учащиеся начинают буквально с первых дней обу­чения. Самые первые, базовые образцы появятся вместе с первым изделием. Это будут два прямоугольника — по одному из гофри­рованного картона и цветного, на котором в течение года учащиеся собирают аппликации. Их учитель «подарит» каждому ученику, по­скольку вырезать прямоугольник из гофрокартона самостоятельно первоклассник не сможет. Почему картон попал «в бумажки», мы будем обсуждать чуть позже, когда в конце второй четверти про­чтем в учебнике и обсудим сказку «Приключения Фантика»2.

Эти картонные прямоугольники не только помогут сравнить их физические свойства (трехслойность гофрокартона, разную цветовую гамму и разную толщину, фактуру поверхности двух образцов). Цветной образец будет являться также шаблоном для всех остальных бумажных образцов, которые чаще всего придется

 

__________________________________________________________________________

[1] Выкройку раскладного конверта см. в Рабочей тетради «Я все умею делать сам» к учебнику технологии 4 класса Геронимус Т.М. (М.: ACT-ITPECC ШКОЛА, 2004) (карточка № 14). Изготовление комплекта конвертов на весь класс поручают либо родителям, либо выпускникам 4 класса.

[1] Текст см. в книге: Геронимус Т. М. Технология, Маленький мастер. Учебник для 1 кл. / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2000. - С 48-55.

вырезать из криволинейных обрезков. Вместо названия в правом нижнем углу каждого образца в своей коллекции ребенок напишет его номер. Пополняемый учителем пронумерованный список на­званий должен быть вывешен в классе, хотя первоклассники пока не читают. Например, № 1 — гофрокартон, № 2 — цветной картон, № 3 — писчая бумага, № 4 — газетная бумага и т. д. В процессе ра­боты этот список будет расширяться за счет новых бумажек, появ­ляющихся в коллекции, и дети постепенно запомнят их названия.

Очевидно, что в коллекцию первоклассника попадут, в пер­вую очередь, те разновидности материала, которые были исполь­зованы на отдельных уроках. Однако, поскольку составление коллекции преследует совершенно определенную цель не просто расширить кругозор ребенка, а создать базу для изучения свойств материала, необходимо удержаться от желания немедленно поме­стить в нее все бумажки, которые можно найти в окружающей жизни. За каждым кусочком должна следовать его «родослов­ная», мы должны обсуждать его индивидуальные особенности и связанные с ними возможности использования. Но это вовсе не означает, что в коллекции так и останутся только те разновидно­сти материалов, которые были использованы на уроках.

Тем не менее, нужно составить минимальный список бумаг, которые обязательно войдут в коллекцию первоклассника.

Для этого проанализируем примерный перечень изделий из бумажных материалов, которые изготавливают первоклассники, работающие, например, по учебникам «Технология. Маленький мастер» в течение всего года. Как уже говорилось выше, в первую очередь это будет папочка для сушки листьев и папочка для сушки аппликаций. Среди бумажных изделий будут также плоские ап­пликации из вырезанных и вырванных целых и мозаичных дета­лей, подвесные ребристые игрушки, ажурные подвески, игрушки из колечек и капелек, гофрированные и складные игрушки (орига­ми), простейшие плоские плетеные салфетки1. Для большинства этих изделий понадобится аппликационная бумага. При сборке аппликаций кроме цветной бумаги, окрашенной с одной стороны, понадобится газетная макулатура (на ней намазывают клеем каж­дую деталь), а при сушке готовой работы в папочке под прессом аппликацию нужно будет накрыть кусочком писчей макулатуры, поскольку водяной клей может растворить типографскую краску на газете, и изделие будет безнадежно испорчено. В конце второй четверти, готовясь к Новому году, первоклассник использует на­рядные бумажные салфетки, обучаясь приемам их перегибания в красивую форму для украшения праздничного стола1.

Каждый раз, используя новый вид бумаги, мы будем прово­дить попутные наблюдения, на базе которых учащиеся назовут, в первую очередь, физические свойства образца.

Приведенная ниже таблица показывает (курсивом), какие новые разновидности бумаг нужно будет поместить в коллек­цию в каждом классе именно потому, что из них будут делать изделия.

Date: 2015-08-24; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию