Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VII. Право международных договоров 2 page





Особенности ратификации международных договоров. Ратификация - это прежде всего внутригосударственный акт, который придает договорным нормам юридическую силу. С точки зрения международного права ратификация после подписания закрепляет окончательное согласие государства на обязательность для него международного договора. Ратифицируется договор в целом. Недопустимо включение в акт ратификации каких-либо поправок к договору. Ратификация предусматривает два акта: внутригосударственный и международный, которым в отношениях между сторонами договора является ратификационная грамота.

Практически ратифицирован может быть любой международный договор. Но существуют договоры, подлежащие обязательной ратификации. Это правило устанавливается в международных договорах и внутригосударственным законодательством. По ч. 1 ст. 14 Венской конвенции 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

c) представитель государства подписал договор под условием ратификации или

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

По Закону 1995 г. (ст. 15) подлежат обязательной ратификации договоры:

- исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

- предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

- о территориальном разграничении Российской Федерации (договоры о границах, о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ);

- об основах межгосударственных отношений;

- по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

- об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации;

- при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

В последнем случае могут быть договоры о предоставлении и получении госзаймов и кредитов и предоставлении правительственных гарантий и финансовой помощи или договоры, касающиеся перемещенных культурных ценностей, и др.

Ратификация имеет значение для последующего вступления договора в силу и его выполнения. Иногда в международных договорах отдельно называется условие ратификации. Например, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. вступит в силу, если 44 государства согласно списку в Приложении 2 сдадут на хранение ратификационные грамоты (ст. XI).

Как правило, международные договоры ратифицируются парламентами государств. Иногда государства договариваются о такой процедуре, как синхронная ратификация. Это правило было применено при ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 г.: "Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о том, что каждая из сторон выполнила внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу" <1>. Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Президент или Правительство РФ представляют договор на ратификацию в Государственную Думу РФ. Сначала он обсуждается в комитетах и комиссиях, а затем рассматривается Госдумой на пленарном заседании. Государственная Дума путем голосования принимает решение о ратификации договора в форме федерального закона (ст. 105 Конституции РФ), после чего он рассматривается в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 106 Конституции РФ). Одобренный Советом Федерации, закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и опубликования. В связи с этим из практики Российской Федерации можно привести два примера, касающиеся президентского вето: 1) в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ Президент отклонил Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о поощрении и взаимной защите капиталовложений" в связи с тем, что этому Соглашению была придана обратная сила <2>; 2) Президент отклонил Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" на основании того, что Соглашение противоречит экономическим интересам Российской Федерации и его ратификация представляется нецелесообразной <3>.

--------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 2010. N 7. С. 73.

<2> Российская газета. 2005. 29 декабря.

<3> Российская газета. 2008. 2 апреля.

 

После ратификации составляется ратификационная грамота, которая подписывается президентом и скрепляется подписью министра иностранных дел. Если заключен двусторонний договор, то производится обмен ратификационными грамотами между его участниками. Если договор многосторонний, то ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий определяется государствами в самом договоре. Им может быть одно или несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Например, по состоянию на октябрь 2000 г. у Генерального секретаря ООН было депонировано 517 многосторонних договоров. Если договор заключается ММПО, то он вместо ратификации издает акт официального подтверждения, который сдается депозитарию. В результате обмена ратификационными грамотами или сдачи их депозитарию дается окончательное выражение согласия государств и организации на обязательность для них международного договора.

Подписанные и ратифицированные договоры подлежат регистрации и опубликованию (промульгация). Венская конвенция 1969 г. установила правило, что договоры после их вступления в силу направляются в Секретариат ООН (ст. 80). Это исходит из ст. 102 Устава ООН: международный договор и соглашение, заключенные государством - членом ООН, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Если договор не зарегистрирован, то государство не может ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Генеральная Ассамблея ООН в 1946 г. утвердила правила регистрации и опубликования международных договоров <1>. Секретариат ООН хранит в делах и заносит в Перечень договоры и соглашения. Секретариат опубликовывает в виде серии все международные договоры и соглашения, зарегистрированные или хранящиеся в делах и внесенные в Перечень, на языке или языках подлинника с их английским и французским переводами. В ст. 18 Статута Лиги Наций также было закреплено, что "всякие международные договоры или международные обязательства, заключенные в будущем членами Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы им возможно скорее". В то время считалось, что эта норма была реакцией на акты Советского правительства по опубликованию тайных договоров Российской империи. В 1917 г. в Декрете о мире Советское правительство заявило: "Тайную дипломатию правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г.". В течение 1917 - 1918 гг. в газетах "Правда" и "Известия" появились семь выпусков секретных дел. В первом выпуске от редакции говорилось: "Долой тайную дипломатию! Да здравствует открытое честное соглашение!" <2>. Советское государство, например, аннулировало такие тайные договоры: англо-франко-русское секретное соглашение 1915 г. о включении Стамбула и Черноморских проливов в состав Российской империи, русско-японское соглашение о сфере влияния в Китае.

--------------------------------

<1> См.: Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. Т. 1. С. 428.

<2> См.: Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2007. С. 13.

 

§ 3. Оговорки и заявления к международным договорам

 

Оговорка - это одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, принятии, ратификации, утверждении договора или присоединении к нему. Посредством оговорки государство желает исключить или изменить юридическое действие отдельных положений договора в их применении к данному государству (ст. 19 Венской конвенции 1969 г.). Венская конвенция 1969 г. включает следующие правила: формулирование оговорок; принятие оговорок и возражение против них; юридические последствия оговорок и возражений против оговорок; снятие оговорок и возражение против оговорок; процедура, касающаяся оговорок.

Главными в определении оговорки являются слова "исключить или изменить". Оговорка делается в письменной форме.

Оговорка не допускается, если:

а) она запрещена договором (например, ст. 17 Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии от 15 декабря 1995 г.: "Настоящий договор не может быть предметом оговорок");

б) если договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки;

в) если оговорка несовместима с объектом и целями договора. Некоторые государства нарушают это правило. В 1992 г. США ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с оговоркой в целом к ст. 6. В этой статье говорится, что "смертный приговор не выносится за преступления, совершаемые лицами моложе 18 лет". США заявили, что сохраняют за собой право применения смертной казни к лицам до 18 лет. Одиннадцать государств заявили свои возражения в отношении оговорки США, что она несовместима с объектом и целью Пакта. Запрет на казнь несовершеннолетних не может быть предметом оговорки.

Участники договора могут возражать против оговорки, сделанной каким-либо государством. Но возражение другого государства против оговорок не препятствует вступлению договора между государствами в силу. Оговорка не требует какого-либо последующего принятия другими договаривающимися государствами (если только договор не предусматривает такого принятия). Но если оговорка является существенным условием для применения договора, то она требует принятия ее всеми государствами. В целом здесь должен быть критерий совместимости или несовместимости.

Юридические последствия оговорок:

а) оговорка действует для данного государства в отношении определенных статей договора;

б) оговорка не изменяет положений договора для других участников;

в) если другое государство возражает против оговорок, то положения договора не применяются между двумя государствами.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время снять ее, равно как и государство, возразившее против оговорки. 10 февраля 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О снятии сделанных ранее оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров". Это следующие конвенции: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; ст. 102я Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Таким образом, впервые в таком системном заявлении СССР признал обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам о толковании и применении названных конвенций.

Имеются международно-правовые акты, которые не допускают делать оговорки, например Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. Своеобразная оговорка сделана в ст. 57 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: "1. Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче им на хранение его ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Конвенции в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. В соответствии с настоящей статьей оговорки общего характера не допускаются. 2. Любая оговорка, сделанная в соответствии с настоящей статьей, должна содержать краткое изложение соответствующего закона".

Государства довольно часто делают оговорки при подписании и ратификации многосторонних договоров. К Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Российской Федерацией даны четыре оговорки и оговорка ко Второму дополнительному протоколу, а к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Российской Федерацией даны 10 оговорок. Так, к ст. 1 Конвенции о выдаче была сделана оговорка, что Российская Федерация оставляет за собой право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства. По мнению Российской Федерации, эта статья не обеспечивает лицам минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и в Протоколе 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

За последние годы Российская Федерация часто делает заявления о снятии оговорок. 6 декабря 2000 г. Федеральным законом N 143-ФЗ были сняты сделанные СССР оговорки к Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. 3 октября 2008 г. Российская Федерация ратифицировала Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации со следующей оговоркой: "Российская Федерация оставляет за собой право отказать в исполнении запроса полностью или частично, если исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности" <1>. 21 февраля 2007 г. был принят Федеральный закон N 28-ФЗ "О снятии оговорок к некоторым международным договорам" <2>. Российская Федерация сняла оговорки в отношении шести Конвенций, подписанных и ратифицированных СССР. Это: 1) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; 2) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; 3) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; 4) Конвенция о защите ядерного материала; 5) Международная конвенция о борьбе с захватом заложников; 6) Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Снятием этих оговорок Российская Федерация взяла обязательство, что любой спор между двумя и более государствами-участниками может быть передан в арбитраж или в Международный суд ООН.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2008. 3 октября.

<2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1155.

 

Помимо оговорок государство вправе делать заявление или, иначе, выражать мнение в связи с подписанием договора. Эта акция не меняет содержания договора. Например, при подписании Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров Алжир, Сирия, Марокко, Кувейт заявили, что их участие в Конвенции не означает признания ими государства Израиль и установления договорных отношений с ним. СССР к этой Конвенции сделал заявление о том, что он сохраняет за собой право принять любые меры по охране своих интересов в случае несоблюдения другими государствами положений Конвенции. Российская Федерация сделала пять заявлений к Европейской конвенции о выдаче, а также заявление к Дополнительному протоколу, два заявления - к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. В Европейской конвенции о выдаче в ст. 3 говорится о политических преступлениях. Российская Федерация в Федеральном законе о ратификации данной Конвенции сделала заявление, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия "политическое преступление". 11 июля 2007 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о передаче осужденных лиц и Дополнительный протокол к ней. При ратификации Конвенции Российская Федерация заявила, что "она должна уведомляться о перевозке осужденного лица воздушным путем над территорией Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2007. 31 июля.

 

Практика оговорок и заявлений стала настолько многочисленной, что КМП ООН решила подготовить проект конвенции "Оговорки к международным договорам". В проекте говорится о следующих новых положениях по сравнению с Венской конвенцией 1969 г.: 1) оговорка может быть, когда государство направляет уведомление о правопреемстве в отношении договора; 2) оговорка может иметь территориальную сферу действия, т.е. исключить применение договора или некоторых его положений к территории; 3) оговорка может быть заявлена совместно, но это не влияет на односторонний характер этой оговорки. По проекту называются следующие заявления: 1) заявление о непризнании, т.е. когда государство указывает, что его участие в договоре не подразумевает признания образования, которое его не признает; 2) общеполитическое заявление, т.е. мнение в отношении договора; 3) заявление, касающееся условия осуществления договора на внутреннем уровне, т.е. как государство намерено осуществлять договор внутригосударственными средствами.

 

§ 4. Основания действительности

и недействительности международных договоров.

Действие международных договоров

 

Международные договоры заключаются на основании согласованного и равноправного подхода государств. Как говорилось, заключение договоров регулируется нормами международного права. Действительность - это правомерность заключенного договора, а недействительность - договор неправомерный, заключенный в нарушение норм международного права. Следует различать действительность и действие договора. Например, договор может действовать, но не быть действительным.

Каковы основания (условия) действительности договора? Договор должен быть равноправным, заключен без принуждения, не должно быть актов насилия, обмана при заключении договора. Если была ошибка, то она, как правило, считается добросовестным заблуждением. Должна быть правомерность объекта и цели договора, т.е. здесь основным критерием являются общепризнанные принципы и нормы международного права.

Все заключенные договоры должны соответствовать Уставу ООН. Статья 103 Устава ООН закрепила: "В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".

Государства не обязаны заключать договоры, которые противоречат действующим договорам; принцип "договоры должны соблюдаться" (pacta sunt servanda) распространяется на все договоры. Если по одному и тому же объекту действует несколько договоров, то они должны не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.

Недействительность (неправомерность) договора должна рассматриваться как исключительное явление. Венская конвенция 1969 г. содержит исчерпывающий перечень возможных оснований для признания договора недействительным. Конвенция устанавливает, что действительность договора может оспариваться только на основании применения настоящей Конвенции. Следовательно, договор должен считаться действительным до тех пор, пока он не будет признан или объявлен недействительным. В международно-правовой литературе высказано мнение, что ни одно государство не имеет права выступать в качестве судьи по своему собственному делу и в одностороннем порядке объявлять недействительным тот или иной договор. Поэтому есть определенная процедура: недействительность договора должна быть принята остальными заинтересованными сторонами либо международным органом и подтверждена в результате применения других средств мирного разрешения споров.

Недействительность договора может быть относительной и абсолютной. Основаниями относительной недействительности являются: ошибка, обман, нарушение внутреннего права, превышение полномочий, подкуп представителя государства, возникновение новой императивной нормы. Из этих оснований выделяются так называемые пороки согласия (ошибка, обман и др.).

Относительная недействительность делает договор оспоримым или недействительным с момента оспаривания. Основаниями абсолютной недействительности являются: принуждение представителя государства, принуждение государства посредством угрозы силой или ее применения, противоречие императивной норме общего международного права (jus cogens). Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала (ab initio).

Случаи абсолютной недействительности встречаются относительно редко. Но они есть, и иногда к таким договорам возвращаются спустя много лет. Например, через 50 лет СССР дал оценку советско-германскому Договору о ненападении 1939 г. и секретному протоколу к нему (пакт Молотова - Риббентропа). В Постановлении Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. о политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении 1939 г. сказано, что "содержание этого Договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований". Вместе с тем "Съезд признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания" <1>. Секретные протоколы разграничивали "сферы интересов" договаривающихся сторон от Балтийского до Черного моря, от Финляндии до Бессарабии <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мир между войнами: Избранные документы по истории международных отношений 1910 - 1940 годов. М., 1997. С. 207 - 211.

<2> Интересно отметить следующий факт. Судьи Верховного Суда Румынии обратились в Конституционный Суд, чтобы он признал недействительным закон о ратификации румыно-украинского договора, подписанного 2 июня 1997 г. президентами. Судьи выразили протест против того, что в договоре нет статьи, осуждающей пакт Молотова - Риббентропа, по которому часть территорий Бессарабии и Северной Буковины отошла к СССР. Тем самым, утверждают судьи, Румыния навсегда отказывается от "принадлежащих ей по праву" земель, а это противоречит Конституции, провозглашающей Румынию единым и неделимым государством (см.: Известия. 1997. 2 июня).

 

Иногда возникает вопрос о соотношении формы договора и действительности. Здесь возможно общее правило: международное право не предполагает общеобязательной формы договора и его наименования. Об этом говорит и практика регистрации международных договоров в ООН в соответствии со ст. 102 Устава: "Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы".

Действие международных договоров. Действие - это вступление договора в силу, его действие во времени и пространстве. Действие означает, что договор порождает международно-правовые нормы и вытекающие из них права и обязанности. Действие договора зависит от воли его участников, и они сами определяют порядок вступления договора в силу, его действие во времени и пространстве, по кругу лиц и в конечном счете его прекращение. Этим самым действие договора отличается от действительности договора, условия которой, как уже говорилось, определяются нормами права договоров.

Вступление договора в силу. Согласно установленным правилам международные договоры вступают в силу:

- с момента подписания;

- с момента принятия, утверждения, присоединения, обмена документами;

- с момента ратификации;

- с момента обмена ратификационными грамотами;

- через определенный срок после ратификации, обмена ратификационными грамотами;

- с момента сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот, документов о присоединении;

- в установленный в договоре срок;

- с момента наступления обстоятельств, указанных в договоре;

- в договоре может быть предусмотрено, что он вступает в силу одновременно с другим договором, который в нем указан;

- договор может вступать в силу по частям, если это указано в нем или заранее предполагается, что такая-то часть вступает в силу <1>.

--------------------------------

<1> 21 мая 2010 г. Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества принял решение "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза" (Российская газета. 2010. 23 июня).

 

В Законе 1995 г. установлена норма, что если международный договор Российской Федерации не вступил в силу, то Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров либо отдельных их положений (ст. 34). Если Конституционный Суд признает договоры, не вступившие в силу, не соответствующими Конституции РФ, то они не подлежат введению в действие и применению.

Срок действия международных договоров. Договор может действовать с момента его подписания (например, в день подписания), может быть момент ратификации или обмена ратификационными грамотами. Моментом может быть сдача ратификационных грамот на хранение обусловленным в договоре числом государств. Это число колеблется от двух до 60. Например, по Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. надо было сдать две ратификационные грамоты для того, чтобы пошел срок их действия.

В некоторых договорах предусматривается определенный срок, который должен истечь после ратификации или обмена ратификационными грамотами, чтобы договор вступил в силу (например, после истечения 30 дней после обмена ратификационными грамотами).

В некоторых случаях дата вступления международного договора в силу оформляется специальным протоколом.

Договор может вступить в силу в день, когда стороны проинформируют друг друга путем обмена нотами о выполнении необходимых для его вступления в силу юридических требований в соответствии с их внутренним законодательством.

В договоре может быть предусмотрена определенная дата и даже час его вступления в силу. Например, в Европейской конвенции радиовещания 1948 г. записано, что она вступает в силу 15 марта 1950 г. в 02.00 часа (среднее время по Гринвичу).

Исходя из содержания и практики действия международных договоров выделяются договоры со следующими сроками действия (во времени):

1. Договоры с определенным сроком действия. Здесь бывает безусловно-определенный срок (например, договор действует в течение пяти лет) и условно-определенный срок, когда в договоре указано, что после истечения определенного срока договор будет действовать другой определенный период, если одна из договаривающихся сторон не предупредит о своем отказе от него в срок, предусмотренный в договоре (например, после истечения срока договор автоматически продлевается на 1 год).

2. Договоры с неопределенным сроком действия, т.е. срок действия договора поставлен в зависимость от наступления каких-либо фактов (например, окончание войны).

3. Бессрочные договоры не содержат указаний о сроке их прекращения (например, соглашение об установлении дипломатических отношений).

4. С точки зрения срока особыми являются договоры, срок действия которых временно не установлен, но установление его предусмотрено сторонами в будущем.

Возможна пролонгация международного договора, т.е. продление действия международного договора до истечения срока его действия. Различается автоматическая пролонгация и пролонгация по специальному соглашению участников договора.

Иногда в практике бывает, что в международном договоре ничего не говорится о моменте вступления его в силу и нет какой-либо договоренности об этом. Практика государств по-разному решает этот вопрос. Как правило, считается, что договор вступает в силу с момента его подписания, если не требуется его ратификации, или с момента ратификации или обмена ратификационными грамотами. В Венской конвенции 1969 г. предусматривается, что если в договоре не указан момент его вступления в силу, то договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ч. 2 ст. 24).

Date: 2015-08-24; view: 1601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию