Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Услуги перевозчиков. Международная классификация средств транспорта. Скидки и льготы. Трансфер





 

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Законодательства ряда Европейских стран (например, Франции и Италии) относят транспортные услуги к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место. Однако многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому сезонный характер туризма создает серьезные проблемы для транспортных компаний.

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994 г.). Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней - категории (вид транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство (табл. 4.1).

По категориям транспорт подразделяется на воздушный, водный и сухопутный.

На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов.

Водный транспорт включает морской и каботажный, а также внутренний водный транспорт.

На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной упор при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства).

Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный и автомобильный (вместимостью до 8 человек). Движение сухопутного транспорта должно подчиняться расписанию регулярных перевозок, но могут осуществляться перевозки и вне расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий туристов по маршрутам аэропорт - город, вокзал - город (трансфер). Широко распространен прокат транспортных средств в стране пребывания.

 

Т а б л и ц а 4.1

 

Категории Разряды
1. Воздушный транспорт 1.1. Рейсы по расписанию
  1.2. Рейсы вне расписания
  1.3. Прочие воздушные перевозки
2. Водный транспорт 2.1. Пассажирские линии и паромы
  2.2. Круизы
  2.3. Прочие
3. Сухопутный транспорт 3.1. Железнодорожный транспорт
  3.2. Междугородные и городские автобусы,
  прочий общественный транспорт
  3.3. Частные автомашины вместимостью
  до 8 человек
  3.4. Прокат автотранспортных средств
  3.5. Прочие средства сухопутного транспорта

 

 

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, бронирования, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени.

Большинство туристских перевозок осуществляется международными или национальными авиакомпаниями-перевозчиками, которые имеют сокращенные названия - коды («Аэрофлот - Российские международные авиалинии» - SU, некоторых других крупных международных авиакомпаний: АА - «American Airlines», DL - «Delta Airlines», США; AF - «Air France», Франция; ВА - «British Airways», Англия; LH - «Lufthanse», ФРГ). В России и странах СНГ действует около 500 компаний и авиапредприятий (из них 300 только в России), в том числе «Внуковские авиалинии», авиакомпания «Россия», Украинское объединение ГА «Авиалинии Украины», авиакомпании «Белавиа», «Узбекистан», «Кыргызстан» и др. В мире функционирует около 100 международных компаний-авиаперевозчиков. Сокращения и условные обозначения авиакомпаний, типов самолетов и коды трансферных аэропортов, а также русско-английский указатель городов и их кодов, принятый в международных авиаперевозках, приведены в Приложениях 10 и 12. В табл. 4.2 сгруппированы данные по 11 крупнейшим авиакомпаниям США, а в таблице 4.3 - по 11 европейским авиакомпаниям. Некоторые исследователи считают, что ежедневный авиарейс самолета на 100 мест в курортный район целесообразен, если там есть отели на 600 - 700 мест.

 

Т а б л и ц а 4.2

Рейтинг крупнейших авиакомпаний США

(по объему самолетного парка)

 

№ п/п Название авиакомпании Количе-ство самолетов В том числе Численность персонала, тыс. чел.     Объем продаж, млрд долл. США
            в лизинге заказано    
1. Federal Express   -     8,5
2. United Airlines         14,9
3. Delta Air Lines       72,3 8,1
4. American Airlines         7,2
5. Continental Airlines         7,2
6. Northwest Airlines         9,1
7. U.S. Airways       41,1 8,5
8. Southwest Airlines         3,8
9. TWA (Trans World Airlines)       23,3 3,5
10. American West Airlines   -     1,0
11. Alaska Airlines       8,3 1,1

 

Воздушный транспорт играет главную роль в обеспечении международного пассажирообмена России с зарубежными странами. В 1998 г. на международных воздушных линиях России было перевезено 8,5 млн чел., из них более 70% в страны Европы. Международные аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково, на долю которых приходится 80% общего объема перевозок воздушным транспортом в международном сообщении позволяют эксплуатировать практически все современные отечественные и зарубежные типы гражданских самолетов в сложных метеоусловиях.

На практике (в зависимости от скидок и некоторых других показателей) существует около 20 разновидностей классов обслуживания - от челночных рейсов (коды - Е, U) до перелета на сверхзвуковом самолете (код - R) (Приложение 20).

В зависимости от продолжительности полета меняются и формы питания на борту судна: В (breakfast) - завтрак, L (lunch) - обед, D (dinner) - ужин, S (snack) - легкое питание, X (More then one, meal) - многоразовое питание. На всех рейсах «Аэрофлота» независимо от продолжительности полета туристам предлагаются прохладительные напитки (300 г воды и 100 г сока). Большинство авиакомпаний придерживается следующей схемы: при полете продолжительностью 2-2,5 ч - холодные закуски, от 2,5 до 6 ч - горячее питание, свыше 6 ч - два горячих питания, сверхдальние перелеты (долее 12 ч) - два горячих питания, холодные закуски или стейк. В последние 10 лет практикуется «специальное питание» в зависимости от состояния здоровья, привычек или национальной принадлежности пассажиров.

 

Т а б л и ц а 4.3

 

Рейтинг Европейских авиакомпаний дальнего зарубежья

(по объему самолетного парка)

 

№ п/п Название авиакомпании Страна Число самолетов В том числе Числен- ность персонала, тыс. чел.    
                в лизинге заказано
1. British Airways Великобритания       47,7
2. Lufthanse German Airlines Германия       44,7
3. Air France Франция       46,4
4. SAS (Scandinavian Airlines System) Швеция, Дания, Норвегия       23,6
5. Alitalia Италия   -   15,7
6. Iberia Airlines Испания       22.5
7. KLM - Royal Dutsh Airlines Нидерланды        
8. Crossair Швейцария       2,3
9. Sabena Belgian World Airlines Бельгия        
10. Swissair Швейцария       16,9
11. Finnair Финляндия     14- 8,3

 

Источник. ТППП. - 1999. - № 9.

Цена авиаперелета зависит от вида авиакомпании, дальности и направления (маршрута) перелета, страны и срока пребывания в ней, класса обслуживания, условий бюнирования и возврату, билетов, а также возраста пассажиров. От класса обслуживания зависят порядок прохождения регистрации, питание в полете и норма бесплатного провоза багажа (от 20 до 40 кг). Для всех классов существуют так называемые базовые тарифы на

перелет туда и обратно, которые отдельные авиакомпании меняют в зависимости от сезона. Для первого и бизнес-классов билет продается на год с открытой или фиксированной датой вылета. При этом билеты, купленные по базовым тарифам, обмениваются, а при возврате билета его стоимость возвращается полностью. В России перевозка пассажиров, условия покупки и возврата авиабилетов, ответственность компаний за доставку багажа регламентируются Гражданским кодексом РФ (глава 40 «Перевозка») и Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1977 г.

При покупке авиабилета между пассажиром и компанией заключается договор воздушной перевозки. По нему авиационное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира и его багаж (определенного веса) в пункт назначения, предоставив место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить его в пункт назначения и выдать лицу, уполномоченному в получении. Пассажир обязан доплатить за перевозку багажа сверх установленной нормы.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

· при перевозке пассажиров - билет;

· при перевозке вещей пассажира в качестве багажа - багажная

квитанция.

Таким образом, билет является договором воздушной перевозки. Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов

самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам. На территории Российской Федерации действует упоминавшийся ранее Воздушный кодекс РФ, а кроме того, взаимоотношения пассажира и авиакомпании при международной воздушной перевозке регулируются Варшавской конвенцией 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).

Пассажир допускается к перевозке только при наличии у него действительного билета, должным образом оформленного и выданного перевозчиком или уполномоченным им агентом.

Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения согласно направлению и классу обслуживания, указанным в нем. Каждый полетный купон действителен для перевозки пассажира и его багажа только по указанным в нем участку маршрута, классу обслуживания, дате и рейсу, на который забронировано место.

Если билет выдан без отметки о бронировании (с открытой датой вылета), то место бронируется в соответствии с запросом пассажира при наличии свободных мест на запрашиваемом рейсе.

Перед покупкой билетов надо четко сформулировать условия полета: повышенный комфорт или максимально низкая цена, дата обратного вылета, полет в одиночку или с семьей, особые требования (по питанию, курящий или некурящий салон и т. п.).

Хранить билет нужно до конца поездки, а если есть основания для предъявления претензии, то до ее разрешения. В соответствии с Варшавской конвенцией отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора о перевозке. Иными словами, можно отстоять свои права, и потеряв билет, но, сохранив его, это будет сделать намного проще.

Цена билета зависит от множества параметров: авиакомпании, направления, срока пребывания в стране, условий бронирования и возврата, возраста и т. д. Однако главный показатель - класс, в котором пассажир хотел бы совершить полет.

В любой авиакомпании мира существуют три основных класса, каждый из которых имеет свое буквенное обозначение в билете:

· первый (F),

· бизнес-класс (С),

· экономический (Y).

Первый класс - самый дорогостоящий, экономический - самый дешевый. Главные отличия классов - комфортность кресла, качество питания и размер бесплатно провозимого багажа. Если в экономическом классе кресла узкие, расположенные близко друг от друга, то в бизнес - и первом классах они значительно удобнее и расстояние между ними больше. На многих авиакомпаниях в первом и бизнес-классах сейчас устанавливаются кресла, которые раскладываются в кровать, что создает дополнительные удобства для дальнего перелета. В первом и бизнес-классах к креслу часто присоединен специальный рабочий столик.

Питание в престижных классах более обильное, чаще предлагаются блюда на выбор, столовые приборы не одноразовые пластмассовые, а металлические. В первом и бизнес-классах неограниченный выбор спиртных напитков. Некоторые авиакомпании делают в самолете открытый бар - пассажир может в любое время подойти и налить себе любой напиток из имеющихся.

Обычно в аэропортах регистрация пассажиров первого и бизнес-классов ведется отдельно от остальных. В некоторых аэропортах для пассажиров первого класса оборудованы специальные залы ожидания, где можно в комфортной обстановке дождаться рейса и даже выпить бесплатный аперитив.

Пассажирам первого класса большинство авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», дарит в конце полета сувениры, часто дорогостоящие. На дальних направлениях пассажирам салонов престижных классов выдаются тапочки. В целом фантазия авиакомпаний неограничена - набор дополнительных услуг, которые предлагаются пассажирам, зависит от конкретной авиакомпании, направления и т. п.

Одно из существенных различий между классами - норма бесплатного провоза багажа. Для экономического класса - 20 кг, бизнес-класса - 30 кг, а для первого класса норма увеличена до 40 кг.

Поскольку авиакомпании жестко конкурируют и одним из главных факторов конкурентной борьбы служит улучшение качества обслуживания, то трудно сформулировать иные отличительные черты того или иного класса. На многих направлениях первого класса нет вообще - только бизнес- и экономический классы. При этом обслуживание в бизнес-классе соответствует уровню первого класса.

На цену билета влияют направление и класс размещения в самолете, а также выбранная авиакомпания. При этом стоимость авиабилета зависит также от тарифа, который к нему применен, и скидок. Различают нормальные и специальные тарифы.

Для всех классов существуют так называемые базовые (тарифы, предполагающие перелет туда и обратно, от которых и идет отсчет разного рода скидок. Забронировать билет на любое направление можно за один год до даты вылета. Для первого и бизнес-классов билет продается на год с открытой или фиксированной датой вылета. Время, через которое пассажир возвращается, на цену не влияет. Для экономического класса базовый тариф может меняться в зависимости от срока пребывания в стране. Довольно часто полный годовой тариф экономического класса равен тарифу бизнес-класса. Отдельные авиакомпании могут менять базовый тариф в зависимости от сезона: летом или зимой полет стоит несколько дороже.

Следует иметь в виду, что имеющим силу считаются те тарифы, сборы или правила, которые действовали на день начала перевозки т.е. на день использования первого полетного купона авиабилета.

Билеты, купленные по базовым тарифам, подлежат обмену и возврату без всяких ограничений. Перенести дату обратного вылета, поменять или вернуть билет можно, в том числе после даты вылета. Стоимость билета при этом возвращается полностью.

Но по базовым тарифам, особенно в экономическом классе, летит меньшая часть пассажиров. Существует целый ряд скидок, которые значительно снижают стоимость билета. Однако надо помнить, что чем существеннее скидка, тем больше ограничений накладывается на пассажира (возраст, сроки полета, бронирование и выкуп билетов и т. д.).

Все скидки можно разделить на две категории: специальные скидки, регулируемые международными тарифными правилами и действующие на всех авиакомпаниях без исключения, и рекламные скидки, предоставляемые конкретной авиакомпанией на основе внутренних правил. К последним относятся: предоставление бесплатного билета пассажирам, налетавшим определенное количество часов (или километров) воздушными силами данной авиакомпании, бесплатный перелет по какому-то участку при долгих межконтинентальных перелетах (как правило, для пассажиров первого класса) и т. п. Некоторые из подобных скидок действуют постоянно, а некоторые вводятся на время. О подробностях таких скидок лучше всего узнать в представительстве конкретной авиакомпании.

Например, авиакомпания SAS разработала программу SAS «Евробонус» для тех, кто часто пользуется услугами компании при полетах SAS «евроклассом».

Преимущества «еврокласса»:

· полная свобода действий по изменению маршрута и дней поездки;

· выбор места и заказ питания на борту самолета (с широким выбором напитков);

· комфортное кресло с подставкой для ног;

· скидки при размещении в отелях «Radison SAS» и «Hotel Worldwide»;

· регистрация на рейсы SAS в отелях SAS;

· пользование телефонами на борту самолета;

· салоны «еврокласса» в аэропортах с бесплатной едой, напитками и печатными изданиями (газетами);

· экспресс-регистрация и регистрация по телефону в аэропортах Скандинавии.

Первый бесплатный полет в компании SAS можно совершить, имея 20 000 очков.

Примерная таблица очков «Евробонуса» за полеты в SAS «евроклассом» приведена в табл. 4.4. В последнее время и «Аэрофлот» разработал программу для часто летающих пассажиров «Аэрофлот-Бонус». Премия - бесплатный авиабилет или повышение класса обслуживания.

 

Т а б л и ц а 4.4

 

Полет Из Санкт- Петербурга Из Москвы Из Калининграда Из Архангельска
В Копенгаген        
В Стокгольм        
В Лондон        

 

Что касается первой категории скидок, то о них стоит поговорить подробнее. Те или иные виды льгот могут иметься или отсутствовать в зависимости от того, куда совершается полет, но если на данном направлении действует определенный тариф, то он имеется на рейсах всех авиакомпаний. Вообще для данной категории льгот главное не авиакомпания, а направление. От него зависят наличие льготного тарифа, и условия его приобретения по тому или иному льготному тарифу и условия бронирования.

Подтвержденное при бронировании место обозначается в соответствующей графе авиабилета кодом «ОК». Код «RQ» указывает на то, что подтвердить требуемое место пока не представляется возможным

Большинство скидок рассчитано на экономический класс. Здесь действует общий принцип предоставления скидок: чем дешевле билет, тем больше ограничений при перелете.

Во всех классах и на всех направлениях действует так называемая детская скидка. Дети до 2 лет летят за 10% стоимости взрослого билета. Воздушный кодекс РФ (статья 106, п. 3) предусматривает бесплатный, а при международных воздушных перевозках - по льготному тарифу провоз одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

Дети от 2 до 12 лет летят за 50% стоимости билета. Это правило также действует на рейсах всех авиакомпаний без исключения. Иногда на чартерных рейсах в предоставлении детских скидок отказывают или предлагают, чтобы ребенок старше 2 лет летел на кресле родителей. Однако по международным правилам безопасности на воздушных судах ребенок старше 2 лет должен лететь на отдельном кресле.

Дети в возрасте до 5 лет должны путешествовать в сопровождении взрослых. По международным правилам (например, компания «Люфтганза») в более старшем возрасте дети могут ездить без сопровождения взрослых одни, при условии обслуживания, предоставляемого авиакомпанией за дополнительную плату (50 нем. марок на одного ребенка), и осуществляемого в аэропорту (встреча и проводы) и на борту самолета.

При авиаперелетах возраст пассажира считается на дату вылета. Поэтому, если день рождения вашего ребенка пришелся на время пребывания его за границей, он все равно имеет право на соответствующие скидки. То же самое относится к скидкам для молодежи и пенсионеров.

В первом и бизнес-классах на некоторых направлениях предоставляются семейные скидки. Если муж и жена летят вместе в одном направлении и возвращаются одним рейсом, то один из них летит за 50% стоимости.

Наименее жесткими являются льготные экскурсионные тарифы. Здесь нет ограничений на срок бронирования и выкупа билета. Билет может быть как с открытой, так и с закрытой датой. Однако ограничен минимальный (максимальный) срок действия билета - все зависит от направления. Максимальный срок может колебаться от одного до шести месяцев, а минимальный - от «правила воскресенья» (пассажир должен пробыть в стране ночь с субботы на воскресенье - правило действует, если он, например, приземлился без пяти двенадцать, а улетел в две минуты первого) до одной недели.

Имея экскурсионный билет, можно изменить дату обратного вылета. Единственное условие - она должна укладываться в сроки ограничения. Можно сдать билет после срока вылета.

Большой популярностью в мире пользуются тарифы РЕХ и APEX.

РЕХ фиксирует даты вылета туда и обратно. При покупке билета по этому тарифу, как и при покупке экскурсионного, действуют ограничения на минимальный и максимальный срок пребывания в стране. Еще одна особенность РЕХ - бронирование и выкуп билетов надо производить одновременно.

На APEX накладывается еще больше ограничений. Здесь также фиксируется минимальный и максимальный срок пребывания. Кроме того, приобретать билеты APEX можно не позднее чем за одну-три недели до вылета (в зависимости от страны назначения).

Для билетов РЕХ и APEX предусмотрены жесткие условия возврата или изменения даты вылета (она должна укладываться в срок ограничений), иначе придется доплачивать. На некоторых направлениях можно сдать РЕХ и выписать более дорогостоящий билет. При возврате билета взимается штраф, доходящий до половины его стоимости. Сдать APEX или РЕХ после даты вылета нельзя. При опоздании на самолет, по какой бы уважительной причине это ни произошло, билет APEX пропадает.

Многие авиапассажиры знают, что тарифы APEX и РЕХ очень дешевы по сравнению с полными, и стараются в агентстве выписать именно этот тариф. Однако нужно помнить, что при полете в некоторые страны этих тарифов может просто не быть или нужный вам срок полета не укладывается в ограничения.

Еще одна важная категория скидок - молодежные. Эти скидки действуют для пассажиров моложе 24,25 или 26 лет (в зависимости от направления).

Они бывают двух видов. Во-первых, на экскурсионный тариф может накладываться молодежная скидка - молодые люди летят на тех же условиях, только несколько дешевле. Во-вторых, существуют специальные молодежные тарифы. Это билет с открытой датой, действительный в течение года без права возврата. Выкупать такой билет нужно не ранее чем за 3-7 дней до вылета (в зависимости от направления). Ограничения по возрасту те же.

Отдельная категория билетов - групповые. Наибольшей популярностью пользуется групповой туристский тариф. Он существует специально для туристских групп. Ограничения в этом случае накладываются не только по сроку пребывания (минимальному максимальному), но и по количеству людей в группе (от 4 до 20 чел. в зависимости от направления). По правилам этот тариф действует только для организованных туристских групп. Впрочем, некоторые авиакомпании обходят это правило в борьбе за пассажиров. Существует много специальных групповых тарифов - для групп учащихся, моряков, спортсменов и т.п.

Часто у пассажиров возникают проблемы при покупке билета только в одну сторону. Здесь опять же очень многое зависит от направления, так как авиакомпании обязаны учитывать при продаже билетов иммиграционные требования страны, в которую совершается полет. Так, в некоторые страны, например Германию, продажа билетов в одну сторону запрещена. Если в аэропорту пассажир предъявит билет в одну сторону, то будет тут же выдворен из страны за счет авиакомпании, продавшей ему билет (это не относится к лицам, официально прибывающим на постоянное место жительства). Следует помнить, что в каждом агентстве должны знать основные иммиграционные правила. Если российским гражданам требуется для въезда в страну виза, то агентство должно забронировать билет до ее получения.

Перевозчик обязан продлить срок действия билета на время, необходимое для перевозки пассажиров в пункт назначения, если пассажир не смог совершить полет в течение указанного срока вследствие:

· отмены или задержки рейса, указанного в билете;

· невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

· невыполнения рейса в соответствии со временем, указанным в расписании;

· непредоставления обслуживания по классу, указанному в билете;

· непредоставления пассажиру в воздушном судне ранее забронированного места;

· перерыва рейса по причине вынужденной посадки воздушного судна;

· болезни пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним;

· неправильного оформления билета перевозчиком или агентом.

Во всех случаях срок действия билета продлевается без дополнительной оплаты независимо от того, по полному или льготному тарифу был куплен билет. Перевозчик может (но не обязан) продлить срок действия билета по другим причинам, если он признает их уважительными, сделав об этом на билете отметку.

На внутренних рейсах потерянные билеты не восстанавливаются, дубликаты не выдаются и деньги не возвращаются.

На международных рейсах потеря билета - неприятность, но не трагедия. Если это случилось еще до отлета за рубеж, желательно обратиться в то агентство, где был оформлен билет. Если же неприятность случилась уже за границей, то надо обратиться в представительство авиакомпании, билет которой был потерян. После проверки (наличия вашей фамилии в списках пассажиров) оформляется дубликат билета.

Скорость получения подтверждения зависит от того, насколько подробную информацию пассажир сможет предоставить представителю авиакомпании. Билет восстанавливается, если он знает его номер.

Если номер билета у пассажира нигде не записан, то получение подтверждения займет время. Необходимой минимальной информацией являются дата вылета и номер рейса. Чем раньше он обратится в представительство, тем больше у него будет времени в запасе для восстановления билета даже по известной минимальной информации. Проблемы могут быть, если полет совершается, например, по путевке туристской фирмы чартерным рейсом и постоянного представительства перевозчика в этой стране нет. Тогда необходимо быстрее связаться с представителем туристской фирмы или хотя бы с ее зарубежным партнером. Поскольку такая связь менее оперативная, чем имеющаяся в распоряжении крупных авиакомпаний, то необходимо заявить об отсутствии билета как можно раньше.

Багаж - личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Багаж зарегистрированный — багаж пассажира, который принят перевозчиком к перевозке и за сохранность которого он несет ответственность. На такой багаж перевозчик выдает багажную квитанцию и бирку. Багажная квитанция - документ, выдаваемый перевозчиком исключительно для опознавания зарегистрированного багажа. Багаж незарегистрированный (ручная кладь) - багаж пассажира, находящийся во время перевозки в салоне воздушного судна с согласия перевозчика. Багаж несопровождаемый - багаж, принятый к перевозке отдельно от пассажира и оформленный грузовой накладной в качестве груза. Багаж, как правило, перевозится на том же самолете, на котором следует пассажир. На воздушных судах отдельных типов вещи пассажиров перевозятся только в качестве незарегистрированного багажа.

Одним из главных отличий классов является норма бесплатного провоза багажа. Оплата за сверхнормативный багаж одинакова для пассажиров всех классов и составляет 1% тарифа первого класса за каждый килограмм сверх нормы. Исключение составляют внутренние рейсы, на которых перевозки осуществляются небольшими самолетами типа АН-2, Л-410 и вертолетом ИЛ-2. Там разрешен провоз багажа до 10 кг.

Квитанция платного багажа - документ, удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, перевозка которых подлежит обязательной оплате, а также удостоверяющий оплату сборов за объявленную ценность багажа. Большинством авиакомпаний разрешен провоз в качестве багажа предметов любой формы (например, велосипеды), если они укладываются в норму по весу. Что касается ручной клади, то здесь столь жесткой регламентации нет. Некоторые авиакомпании устанавливают ограничение (часто неофициальное) на вес ручной клади - не более 5 кг. Понимая, что ограничение по весу для ручной клади малоэффективно, определенные авиакомпании стали ограничивать ручную кладь по габаритам.

Сверх установленной нормы бесплатного перевоза багажа пассажир имеет право бесплатно провозить следующие предметы, если они находятся у него на руках:

· дамскую сумочку;

· папку для бумаг;

· пальто или плащ;

· плед;

· зонтик или трость;

· печатные издания для чтения в полете;

· питание для ребенка и детскую дорожную колыбельку;

· кресло-коляску для инвалида.

Пассажир не должен включать в свой багаж:

· предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на его борту, включая взрывчатые вещества, сжатые газы, окисляющие и радиоактивные вещества, намагничивающие и легковоспламеняющиеся материалы, ядовитые вещества с резким запахом, а также жидкости (за исключением жидкостей, находящихся в незарегистрированном багаже, которые предназначены для употребления во время поездки пассажира);

· предметы, перевозка которых запрещена законами, постановлениями, правилами и предписаниями государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;

· предметы, которые, по мнению перевозчика, по своей массе, размеру или другим характеристикам неприемлемы для перевозки в качестве багажа;

· животных, исключая собак, кошек и других комнатных (прирученных) животных и птиц, которые могут быть приняты к перевозке при соблюдении специальных правил.

Перевозчик может отказаться перевозить в качестве багажа любые предметы или вещества подобного рода и выполнять последующую перевозку любого багажа, если будет обнаружено, что в него входит вышеозначенное.

Перевозка животных разрешена практически всеми авиакомпаниями. Если турист имеет на руках все необходимые и правильно оформленные справки на своего питомца (подробнее о том, что именно нужно, можно узнать в представительстве авиакомпании, самолетом которой предстоит лететь), то ему необходимо также знать и учитывать таможенные правила страны выбытия и страны прибытия.

Животное в клетке взвешивается, и за этот вес платится, как за сверхнормативный багаж (1% тарифа первого класса), независимо от того, превысил ли совокупный вес вашего багажа ограничения по весу. Собаки-поводыри перевозятся бесплатно при условии, что такая собака на поводке и у нее имеется намордник.

Проблема ввоза-вывоза оружия входит в компетенцию таможенных властей страны, а не авиаперевозчиков. Если таможня разрешила туристу провезти оружие, следует помнить: перевозка оружия, включая газовое, разрешена только в багаже. Если турист оставил его в ручной клади, то на личном контроле перед посадкой в самолет его отберут и вернут лишь после посадки в аэропорту назначения. Служба безопасности аэропорта определяет, что считать оружием, а что нет. Сувенирный нож, на который таможенники не обратят внимания, может быть признан оружием службой безопасности аэропорта и отобран при личном контроле.

Провоз оружия при себе лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей, осуществляется только по специальному разрешению и при соблюдении соответствующих законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

Если багаж получен не полностью (т.е. утерян), а также если он поврежден, следует вызвать работников аэропорта, пригласить одного-двух человек, летевших этим рейсом, и составить акт об утере или повреждении багажа. Акт должен быть подписан потерпевшей стороной и представителем перевозчика. Подтвердив таким образом факт утери, можно взыскать с авиакомпании нанесенный ущерб. В случае объявленной ценности багажа - в объявленных размерах; при ценности - из расчета общего веса багажа. В соответствии со статьей 22, п. 2, Варшавской конвенции при перевозке зарегистрированного багажа на международных рейсах ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 фр. за 1 кг.

Перед вылетом пассажир должен прибыть в аэропорт, аэровокзал или другой объявленный перевозчиком пункт отправления не позднее времени, установленного для регистрации билета и оформления багажа. Обычно время указывается в билете и в российских международных аэропортах составляет 2 или 3 ч до вылета, на внутренних рейсах - 40 мин. до вылета, а в зарубежных аэропортах - час-полтора до вылета, что указывается в расписании.

Отправление воздушного судна из-за неявки пассажира к вылету не задерживается. Перевозчик не несет ответственности перед пассажиром за убытки, понесенные последним в связи с его несвоевременным прибытием для регистрации.

Время начала и окончания регистрации билетов и оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или в другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в случае опоздания на рейс пассажир имеет право требовать возмещения убытков в результате непредоставления информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей органам гражданской авиации, милиции, таможенным учреждениям и пограничным войскам предоставляется право производить досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов. Досмотр производится в аэропорту (городском аэровокзале). При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки с возвращением платы за перевозку.

Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире, производится в его присутствии. В случаях, не Терпящих отлагательства, досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира. При таком досмотре вскрытие багажа производится по мотивированному решению (изложенному в письменном виде) лиц, уполномоченных на это.

Досмотр может производиться и на воздушном судне, находящемся в полете, и при необходимости произведен независимо от согласия пассажира. Воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия их для выгрузки.

Если при досмотре ручной клади, багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов, должностные лица авиапредприятия, а также другие лица, производившие досмотр, обязаны принять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным.

В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его нереализованной части.

Одной из главных проблем, с которыми сталкивается авиапассажир, является возможная задержка рейса или изменение маршрута полета.

Если рейс задержали на несколько часов или суток, следует навести справки о причине невылета. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет воздушного судна, изменить маршрут или пункт посадки в случаях:

· стихийных бедствий, неблагоприятных погодных условий в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;

· требований государственных органов, которые преследуют цель обеспечить безопасность пассажиров;

· других причин, могущих повлиять на безопасность полетов. В соответствии с договором авиаперевозки пассажир имеет право на своевременную доставку в пункт назначения, а отношения пассажира и авиапредприятия подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

В случае задержки рейса пассажир может требовать:

· предоставления гостиницы на время ожидания рейса;

· бесплатного транспорта до гостиницы и обратно;

· компенсации расходов за время ожидания вылета (затрат на питание, необходимых телефонных переговоров и т. п.).

Ответственность перевозчика определяется гражданским законодательством РФ, Правилами перевозки пассажиров, а на международных рейсах - Варшавской конвенцией.

Перевозчик несет ответственность за вред, повлекший за собой смерть или повреждение здоровья пассажира с момента его входа в аэровокзал для посадки в самолет и до момента, когда пассажир покинул аэровокзал под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика, если иное не вытекает из международных договоров РФ об ответственности при воздушных перевозках. Однако перевозчик не несет ответственности, если смерть или повреждение здоровья пассажира явились результатом исключительного состояния его здоровья.

Особо следует выделить чартерные рейсы, т.е. рейсы вне официально объявляемого расписания. Существуют регулярные рейсы, которые выполняются по данному маршруту в определенные дни по расписанию независимо от количества пассажиров, оформивших билеты на данное направление. На регулярный рейс приобрести билеты можно за год до даты вылета. Чартеры же организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей.

Неорганизованному туристу купить билеты на чартерный рейс можно в редких случаях. Как правило, на таких рейсах летят организованные туристские группы, и билет на чартерный рейс турист получает вместе с туристской путевкой. Билеты на чартер возврату не подлежат.

У чартерных рейсов не очень хорошая «репутация». Считается, что и задерживаются они чаще, и обслуживание на них хуже, но это далеко не всегда соответствует действительности. Обслуживание на чартерных рейсах одной авиакомпании не может быть хуже, чем обслуживание на регулярных рейсах. Но часто за организацию чартеров берутся небольшие авиакомпании, не имеющие достаточного опыта международных пассажирских авиаперевозок и не умеющие обеспечить должный уровень обслуживания.

При предложении в турфирме билета на чартерный рейс следует узнать, какова репутация этой авиакомпании. В случае нарушения прав пассажиров (задержки рейса, изменения маршрута и т. п.) следует предъявлять претензии как к авиакомпании, так и к туристской фирме, продавшей тур и авиабилеты.

Как правило, билеты на чартерные авиаперелеты более дешевые, чем на регулярные рейсы, осуществляемые по расписанию. Распространена практика, когда крупные туроператоры тесно взаимодействуют с авиационными компаниями, имеют свои чартерные рейсы и выступают перед более мелкими туроператорами в качестве авиационных брокеров, оптом закупающих билеты на авиарейсы, а затем реализующих их мелкими партиями. Некоторые турагенты и туроператоры по соглашениям с авиационными компаниями открывают у себя продажу авиабилетов. Только в Москве существует более двухсот агентов, занимающихся продажей авиабилетов, по специальным лицензиям авиакомпаний.

В 1999 г. одна из крупных отечественных авиакомпаний «Аэрофлот» перевезла 4,6 млн пассажиров в 98 стран мира, совершая посадки в 16 пунктах. Компания имеет 125 самолетов. Планируется приобретение 12 новых пассажирских лайнеров западного производства.

Для обеспечения безопасности полетов, уменьшения загрязнения окружающей среды и снижения уровня шума при взлете и посадке самолетов действуют правила, регламентирующие деятельность воздушного транспорта. Эти правила вырабатывались в течение многих лет на основе признанных международных соглашений. Большую роль в разработке и установлении общих правил движения, безопасности и регулярности перевозок, осуществлении международного сотрудничества играет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport association - IATA), насчитывающая в своих рядах около 230 членов из более, чем 130 стран мира.

Членами этой ассоциации являются более 100 главнейших авиакомпаний мира. Единая форма авиабилетов, обмен заказами, ценовая политика в оплате пролета над территориями других стран, упрощенная процедура проверки багажа получили свое развитие благодаря деятельности IATA. При ассоциации создан аэроклуб, членами которого являются все крупные авиакомпании Англии, Франции, Испании, Швеции, Германии и России. Все большее распространение в мире получает создание авиакомпаниями дочерних чартерных, гостиничных и туроператорских фирм, специализирующихся на разработке и продаже турпродукта, составным элементом которых являются перевозка на самолетах своих компаний и размещение в гостиницах, принадлежащих им же.

В 1996 г. в Берлине в рамках туристской биржи германская авиакомпания «Люфтганза» была признана лучшим европейским авиаперевозчиком (полеты по более чем 200 направлениям в 80 стран мира, в том числе 28 рейсов в страны Восточной Европы) и лучшей туристской компанией года. Компания первой (в качестве эксперимента) ввела магнитные карточки вместо традиционных авиабилетов и посадочных талонов.

Британская компания «Business Traveller» подвела итоги конкурса на звание лучшей авиакомпании 1997 г. в нескольких номинациях (табл. 4.5). Конкурс проводится компанией уже 14 лет и считается одним из самых престижных в своем роде. В основу конкурса положены данные опроса 1000 часто летающих бизнесменов. Запрашивалось мнение респондентов об удобстве расписания, пунктуальности вылета, уровне безопасности, разветвленное™ сети маршрутов, их отношении к критериям «стоимость и комфорт», «скидки часто летающим пассажирам», «уровень подготовки персонала авиакомпании», «меню», а также к скорости оформления и регистрации билетов, приема багажа и прохождения таможенного и паспортного контроля.

В авиации имеются как крупные, так и небольшие авиакомпании. В то время как крупные авиакомпании, например «British Airways», прикладывают большие усилия для того, чтобы за счет максимального расширения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества привлечь к себе состоятельных пассажиров, летающих первым или бизнес-классом и приобретающих билеты за полную стоимость, небольшие авиакомпании, взяв за основу минимизацию расходов, отходят от предоставления многих, уже ставших традиционными услуг, предоставляемых пассажирам, тем самым сокращая стоимость перевозки. Конкуренция между авиакомпаниями приводит к снижению стоимости билетов и в крупных компаниях, а наличие более дешевых билетов стимулирует рост числа их пассажиров.

 

 

Т а б л и ц а 4.5

 

Название оценочного параметра Авиакомпания
Общее впечатление 1. British Airways
  2. Singapore Airlines
  3. Virgin Аtlantic (Великобритания)
  4. Swissair
  5. KLM
Лучшие на дальних перевозках 1. Virgin Atlantic
  2. British Airways
  3. Singapore Airlines
  4. Cathay PaciFic (Гонконг)
  5. Quantas (Австралия)
Лучший первый и бизнес-классы 1. Virgin Atlantic
  2. British Airways
  3. Singapore Airlines
  4. Emirates
  5. Cathay PaciFic
Лучший экономический класс 1. Virgin Atlantic
  2. Emirates
  3. British Airways
  4. Swissair
  5. Singapore Airlines
Лучшая программа поощрения часто 1. British Airways
Летающих пассажиров 2. American Airways
  3. Virgin Atlantic
  4. Swissair
  5.KLM

 

Туринфо - 1998 - №93.

 

Принципы реальной минимизации затрат включают такие элементы, как «безбилетная» система обслуживания пассажиров по кредитной карте, произвольное размещение в салоне экономического класса; отказ от использования существующих компьютерных систем бронирования билетов, питания на борту; ставка на современные экономичные типы самолетов и т.д.

Железнодорожные перевозки в России регулируются Законами РФ «О Федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1997 г., а также «Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации», утвержденным Федеральным законом РФ от 8 января 1998 г., «Правилами перевозки пассажиров и почты».

Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе и железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках «Международной конвенции по контракту на путешествие» от 22 октября 1970 г., «Конвенции о статусе и свободе транзита» от 20 апреля 1921 г., «Бернской конвенции» 1961 г. и рядом других международных нормативных актов.

Основа деятельности железнодорожного пассажирского транспорта - осуществление международных и внутренних перевозок между городами или регионами, т. е. предоставление услуг по перевозке. Перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте подразделяются на дальние, местные и пригородные. По международным правилам услуги спальных вагонов относятся к услугам средств коллективного размещения, а услуги вагонов-ресторанов относятся к услугам питания.

По договору железнодорожной перевозки дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место в поезде согласно купленному билету, а пассажир обязуется оплатить стоимость проезда по установленному тарифу, в случае сдачи багажа сверх установленной нормы - стоимость его перевозки.

Факт заключения договора перевозки удостоверяется билетом. В стоимость услуг перевозки входят:

· оплата права проехать по дороге на определенное расстояние по тарифу перевозки;

· стоимость плацкарты (право пассажира на спальное место в вагонах различного класса);

· плата за страховку при возникновении в пути следования несчастного случая;

· комиссионный сбор за услуги по предварительной продаже билетов и др.

Иногда в стоимость услуг включают различные местные сборы и доплаты, например за доставку билетов домой или на работу. Дополнительные услуги (питание, напитки, постельное белье) предоставляются за отдельную плату.

Тарифы на железнодорожном транспорте устанавливаются государством. Существующие льготы: провоз багажа - до 36 кг бесплатно, до 75 кг за дополнительную плату; бесплатный провоз ребенка до 5 лет (без занятия им отдельного места); льготные сезонные тарифы.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный) и класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, а также в спальном вагоне прямого сообщения I класса).

В последнее время в России чартерные перевозки на специальных туристских поездах по линейным, кольцевым и радиальным экскурсионным маршрутам практически не осуществляются.

В Европе принята следующая классификация поездов:

TD - межконтинентальный экспресс;

JC - международный экспресс;

JCL - скоростной суперэкспресс;

TEE - фирменный экспресс;

ЕС - скоростной экспресс и т. д.

В экскурсионной практике перевозки посетителей осуществляются на городском железнодорожном транспорте (метро и трамваях). Высокоскоростные международные железнодорожные перевозки, как показывает практика Японии и Франции, могут успешно конкурировать с авиационными.

К сухопутному транспорту относится также автобусный и автомобильный (с количеством мест меньше 8).

По автомобильным дорогам России, входящим в сеть дорог, предназначенных для международных сообщений, осуществляется значительный объем перевозок пассажиров. Так, в 1998 г. пассажирооборот на автомобильном транспорте общего пользования составил 176,8 млрд пассажиро-км, при этом удельный вес автомобильного транспорта - 48,7%. Структура выездного потока на тот же год выглядит следующим образом: автомобильным транспортом перевезено 4,1 млн чел., авиационным - 3,9 млн чел. и железнодорожным 2,1 млн чел.

Маршруты автомобильных перевозок проходят по 36 федеральным дорогам, 22 из которых общей протяженностью более 23 тыс.км являются магистральными, а 7 дорог протяженностью 2,2 тыс.км входят в международную сеть типа «Е», 38 тыс. км дорог входят в сеть международных дорог стран СНГ.

По данным Российской транспортной инспекции в 2000 г. автобусами в международном сообщении было перевезено 6,9 млн чел. в 65 стран мира.

В настоящее время осуществляются перевозки туристов из России на регулярных маршрутах в Норвегию, Финляндию, Польшу, Германию, Чехию, Болгарию, Грецию, страны Балтии, Белоруссию, Украину, Грузию и Китай. В международных пассажирских перевозках занято около 300 предприятий-перевозчиков с парком автобусов 1100 единиц. Однако большинство российских перевозчиков (78%) имеют всего один-два автобуса.

В России создана Ассоциация международных автоперевозчиков (АС-МАП), объединяющая около 1000 экспедиторских и автотранспортных предприятий России. Ассоциация является активным членом Международного союза автомобильного транспорта, оказывает практическую помощь в организации международных перевозок грузов и пассажиров, проводит работу по классификации российских автобусов, работающих на международных перевозках туристов.

Автобусный транспорт обеспечивает перевозки туристов на большие расстояния (по расписанию или вне его) и однодневные экскурсионные поездки. Автобусы используются и при организации трансфера, а также внут-римаршрутных передвижениях туристов в стране пребывания. Автобусный транспорт делится по классам размещения. Скоростные автобусы-экспрессы высокого класса имеют спальные места, туалеты, буфетные стойки, аудио-видеотехнику и др. Так, «HAGA Reiser», крупнейшая в Скандинавии туристская фирма, занимающаяся организацией автобусных туров, имеет собственный парк из 100 туристских автобусов категории «люкс» с числом мест от 10 до 80. Автобусы оборудованы:

· широкими тонированными панорамными окнами;

· системами принудительной вентиляции или кондиционирования воздуха с возможностью индивидуальной регулировки;

· стереомагнитолами с выводом на систему салонного оповещения;

· мобильными телефонами в салоне, допускающими исходящие и входящие международные звонки;

· откидными сиденьями с подставками для ног;

· индивидуальным освещением для чтения;

· системами салонного оповещения;

· холодильниками; туалетами;

· вместительными багажными отделениями.

Многие автобусы категории «люкс» имеют буфеты, столы для переговоров с возможностью размещения 26 пассажиров, каждый стол оборудован микрофоном. В автобусе находятся видеосистема (VHS), эпидиаскоп и факс.

Автобусы полутуристского класса предназначены для переездов на небольшие расстояния, трансфера и т. д. Они вмещают до 54 пассажиров и оснащены неоткидными сиденьями туристского класса.

Во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов в целях обеспечения должного стандарта оказываемых услуг и безопасности жизни, здоровья и имущества путешественников. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 г. № 322 утверждено «Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении», а приказом Министерства транспорта от 8 января 1997 г. № 2 утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».

В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса. В связи с этим Министерство транспорта России приняло документ от 7 февраля 1997 г. № ЛШ-6/60 «О применении Унифицированного комплекса листов поездки (контрольный документ с номером) в международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией».

Согласно этому документу при всех международных перевозках, выполняемых в соответствии с АСОР, комплект листов поездки не подлежит передаче третьим лицам, и перевозчик несет ответственность за правильность его заполнения (листы поездки заполняются заглавными буквами и нестирающимися чернилами).

Кроме того, указанный комплект документов с оригиналами листов поездки, постоянно находящийся у водителей-перевозчиков, предъявляется по первому требованию лиц, уполномоченных проводить проверку. В комплекте должны находиться лист, содержащий текст титульного листа контрольного документа на государственном языке стран-участниц АСОР с пояснением используемых символов, и руководство по заполнению самого листа поездки. Несмотря на очевидную привлекательность автобусных путешествий для молодежи, студентов и школьников, которым не требуется высокий стандарт обслуживания и их вполне устраивает питание и ночевка в придорожных кафе и гостиницах, международная статистика показывает, что более 75% путешествующих на автобусах составляют туристы в возрасте 45 лет и старше.

В странах Западной Европы тарифы исчисляются на 1 км пробега. Действует система скидок и льготных тарифов на проезд пассажиров с детьми и провоз багажа.

Аренда автомобилей широко распространена в большинстве мест прибытия. Туристам предлагается широкий выбор автомобилей различного класса. Особенно успешно этот вид услуг применяется в местах коллективного владения отдыхом (таймшер) и спортивного отдыха (гольф-клубах). В 1996 г. на первое место среди компаний по прокату автомобилей вышла компания «Герц». Успех этой компании во многом объясняется наличием пунктов проката во всех крупнейших европейских аэропортах, а также таким нововведением компании, как клубная система отдыха «Герц-клуб». Членство в клубе позволяет получить напрокат автомобиль без лишних формальностей.

В туристской практике находят применение и транспортные средства, приводимые в движение людьми или животными, как, например, рикши, велорикши, повозки, запряженные лошадьми, верблюдами, быками и т.д., а также лошади и верблюды для верховой езды. Как правило, эти транспортные средства применяются при передвижении туристов на маршруте.

Морские и речные круизы - круизные перевозки туристов в международном и российском сообщении осуществляют водные виды транспорта, однако их доля в суммарном пассажирообмене на туристском транспортном рынке невелика. Так, пассажирооборот водного российского транспорта в 2000 г. составлял всего 0,9 млрд пассажиро-км, а его удельный вес в видах транспорта - 0,2%. Выезд российских туристов морским транспортом составлял в 1998 г. 540 тыс. чел. В последнее время наблюдается спрос и на суда типа «морские паромы», перевозящие, кроме самих туристов, и их автомобили.

Цены на билеты, тарифы и классы обслуживания на круизных и паромных судах зависят от размеров судна, комфортности, уровня и стандартов обслуживания на них, класса кают. Регламентирующим международным документом является Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1987 г. Самыми популярными районами морских круизов продолжают оставаться Карибский бассейн, Средиземноморье, Западное побережье США, Северная Европа и Азия. С целью удовлетворения растущего туристского спроса круизные компании стали уделять больше внимания освоению новых морских районов Японии, Австралии и Новой Зеландии.

В настоящее время на мировом круизном рынке работают 162 пассажирских судна общей вместимостью около 132 970 пассажирских мест. Некоторые показатели крупнейших круизных компаний мира приведены в табл. 4.6.

Т а б л и ц а 4.6

 

Название круизных компаний Место нахождения (адрес) офиса Количе-ство собствен-ных судов Количество пассажир-ских мест Процент мирового рынка среди 30 основных перевоз-чиков Стоимость одного койко-места в двухместном номере в сутки, долл., 1996 г.
Carnival Cruise Lines(CCL) 3655 N.W.S7-th Avenue, Miami. FL 33 17S,tel (305) 599-2200, президент - Bob Dicrinson     18,8  
Royal Caribbean Cruise Lines (RCCL) 1050 Caribbean Wav, Miami, FL331 32 tel. (305) 539-6000 президент – Richard D.Fain     17,3  
Princess Cruises 10100 Santa Monica Blvd., Los Angeles, CA 90067, tel. (310) 553-1770, президент - Peter Ratclirfe     10,3  
Holland American Line 300 Elliott Avenue, West, Seattle, WA98119, tel. (206) 281-3535     9,3  
Norwegian Cruise Line 95 Merrick Way, Coral Gables, FL33134, tel. (305) 447-9660.     8,1  
Celebrity Cruises Royal 5201 Blue Lagoon Dr., Miami, FL33126, tel. (305) 262-6677, президент - RE Sasso     6,9  
Costa Cruise Lines World Trade Center, 80,SW 8-th Street, Miami, FL 33130, tel. (305) 358-7330, президент - Dino Schibuolo     6,3  

 

Мировой сектор круизного туризма интенсивно развивается. В 2000 г. около млн чел. путешествовало на круизных судах. В настоящее время строится более 40 круизных судов, они становятся крупнее, их водоизмещение составляет 250 тыс. т с количеством палуб более 8. На подобном судне могут разместиться более 6000 туристов.

Некоторые всемирно известные судостроительные фирмы сделали пассажирские суда основой своей специализации, другие стремятся получить престижные заказы на них. Развитие индустрии туризма в течение последнего десятилетия вызвало значительные изменения во всех областях индустрии круизов, включая появление новых операторов, укрупнение путем поглощения слабых конкурентов более сильными и т. д. Менялись архитектурный облик и конструкции судов, при этом преобладала тенденция к строительству все более крупных лайнеров, напоминающих расположением помещений и обслуживанием крупные отели на берегу.

Общий финансовый потенциал данного рынка услуг, по оценкам международных экспертов, составляет около 60 млрд долл. в годовом исчислении, поэтому возможности для развития круизной отрасли далеко не исчерпаны.

Необычайный туристский бум во всем мире дал новую жизнь океанским пассажирским судам.

Date: 2015-08-24; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию