Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология культуры (социокультурная динамика) П.Сорокина





В четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) Сорокин представил масштабную теорию общественного развития как последовательности идеациональной, идеалистической и чувственной социокультурных систем. В основе каждой системы лежит особого типа «ментальность», которая в виде ценностей, мировоззрения, умонастроения определяет характер всех сфер жизнедеятельности: научного познания, религии, искусства, экономики, политики, права и т. д. Идеациональная система развивается на основе представлений об абсолютной реальности и ценности сверхчувственных сущностей: Бога, души и т. п. Идеациональными являются социокультурные системы архаической Греции (IX-VII века до н. э.) и средневековой Европы (V-XIII века). Чувственная система развивается на основе представлений об абсолютной реальности и ценности материального мира. Поэтому общественная жизнь строится на основе прагматического и потребительского отношения людей к окружающему миру, к другим людям и собственной деятельности. Чувственными являются социокультурные системы эллинистическо-римской цивилизации (III век до н. э. — IV век н. э.) и современного Запада (XVII-XX века). Идеалистическая система носит промежуточный, переходный характер, поскольку в ней совмещаются и уравновешивают друг друга идеациональные и чувственные элементы. Идеалистическими являются социокультурные системы Древней Греции классического периода (VI-IV века до н. э.) и Европы эпохи Возрождения (XIV-XVI века).

Теорию динамики развития и циклической смены социокультурных систем Сорокин строит как ряд эмпирических обобщений, фиксирующих синхронные изменения в различных сферах системы. На основе анализа кризисных тенденций 1-й половины XX века Сорокин сделал вывод о скорой смене чувственной системы новой формой идеациональной системы. Масштабность схемы описания и объяснения исторического пути западной цивилизации и ожидания, связываемые с преодолением кризиса в новой социокультурной системе, сближают теорию Сорокина с протосоциологическими концепциями Копта, Маркса, Данилевского. Однако внешне сходные результаты получены различными методами. Сорокин выстраивает социологическую модель, объясняющую эмпирически фиксируемые тенденции, а не формулирует «естественно-исторический» закон. Эти тенденции были выявлены не одним Сорокиным, а целым коллективом исследователей, собравших огромный объем исторического материала, подвергнувших его статистической обработке и тем самым подготовивших значительную часть материалов для данного проекта. Среди них были и такие крупные социологи, как Н. Тимашев и Р. Мер-тон.

32. Системный подход в социологии: структурный функционализм Т.Парсонса.

Американский социолог, основатель школы структурно-функцион. анализа. Работы: «Социальная система», «О структуре социального действия».

Функционализм стал сфрмировываться с начала 30-х годов 20 века (антропологи Малиновский и Радклифф-браун). Многие черты можно найти у Монтескье, Спенсера, Конта). На него оказали влиятельные работы Вебера (обоснование соц. действий в контексте функционирования соц. организация и институтов) Дюркейма (анализ стабильности системы).

При структурном подходе сложный объект задается аналитическим вычлениением входящих в его состав единиц

Функциональный подход – выясняет связи между элементами и целым, соотнесение определенных единиц со способами их функционирования.

Парсонс – основатель теории соц. систем и соц. действия.

1 крупная проблема социальная система, в центре стоят индивиды и их действия. Рассматривает соц. систему через соц. действие. Соц. система – это некоторая сов-ть множества элементов, характерная особенность которых в том, что связи между ними сильнее, чем связи между элементами и окружением.

Выделенная им общая модель действия, которая называется «единичным актом», есть аналитическая абстакция, обобщенная модель любого действия чека.Струкутра соц. действия:

1. наличие агента действия (человека)

2. наличие целей или предполагаемого будущего положения дел

3. наличие ситуации действия, состоящей из средств можно контролировать) и условий (нельзя контролировать)

4. наличие нормативных ориентаций дейст-го лица

Подсистемы соц. действия: культура, поведенческий организм, социальная подсистема, личность. Каждую из подсистем можно разбить на 4 базисных образца. Напр. Культура:образцы, ценности, нормы, знания. Повед организм: гены, мозг, конечности, инстинкты.

Системы действия являются открытыми, поэтому чтобы продолжить свое существование (поддерживать порядок), должны удовлетворять 4 системным потребностям или условиям. То есть каждая система на более низком уровне представлена 4 подсистемами, образующимися для удовлетворения 4 потребностей:

1. каждая система должна приспосабливаться к своему окружению (адаптация)

2. должна иметь средства для достижения целей и мобилизации ресурсов при этом (целедостижение)

3. должна поддерживать единство и пресекать возможные отклонения(интеграция)

4. стремится к состоянию равновесия(латентность, поддержание образца)

Перечисляет переменные, котрые определяют действие индивида в ситуации выбора: Включение-достижение (анализ того, чем определяется положение ндивида в обществе), диффузность – специфичность (каковы ролевые требования, либо рзмыты, либо нет), коллектив ориентации – индивидуализм. И 4 уровня этих переменных: на уровне субъекта действий, на уровне личности – потребности, установки;на уровне соц. системы в виде ролевых ожиданий, на уровне культуры как норм-ценностный образец.

Идея системы дает возможность перейти к понятию социальной системы. Единичный акт содержит в зародыше не только соц. систему, но и остальные перечисленные подсистемы. Культура – система общих ценностей, придающих согласованность нормам, приписываемым различным ролевым статусам), личность – развивается из действующего лица, поведенческий организм- проявление физ. Мира, к котрому мы должны приспосабливаться. Социальная система состоит из взаимодействий индивидов.. Рассматривая концепцию соц. системы, нельзя не остановиться на понятии общества – это глобальная система общественных отношений, состоящая из различных систем: экон, пол, куль, социл.

подсистемы Структур. компоненты Осн. функции Аспекты процесса развития
экон роли адаптация Повышение адаптивного потенциала
Пол. коллективы целедостижение дифференциация
соц нормы интеграция включение
культ ценности Сохранение культ образца Генерализация ценностей

Понятия социальной системы и общества являются взаимосвязанными, но не сводимыми друг к другу, об-во – это особый тип соц. системыоно есть соц. система, достигшая наивысшего уровня самодосаточности в отношении к своему окружению. Подсистемы соц. системы: пол, экон, социетальной общности, система социализации.

Date: 2015-08-24; view: 585; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию