Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические условия организации диалога в классе сольного пения





Общение – особая форма социальной культуры – охватывает все стороны взаимоотношений людей. Традиционным является определение общения как сложного и многогранного процесса передачи информации и воздействия с её помощью на личность.

Мы рассмотрим общение во время учебного процесса, а поэтому уделим внимание понятию педагогическое общение. Его значение точнее всех сформулировала З.С.Смелкова «Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности» [80].

Музыкально-педагогическое общение, являясь неотъемлемой составной частью целостного профессионального творчества педагога-музыканта, в то же время выступает как система с определенными функциями. Все многообразие функций общения между людьми современные исследователи (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Г.М.Андреева и др.) [4, 20, 5] bсводят кследующим задачам:

·Сообщение информации (информационно-коммуникативная функция) – охватывает процессы приема и передачи информации о музыке обучающимися и педагогом. На музыкальных занятиях этот «обмен информацией» осуществляется в специфической художественно-коммуникативной форме, на основе особых межличностных отношений.

·Познание личности другого человека в процессе общения (регулятивная функция) обеспечивает управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности педагога и обучающихся.

·Установление творческих взаимоотношений в общении (аффективно-коммуникативная функция) [36].

Музыкально-педагогическое общение оказывает особое воздействие на аффективные стороны личности обучающихся и самого преподавателя. Важнейший путь развития сотруднического взаимодействия педагогов и обучающихся – организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если:

- сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу, они создают ее цели и находят в ней личностный интерес;

- осуществляется совместное с обучающимися планирование, организация и подведение итогов деятельности;

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагога и обучающихся заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Это позволяет педагогу и обучающимся лучше узнать друг друга. Успешность деятельности ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон.

Руководителю вокальной студии необходимо знать возрастные особенности детей, их потребности и намерения; индивидуальные возможности, склонности и интересы; воспитательный потенциал деятельности, уровень подготовленности детей к участию той или иной деятельности; свои собственные возможности.

Отношение обучающихся к педагогу также определяются их информированностью об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качеств. Детям важно увидеть индивидуальные, сильные стороны руководителя, оценить его педагогическое и вокальное мастерство. В ходе репетиционный музыкальной работы, в ситуации творческой деятельности обе стороны лучше узнают друг друга – музыкальные способности и личностные качества.

Когда ребёнок приходит в студию он ещё внутренне и психологически не настроен и не готов к обучению. Учебной деятельности ещё предстоит развиваться. Если ребёнка сразу поставить в условия собственно учёбы, это может привести к тому, что он, либо быстро включится в образовательный процесс, либо растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнёт негативно относиться к учению.

В работе с учащимися младшего возраста необходимо шире использовать привычные для детей формы взаимодействия, в первую очередь, элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучать учащихся к новым видам работы, преодолевать возможные трудности. Через игру ребёнок познаёт жизнь, учится общаться в коллективе. С помощью игры он легче воспринимает и усваивает моральные нормы.

Известный хормейстер Т.А.Жданова отмечает, что в вокальной работе с младшим хором она использует целую систему игровых методов обучения, которые создают возможность «косвенного» воспитания: дети, увлечённые определённой целью, не замечают педагогического воздействия. Педагогический эффект от любого воспитательного приёма тем выше, чем менее ребёнок догадывается о замысле педагога.

Высокий авторитет педагога – залог успеха.

В работе педагога – музыканта есть область, труднодоступная для наблюдения и не всегда осознаваемая, - это сфера эмоциональных, личностных отношений педагога и учащихся в процессе их совместной музыкальной деятельности. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего, наряду с профессиональными знаниями, требуется наличие определённых личностных качеств, в том числе коммуникативных способностей.

Проблема общения – одна из ключевых в музыкально-педагогическом процессе, поскольку учитель и ученик взаимодействуют не только друг с другом, но и каждый из них – с музыкой. Как бы не стремился учитель убедительно говорить о музыке, все его слова имеют силу лишь в том случае, если он пользуется доверием воспитанников. По словам В.Л.Живова, «эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приёмов зависит от авторитета руководителя. Если руководитель авторитетен, пользуется уважением, доверием, а ещё лучше – любовью детского коллектива, он вызывает у них естественную потребность к подражанию (особенно в области его музыкальной и вокально-хоровой деятельности), к стремлению в творчестве и жизни поступать так, как он, что способствует активации интереса к работе и созданию благоприятной творческой атмосфере» [35]. Однако в вокальной деятельности завоевание авторитета – дело довольно трудное. Как и в любой музыкальной специальности, это требует преданности искусству, устремленности к цели, высокого профессионализма. Кроме того, вокалист ежедневно, ежечасно должен подтверждать своё право обучать детей, свою способность влиять на ребёнка с целью его нравственно-эстетического и музыкального совершенствования. Созданию обстановки образно-мыслительной активности на уроке во многом способствует совместное творчество учителя и учеников во время разучивания вокального произведения. Интересно сравнить замечания учителей в процессе вокальной работы на уроке. Один говорит: «Держать дыхание», «Тянуть звук», «Опертый звук». У другого – яркие, образные выражения: «Затуманить звук», «Злой звук», «Добрый звук» и т.п. Третий обращается в директивном тоне: «Внимание! Все слушают меня!», «Приготовились к пению!» Если же педагог говорит: «А сейчас мы с вами будем петь…», - это «мы с вами» отражает стремление к сотрудничеству, на которое ученики отзываются более охотно, чем на команды.

Установку на восприятие формирует у детей педагог. Эта установка должна быть достаточно краткой, понятной, выразительной, образной, учитывать жизненный опыт детей, а также содержать в себе элементы новизны. Словесное воздействие педагога, применение наглядных средств могут помочь «растормошить» воображение детей и создать в классе необходимый эмоциональный настрой.

Вокальная работа требует систематических занятий, рассчитанных на довольно длительное время, в течение которого необходимо поддерживать интерес детей к обучению. Вот почему главное в работе учителя – умение увлечь детей, вызвать у них желание учиться. Этому немало способствует создание доброжелательного психологического климата, товарищеских, дружеских отношений учителя и ученика, которые основаны на восприятии ученика как самостоятельной личности во всем многообразии её проявлений.

Средства общения педагога и учеников

В.Л.Живов в упомянутом выше труде отмечает: «Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ (голосом или на инструменте), речь, а также иные средства общения – жесты, мимика.

О роли и значении яркого исполнительского показа дирижером своей интерпретации сочинения сказано достаточно много, о речи же и других средствах общения – явно недостаточно. Между тем речь является важнейшим средством получения и передачи информации, средством коммуникации. С её помощью руководитель разъясняет коллективу художественно-эстетические критерии, эмоционально заряжает хор своим «видением» произведения, поддерживает дисциплину, регулирует рабочую атмосферу. Такое многообразие функций свидетельствует о том, что в своей работе учитель музыки использует все три коммуникативные стороны речи: информационную, выразительную и волеизъявительную» [35].

Во время показа песни с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение к музыкальному образу, и у детей складывается самое первое, наиболее запоминающееся впечатление от музыки. Позже, во время исполнения, образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Очень важен положительный настрой учителя во время урока, который поддерживают мимика, жесты, телодвижения, помогающие в работе.

При разучивании и исполнении произведения основная нагрузка «падает» на показ голосом. С помощью показа педагог передает информацию о ритме, темпе, силе звука, характере музыкального образа. Безусловно, учитель-музыкант должен обладать высоким уровнем профессионализма, дабы учащиеся не только понимали его показ, но и могли руководствоваться ими в своем исполнении.

Дети младшего возраста испытывают потребность в эмоциональных всплесках (как положительных, так и отрицательных). Вокальная деятельность предоставляет им в этом плане массу возможностей. Как правило, во время пения ребенок заряжается исключительно положительными эмоциями. По мнению ученых, эмоции являются не только спутником, «окраской» музыкальной деятельности, но и накладывают отпечаток на весь процесс музыкального творчества.

Качества успешного учителя

Увлеченность ученика музыкой может явиться следствием психологического контакта ученика с учителем, влюбленным в свое дело. По мнению В.И.Петрушина («Музыкальная психология») [73], успешные в своей педагогической деятельности учителя обладают:

-высокой профессиональной подготовкой;

-умеют точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, как при помощи слов, так и при помощи мимики и жеста;

-проявляют дружескую симпатию и внимание к каждому ученику;

-постоянно стремятся к созданию благоприятного психологического климата в классе;

-отказываются от критических замечаний в адрес нерадивых учеников при всем классе;

-отказывается от противопоставления успехов одних учеников неудачам других;

-обладает чувством юмора и находчивостью в непредвиденных обстоятельствах.

Другими словами, успешный учитель обладает высокой культурой общения.

В силу психологических особенностей детей младшего возраста, от них особенно трудно добиться стабильного внимания в процессе работы, без которого вокальная деятельность не будет успешной. Г.П.Стулова для активации слухового внимания предлагает следующее: в начале работы поставить перед учащимися задачу сравнить и найти лучшее по качеству звучание. Учащиеся выбирают один из двух вариантов, пропетых учителем [83].

Очень важно для учителя соблюдать педагогический такт и доброжелательное отношение ко всем учащимся. Г.П.Стулова советует регулярно поощрять минимальные удачи учеников, особенно в начале обучения. Это создает у детей положительный эмоциональный настрой, что повышает их работоспособность.Таким образом, те или иные факторы коммуникативного поведения учителя и учащихся – необходимое условие успешности вокального обучения.

Таким образом, в третьем параграфе работы были выявлены педагогические условия, способствующие организации диалога в классе сольного пения. Сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу с осознанием её цели. Выяснили, что вокальная работа обладает большой воспитательной силой: формирует художественный вкус ребенка, его эмоциональную отзывчивость, знакомит с выразительными средствами музыкального языка, строением музыкальной речи. Учитель должен уметь создать такой психологический климат, благодаря которому у ребенка складывается положительное отношение к пению.

В первой главе мы обобщили современные представления исследователей, изучающих проблемы диалогического взаимодействия, диалога; обратились к истории изучения философских понятий: «взаимодействие», «диалог»; выяснили, что диалог в музыкально-педагогической деятельности является необходимым компонентом, и что диалогичность – ярко выраженное свойство музыкального искусства. Ознакомились с историей развития вокального искусства, выявили некоторые особенности работы в классе сольного нения, такие как правильно стоять, певческое дыхание, работа над дикцией, работа над вокальной техникой, как выбрать песенный репертуар, как работать над «песенным» образом. Выяснили, что педагоги имеют реальную возможность сформировать у детей отношение к вокалу, как интересному, творческому, полезному и нужному для них делу. Совершенствуя вокальную работу с учащимися, мы создаем благодатную почву для воспитания успешной, творчески активной личности. Выявили педагогические условия, способствующие организации диалога в классе сольного пения. Выяснили, что вокальная работа обладает большой воспитательной силой: формирует художественный вкус ребенка, его эмоциональную отзывчивость, знакомит с выразительными средствами музыкального языка, строением музыкальной речи. Учитель должен уметь создать такой психологический климат, благодаря которому у ребенка складывается положительное отношение к пению. Определили, что организация диалога в классе сольного пения дает исключительные возможности для осуществления творческого процесса, создания условий для развития музыкальных творческих способностей каждого ребенка с дальнейшим в концертной деятельности и развития личности педагога и обучающегося.

Date: 2015-08-24; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию