Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Назначение, основные элементы и принципы механизма административно-правового регулированияОбщее назначение административно-правового регулирования общественных отношений состоит в том, что с его помощью достигается установление и организация процесса реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Таким путем правовое регулирование придает общественным отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях Механизм административно-правового регулирования – система административно правовых средств с помощью которых осуществляется правовое воздействие на участников управленческих отношений с целью достижения юридически значимого результата[1]. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать правовые средства воздействия на общественные отношения, а также определить место и роль того или иного юридического средства в общественной жизни. Под системой элементов механизма административно-правового регулирования понимается совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, уполномоченных должностных лиц и иных, регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношений, возникающих в государстве и обществе. Что касается элементов механизма административно-правового регулирования, то разные авторы выделяют различные элементы. Четвериков В. С. в систему основных элементов механизма административно-правового регулирования включает[2]: 1) нормы административного права; 2) акты толкования норм административного права; 3) индивидуальные акты, например, принятие указа Президента РФ о награждении ряда должностных лиц органов государственной власти орденами и медалями; 4) акты применения норм административного права; 5) административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Бахрах Д. Н., Старилов Ю. Н., Россинский Б. В. выделяют только 3 элемента[3]: 1. Административно-правовые нормы; 2. Применение норм административного права субъектами права; 3. Административно-правовые отношения. Но несмотря на различие в классификациях элементов механизма административно-правового регулирования, наиболее важными из них являются: 1. Общие принципы административного права; 2. Административно-правовые нормы; 3. Акты официального толкования и применения административно-правовых норм; 4. Административно-правовые отношения; 5. Административно-правовая ответственность[4]. Каждый из этих составных частей влияет на процесс правового регулирования и на общественные отношения в целом. Принципы административного права - основополагающие идеи руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, определяют юридическую основу административного права, устанавливают важнейшие законности в системе организаций и функционирования исполнительной власти и управления[5]. Принципы закрепляются по средствам административно правовых норм и выступают средством ликвидации пробелов в административно правовом регулировании управленческих отношений. Существует два способа закрепления принципов в законодательстве: 1) Текстовой (когда один из принципов закрепляется в норме закона); 2) Смысловой (принцип, который вытекает из нормы). Все принципы делятся на конституционные, отраслевые и специальные. Выделяют следующие конституционные принципы: - законности (любое решение должно приниматься только на основании закона, уполномоченным на то законным лицом и в пределах компетенции уполномоченного лица); - федерализма (система построения органов власти в соответствии с территориальным устройством на основании ст. 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации); - демократизма (участие народа в голосовании, референдумах, выражение своих интересов путём непосредственного и опосредованного волеизъявления); - гуманизма (уважение прав, свобод и интересов); - социализма; - объективной (материальной) истины (любое решение должно основываться на полном, объективном и всестороннем рассмотрении всех вопросов, имеющие значение по данному делу); - состязательности сторон процесса; - оперативности и эффективности (максимально короткие сроки рассмотрения дела и минимум затрат); - своевременности (любое дело должно быть рассмотрено и разрешено в точно установленные процессуальные сроки); - ответственности (ст. 1069 и 1070 Гражданского кодекса о взаимной ответственности сторон). Отраслевые принципы: - принцип управления (линейный и горизонтальный); - прогнозирования (любое решение планируется на анализе ситуации и прогнозе его развития); - плановости управления; - непрерывности управления; - учёта, контроля и координации. Специальные принципы: - научности; - квалификации; - соблюдения режима служебной и государственной тайны; - открытости; - адресности; - упреждающего воздействия (профилактика правонарушений). Акты официального толкования – акт государственного управления, предназначенный для уяснения правоприменителя содержания и порядка применения выбранной административно-правовой нормы[6]. Признаки: - носит государственно-властный характер, поскольку исходит от лица уполномоченного на это; - не порождает новых норм административного права, не отменяет и не изменяет содержание толкуемой нормы; - действуют только во время действия толкуемой нормы; - предназначены для правоприменителя. Акты официального толкования применяются, когда используются специальные термины и понятия, когда смысл заложенный законодателем не соответствует норме и т.д. Выделяют следующие виды актов официального толкования: 1. Аутентичные (т.е. авторский); 2. Казуальные (применительно к управленческой ситуации); 3. Нормативные (применяется в отношении неопределённого круга лиц и в аналогичных ситуациях). Акты применения – разновидность юридического акта, содержащий в себе решение по конкретному управленческому делу на основе административно-правовых норм. Он носит властно государственный характер, так как всегда исходит от полномочного на то лица, принимается в строго процессуальном порядке. Не исполнение его требований влечёт к негативным последствиям. Таким образом, благодаря элементам (средствам) механизм правового регулирования осуществляет правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Принципы выступают в качестве основополагающих начал устанавливающие законную организацию и функционирование исполнительной власти и управления. Акты официального толкования помогают правоприменителю правильно выбрать ту или иную административную норму и уяснить её содержание и порядок применения.
|