Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы погашения государственного кредита





3.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита

Понятие госу­дарственного внутреннего долга Российской Федерации определя­ется Законом Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. «О госу­дарственном внутреннем долге Российской Федерации», в соответ­ствии с которым государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федера­ции, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридиче­скими и физическими лицами, если иное не установлено законода­тельными актами Российской Федерации. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Российской Фе­дерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

-кредитов, полученных Правительством Российской Федера­ции;

-государственных займов, осуществляемых посредством вы­пуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-других долговых обязательств, гарантированных Правитель­ством Российской Федерации.

Политику в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также его верхний предел, устанавливае­мый при утверждении федерального бюджета на очередной финан­совый год, определяют законодательные органы Российской Феде­рации — Государственная Дума и Совет Федерации совместно с Центральным банком РФ.

Оперативное управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств осуществляет Пра­вительство РФ, а в соответствии с Указом Президента РФ от 8 де­кабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе» — органы Фе­дерального казначейства. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации проводится Федеральным казначейством совместно с Центральным банком РФ посредством проведения операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним. Все затраты по обслужива­нию долга осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Управление реальной динамикой долговых обязательств пред­полагает контроль за двумя важнейшими показателями -величи­ной государственного долга и стоимостью его обслуживания.

Динамика реального государственного долга определяется дву­мя основными факторами: во-первых, долей первичного дефици­та; во-вторых, соотношением внутренних и внешних обязательств, учитывающим динамику реального курса доллара и темп роста ВВП.

Существование рынка внутреннего долга не является уникаль­ным в мировой практике: практически все страны мира, где фи­нансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рын­ков, выпускают государственные ценные бумаги. Создание рос­сийского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ Мини­стерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, характеристиками которого были бы высокая ликвидность и низ­кие риски федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией на­циональной финансовой сферы, действиями властей как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведе­нии чисто рыночных преобразований.

Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и раз­мещения государственных ценных бумаг (прежде всего облига­ций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. В отличие от денежной эмиссии, усиливающей разви­тие процессов инфляции, продажа облигаций рассматривается как неинфляционное финансирование бюджетного дефицита. Покупа­тели облигаций внутреннего государственного займа финансируют правительство, получая в свою очередь гарантированный доход в виде установленного процента, выплачиваемого правительством с определенной периодичностью (например, ежегодно) в течение срока погашения облигаций (например, в течение 10 лет). В нашей стране практиковались так называемые выигрышные займы, доход от которых выплачивался держателям облигаций в форме выигры­ша. В большинстве развитых стран на величину государственных

займов в законодательном порядке устанавливается лимит для огра­ничения бесконтрольного роста государственного долга.

Государство может прибегать к займам как в условиях стабиль­ной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (вы­платой процентов) и погашением; сопоставление различных вари­антов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляю­щую, не всегда поддаются количественному измерению и распре­делены во времени.

Организационная подготовка займа предполагает, что государ­ство должно создать систему управления привлеченными средства­ми. Для этого определяется генеральный агент по его обслужива­нию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по раз­мещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет центральный банк и его учреждения. Генераль­ный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем ор­ганом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бу­маг. В России Центральный банк РФ осуществляет функции гене­рального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Инструментом заимствований является выпуск государствен­ных и муниципальных ценных бумаг. В зависимости от целей разме­щения займа ценные бумаги могут быть предназначены для прода­жи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эмиссия осущест­вляется в соответствии с законом о бюджете, программой внутренних и внешних заимствований. При ее проведении необхо­димо учитывать ограничения, установленные Бюджетным кодек­сом для объема дефицита бюджета, государственного и муници­пального долга.

В решении об эмиссии отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Каждый вы-

пуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых транша­ми. После того как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.

Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпус­каться в документарной и бездокументарной форме. Государствен­ные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпус­каться только в документарной форме. Государственные эмисси­онные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксирован­ной (плавающей) ставкой вознаграждения (интереса).

Способы регулирования долга:

-рефинансирование — погашение старой государственной за­долженности путем выпуска новых займов;

-конверсия — изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным дол­гом или повышение доходности для кредиторов);

-консолидация — изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;

-унификация займов — объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на обли­гации новых займов;

-отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;

-аннулирование государственного долга — полный отказ госу­дарства от обязательств по выпущенным займам;

-реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах пога­шаемых долговых обязательств с установлением иных условий об­служивания долгов и сроков их погашения.

В Российской Федерации вводится единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Для учета и регистра­ции заимствований и гарантий заводятся долговые книги: в Мин­фине России — государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федера­ции); в субъекте РФ — государственная долговая книга субъекта РФ; в муниципальном образовании — муниципальная долговая книга.

Записи в долговые книги вносятся в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательст­ва. В долговых книгах указываются: объем долговых обязательств или гарантий, дата их возникновения, форма обеспечения обяза­тельств, сведения об исполнении обязательств, другая информа­ция. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью на­циональной финансовой системы, позитивные и негативные ха­рактеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.

Рынок федеральных облигаций призван содействовать эконо­мическому росту, обеспечивая:

-снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних факторов;

-рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы;

-комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка;

-расширение возможности денежных властей привлекать фи­нансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно ис­пользовать процентные ставки в качестве инструмента макроэко­номического регулирования.

Прошедшее десятилетие предоставило национальным денеж­ным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах: достижения финансовой стабильно­сти, реализации налоговой и денежной политики, развития бан­ковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегиче­ских и тактических ошибок позволит придать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характери­стики на современном этапе развития российской экономики.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стре­мится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных креди­торов, поскольку это ослабляет не только экономическую само­стоятельность страны, но и ее суверенитет. Доля внутренних зай­мов в общей сумме государственных займов составляет: в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии — 90, в Японии — 87, в России - 39,8%.

3.2 Методы погашения международного кредита

Внешний (международный) госу­дарственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принима­ют форму государственных внешних займов, которые предоставля­ются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внут­ренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленны­ми процентами включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюд­жетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является со­действие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продоволь­ственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме; выпускаются они в валюте страны-кредито­ра, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение зай­мов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые органи­зации — Международный валютный фонд (МВФ), Международ­ный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие.

Будущее российской экономики, восстановление политиче­ской и социальной стабильности в стране в огромной степени за­висит от успешной политики управления внешним долгом. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, кото­рые позволили бы перейти к курсу на сокращение долга и продол­жить реформирование экономики.

Классификация финансовых методов управления внешним госу­дарственным долгом:

1. Финансовые методы подготовки и обеспечения внешнего за­имствования:

-оценка текущего состояния внешнего долга;

-анализ состава, структуры, процедур получения и использова­ния внешних займов;

- анализ и прогнозирование состояния ми­ровых рынков внешних займов; - анализ и прогнозирование со­стояния кредитного рейтинга страны;

-анализ и оценка текущей и будущей платежеспособности страны;

-оценка и управление рисками внешнего заимствования;

-планирование качественной и количественной структуры внешних заимствований;

-учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.

2. Финансовые методы осуществления внешних заимствова­ний:

- виды, формы и условия привлекаемых займов;

-контроль выпуска новых займов.

 

3.
Финансовые методы подготовки и обеспечения использова­ния внешних заимствований:


-планирование использования внешних займов:

-оценка и анализ проектов использования с уче­том инвестиционных рисков;

-учет, анализ и оценка альтернатив­ных возможностей использования внешних заимствований.

 

3.
Финансовые методы использования внешних заимствова­ний: а) виды и формы использования внешних заимствований: б) контроль использования внешних заимствований.

4.
Финансовые методы подготовки и обеспечения погашения внешнего долга:


-планирование возврата внешних долгов;

-оп­ределение источников финансирования внешнего госдолга.

6. Финансовые методы погашения внешнего государственного долга:

-методы финансирования погашения внешнего долга;

- специальные методы урегулирования внешнего долга в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса;

- контроль погашения внешнего долга.
4 Внешний долг РФ в системе международной задолженности
Внешний долг является важнейшей характеристи­кой экономики долгового типа, имеющей не только экономическое, но и большое геополитическое и соци­альной значение. Для такой экономики характерно отвле­чение значительной части создаваемого богатства на вып­латы по обслуживанию внешнего долга.

Долг СССР Парижскому клубу кредиторов на конец 1991 г. составлял 37,6 млрд. долл. В январе 1992 г. Прави­тельство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения этого дол­га. Далее в 1993—1995 гг. последовало три его пересмот­ра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993 г., от 4 июня 1994 г., от 3 июня 1995 г.), связанных с обслужива­нием долга в период с декабря 1991 по конец 1995 г. Вне­шний долг России, составлявший на начало 1992 г. 57 млрд. долл., достиг в начале 1993 г. 9.6,6 млрд. долл. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

Закончив в 1994 г. переговоры с Парижским клубом, Россия взяла на себя весь долг СССР в обмен на зарубежные активы. Парижский клуб — неинституционализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япо­ния), созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государс­твенным или имеющим государственную гарантию креди­там. Россия — член Парижского клуба с 1997 г.

Одновременно Россия фактически потеряла возмож­ность возвращения значительной части долгов от боль­шинства стран. По предыдущим соглашениям наибольшая нагрузка по выплате советских долгов приходилась на пе­риод после 2002 г., и тогда это, видимо, казалось отдален­ной перспективой. Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. Правительство РФ подписало меморандум (много­сторонний меморандум от 29 апреля 1996 г.) об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами — членами Парижского клуба кредиторов. Рос­сия стала должна Клубу 38 млрд. долл.

К концу 1993 г. обязательства России составили уже бо­лее 110 млрд. долл., увеличившись по сравнению с преды­дущим годом на 15 млрд. долл. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых органи­заций). Причинами стремительного роста задолженности стали дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых- условий внешней торговли в совокуп­ности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%.

За годы реформ в связи с сокращением налогооблага­емой базы из-за спада производства, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов налоговые доходы госу­дарства резко уменьшились. Бульщую часть 1990-х гг. до­ходная часть бюджета падала, а расходы государства для установления бюджетного равновесия сокращались недо­статочно.

По официальным данным, на начало 1994 г. общая вне­шняя задолженность страны составляла 112,8 млрд. долл. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации не выплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долл. (92,2% общей внешней задолженности), а вновь образовав­шаяся российская задолженность составляла 8,8 млрд. долл. Затем, в 1994-1997 гг., задолженность росла меньшими темпами (к 1996 г. достигла величины 121 млрд. долл.), от­ношение же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994 г. до 30% ВНП в 1996 г., с 260% экспорта страны в 1994 г. до 190% в 1996 г.).

По официальным данным Минфина России, на 31 де­кабря 1997 г. внешний долг России составлял 123,5 млрд долл., из которых 91,4 млрд долл. - долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998 г. внешний долг вырос до 129 млрд. долл. (рост задолженнос­ти был связан, в первую очередь, с попытками предотвра­тить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998 г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 г. составил уже 143,9 млрд долл., а в 1999 г. достиг своего историчес­кого пика - 167 млрд долл. (более 101% ВВП в рублевом исчислении)1.

Источником погашения государственных займов и вы­платы процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную стро­ку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию госу­дарственного долга, то есть погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов (Приложение 2).

Следствием проводимой политики финансирования бюджетного дефицита стало сокращение доли внутреннего долга у Казахстана и России и увеличение - у Беларуси. Государственное внешнее заимствование Казахстана ог­раничивается лимитом внешнего долга, который устанав­ливается на уровне не более 50% чистых золотовалютных активов Национального банка, кроме случаев привлечения программных займов от международных финансовых организаций. Лимит заимствования местного исполнительного органа на год не должен превышать 10% доходов местного бюджета на этот год. Лимит долга местного исполнительно­го органа не должен превышать 25% доходов местного бюд­жета на соответствующий финансовый год. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнитель­ного органа не должен превышать 10% доходов местного бюджета на соответствующий год.

Ровно через восемь лет после финансового кризиса 1988г. В период с 15 по 21 августа 2006г. РФ осуществила платежи в погашение остатка реструктурированной в 1996 и 1999 гг. в рамках Парижского клуба кредиторов задолженности. В результате российские обязательств перед всеми 17 государствами - членами Клуба в сумме 21,6 млрд. долл. США погашены в полном объеме и Россия более не является страной - дебитором Клуба. Межправительственные соглашения, которыми была оформлена указанная задолженность, утратили силу. Это означает, что Россия достигла цели, поставленной Правительством РФ и впервые сформулированной в «Долговой стратегии РФ на 2003-2005 гг.».

В рамках данной стратегии РФ сначала в январе 2005 г. досрочно в полном объеме погасила остаток обязательств перед МВФ, а затем начала переговоры о досрочной вы­плате наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего дол­га — задолженности перед Парижским клубом кредиторов. Погашение реструктурированных в рамках Парижско­го клуба кредиторов долговых обязательств прошло в два этапа. В соответствии с Многосторонним соглашением от 13 мая 2005 г. в июле — августе 2005 г. была досрочно по­гашена задолженность на общую сумму, эквивалентную 15 млрд. долл. США. Ровно через год на основе догово­ренностей, оформленных в Многостороннем протоколе от 15 июня 2006 г., погашен остаток данной категории долга. Общая экономия средств федерального бюджета на про­центных платежах за период до 2020 г. превысит 12,0 млрд. долл. США.

В 2007—2009 гг. запланировано положительное саль­до заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок. В результате к концу 2007 г. объем внутреннего долга превысил размер внешних обязательств, а совокупный объем государственного долга сократился с 9% ВВП на конец 2006 г. до 8,3% ВВП на ко­нец 2007 г. Планируется его сокращение до 7,5% на конец 2009 г., при этом в уже в 2008 г. объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств (Приложение 3).

Государственная долговая политика РФ на 2007—2009 гг. предусматривает снижение объемов государственного вне­шнего долга и постепенное замещение его внутренними за­имствованиями.
Принципами государственной долговой политики РФ являются:

-замещение государственного внешнего долга внут­ренними заимствованиями;

- развитие рынка государственных ценных бумаг;

- использование государственных гарантий для ускоре­ния экономического роста;

- применение инструментов долговой политики в це­лях осуществления дополнительной стерилизации излиш­ней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Досрочное погашение внешнего долга также будет спо­собствовать укреплению международного авторитета Рос­сии как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросо­вестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.
5 Стабилизационный фонд РФ
Стабилизационный фонд РФ был образован в 2004 г. Во исполнение постановления Правительства РФ от 21 апре­ля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабили­зационного фонда РФ» 16 октября 2006 г. завершено размеще­ние средств Стабилизационного фонда РФ в рублях на счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств Стабилизационного фонда РФ в иностранной валюте.

Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Стабилизационного фонда РФ в иностранной валюте по состоянию на 16 октября 2006 г. составили:

-31,88 млрд. долл. США;

- 25,04 млрд. евро;

-3,77 млрд. ф. ст. Великобритании.

На счете по учету средств Стабилизационного фонда РФ в рублях сформировался нулевой остаток.

Таким образом, с июля по октябрь 2006 г. в соответствии с БК РФ и во исполнение упомянутого постановления в иностранную валюту были конвертированы средства Ста­билизационного фонда РФ на общую сумму 1 898,33 млрд. руб., в том числе в октябре — на сумму 383,97 млрд. руб.

К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационно­го фонда РФ, относятся долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксем­бурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобрита­нии и США (далее — долговые обязательства).

Долговые обязательства должны соответствовать следу­ющим требованиям:

-эмитент долговых обязательств должен иметь рей­тинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «AAA» по классификации рейтинговых агентств Fitch-Ratings или Standard & Poor's либо не ниже уровня «Ааа»
по классификации рейтингового агентства Moody's Investors
Service. Соответствующий рейтинг должен быть присвоен
как минимум двумя из указанных агентств;

-сроки погашения выпусков долговых обязательств яв­ляются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

-нормативы минимального и максимального срока до
погашения выпусков долговых обязательств, установлен­ные Минфином России, являются обязательными;

-ставка купонного дохода, выплачиваемого по купон­ным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

- номинал долговых обязательств выражается в долла­рах США, евро и английских фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте но­минала;

-объем выпуска долговых обязательств, находящихся
в обращении, составляет не менее 1 млрд. долл. США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не мене 1 млрд. евро — для долговых обязательств, номини­рованных в евро, и не менее 0,5 млрд. ф. ст. -для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

-выпуски долговых обязательств не являются выпус­ками, предназначенными для частного (непубличного) раз­мещения.

Накопленные остатки Стабилизационного фонда РФ позволили РФ в 2005 и 2006 гг. осуществить операции по досрочному погашению государственного внешнего долга. В результате расходы федерального бюджета на обслужи­вание долга сократятся с 1,0% ВВП в 2005 г. до 0,5% ВВП в 2009 г., а общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 г. превысит 12,0 млрд. долл. США. В июле и августе 2006 г. в соответствии с законодательством РФ часть средств Стабилизационного фонда РФ была конвертирована в валюту иностранных го­сударств. Предполагалось, что минимальный уровень риска размещенных активов позволит застраховать бюджет РФ от негативных последствий в случае резкого и длительно­го ухудшения макроэкономической конъюнктуры. Однако минимальный риск предполагает и низкие доходы на вло­женный капитал. Потери за 2004—2005 гг. Стабилизаци­онного фонда РФ составили 152 млрд. руб. Если ничего не менять в принципах использования средств Стабилизаци­онного фонда РФ, потери составят в 2010 г. 680 млрд. руб. Эксперты Всемирного банка пришли к заключению, что при инвестировании денег из Стабилизационного фонда РФ в модернизацию промышленности и инфраструктуры российской экономики прирост Стабилизационного фонда РФ будет таким, что он может составить 30% ВВП страны, а к 2030 г. - 43%».

Президент России в своем Послании дал совершенно но­вую трактовку принципов расходования Стабилизационно­го фонда РФ. До 2007 г. действовало правило, по которому средства Стабилизационного фонда РФ стерилизовались для борьбы с инфляцией и не могли использоваться внутри страны кроме как на восполнение недостачи в Пенсионном фонде РФ. Теперь предполагается выделение крупных сумм на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и ряда больших инвестиционных проектов по линии создан­ных инвестиционного и венчурного фондов, а также Банка развития. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, по­рядок реорганизации и ликвидации банка развития — госу­дарственной корпорации «Банк развития и внешнеэконо­мической деятельности (Внешэкономбанк)».

Внешэкономбанк является государственной корпорации ей, созданной РФ, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются указанным Федераль­ным законом, иными федеральными законами и приня­тыми на их основе нормативными правовыми актами РФ. Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повыше­ния конкурентоспособности экономики РФ, ее диверси­фикации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономичес­кой, страховой, консультационной и иной предусмотренной указанным Федеральным законом деятельности по реализа­ции проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономичес­ких зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспор­та российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Заключение
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, то есть взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики государства внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Государ­ственный кредит способствует улучшению денежного обращения и укреплению внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные сред­ства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государствен­ного кредита и в том, что как источник финансирования прави­тельственных расходов он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных цен­ных бумаг и прочим населением.

Вместе с тем государственный кредит оказывает определенное воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку обслужи­вание государственного долга является традиционной статьей рас­ходной части бюджета. Государство в данном случае отвлекает часть бюджетных средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми граждана­ми, а не только между держателями обязательств государства.

Цель данной курсовой работы достигнута- рассмотрены основные теоретические аспекты государственного кредита.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Рисунок 1- Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории

«государственный кредит» (1-государственные финансы; 2-кредит;

3-государственный кредит)


Приложение 2

Таблица 1-Финансирование дефицита бюджета центрального правительства

в 1997-2001г.г., внутреннее и внешнее финансирование, % ВВП

 

Показатель 1997 1998 1999 1999 2000 2001
Беларусь
Финансирование дефицита бюджета центрального прави­тельства: 1,6 0,9 2,0 -0,1 1,4
внутреннее 1,1 1,1 2,8 0,5 1,5
внешнее 0,4 -0,3 -0,8 -0,5 -0,1
Казахстан
Финансирование дефицита бюджета центрального прави­тельства: 3,6 4,1 3,9 0,6 0,4
внутреннее н/д 1,2 1,4 -0,7 0,1
внешнее н/д 3,0 2,4 1,2 0,3
Россия
Финансирование дефицита бюджета центрального прави­тельства: 5,0 5,4 0,5 -3,9 -3,4
внутреннее 3,3 2,1 -1,6 -3,7 -0,9
внешнее н/д 3,3 2,0 -0,3 -2,6
Украина
Финансирование дефицита бюджета центрального прави­тельства: н/д н/д 2,6 0,8 1,1
внутреннее н/д н/д 2,7 1,3 0,8
внешнее н/д н/д -0,1 -0,5 0,3


Приложение 3
Долг РФ,

%ВВП

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Рисунок 2-Государственный долг РФ на конец года

1 2 3

 

Date: 2015-08-24; view: 1093; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию