Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава X. Международное морское право 1 page





 

§ 1. Понятие и принципы международного морского права

 

Международное морское право (International Law of the Sea) - это отрасль международного права, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет сегодня Мировой океан в жизни современной цивилизации.

Во-первых, Мировой океан, покрывающий свыше двух третей поверхности нашей планеты, является уникальным поглотителем углекислого газа и производителем кислорода. Таким образом, это прежде всего важнейший экологический компонент Земли, от которого во многом зависит существование человеческой жизни в будущем.

Во-вторых, это гигантская кладовая, которая уже сегодня активно используется для добычи продовольственных ресурсов и полезных ископаемых и значение которой возрастает с каждым годом, учитывая, что в ближайшей перспективе человечество столкнется с нехваткой углеводородов, продуктов питания и пресной воды.

В-третьих, Мировой океан - это важнейшая коммуникационная сфера, используемая для транспортных перевозок. Морской флот является одним из главных средств осуществления международной торговли. По данным Международной морской организации (ИМО), свыше 90% объема мировой торговли осуществляется морем <1>.

--------------------------------

<1> www.imo.org

 

Корни международного морского права уходят в глубокую древность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно.

Основные этапы кодификации международного морского права принято связывать с проведением ООН трех конференций: в 1958, 1960 и 1973 - 1982 гг.

На I Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией ООН по международному праву, были приняты четыре конвенции, направленные на регулирование режима морских пространств и рыболовства в Мировом океане: о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Конференция, по существу, кодифицировала подавляющее большинство норм международного морского права, "разбросанных" по многочисленным международным договорам и накопившихся в виде международно-правовых обычаев.

II Конференция ООН по морскому праву 1960 г., посвященная главным образом проблеме установления прибрежными государствами единой ширины территориального моря и рыболовной зоны, закончилась неудачей. Слишком противоречивыми оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Третий этап знаменует собой III Конференция ООН по морскому праву, которая явилась без преувеличения эпохальным событием в современных международных отношениях и международном праве. В результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов, был разработан и 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей принят всеобъемлющий международно-правовой акт - Конвенция ООН по морскому праву (International Convention on the Law of the Sea, 1982 - UNCLOS-82).

Сразу под ней поставили подписи 119 государств. Конвенция 1982 г. представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Она вступила в силу 16 ноября 1994 г. 26 февраля 1997 г. Конвенцию ратифицировала Россия.

Как и любая отрасль международного права, международное морское право характеризуется специальными принципами. Последние исходят из общих принципов международного права и присущи исключительно международному морскому праву.

Важнейшим для международного морского права является принцип свободы открытого моря. Он был сформулирован еще древнеримскими юристами, признававшими всеобщее право на "морские воды". Вместе с тем эпоха великих открытий характеризовалась массовыми притязаниями государств на целые моря. Так, Генуя заявляла свои права на Лигурийское море, Венеция - на Адриатическое, Турция - на Черное. Король Датский и Норвежский Эрих в 1432 г. заявил королю Англии, что никто не имеет права на рыбную ловлю и торговлю в водах Норвежского моря без его дозволения. Карл I поддерживал силой оружия свои права на Северное море. Фактически эти притязания выражались в преследованиях и захватах иностранных судов, в обложении их пошлинами и т.д. И лишь в XVIII в. повсеместно начинает распространяться принцип свободы открытого моря. Право государств на пользование этой свободой было сформулировано известным голландским ученым Гуго Гроцием в книге "Mare liberum..." ("Свободное море..."), опубликованной в 1609 г. В декабре 2002 г. в послании Международного суда ООН Генеральной Ассамблее ООН в связи с празднованием 20-й годовщины открытия к подписанию Конвенции ООН по морскому праву сказано, что положения Конвенции берут свое начало в фундаментальном труде Гуго Гроция "Свободное море".

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права - принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества. В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

 

§ 2. Международно-правовой статус и режим

морских пространств

 

Понятием "морские пространства" охватываются поверхность морских вод, их толща, а также морское дно с его недрами.

Международно-правовой статус морских пространств - это их правовое положение, характеризующееся прежде всего подчинением суверенитету или юрисдикции прибрежного государства.

С точки зрения статуса все морские пространства можно условно разделить на четыре основных вида:

1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства и подпадающие под его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но правовой режим которых регулируется как национальным законодательством, так и нормами международного права (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции);

4) морские пространства с особым правовым статусом (архипелажные воды, международные проливы и каналы).

Указанная правовая классификация морских пространств, окончательно оформившаяся с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяет четко определить права государств по отношению к морским пространствам, установить их правовой статус, выработать и закрепить надлежащий правопорядок.

Под международно-правовым режимом морских пространств понимается совокупность норм международного права, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу того или иного морского пространства.

Нетрудно видеть, что термины "правовой режим" и "правовой статус" тесно связаны между собой, но вместе с тем далеко не равнозначны. Например, внутренние воды и территориальное море имеют один и тот же статус, но их правовой режим различается, поскольку в территориальном море, в отличие от внутренних вод, международным правом предусмотрено право мирного прохода.

 

§ 3. Морские пространства, находящиеся под

суверенитетом прибрежного государства

 

Внутренние воды и внутренние морские воды. Согласно ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства. В рамках внутренних вод выделяют внутренние морские воды. Во-первых, внутренние морские воды являются частью внутренних вод <1>, а во-вторых, главной и отличительной особенностью внутренних морских вод является тот факт, что они непосредственно граничат с территориальным морем <2>.

--------------------------------

<1> См.: Колодкин А.Л. Мировой океан и международное право: Правовой режим морских прибрежных пространств. М.: Наука, 1987. С. 12.

<2> См.: Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". М., 2005. С. 37.

 

На различия между внутренними и внутренними морскими водами обращает внимание известный финский ученый и дипломат К. Хакапаа, который предлагает, чтобы термин "inland" употреблялся для обозначения вод в пределах сухопутной территории государства, а термин "internal" - для соответствующих морских районов <1>.

--------------------------------

<1> Hakapaa K. Marine pollution in International Law. Material obligations and jurisdiction. Helsinki, 1981. P. 162.

 

К внутренним морским водам относятся воды:

- морских портов;

- заливов, если ширина входа в них не превышает 24 морские мили;

- исторические воды, в том числе исторические заливы независимо от ширины входа.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства <1>. Как правило, он получает подробное отражение в Правилах порта (Port regulations). В российской практике они называются Обязательными постановлениями по порту.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (под ред. Г.Г. Иванова) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, 2000.

 

<1> См. также: Иванов Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания. М.: Спарк, 2005; Он же. Правовое регулирование морского судоходства. М.: Спарк, 2001; Он же. Правовой режим морских портов. М.: Транспорт, 1988; Баринова И.И., Хейфец Б.С., Гицу М.А. и др. Современное морское право и практика его применения. М.: Транспорт, 1985.

 

Внешней границей акватории любого порта является линия, проведенная между двумя естественными выступами суши, либо линия, проведенная через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта. Водные пространства, составляющие акваторию порта, включают в себя как внутренний, так и внешний рейд, расположенный перед портом со стороны моря. Границы акватории порта обозначаются в Правилах порта (Обязательных постановлениях по порту), на навигационных картах, в лоциях и обязательно публикуются в "Извещениях мореплавателям" (Notices to Mariners).

Правовой режим торговых судов в иностранном порту регламентируется в основном законодательством прибрежных государств, а также двусторонними и многосторонними международными соглашениями о морском торговом судоходстве. К числу последних можно отнести, например, Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г. с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа, например, из соображений безопасности.

В объявленные открытыми порты государство гарантирует свободный заход всех иностранных торговых судов независимо от их флага.

Для захода в открытый порт не требуется получения разрешения властей прибрежного государства. Обычно торговые суда заблаговременно в соответствии с коммерческой практикой порта информируют портовые власти о предстоящем заходе.

Для судов с особыми характеристиками могут быть установлены определенные ограничения. Например, заход ядерного судна в иностранный порт возможен лишь при условии заблаговременного представления информации о безопасности согласно положениям гл. VIII Конвенции СОЛАС-74/78. Ряд государств требуют получения предварительного разрешения на заход в их порты научно-исследовательских судов.

Заход иностранных торговых судов в закрытые порты может быть осуществлен только при наличии разрешения властей прибрежного государства. Исключением из этого правила может быть только так называемый вынужденный заход, причинами которого могут быть необходимость в срочной медицинской помощи, стихийное бедствие, авария и т.п.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение прибрежного государства. При наличии такого общего разрешения прибрежному государству своевременно должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля. Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции.

В период пребывания в иностранном порту судно полностью подчиняется правопорядку, установленному прибрежным государством. Указания администрации порта, возглавляемой капитаном порта (Harbour Master), являются для судна обязательными. При наличии достаточных на то оснований прибрежное государство вправе, за исключением изъятий, предусмотренных международными соглашениями, осуществлять свою уголовную, гражданскую и административную юрисдикцию.

В зависимости от объема льгот и привилегий, предоставляемых торговым судам в иностранных портах, различают режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), означающий, что судам предоставляется такой же правовой режим, которым пользуются суда любого третьего государства, и национальный режим, предусматривающий условия пребывания, которыми пользуются собственные торговые суда государства порта.

Заход судна в иностранный порт, стоянка и выход из порта регламентированы целым рядом требований, устанавливаемых прибрежным государством, которые называют портовыми формальностями (port procedures).

Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. унифицировала требования в части документов, представляемых в иностранном порту. Портовые власти государств - участников Конвенции по прибытии или при отходе судов вправе требовать от администрации судна лишь следующие документы: общую декларацию (General Declaration); грузовую декларацию (Cargo Declaration); декларацию о судовых запасах (Store List); декларацию о личном имуществе экипажа (Crew's Personal Effects Declaration); судовую роль (Crew List); список пассажиров (Passenger List); документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией (the document prescribed by the World Postal Convention), и морскую санитарную декларацию (Maritime Health Declaration). В Конвенции также даны рекомендации о содержании каждого из указанных документов.

Одним из условий стоянки судна в порту является обязательная уплата установленных портовых сборов. Исключение в этом отношении составляют лишь суда, вынужденные зайти в порт в поисках убежища без осуществления каких-либо коммерческих операций.

В соответствии со сложившейся практикой с судна в период его пребывания в иностранном порту взимаются, в частности, такие портовые сборы, как маячный, якорный, причальный и др. Наряду с указанными сборами с иностранных судов взимается также плата за конкретные оказываемые судну услуги (лоцманская проводка, буксировка, швартовка, сдача мусора, дератизация судна и др.). Определение размеров сборов и платы за оказываемые услуги относится к исключительной компетенции государства порта.

Заливы с шириной входа не более 24 морских миль. Согласно положениям Конвенции 1982 г. под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере - в соотношении с шириной входа в него, - что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ей было отграничено возможно большее водное пространство.

Исторические воды, включая "исторические" заливы. Основанием для включения "исторических" вод во внутренние служат три фактора: если, во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во-вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств <1>. Возможность признания некоторых вод "историческими" содержится в ст. 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., указывающей на "исторически сложившиеся правовые основания".

--------------------------------

<1> См.: Бекяшев К.А. Международное морское право // Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд. М., 2005. С. 612; Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). М., 2006. С. 68.

 

Характерным примером "исторического" залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутренним водам была подтверждена еще в 1901 г. в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г. в Постановлении Совета Министров СССР <1>. Согласно указанному Постановлению в специальном сообщении указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве над ним возможны только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт Находка и выхода из него.

--------------------------------

<1> См.: Колодкин А.Л. Внутренние, или национальные, воды // Курс международного права: В 6 т. М.: Наука, 1967. Т. III. С. 132.

 

Историческими объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль.

Государство вправе распространять режим внутренних вод и на "исторические" моря. Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей мысы Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" к внутренним морским водам относит: "воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 21 морская миля, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством" (п. 2 ст. 1).

Аналогичное положение содержится в ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

Указанные положения не расходятся с соответствующими международными принципами, изложенными в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Несмотря на то что правовой режим внутренних морских вод как части государственной территории определяется в основном прибрежным государством, как справедливо отмечает проф. А.Л. Колодкин <1>, "частично этот режим регламентируется международным правом". Таким образом, при определении порядка захода и плавания судов во внутренних морских водах прибрежное государство обязано учитывать соответствующие международно-правовые нормы.

--------------------------------

<1> Колодкин А.Л. Внутренние воды // Мировой океан и международное право: Правовой режим морских прибрежных пространств / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. М.: Наука, 1987. С. 13.

 

Территориальное море (territorial sea) - морской пояс, установленный шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом. В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря (ст. 12 Конвенции 1982 г.).

Исходной линией отсчета ширины территориального моря служит линия наибольшего отлива. Если береговая линия глубоко изрезана и извилиста либо в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, применяется общепризнанный метод отсчета ширины территориального моря - прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море оконечности побережья. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны линий, должны быть достаточно тесно связаны с берегом, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Территориальное море, как и другие части территории государства, находится под его суверенитетом. В то же время его режим отличается от режима внутренних морских вод, так как в интересах торгового мореплавания государства добровольно согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода (innocent passage) иностранных судов через территориальное море.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Согласно положениям Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 14) проход является мирным, поскольку им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. конкретизировала понятие мирного прохода. Так, проход судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

- угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

- любые маневры или учения с оружием любого вида;

- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

- любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения;

- любую рыболовную деятельность;

- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

- любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

- любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

В этом отношении характерным примером является получивший широкую огласку случай, связанный с нарушением Государственной границы СССР двумя американскими кораблями в марте 1986 г. у побережья Крымского полуострова: крейсером "Йорктаун" с ракетным оружием на борту и эскадренным миноносцем "Кэрон". Корабли вошли в территориальные воды Советского Союза и продолжили движение вдоль побережья Крымского полуострова, приближаясь к берегу на расстояние до 6 миль. В район вышли советские пограничные корабли и морская авиация, советское командование отдало приказ о приведении в состояние повышенной боевой готовности ударных сил флота. В официальной ноте советское правительство охарактеризовало инцидент как провокацию.

В ответах на вопросы прессы командование Военно-морских сил США указало, что военные корабли осуществляли свое право на мирный проход в территориальных водах Советского Союза.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море. Такие законы и правила должны быть опубликованы.

Прибрежное государство в случае необходимости с учетом безопасности мореплавания может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, пользоваться такими морскими коридорами и системами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов.

Прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция в отношении судна, проходящего через территориальное море, осуществляется лишь в следующих случаях:

- если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

- если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

- если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

- если принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами.

Положения российского законодательства, в частности Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", полностью соответствуют международному праву.

 

§ 4. Морские пространства, находящиеся под

юрисдикцией прибрежного государства

 

Прилежащая зона. Под прилежащей зоной (contiguous zone, adjacent zone) в международном праве понимается морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет следующие виды контроля:

1) таможенный;

2) фискальный (финансовый);

3) иммиграционный (пограничный);

4) санитарный.

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если не достигнуто соглашение об ином, распространять свою прилежащую зону за срединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряются территориальные моря этих двух государств.

Таким образом, отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что права прибрежного государства здесь характеризуются строго целевым назначением и сводятся к контролю, имеющему двоякое назначение: во-первых, он осуществляется для предотвращения нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и, во-вторых, для наказания за совершенные нарушения указанных правил.

Date: 2015-08-24; view: 670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию